| НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики
Программа дисциплины
«Архитектура предприятия»
для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки магистра
Автор программы: Шутов А.А., ст. преподаватель, ashutov@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий «___»___________2013г.
Зав. кафедрой Э.А. Бабкин _______________________ Рекомендована секцией УМС Информатика «___»____________ 2013г.
Председатель А.Н. Визгунов_______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2013г.
Председатель Н.С. Петрухин________________________
Нижний Новгород, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки магистра, изучающих дисциплину «Архитектура предприятия».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения высшего профессионального образования «Национального Исследовательского Университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика». Уровень подготовки: Магистр.
080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки магистров, утвержденным в 2012г.
Цели освоения дисциплины Цели освоения дисциплины «Архитектура предприятия» состоят в анализе как основных, так и современных тенденций в управлении знаниями, процессе сбора и распространения информации и в том, как организация использует и должна использовать информационные технологии.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать теоретические основы функционирования экономических организаций и особенности их работы на современном этапе, в том числе и вследствие финансового кризиса;
Уметь работать со специализированной литературой по архитектуре предприятия как на русском, так и на иностранных языках и выступать с презентациями.
Иметь навыки описания процессов управления ИТ в организации, построения бизнес-архитектуры предприятия.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
| СК- 1
| Изучает тексты по экономике предприятий, управления знаниями, бизнес-архитектура.
| Лекционные и практические занятия по тематике дисциплины, самостоятельная работа студентов.
| способен самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
| СК- 3
| Владеет основными понятиями по Архитектуре предприятия, методах организации и реорганизации процессов внутри предприятия
| Изучение различных текстов отдельных учебных пособий в рамках самостоятельной работы студентов; выполнение контрольной работы
| владеет навыками публичной и научной речи, готов работать с информацией из различных источников
| СК-6, ИК- 4
| Разрабатывает презентацию в рамках семинарских занятий
| Выполнение домашних заданий, связанных с разработкой и представлением докладов
| Способен проводить оценку экономического поведения при принятии решений и институциональный анализ
| ПК-1
| Решает задачи, связанные с выработкой стратегических решение и проектированием оргструктуры предприятия.
| Выполнение расчетных задач и анализ кейсов.
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина относится к циклу экономических дисциплин, и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра. Дисциплина по выбору. Изучение дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Бухгалтерский учет», «Управленческий учет». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при разработке и защите выпускной магистерской диссертации.
Тематический план учебной дисциплины №
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Экономические организации и человеческие потребности
|
| 2
|
| 2
|
| 2
| Постиндустриальное общество. Вклад человеческого фактора в управление предприятием и способы его измерения
|
| 2
|
| 2
|
| 3
| Аутсорсинг, корпоративное управление
|
| 2
|
| 2
|
| 4
| Базель 2-3.
|
| 4
|
| 4
|
| 5
| Организационная структура предприятия и объединения предприятий (кластеры, особые экономические зоны в России)
|
| 4
|
| 4
|
| 6
| Трансакционные издержки
|
| 4
|
| 4
|
| 7
| Онтологический подход к моделированию предприятий
|
| 2
|
| 2
|
| 8
| Архитектура предприятия
|
| 4
|
| 4
|
| 9
| Проблемные области, зоны проектирования
|
| 2
|
| 2
|
| 10
| Бизнес-политика, бизнес-правила
|
| 2
|
| 2
|
|
| Итого
|
| 28
|
| 28
|
|
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры **
| 1
| 2
| Текущий
(неделя)
| Контрольная работа
| 6
|
| Письменная работа 100 минут
|
| реферат
|
| 10
|
| Промежуточны
| Зачет
| 8
|
| Устное собеседование по темам курса (10-15 минут на студента)
| Итоговый
| Экзамен
|
| *
| Устное собеседование по темам курса (10-15 минут на студента)
|
Критерии оценки знаний, навыков Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
- презентация сообщения на заданную тему, чтение и перевод статьи из итальянской экономической печати (вклад в итоговую оценку - 30%);
- контрольная работа (вклад в итоговую оценку - 30%);
- устное собеседование на экзамене (вклад в итоговую оценку - 40%)
Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность в дискуссиях, качество и креативность предлагаемых решений, полноту ответов. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения, соответствие работы заданию, полнота рассмотрения проблемы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная= 0,6* Отекущий + 0,2* Оауд + 0,2* Осам.работа
где Отекущий = 0.5*Ок.р. + 0.5*Ореф.
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Опромежуточный = 0,4*·Озачет + 0,6*·Онакопл Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4 *·Озач
Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Экономические организации и человеческие потребности (2 ч.)
м
Определение потребности и основные процессы на предприятии. Пирамида Маслоу. Инновации.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов. Подготовка к семинарским занятиям, изучение литературы
2. Раздел 2. Постиндустриальное общество. Вклад человеческого фактора в управление предприятием и способы его измерения (2 ч.) Даниел Белл и Ананда Кумарасвами, концепция постиндустриального общества. Изменения в экономической структуре при постиндустриальном обществе. Способы отслеживания изменения стоимости предприятий от человеческого фактора.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов. Подготовка к семинарским занятиям, изучение литературы 3. Раздел 3. Аутсорсинг, корпоративное управление (2 ч.) Развитие гибких структур предприятия. Аутсорсинг: определение и классификация. ИТ-аутсорсинг в России и за рубежом. Корпоративное управление в России и за рубежом.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов. Подготовка к семинарским занятиям, изучение литературы 4. Раздел 4. Базель 2-3 Базельский комитет по банковскому надзору. Процесс кредитования и роль чистого капитала. Расчет доли кредитования.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов. Подготовка к семинарским занятиям, изучение литературы
5. Раздел 5. Организационная структура предприятия и объединения предприятий (кластеры, особые экономические зоны в России) (12 ч.)
Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Развитие кластерной модели в России и за рубежом. Особые экономические зоны: особенности функционирования.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов. Подготовка к семинарским занятиям, изучение литературы
6. Раздел 6. Трансакционные издержки Нео-институциональная экономика. Концепция трансакционных издержек. Рональд Коуз, Оливер Уильямсон, Дуглас Норт. Классификация трансакционных издержек, теория контрактов.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов. Подготовка к семинарским занятиям, изучение литературы
7. Раздел 7. Онтологический подход к моделированию предприятий Понятие онтологий и онтологических трансакций. Классификация трансакций для целей моделирования предприятий: онтологические, инфологические, даталогические.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов. Подготовка к семинарским занятиям, изучение литературы
8. Раздел 8. Архитектура предприятия Нормативная направленность архитектуры. Модель состояния, процесс-модель. Проектирование на предприятии.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов. Подготовка к семинарским занятиям, изучение литературы
9. Раздел 9. Проблемные области, зоны проектирования Выделение проблемных областей и зон проектирования. Их взаимоотношения между собой и место в проектировании архитектуры предприятии.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов. Подготовка к семинарским занятиям, изучение литературы
10. Раздел 10. Бизнес-политика, бизнес-правила Типы бизнес-политики. Определение и классификация бизнес-правил.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов. Подготовка к семинарским занятиям, изучение литературы
Образовательные технологии В рамках курса используются интерактивные формы проведения занятий (ролевые игры), разбор практических задач и кейсов.
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента Тематика заданий текущего контроля Контрольная работа и реферат по основным темам курса.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины по тематикам курса: Цель работы предприятия и человеческие потребности;
Постиндустриальное общество. Ценность человеческого фактора;
Базель 2-3;
Аутсорсинг;
Корпоративное управление;
Организация
Финансово-промышленные группы в России и за рубежом;
Особые экономические зоны в России.
Онтологии, трансакции. Онтологические, инфологические, даталогические трансакции.
Трансакционные издержки.
Модели проектирования предприятия.
Процесс-модель, модель состояния.
Нормативная направленность архитектуры, стандарты в области архитектуры предприятия.
Связь проблемных областей и зон проектирования.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник
D. Hoogervorst “Enterprise governance and enterprise engineering”, Springer, 2009 Дополнительная литература
Jan Dietz “Enterprise ontology”, Springer 2006.
Материально-техническое обеспечение дисциплины Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в курсе и способы их применения:
Необходимое обеспечение
Техническое обеспечение аудитории
проектор
экран
доступ в интернет
Автор программы А.А. Шутов
|