Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство»





Скачать 308.51 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство»
страница1/2
Дата публикации20.11.2014
Размер308.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Кафедра бизнес-информатики


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины


ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Для направления подготовки – 080500.62 «Технологическое предпринимательство»
Профиля – Бизнес-информатика

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная


Москва 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика»
Разработчик: профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ В.В.Антропов
Рецензент: профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ Ю.В.Фролов

Программа одобрена на заседании кафедры____________________________________________

Протокол № ______ от «_____» _______________ 2013 г.

Зав. кафедрой: ______________________________ Ю.В.Фролов

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра бизнес-информатики, 2013

  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов знаний по основным теоретическим концепциям социальных организаций и организационному поведению как междисциплинарной области знаний, связанной с изучением человеческих установок и трудовой деятельности в организации.
Задачи дисциплины:

  • формирование представления о теории организации, интегрирующей экономические, философские и социологические знания;

  • освоение основных структур организаций;

  • ознакомление с опытом деятельности успешных (конкурентоспособных) организаций, достижение студентами понимания о предпосылках успешности организаций;

  • формирование умений решения ключевых проблем управленческой деятельности;

  • формирование понимания причин и изучение критериев оценки поведения людей в организации;

  • приобретение студентами умений по анализу человеческого поведения в социальной группе.


2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в вариативную часть ООП.

Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 6 зачетных единиц (216 часов).

Количество аудиторных часов: 57, из них 19 часов – лекционные занятия, 38 часов – практические занятия. На курсовые экзамены выделяется 27 часов.

Отчетность по дисциплине: – экзамен.

Областями профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина «Теория организации и организационное поведение» являются проектирование архитектуры предприятия и аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: архитектура предприятия; методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонент.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

  • в области проектирования архитектуры предприятия:

  • анализ архитектуры предприятия;

  • в области аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием:

  • анализ и оценка ИС и ИКТ для управления бизнесом.

Освоение дисциплины «Теория организации и организационное поведение является необходимой основой для последующего изучения дисциплин:

  • экономика фирмы;

  • маркетинг;

  • стратегический менеджмент;

  • архитектура предприятия;

  • деловые коммуникации;

  • информационные системы управления производственной компанией;

  • управление персоналом;

а также курсов по выбору:

  • информационные системы управления персоналом;

  • системы оценки и развития персонала,

прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1; ОК-2; ОК-6; ОК-8; ОК-16; ОК-18; ПК-1; ДПК-1; ДПК-2; ДПК-3; ДПК-4; ДПК-5; ДПК-6; ДПК-7; ДПК-8; ДПК-9.:
Общекультурные компетенции (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

  • способен работать с информацией из различных источников (ОК-16);

  • способен проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-18).

Профессиональные компетенции (ПК):

  • способен проводить анализ архитектуры (ПК-1);

  • способен дифференцировать содержание конкурентных стратегий организации (ДПК-1);

  • способен использовать методы и показатели оценки эффективности организации (ДПК-2);

  • способен оценить роль организационных инноваций (ДПК-3);

  • способен осуществлять классификацию информационных систем в зависимости от уровня управления организацией (ДПК-4);

  • способен распознавать тактические и стратегические процессы управления знаниями (ДПК-5);

  • способен осуществлять анализ элементов механизма мотивации и их влияния на результаты деятельности (ДПК-6);

  • способен осуществлять анализ содержания коммуникационного процесса (ДПК-7);

  • способен различать властный и управленческий аспект организационного лидерства (ДПК-8);

  • способен оценивать эффективность воздействия корпоративной культуры на деятельность сотрудников (ДПК-9.)


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: (ФГОС ВПО):

  • основные типы структур организации, их преимущества и недостатки;

(ПООП):

  • основные современные теории организации, их особенности;

  • организационные инновации и последовательность элементов инновации;

  • методы корпоративного предпринимательства;

  • типы информационных систем, используемые в управлении организацией;

  • основные процессы управления знаниями и методы оценки компетенций;

  • основные модели организационного поведения и типы организационных культур;

  • современные теории мотивации;

уметь (ФГОС ВПО):

  • осуществлять выбор организационных структур, исходя из потребностей и возможностей предприятия;

(ПООП):

  • формулировать ключевые положения, лежащие в основе организационных теорий;

  • сравнивать различные типы организационной культуры;

  • анализировать этапы реализации изменений в организации;

  • оценивать влияние индивидуальных различий людей на их поведение в социальной группе;

  • принимать решения о способах мотивации персонала в организации;

владеть (ПООП):

  • методами и показателями для оценки эффективности организации;

  • методами оценки компетентности персонала.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы







Всего часов/

зачетных единиц







Семестр







Аудиторные занятия (всего)




57

1




В том числе:













Лекции




19

1




Практические занятия (ПЗ)




38

1




Самостоятельная работа (всего)




132

1




В том числе:













подготовка к практическим занятиям




70

1




подготовка реферата




40

1




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) – экзамен




22

1




Общая трудоемкость часы

зачетные единицы




216

1

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий






п/п







Наименование раздела дисциплины







Лекции







Практические занятия







СРС







Всего




1.

Понятие «Организация

1

2

12

15

2.

Основополагающие идеи организационных теорий

2

4

10

16

3.

Стратегия и эффективность организации

2

2

10

14

4.

Структуры организаций

2

4

20

26

5.

Внешняя окружающая среда

2

4

10

16

6.

Жизненный цикл организации и организационные изменения

2

4

10

16

7.

Понятие организационного поведения. Индивидуальные различия, влияющие на поведение людей в организации.

2

4

10

16

8.

Организационная культура


2

4

10

16

9.

Мотивация деятельности.

2

4

10

16

10.

Группы. Управление конфликтами

1

4

10

15

11.

Власть, лидерство

1

2

20

23




Итого:


19

38

132

189


5.2. Содержание разделов дисциплины




п/п







Наименование раздела дисциплины







Содержание раздела




1.

Понятие «Организация»



Сущность понятия «организация». Системные свойства организации: целостность; эмерджентность (холизм, синергизм, гештальт); гомеостазис (динамическое равновесие, устойчивое состояние). Иерархические уровни организаций: простые структуры; сложные структуры; сверхсложные структуры (человек как организация, социальные организации, непознанные и непознаваемые организации).


2.

Основополагающие идеи организационных теорий

Теория самоорганизации. Основные положения теории самоорганизации И. Пригожина: неравновесность и равновесность порядка; обратимость и случайность; нелинейность систем; история как последовательность бифуркаций; рынок как форма самоорганизации систем.

Системный подход. Общая теория систем (Людвиг фон Берталанфи). Системный анализ: основные этапы и рекомендуемые методы исследования. Методы морфологического анализа. Быстрый SWOT-анализ.

Законы организации. Закон синергии. Закон самосохранения. Закон информированности – упорядоченности. Закон единства

Классическое направление теории социальных организаций. Научная школа. .

Административная школа А. Файоля.

Исследования на заводе в Хоторне (штат Иллинойс, США), принадлежащем компании «Western Electric». Руководящие принципы Э. Мейо. Человеческие потребности и теория организационного гуманизма. Дихотомия менеджмента: концепции Х и Y (Д. Макгрегор). Принцип интеграции. Ситуационный характер концепций Х и Y.

3.

Стратегия и эффективность организации

Понятие стратегии в теории менеджмента. Стратегия как план, как принцип поведения, как позиция, как перспектива, как прием (ловкий маневр).

Руководящие идеи организации. Видение и миссия организации. Ценности. Ценности успешных организаций.

Управление, основанное на целях. Критерий SMART. Требования к целям. Оперативные инициативы организации. Финансовая перспектива. Средневзвешенная стоимость капитала. Показатели рентабельности. Добавленная стоимость. Чистый приведенный доход. Стратегический период. Оперативные цели для некоммерческих организаций. Стратегия и финансовые показатели.

Показатели клиентской перспективы.

Оперативные цели перспективы внутренних бизнес-процессов. Эффективность производственного цикла.

Оперативные цели перспективы обучения и развития персонала. Коэффициент стратегического переобучения

Возможная взаимосвязь между оперативными целями для деловой и некоммерческой организации.

Типология стратегий. Модель М. Портера. Стратегии дифференцирования и низких цен. Цепочка создания ценности. Ключевые компетенции. Типы стратегий Майлза и Сноу: стратегия поиска; стратегия защиты доли рынка; стратегия анализа; стратегия реагирования.

Стратегия и строение организации.

Оценка эффективности организации. Экономичность организации. Эффективность как степень приближения организации к цели и как уровень удовлетворенности всех групп влияния. Целевой подход. Ресурсный подход. Подход с учетом внутренних процессов. Комплексная модель эффективности.

Предел и причины диверсификации. Матрица стратегий И. Ансоффа. Конкурентные стратегии. Модель «Стратегические часы».

4.

Структуры организаций

Горизонтальное разделение труда (функциональный принцип). Вертикальное разделение труда (скалярный принцип). Уровни управления. Координация.

Информационные процессы в структуре организации. Вертикальные информационные связи: иерархические переадресации; правила и планы; вертикальные системы информации. Горизонтальные информационные связи: информационные системы; прямые контакты; рабочие группы; постоянный интегратор; команды.

Подходы к проектированию организаций. Виды работ. Отношения отчетности. Принципы формирования подразделений.

Типы организаций. Вертикальная структура. Бюрократия. Департаментализация. Функциональная структура: преимущества и недостатки. Дивизиональная структура: продуктовая структура; структура, ориентированная на потребителя; региональная организационная структура.

Матричная структура. Условия создания матрицы, ее слабые и сильные стороны.

Горизонтальная структура. Реинжиниринг бизнес-процессов. Слабые и сильные стороны горизонтальной структуры организации.

Модульная структура. Аутсорсинг. Слабые и сильные стороны модульной структуры организации.

Гибридная структура организации. Примеры гибридных структур.


5.

Внешняя окружающая среда

Сектора окружающей среды. Оперативная окружающая среда. Общая окружающая среда.

Неопределенность окружающей среды организации. Когнитивные ограничения руководителя. Масштабность и сложность информации. Простота – сложность окружающей среды. Стабильность – нестабильность окружающей среды. Матрица анализа неопределенности среды. Способы адаптации к неопределенной окружающей среде: должности и подразделения; буферные и пограничные зоны; дифференциация; интеграция; органический и механистический менеджмент; планирование, прогнозирование, ответственность. Зависимость от ресурсов окружающей среды


6.

Жизненный цикл организации и организационные изменения

Размеры организаций. Большие и малые организации. Гибрид малой и большой компании.

Стадии жизненного цикла организации: стадия предпринимательства; стадия коллективизма; стадия формализации; стадия совершенствования; упадок организации. Факторы упадка: организационная атрофия; уязвимость; упадок окружающей среды или конкуренция.

Стадии упадка организации: стадия слепоты; стадия бездействия; ошибочные действия; стадия кризиса; стадия распада.

Стратегии контроля в организации: бюрократический контроль; рыночный контроль; клановый контроль.

Изменения и инновации. Необходимость организационных изменений. Инкрементальные и радикальные изменения. Организационные инновации. Последовательность элементов инновации: идея; потребности в изменении; принятие решения о реализации инновации; реализация; ресурсы.

Двойственные организации: органический и механистический компоненты организации. Корпоративное предпринимательство: защитник технической идеи (продукта); защитник управления идеей. Двухсторонний подход. Два ядра организации: техническое и административное.


7.

Понятие организационного поведения. Индивидуальные различия, влияющие на поведение людей в организации.

Этика и ОП. Этическая проблема. Этическая дилемма. Утилитаристский подход. Индивидуалистический подход. Морально-правовой или гуманитарный подход. Концепция справедливости. Социальная ответственность организации как работодателя, делового партнера, «гражданина» определенной территории и благотворителя.

Менеджмент разнообразия. Демографические характеристики. Личность и ее развитие. Факторы, определяющие личность: задатки и способности; окружающая среда. Подходы к исследованию личностных черт: «большая пятерка» качеств; социальные черты; личные концептуальные черты; черты эмоциональной адаптации. Недостатки оценки личности на основе большой пятерки качеств.


8.

Организационная культура

Культура (в широком смысле). Видимые параметры культуры. Роль ценностей. Перечень ценностей, которые обычно присутствуют в успешных организациях. Мировоззренческие типы людей. Нормы отношений и нормы поведения. Коммуникационные стили. Процессы передачи знаний в зависимости от культуры.

Типы организационной культуры. Рекомендуемые траектории перехода из одной культуры в другую. Крайние типы взаимодействия человека с организацией. Типология адаптации человека в организации: отрицание, конформизм, мимикрия, адаптивный индивидуализм

Макрокультурные переменные: властная дистанция; индивидуализм-коллективизм; тревожность за будущее; размер ценностей; долгосрочная – краткосрочная ориентация; мужественность-женственность.


9.

Мотивация деятельности.

Роль и значение мотивации в управлении человеком. Основные понятия современных теорий мотивации: побуждение, потребности, мотив, мотивирование, стимулы, стимулирование, вознаграждение. Влияние мотивации на характеристики деятельности человека.

Теории содержания мотивации. Принципы мотивации человека. Иерархия базовых потребностей по А. Маслоу. Основные группы потребностей: физиологические, потребности безопасности, принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, потребность самовыражения. Основные черты, присущие самореализующимся личностям. Природа внутриличностных конфликтов человека, адаптирующегося к организации. Критика теории А. Маслоу.

Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда. Потребности достижения, соучастия и властвования. Взаимовлияние потребностей.

Двухфакторная теория Герцберга. Гигиенические и мотивирующие факторы, влияющие на поведение человека в организации. Удовлетворенность и неудовлетворенность работой.

Теория ERG К. Альдерфера. Процессы удовлетворения и фрустрации. Обобщение теорий содержания мотивации.

Теории процесса мотивации. Модель мотивационного процесса. Теория ожиданий (В. Врум). Ожидания как мотивирующий фактор. Взаимосвязь затрат труда, результатов и вознаграждения. Понятие валентности как степени удовлетворения от полученного вознаграждения.

Теория равенства (справедливости). Категории, которыми оперирует теория равенства: воспринятое вознаграждение других, воспринятые затраты индивида, воспринятые затраты других, норма. Возможные реакции человека на состояние неравенства в организации.


10.

Группы. Управление конфликтами

Лидерство (руководство). Качества лидера. Качества менеджера.

Власть. Источники власти формального руководителя и лидера. Виды власти: законная, основанная на вознаграждении, основанная на принуждении, экспертная и референтная. Источники власти: 1) занимаемая должность; 2) личные качества лидера.

Должностная власть: законная (легитимная) власть; власть, основанная на поощрении (подчинение); власть, основанная на принуждении (сопротивление).

Личная власть: экспертная власть; референтная власть. Приверженность.

Превращение власти во влияние. Возможные стратегии влияния: логика; доброжелательность; коалиции; торги; напористость; поддержка вышестоящих лиц; санкции. Нисходящее влияние. Восходящее влияние.

Послушание. Психологический контракт.

Черты, характерные для успешного лидера. Поведенческий подход. Матрица: внимание к сотрудникам - внимание к производственному процессу. Два стиля лидерства.



5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)




Наименование дисциплины







Количество чаов/зачетных единиц







Формируемые компетенции







Общее количество компетенций




Микроэкономика

57

ОК-1, ОК-5, ОК-16

3



6. Образовательные технологии




Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconРабочая программа Учебной дисциплины управление персоналом для направления...
Изучение дисциплины базируется на таких курсах, как «Экономическая теория», «Теория организации и организационное поведение», «Основы...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconПрограмма дисциплины Теория организаций и организационное поведение...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconРабочая программа дисциплины Теория менеджмента: организационное поведение
Дисциплина «Теория менеджмента: организационное поведение» входит в профессиональный цикл дисциплин ( Б. 3). Преподавание дисциплины...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconРабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080500 "Бизнес-информатика", профиль подготовки...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconРабочая программа учебной дисциплины «функциональное программирование...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080500 "Бизнес-информатика", профиль подготовки...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика», профиль подготовки...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconРабочая программа учебной дисциплины теория организации и организационное...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080200. 68 «Менеджмент», утверждённого приказом...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconРабочая программа дисциплины Теория организации и организационное поведение
Менеджмент. Это означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconПрограмма дисциплины «Теория организации» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconРоссийской федерации
...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconРабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconРабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconТеория менеджмента 2 (организационное поведение)
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История аграрных отношений», «Экономическая теория»
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconРабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины теория организации и организационное поведение для направления подготовки 080500. 62 «Технологическое предпринимательство» iconРабочая программа Учебной дисциплины Информационная безопасность...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск