Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 217.38 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации27.12.2014
Размер217.38 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Военное дело > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Нижегородский филиал

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Организационное поведение»

для направления 080200.68 «Менеджмент»

для магистерской программы 080500.68 «Маркетинг»
Автор: Мкртычян Герасим Амирович

доктор психологических наук, профессор


Рекомендована секцией УМС

«Менеджмент»

Председатель

_____________Т.В. Радаев

«___» ________________2011г.

Утверждена УМС филиала

Председатель

_____________Л.Г. Макарова

«___» _______________2011

Одобрена на заседании кафедры организационной психологии

Зав. кафедрой

________________Г.А. Мкртычян

«____»______________2011г.


Нижний Новгород, 2011 г.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы 080500.68 «Маркетинг» подготовки магистра, изучающих дисциплину «Организационное поведение».

Программа разработана в соответствии с ФГОС, образовательной программой по направлению 080200.68 «Менеджмент», рабочим учебным планом по направлению 080200.68 «Менеджмент» для магистерской программы «Маркетинг», утвержденным в 2010 году.

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Организационное поведение» является формирование у магистров системы представлений об основах поведения людей в организации на трех возможных уровнях – индивидуальном, групповом и организационном и умений управлять им для повышения организационной эффективности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент:

способен использовать знания о работе с коллективами и отдельными работниками в управленческой деятельности;

способен активно участвовать в реализации программы организационных изменений;

способен применить основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;

владеет современными технологиями управления персоналом;

способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

владеет разными способами разрешения конфликтных ситуаций;

способен эффективно выполнять управленческие функции в мультикультурной среде;

учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации;

владеет правилами постановке проблемы, формулирования и проверки научных гипотез в сфере организационного поведения.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к блоку адаптационных дисциплин магистерской программы «Маркетинг», обеспечивающих подготовку магистра.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Педагогика и психология;

  • Социальная психология;

  • Теория организаций.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Иметь психологические знания о закономерностях индивидуального и группового поведения человека;

Владеть основными положениями теории организаций.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Стратегия управления человеческими ресурсами;

  • Технологии управления человеческими ресурсами.

Тематический план учебной дисциплины

№№

п\п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.

занятия




Предмет и задачи курса

1

1






1

Индивидуальное поведение в организации

43

6

7

30

1.1

Личность и способности




2

2




1.2

Эмоции и стресс на работе




1

1



1.3

Отношение к работе




1

1




1.4

Трудовая мотивация



1

2



1.5


Карьерное развитие



1

1



2

Групповое поведение в организации

28

4

4

20

2.1

Групповые процессы




1

1



2.2

Коммуникации в организации




1

1



2.3

Принятие управленческих решений




2

2




3

Организационный уровень поведения

36

5

5

26

3.1

Влияние, власть и политика




1

1




3.2

Лидерство в организациях




2

2




3.3

Организационная культура




2

2







Итого

108

16

16

76

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4







Текущий

(неделя)

Реферат




12






















8 - 10 стр. (с докладом)

Итоговый

Зачет





*






















Тестирование

Критерии оценки знаний, навыков


Реферат пишется студентом по одной из актуальных проблем современного организационного поведения. Основное требование к реферату: должен содержать анализ современного опыта решения выбранной проблемы. Оценивается как текст реферата, так и его представление (защита) на практическом занятии. Основные критерии оценки: подбор современных источников (включая зарубежные публикации), структура реферата, аналитические умения (выводы), презентация и защита реферата.

Зачет проводится в форме тестирования по темам, пройденным во втором модуле. Тест содержит вопросы (30), каждый из которых содержит пять вариантов ответа, один из которых неправильный. Задача студента «опознать» неправильный вариант ответа. Каждые 10% правильных ответов оцениваются в 1 балл.

Содержание программы

Предмет и задачи курса (л. – 2 час.).

Специфика организационного поведения как отрасли знания: междисциплинарность, научная ориентация, охват всех возможных уровней анализа поведения (индивидуального, группового и организационного), нацеленность на решение практических задач. Влияние на организационное поведение современных тенденций развития общества: глобализация и рост количества транснациональных компаний; демографические изменения рабочей силы; стремительное развитие современных технологий; растущие ожидания людей в отношении организаций.

Особенности организации и проведения исследований в таких отраслях научного знания и практики как менеджмент, социология и психология. Современная научная психология как теоретико-методологическая основа исследований организационного поведения.

Литература: 1 (глава1), 2 (с.12 – 14); 4, 5, 8, 12.
Раздел 1. Индивидуальное поведение в организации.

Тема № 1.1. Личность и способности (л. – 4 час. 8 час.).

