Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт математики и информатики
Кафедра бизнес-информатики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Для направления подготовки – 080500.62 «Технологическое предпринимательство» Профиля – Бизнес-информатика
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения – очная
Москва 2013
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика» Разработчик: профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ В.В.Антропов Рецензент: профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ Ю.В.Фролов
Программа одобрена на заседании кафедры____________________________________________
Протокол № ______ от «_____» _______________ 2013 г.
Зав. кафедрой: ______________________________ Ю.В.Фролов
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013
© Кафедра бизнес-информатики, 2013
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины: формирование у студентов знаний по основным теоретическим концепциям социальных организаций и организационному поведению как междисциплинарной области знаний, связанной с изучением человеческих установок и трудовой деятельности в организации. Задачи дисциплины:
формирование представления о теории организации, интегрирующей экономические, философские и социологические знания;
освоение основных структур организаций;
ознакомление с опытом деятельности успешных (конкурентоспособных) организаций, достижение студентами понимания о предпосылках успешности организаций;
формирование умений решения ключевых проблем управленческой деятельности;
формирование понимания причин и изучение критериев оценки поведения людей в организации;
приобретение студентами умений по анализу человеческого поведения в социальной группе.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП.
Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 6 зачетных единиц (216 часов).
Количество аудиторных часов: 57, из них 19 часов – лекционные занятия, 38 часов – практические занятия. На курсовые экзамены выделяется 27 часов.
Отчетность по дисциплине: – экзамен.
Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Теория организации и организационное поведение» являются проектирование архитектуры предприятия и аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: архитектура предприятия; методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонент.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области проектирования архитектуры предприятия:
анализ архитектуры предприятия;
в области аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием:
анализ и оценка ИС и ИКТ для управления бизнесом.
Освоение дисциплины «Теория организации и организационное поведение является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:
экономика фирмы;
маркетинг;
стратегический менеджмент;
архитектура предприятия;
деловые коммуникации;
информационные системы управления производственной компанией;
управление персоналом;
а также курсов по выбору:
информационные системы управления персоналом;
системы оценки и развития персонала,
прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации. 3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1; ОК-2; ОК-6; ОК-8; ОК-16; ОК-18; ПК-1; ДПК-1; ДПК-2; ДПК-3; ДПК-4; ДПК-5; ДПК-6; ДПК-7; ДПК-8; ДПК-9.: Общекультурные компетенции (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен работать с информацией из различных источников (ОК-16);
способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-18).
Профессиональные компетенции (ПК):
способен проводить анализ архитектуры (ПК-1);
способен дифференцировать содержание конкурентных стратегий организации (ДПК-1);
способен использовать методы и показатели оценки эффективности организации (ДПК-2);
способен оценить роль организационных инноваций (ДПК-3);
способен осуществлять классификацию информационных систем в зависимости от уровня управления организацией (ДПК-4);
способен распознавать тактические и стратегические процессы управления знаниями (ДПК-5);
способен осуществлять анализ элементов механизма мотивации и их влияния на результаты деятельности (ДПК-6);
способен осуществлять анализ содержания коммуникационного процесса (ДПК-7);
способен различать властный и управленческий аспект организационного лидерства (ДПК-8);
способен оценивать эффективность воздействия корпоративной культуры на деятельность сотрудников (ДПК-9.)
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: (ФГОС ВПО):
основные типы структур организации, их преимущества и недостатки;
(ПООП):
основные современные теории организации, их особенности;
организационные инновации и последовательность элементов инновации;
методы корпоративного предпринимательства;
типы информационных систем, используемые в управлении организацией;
основные процессы управления знаниями и методы оценки компетенций;
основные модели организационного поведения и типы организационных культур;
современные теории мотивации;
уметь (ФГОС ВПО):
осуществлять выбор организационных структур, исходя из потребностей и возможностей предприятия;
(ПООП):
формулировать ключевые положения, лежащие в основе организационных теорий;
сравнивать различные типы организационной культуры;
анализировать этапы реализации изменений в организации;
оценивать влияние индивидуальных различий людей на их поведение в социальной группе;
принимать решения о способах мотивации персонала в организации;
владеть (ПООП):
методами и показателями для оценки эффективности организации;
методами оценки компетентности персонала.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
-
|
Всего часов/
зачетных единиц
|
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
| 57
| 1
|
|
|
|
| 19
| 1
|
Практические занятия (ПЗ)
|
| 38
| 1
|
Самостоятельная работа (всего)
|
| 132
| 1
|
|
|
|
подготовка к практическим занятиям
|
| 70
| 1
|
| 40
| 1
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) – экзамен
|
| 22
| 1
|
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
| 216
| 1
| 5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
-
|
Наименование раздела дисциплины
|
|
|
|
|
| 1.
| Понятие «Организация
| 1
| 2
| 12
| 15
| 2.
| Основополагающие идеи организационных теорий
| 2
| 4
| 10
| 16
| 3.
| Стратегия и эффективность организации
| 2
| 2
| 10
| 14
| 4.
| Структуры организаций
| 2
| 4
| 20
| 26
| 5.
| Внешняя окружающая среда
| 2
| 4
| 10
| 16
| 6.
| Жизненный цикл организации и организационные изменения
| 2
| 4
| 10
| 16
| 7.
| Понятие организационного поведения. Индивидуальные различия, влияющие на поведение людей в организации.
| 2
| 4
| 10
| 16
| 8.
| Организационная культура
| 2
| 4
| 10
| 16
| 9.
| Мотивация деятельности.
| 2
| 4
| 10
| 16
| 10.
| Группы. Управление конфликтами
| 1
| 4
| 10
| 15
| 11.
| Власть, лидерство
| 1
| 2
| 20
| 23
|
| Итого:
| 19
| 38
| 132
| 189
|
5.2. Содержание разделов дисциплины
-
|
Наименование раздела дисциплины
|
|
| 1.
| Понятие «Организация»
| Сущность понятия «организация». Системные свойства организации: целостность; эмерджентность (холизм, синергизм, гештальт); гомеостазис (динамическое равновесие, устойчивое состояние). Иерархические уровни организаций: простые структуры; сложные структуры; сверхсложные структуры (человек как организация, социальные организации, непознанные и непознаваемые организации).
| 2.
| Основополагающие идеи организационных теорий
| Теория самоорганизации. Основные положения теории самоорганизации И. Пригожина: неравновесность и равновесность порядка; обратимость и случайность; нелинейность систем; история как последовательность бифуркаций; рынок как форма самоорганизации систем.
Системный подход. Общая теория систем (Людвиг фон Берталанфи). Системный анализ: основные этапы и рекомендуемые методы исследования. Методы морфологического анализа. Быстрый SWOT-анализ.
Законы организации. Закон синергии. Закон самосохранения. Закон информированности – упорядоченности. Закон единства
Классическое направление теории социальных организаций. Научная школа. .
Административная школа А. Файоля.
Исследования на заводе в Хоторне (штат Иллинойс, США), принадлежащем компании «Western Electric». Руководящие принципы Э. Мейо. Человеческие потребности и теория организационного гуманизма. Дихотомия менеджмента: концепции Х и Y (Д. Макгрегор). Принцип интеграции. Ситуационный характер концепций Х и Y.
| 3.
| Стратегия и эффективность организации
| Понятие стратегии в теории менеджмента. Стратегия как план, как принцип поведения, как позиция, как перспектива, как прием (ловкий маневр).
Руководящие идеи организации. Видение и миссия организации. Ценности. Ценности успешных организаций.
Управление, основанное на целях. Критерий SMART. Требования к целям. Оперативные инициативы организации. Финансовая перспектива. Средневзвешенная стоимость капитала. Показатели рентабельности. Добавленная стоимость. Чистый приведенный доход. Стратегический период. Оперативные цели для некоммерческих организаций. Стратегия и финансовые показатели.
Показатели клиентской перспективы.
Оперативные цели перспективы внутренних бизнес-процессов. Эффективность производственного цикла.
Оперативные цели перспективы обучения и развития персонала. Коэффициент стратегического переобучения
Возможная взаимосвязь между оперативными целями для деловой и некоммерческой организации.
Типология стратегий. Модель М. Портера. Стратегии дифференцирования и низких цен. Цепочка создания ценности. Ключевые компетенции. Типы стратегий Майлза и Сноу: стратегия поиска; стратегия защиты доли рынка; стратегия анализа; стратегия реагирования.
Стратегия и строение организации.
Оценка эффективности организации. Экономичность организации. Эффективность как степень приближения организации к цели и как уровень удовлетворенности всех групп влияния. Целевой подход. Ресурсный подход. Подход с учетом внутренних процессов. Комплексная модель эффективности.
Предел и причины диверсификации. Матрица стратегий И. Ансоффа. Конкурентные стратегии. Модель «Стратегические часы».
| 4.
| Структуры организаций
| Горизонтальное разделение труда (функциональный принцип). Вертикальное разделение труда (скалярный принцип). Уровни управления. Координация.
Информационные процессы в структуре организации. Вертикальные информационные связи: иерархические переадресации; правила и планы; вертикальные системы информации. Горизонтальные информационные связи: информационные системы; прямые контакты; рабочие группы; постоянный интегратор; команды.
Подходы к проектированию организаций. Виды работ. Отношения отчетности. Принципы формирования подразделений.
Типы организаций. Вертикальная структура. Бюрократия. Департаментализация. Функциональная структура: преимущества и недостатки. Дивизиональная структура: продуктовая структура; структура, ориентированная на потребителя; региональная организационная структура.
Матричная структура. Условия создания матрицы, ее слабые и сильные стороны.
Горизонтальная структура. Реинжиниринг бизнес-процессов. Слабые и сильные стороны горизонтальной структуры организации.
Модульная структура. Аутсорсинг. Слабые и сильные стороны модульной структуры организации.
Гибридная структура организации. Примеры гибридных структур.
| 5.
| Внешняя окружающая среда
| Сектора окружающей среды. Оперативная окружающая среда. Общая окружающая среда.
Неопределенность окружающей среды организации. Когнитивные ограничения руководителя. Масштабность и сложность информации. Простота – сложность окружающей среды. Стабильность – нестабильность окружающей среды. Матрица анализа неопределенности среды. Способы адаптации к неопределенной окружающей среде: должности и подразделения; буферные и пограничные зоны; дифференциация; интеграция; органический и механистический менеджмент; планирование, прогнозирование, ответственность. Зависимость от ресурсов окружающей среды
| 6.
| Жизненный цикл организации и организационные изменения
| Размеры организаций. Большие и малые организации. Гибрид малой и большой компании.
Стадии жизненного цикла организации: стадия предпринимательства; стадия коллективизма; стадия формализации; стадия совершенствования; упадок организации. Факторы упадка: организационная атрофия; уязвимость; упадок окружающей среды или конкуренция.
Стадии упадка организации: стадия слепоты; стадия бездействия; ошибочные действия; стадия кризиса; стадия распада.
Стратегии контроля в организации: бюрократический контроль; рыночный контроль; клановый контроль.
Изменения и инновации. Необходимость организационных изменений. Инкрементальные и радикальные изменения. Организационные инновации. Последовательность элементов инновации: идея; потребности в изменении; принятие решения о реализации инновации; реализация; ресурсы.
Двойственные организации: органический и механистический компоненты организации. Корпоративное предпринимательство: защитник технической идеи (продукта); защитник управления идеей. Двухсторонний подход. Два ядра организации: техническое и административное.
| 7.
| Понятие организационного поведения. Индивидуальные различия, влияющие на поведение людей в организации.
| Этика и ОП. Этическая проблема. Этическая дилемма. Утилитаристский подход. Индивидуалистический подход. Морально-правовой или гуманитарный подход. Концепция справедливости. Социальная ответственность организации как работодателя, делового партнера, «гражданина» определенной территории и благотворителя.
Менеджмент разнообразия. Демографические характеристики. Личность и ее развитие. Факторы, определяющие личность: задатки и способности; окружающая среда. Подходы к исследованию личностных черт: «большая пятерка» качеств; социальные черты; личные концептуальные черты; черты эмоциональной адаптации. Недостатки оценки личности на основе большой пятерки качеств.
| 8.
| Организационная культура
| Культура (в широком смысле). Видимые параметры культуры. Роль ценностей. Перечень ценностей, которые обычно присутствуют в успешных организациях. Мировоззренческие типы людей. Нормы отношений и нормы поведения. Коммуникационные стили. Процессы передачи знаний в зависимости от культуры.
Типы организационной культуры. Рекомендуемые траектории перехода из одной культуры в другую. Крайние типы взаимодействия человека с организацией. Типология адаптации человека в организации: отрицание, конформизм, мимикрия, адаптивный индивидуализм
Макрокультурные переменные: властная дистанция; индивидуализм-коллективизм; тревожность за будущее; размер ценностей; долгосрочная – краткосрочная ориентация; мужественность-женственность.
| 9.
| Мотивация деятельности.
| Роль и значение мотивации в управлении человеком. Основные понятия современных теорий мотивации: побуждение, потребности, мотив, мотивирование, стимулы, стимулирование, вознаграждение. Влияние мотивации на характеристики деятельности человека.
Теории содержания мотивации. Принципы мотивации человека. Иерархия базовых потребностей по А. Маслоу. Основные группы потребностей: физиологические, потребности безопасности, принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, потребность самовыражения. Основные черты, присущие самореализующимся личностям. Природа внутриличностных конфликтов человека, адаптирующегося к организации. Критика теории А. Маслоу.
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда. Потребности достижения, соучастия и властвования. Взаимовлияние потребностей.
Двухфакторная теория Герцберга. Гигиенические и мотивирующие факторы, влияющие на поведение человека в организации. Удовлетворенность и неудовлетворенность работой.
Теория ERG К. Альдерфера. Процессы удовлетворения и фрустрации. Обобщение теорий содержания мотивации.
Теории процесса мотивации. Модель мотивационного процесса. Теория ожиданий (В. Врум). Ожидания как мотивирующий фактор. Взаимосвязь затрат труда, результатов и вознаграждения. Понятие валентности как степени удовлетворения от полученного вознаграждения.
Теория равенства (справедливости). Категории, которыми оперирует теория равенства: воспринятое вознаграждение других, воспринятые затраты индивида, воспринятые затраты других, норма. Возможные реакции человека на состояние неравенства в организации.
| 10.
| Группы. Управление конфликтами
| Лидерство (руководство). Качества лидера. Качества менеджера.
Власть. Источники власти формального руководителя и лидера. Виды власти: законная, основанная на вознаграждении, основанная на принуждении, экспертная и референтная. Источники власти: 1) занимаемая должность; 2) личные качества лидера.
Должностная власть: законная (легитимная) власть; власть, основанная на поощрении (подчинение); власть, основанная на принуждении (сопротивление).
Личная власть: экспертная власть; референтная власть. Приверженность.
Превращение власти во влияние. Возможные стратегии влияния: логика; доброжелательность; коалиции; торги; напористость; поддержка вышестоящих лиц; санкции. Нисходящее влияние. Восходящее влияние.
Послушание. Психологический контракт.
Черты, характерные для успешного лидера. Поведенческий подход. Матрица: внимание к сотрудникам - внимание к производственному процессу. Два стиля лидерства.
|
5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
-
|
Количество чаов/зачетных единиц
|
|
|
Общее количество компетенций
|
| Микроэкономика
| 57
| ОК-1, ОК-5, ОК-16
| 3
|
6. Образовательные технологии
-
Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)
| | |