Психологическое понятие личности и ее роль в организационном поведении. Теория взаимодействия. Теории черт личности. Пять основных измерений личности: добросовестность, экстраверсия, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, открытость новому опыту. Личностные характеристики, особенно значимые для организации: позитивная или негативная аффективность; внутренний или внешний локус контроля; тип поведения А или Б; позитивная или негативная самооценка; самоконтроль; мотивация к достижениям; макиавеллизм. Типологические теории личности. Интеллектуальные и физические способности. Основные разновидности интеллектуальных способностей: когнитивный, практический и эмоциональный интеллект.
Тема № 1.2. Эмоции и стресс на работе (4 час.).

Психология эмоциональной жизни человека. Типологии эмоций. Эмоции и настроения, их отличительные свойства. Влияние эмоций и настроений на продуктивность работы, способы управления эмоциями. Понятие стресса. Причины возникновения стресса на работе: профессиональные требования; конфликты между работой и жизненными обстоятельствами; ролевая неоднозначность на работе; перегруженность и недостаточная загруженность; ответственность за других людей; нехватка социальной поддержки; сексуальные домогательства. Последствия стресса: эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение оценки собственной успешности. Организационные ресурсы управления стрессом.
Тема № 1.3. Отношение к работе (4 час.).

Психологическая структура отношения: эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия социальной установки и отношения. Основные разновидности отношений на работе: удовлетворенность работой, организационная приверженность и предубеждения. Теории удовлетворенности работой: двухфакторная теория (Ф.Херцберг) и теория ценностей. Методики измерения удовлетворенности. Потенциальные последствия неудовлетворенности работой: абсентеизм, текучесть кадров, модели трудового поведения. Виды организационной приверженности: вынужденная, аффективная, нормативная. Последствия организационной приверженности. Предубеждения: основные виды и способы преодоления.
Тема № 1.4. Трудовая мотивация (6 час.).

Психология трудовой мотивации. Пять основных подходов к трудовой мотивации. Мотивирование посредством удовлетворения потребностей: теория иерархии потребностей А.Маслоу и теория К.Олдерфера; их сопоставление. Мотивирование посредством постановки целей: теория постановки целей Э.Лока и Г.Латхэма. Необходимые параметры целей: конкретность и трудность. Мотивирование с помощью объективности. Разновидности организационной справедливости: дистрибутивная, процедурная и справедливость взаимодействия. Теория равенства С.Адамса: формула справедливости распределения вознаграждений. Основные принципы процедурной справедливости. Факторы, влияющие на справедливость взаимодействия. Мотивирование посредством изменения ожиданий В.Врума: ожидания, инструментальность и валентность. Мотивирование посредством проектирования работы. Модель расширения и обогащения работы. Модель характеристик работы Р.Хэкмана и Г.Олдхэма: разнообразие используемых навыков, целостность задания, значимость задания, автономность и наличие обратной связи. Формула показателя мотивационного потенциала работы.
Тема № 1.5. Карьерное развитие (4 час.).

Психология профессионального самоопределения. Современное представление о карьере: «карьера без границ». Типы карьеры: устойчивая, линейная, спиральная, переменчивая. Стадии развития карьеры: подготовка к работе; вхождение в организацию; начало карьеры; середина карьеры; завершение карьеры. Проблемы, возникающие на разных стадиях карьеры. Факторы, влияющие на выбор профессиональной карьеры: концепция Дж. Холланда и представления о «карьерном якоре». Стадии организационной социализации. Проблема наставничества. Проблема карьерного плато и способы его преодоления. Проблема планирования преемственности и подготовки выхода на пенсию.

Литература к разделу: 1(главы 3 – 7), 2 (С. 14 – 33); 3 – 6, 9,13,15, 16, 20).



Раздел 2. Групповое поведение в организации.
Тема № 2.1. Групповые процессы (4 час.).

Психология малой группы. Типология рабочих групп: формальные и неформальные рабочие группы. Основные элементы групповой структуры: роли, нормы, статус и групповая сплоченность. Развитие группы и процесс ролевой дифференциации. Влияние групповых норм на эффективность работы. Формальный и неформальный статус членов группы как ресурс власти. Факторы групповой сплоченности; влияние на эффективность работы группы. Явления социальной фасилитации и коллективной безответственности. Современные самоуправляемые команды и их отличия от традиционных рабочих групп; методы создания команд.
Тема № 2.2. Коммуникации в организации(4 час.).

Психология общения. Значение общения в деятельности организации. Основные функции общения: коммуникативная, регулятивная и перцептивная. Специфика человеческой коммуникации в сравнении с технической. Схема коммуникационного процесса. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Значение регулятивной функции общения: организация взаимодействия и воздействие на психическое состояние, и поведение партнера. Перцептивная функция общения: механизмы идентификации и рефлексии. Эффекты межличностного восприятия: ореола, новизны и стереотипизации. Системы организационного общения и задачи их оптимизации.

Тема № 2.3. Принятие управленческих решений (8 час.).

Аналитическая модель процесса принятия решения: последовательность шагов. Классификация решений: по степени программируемости (программируемые и непрограммируемые), по уровню риска (уверенные и неуверенные), по субъекту принятия решения (индивидуальные и групповые). Три модели принятия управленческих решений: классическая, административная и политическая. Стили принятия управленческих решений: директивный, аналитический, концептуальный и поведенческий. Привлечение сотрудников к принятию решений: модель В.Врума и А.Джаго.

Литература к разделу: 1 (главы 8 – 10), 2 (С. 33 – 47); 3 – 5, 10, 12, 14, 16.
Раздел 3. Организационный уровень поведения

Тема № 3.1. Влияние, власть и политика(4 час.).

Психология власти и влияния. Соотношение понятий социальное влияние, власть и политика. Техники (приемы) социального влияния: жесткие и мягкие. Глубинные факторы социального влияния: симпатия, последовательность, взаимность и уникальность предложения. Власть человека в организации: должностная и личностная. Основные ресурсы должностной власти: легитимная власть, власть вознаграждения, власть принуждения и власть информации. Ресурсы личностной власти: экспертная власть, референтная власть и харизматическая власть. Источники власти подразделений (функциональных направлений): способность действовать при возникновении непредвиденных обстоятельств; незаменимость; центральное положение; способность контролировать и генерировать ресурсы. Личностные и организационные факторы политического поведения. Основные стратегии политического поведения. Политическое поведение и этика.
Тема № 3.2. Лидерство в организациях (8 час.).

Психология лидерства. Отличительные признаки лидерства. Лидерство и руководство. Основные теоретические подходы к лидерству: структурный подход (теория черт); поведенческий подход; подход, построенный на взаимоотношениях «лидер – последователь»; лидерство, ориентированное на перемены; ситуационное лидерство. Перечень лидерских черт. Двухмерная модель участия подчиненных и управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутона. Модели обмена «лидер – участник», модель командного лидерства и атрибутивный подход к лидерству. Харизматическое и трасформирующее лидерство. Основные теории ситуационного лидерства: ситуационная теория НПС Ф.Фидлера; теория ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара; теория продвижения к цели Р.Хауса; теория нормативного решения В.Врума, П.Йеттона, А.Джаго и концепция заменителей лидерства.
Тема № 3.2. Организационная культура (4 час.).

Понятие организационной культуры. Ключевые ценности, отражаемые в организационной культуре. Доминантная организационная культура и субкультуры. Функции организационной культуры. Типы организационной культуры по Р.Гоффи и Г.Джонсу: сетевая, общинная, наемническая и фрагментарная. Типы организационной культуры по К.Камерону и Р.Куинну: клановая, адаптивная, бюрократическая и рыночная. Факторы создания организационной культуры и способы ее распространения: символы, девизы, истории, жаргон, церемонии, изложение принципов.

Литература к разделу: 1 (главы 12 – 14), 2 (С. 47 – 61); 3 – 7, 11, 17 – 19, 21.

Образовательные технологии

При реализации лекций и практических занятий используются активные и интерактивные формы работы: электронная презентация лекционного материала, деловые и ролевые игры, методы психодиагностики, разбор практических задач.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля


Темы рефератов:

1. Социально-ответственная (этическая) корпорация.

2. Дистанционное присутствие: посещение работы, не покидая дома.

3. «Обезжиривание» организаций: даунсайзинг и аутсорсинг.

4. Мотивация к достижениям: поиск совершенства.

5. Организационные ресурсы управления стрессом.

6. Удовлетворенность работой и ее потенциальные последствия.

7. Организационная приверженность: чувство преданности своей организации.

8. Управление диверсифицированной рабочей силой.

9. Мотивирование сотрудников организации.

10. Организационная социализация: освоение правил игры.

11. Преимущества и недостатки института наставничества.

12. Карьерное «плато» и способы его преодоления.

13. «Стеклянный потолок»: проблемы женской карьеры.

14. Современные команды: пути к успеху.

15. Формальные и неформальные организационные коммуникации.

16. Индивидуальные и групповые способы принятия решений.

17. Индивидуальная власть: основа для влияния.

18. Харизматическое и трансформирующее лидерство.

19. Воспитание лидера внутри себя.

20. Организационная культура: ее значение и способность изменяться.
Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Предмет и задачи курса

1. Основные характеристики организационного поведения как отрасли знания.

2. Процессы глобализации и управление персоналом в странах с различной культурой.

3. Демографические изменения: управление человеческими ресурсами в условиях разнородности.

4. Развитие современных технологий: изменения в деятельности организаций.

5. Ожидания людей в отношении организаций.

6. Особенности проведения исследований в менеджменте, социологии и психологии.

Раздел 1. Индивидуальное поведение в организации

Тема № 1.1. Личность и способности.

7. Теория взаимодействия: объяснение роли личности в организационном поведении.

8. Пять основных измерений личности.

9. Личностные характеристики, особенно значимые для организации.

10. Разновидности интеллектуальных способностей.

11. Основные типы физических способностей.

Тема № 1.2. Эмоции и стресс на работе.

12. Основные свойства эмоций.

13. Понятие стресса.

14. Причины возникновения стресса на работе.

15. Характерные признаки переутомления на работе.

16. Организационные ресурсы управления стрессом.

Тема № 1.3. Отношение к работе.

17. Основные разновидности отношений, связанных с работой.

18. Теории удовлетворенности работой: двухфакторная теория Ф.Херцберга и теория ценностей.

19. Потенциальные последствия неудовлетворенности работой.

20. Понятие организационной приверженности и ее разновидности.

21. Виды предубеждений и управление диверсификацией рабочей силой.

Тема № 1.4. Трудовая мотивация.

22. Понятие трудовой мотивации.

23.Теории мотивирования посредством удовлетворения потребностей.

24. Теория постановки целей Э.Лока и Г.Латхэма: рекомендации для менеджеров.

25. Теория равенства С.Адамса: формула справедливости.

26. Принципы процедурной справедливости.

27. Теория трудовой мотивации В.Врума.

28. Модель расширения и обогащения работы.

29. Модель характеристик работ Р.Хэкмана и Г.Олдхэма: формула мотивационного потенциала.

Тема № 1.5. Карьерное развитие.

30. Современные представления о карьере: «карьера без границ».

31. Типы карьеры и их отличия.

32. Стадии развития карьеры.

33. Понятие «карьерный якорь» и его влияние на выбор профессии.

34. Проблема организационной социализации.

35. Задачи наставничества: основные фазы.

36. Проблема карьерного «плато» и способы его преодоления.

37. Планирование преемственности и подготовка к выходу на пенсию.

Раздел 2. Групповое поведение в организации.

Тема № 2.1. Групповые процессы.

38. Отличительные характеристики группы.

39. Ролевое поведение человека в группе.

40. Групповые нормы и их влияние на поведение членов группы.

41. Факторы групповой сплоченности.

42. Феномен коллективной безответственности.

43. Отличительные особенности современных команд.

Тема № 2.2. Коммуникации в организации(4 час.).

44. Функции общения в организационном поведении.

45. Уровни реализации коммуникативной функции.

46. Схема коммуникативного процесса.

47. Регулятивная функция общения: виды взаимодействия.

48. Механизмы познания человека человеком.

49. ффекты восприятия людьми друг друга.

50. Система организационного общения: нисходящий, восходящий и горизонтальные потоки.

Тема № 2.3. Принятие управленческих решений.

51. Аналитическая модель принятия решений.

52. Классификации решений: по степени программируемости, по уровню риска, по субъекту принятия решения.

53.Классическая модель принятия решения.

54. Административная модель принятия решения: представление об ограниченной рациональности Г.Саймона.

55. Политическая модель принятия решения: создание коалиций.

56. Привлечение сотрудников к принятию решений: подход В.Врума и А.Джаго.

Раздел 3. Организационный уровень поведения

Тема № 3.1. Влияние, власть и политика.

57. Приемы (техники) социального влияния.

58. Глубинные факторы согласия.

59. Основные источники должностной власти.

60. Ресурсы личностной власти.

61. Источники власти подразделений (функциональных направлений).

62. Личностные и организационные факторы организационного поведения.

Тема № 3.2. Лидерство в организациях.

63.Отличительные признаки лидерства.

64. Структурный подход: ключевые черты лидера.

65. Поведенческий подход в объяснении феномена лидерства; управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутона.

66. Модели, построенные на взаимоотношениях «лидер – последователь».

67. Лидерство, ориентированное на перемены: теории харизматического и трансформирующего лидерства Б.Басса.

68. Ситуационная теория НПС Ф.Фидлера.

69. Теория ситуационного лидерства П.Херси и К.Бланшара.

70. Теория продвижени к цели Р.Хауса.

71. Теория нормативного решения В.Врума, П.Йеттона, А.Джаго.

72. Концепция лидерства С.Керра и Дж.Джермиера.

Тема № 3.3 Организационная культура.

73. Ключевые ценности организационной культуры.

74. Функции организационной культуры.

75. Типы организационной культуры по Р.Гоффи и Г.Джонсу.

76. Типология организационной культуры К.Камерона и Р.Куинну.

77. Факторы формирования и способы распространения организационной культуры.

78. Лидерство и организационная культура

Примеры заданий промежуточного /итогового контроля


Укажите неправильный вариант ответа:

Основными причинами возникновения стресса на работе являются:

  1. профессиональные требования

  2. ролевая неоднозначность на работе

  3. перегруженность или недостаточная загруженность

  4. эмоциональное истощение

  5. нехватка социальной поддержки


Отличительные особенности современных команд:

  1. самоуправляемость

  2. ориентация на высшие уровни менеджмента

  3. нацеленность на достижение коллективных, а не индивидуальных результатов

  4. взаимная ответственность друг перед другом за результаты работы

  5. приверженность общим целям деятельности

Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподавателем оцениваются следующие виды учебной работы студента:

  1. Работа на семинарских занятиях;

  2. Текст реферата и его защита на семинарских занятиях;

  3. Результат выполнения тестирования.

1. В работе на практических занятиях оценивается своевременность и качество выполнения домашних заданий и активность студента в ходе обсуждений, деловых и ролевых игр. Максимальная оценка по этому показателю составляет 2 балл за каждый период.

2. Представление реферата и его защита планируется во второй половине 2-го модуля. Оценивается сам текст реферата (структура, используемые источники, аналитические умения) и навыки его презентации и защиты. Максимальная оценка по реферату составляет 3 балла.

4. Зачет проводится в форме выполнения закрытого теста по лекционному материалу. Максимальная оценка за зачет составляет 5 балла.

Таким образом, итоговая оценка формируется по следующей формуле:

О итог. = О семин. (0.2) + О реф. (0.3) + О зач. (0.5)

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник

  1. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. (Пер. с англ.) – М.: ООО «Вершина», 2004. – 912 с.;


  2. Мкртычян Г.А. Психологические методы и информационные технологии в управлении человеческими ресурсами – http://www.unn.ru/pages/e - library/aids/2006/33.pdf.

Основная литература





  1. Антология организационной психологии / Барри М. Стоу; (Пер. с англ.: С. Е. Пале). – М.: «ООО Вершина», 2005. – 712 с. ;

  2. Дж. М. Джордж, Г.Р. Джоунс. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 436 с.;

  3. Занковский А.Н. Организационная психология.– М.: ФОРУМ, 2009. – 648 с.;

  4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: ООО Речь, 2001 – 448 с.

Дополнительная литература


  1. Арджирис К. Организационное научение: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 563с. – (Серия «Менеджмент для лидера»).

  2. Геберт Д., фон Розенштиль Л. Организационная психология. Человек и организация / пер с нем. О.А. Шипиловой. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2006. – 624 с.

  3. Купер К., Дэйв Дж., О`Драйсколл. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007 – 336 с.

  4. Майерс Д. Социальная психология. 6-у изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

  5. Морган Г. Имиджи организации: Восемь моделей организационного развития / Г. Морган (Пер. с англ. под ред. Н. Лапиной). – М.: Вершина, 2006. – 416 с.

  6. Организационная психология / под. Ред. Г.В. Суходольского. – Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2004. – 256 с.

  7. Психология менеджмента: Учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. 2-изд., доп. и перераб. - СПб: Питер, 2004. – 639 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

  8. Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. – 592с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

  9. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. Пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 399с. – (Серия «Зарубежный учебник»)

  10. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

  11. Ходкинсон Дж., Спероу П. Компетентная организация: Психологический анализ процесса стратегического менеджмента / Пер. с англ. – ьХ.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007 – 392с.

  12. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. 3-е изд. Под ред. Т.Ю. Ковалевой. – СПб.: Питер, 2007. – 336с.: ил. – (Серия «Классика МВА»).

  13. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе / В. Шеклтон. – СПб.: Питер, 2003. – 222с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).

  14. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. -8-е изд. – М.; Спб., 2003.

  15. Элвессон М. Организационная культура / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр. 2005. – 460с.

Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекций используется проектор. Для проведения практических занятий раздаточный материал, распечатки психологических тестов.

Автор_______________________Г.А. Мкртычян

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск