Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика»





Скачать 172.11 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Дата публикации29.03.2015
Размер172.11 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
Приложение 5

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Кафедра бизнес-информатики

Рабочая программа
Учебной дисциплины
АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Для направления подготовки – 080500.62 «Бизнес-информатика»
Профиля – Технологическое предпринимательство
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная

Москва – 2013


Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика»

Разработчик: доцент кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ Р.В.Серышев
Рецензент: доцент кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ И.А. Ермаков
Программа одобрена на заседании кафедры бизнес-информатики от «___» ______________ 2013 г., протокол № ___.

Заведующий кафедрой

бизнес-информатики Ю.В.Фролов

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – дать бакалаврам в области бизнес-информатики, умения и навыки, необходимые для повышения эффективности профессиональной деятельности на основе базовых знаний архитектуры предприятия. А для этого, получить теоретические знания об архитектуре предприятия, методах и средствах управления бизнес-процессами. Программа предусматривает исследование специальных ситуационных примеров, а также рассмотрения и анализа содержания реальных проектов.

Дисциплина является важной составной частью теоретической подготовки специалиста в области ИТ-консалтинга и занимает существенное место в его будущей практической деятельности.

Комплекс теоретических основ и методов, включенный в дисциплину, обеспечивает целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленных на повышение эффективности управления организацией.
Задачами изучения дисциплины являются:

1. Знакомство с историческими аспектами архитектуры предприятия. Сущностью и содержанием функционального и процессного подходов. Модели организаций на основе функционального и процессного подходов.

2. Изучение принципов создания архитектуры предприятия, элементов, ценностей и целей, а также стратегий организации в области информационной и технологической архитектуры предприятия.

3. Получение навыков формирования архитектуры предприятия. Знаний о базовых моделях, классических подходах, современных языках и средах моделирования архитектуры организации.

4. Освоение навыков разработки документации по архитектуре организации с использованием организационных инструментов совершенствования и развития архитектуры предприятия. Навыков согласования организационных изменений в существующей архитектуре предприятия.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина "Архитектура предприятия" относится к базовой части профессионального цикла направления 080500.62 «Бизнес-информатика» бакалавриат, и изучается студентами на третьем курсе в пятом семестре, завершаясь зачетом.

Изучение дисциплины "Архитектура предприятия" опирается на знания, полученные студентами при изучении дисциплин «Теория организации и организационное поведение», «Менеджмент».

Вместе с тем дисциплина "Архитектура предприятия" является специальной, дающей студентам прикладные знания, которые могут быть использованы при изучении последующих курсов: "Анализ данных", «Нечеткая логика и нейронные сети», «Управление проектами».
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

– способен использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов к работе с компьютером как средством управления информацией.
Профессиональные компетенции:

ПК-3 (выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом);

ПК-5 (проводить обследование деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятий);

ПК-24 (консультировать заказчиков по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Основные подходы к проектированию архитектуры предприятия;

  • этапы эволюции и стандартизации моделирования архитектуры предприятия;

  • среду инструментов моделирования архитектуры предприятия;

  • основные понятия, определения, особенности, семантику языков проектирования архитектуры предприятия;

  • состав и структуру инструментальных средств, тенденции их развития (операционные системы, языки программирования, технические средства);

  • основные принципы и методики описания и разработки архитектуры предприятия;

  • этапы проектирования приложений архитектуры предприятия;

  • модели проектирования приложений архитектуры предприятия;

  • основные ИС и ИКТ управления бизнесом;

Уметь:

  • анализировать архитектуру предприятия

  • разрабатывать проекты по совершенствованию и развитию архитектуры предприятия

  • создавать приложения моделирования архитектуры предприятия в профессиональной деятельности;

  • использовать интегрированную среду разработки, применять навыки и умения в области анализа архитектуры предприятия для решения прикладных задач;

  • использовать международные и отечественные стандарты моделирования архитектур предприятия;

  • разрабатывать и анализировать архитектуру предприятия;

  • моделировать, анализировать и совершенствовать бизнес-процессы в архитектуре предприятия;

  • разрабатывать типовую стандартную документацию по архитектуре предприятия;

Владеть:

  • методологией и методикой системного подхода и анализа архитектуры предприятия,

  • методологией и методикой процессного подхода к формированию архитектуры предприятия.

  • базовыми знаниями в области применения современных средств моделирования архитектуры предприятия;

  • инструментами компьютерного моделирования архитектуры предприятия;

  • навыками использования программных средств и навыками разработки архитектуры предприятия;

  • методами разработки и совершенствования архитектуры предприятия;

  • методами рационального выбора ИС и ИКТ для управления бизнесом;

Быть компетентным:

  • использования инструментов моделирования бизнес-процессов в профессиональной деятельности;

  • установки и настройки инструментария разработки ИС и ИКТ для управления бизнесом.



4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр




Аудиторные занятия (всего)

38

5

в том числе:

 




Лекции (Л)

18

5

Практические занятия (ПЗ)

-




Лабораторные работы (ЛР)

20

5

Самостоятельная работа (всего)

70

5

в том числе:

 




подготовка к семинарским и практическим занятиям

20

5

подготовка к контрольным работам и тестированию

20

5

подготовка учебного проекта / реферата

30

5

Вид промежуточной аттестации: экзамен

 




Объем работы студента в период экзаменационной сессии

15

5

Общая трудоемкость: часы

108

5

зачетные единицы

3

5



5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1 Разделы дисциплин и виды занятий



Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

СРС

Лек.

Сем.

Лаб.

1

Тема 1. Многомерность архитектуры предприятия

10

4







10

2

Тема 2. Моделирование и разработка архитектуры предприятия

16

6




4

10

3

Тема 3. Архитектура предприятия и процессный подход

26

4




10

20

4

Тема 4. Управление бизнес-процессами

20

4




4

30

5

Итого

72

18

-

18

70

6

Подготовка к зачету

15













7

ИТОГО

108














5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Многомерность архитектуры предприятия.


Исторические аспекты архитектуры предприятия. Сущность и содержание функционального подхода. Сущность и содержание процессного подхода. Модели организаций на основе функционального и процессного подходов.

2.

Архитектура предприятия и процессный подход

Сфера и нацеленность архитектуры предприятия. Архитектурные принципы. Элементы архитектуры предприятия. Ценности и цели. Стратегии организации. Оргструктура. Информационные технологии. ИТ-инфраструктура предприятия.

3.

Моделирование и разработка архитектуры предприятия.

Этапы формирования архитектуры предприятия. Процесс выстраивания архитектуры предприятия. Базовые модели классических подходов. Современные языки и среды моделирования архитектуры организации. Системный подход к организации бизнес-процессов. Картина процессов в организации. Риски разработки архитектуры предприятия. Типовая архитектура предприятия.

4.

Управление бизнес-процессами.

Положение архитектуры в организации. Организационные инструменты совершенствования и развития архитектуры предприятия. Согласование организационных изменений с существующей архитектурой предприятия.


5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплины

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Архитектура предприятия

3

ПК-3

ПК-5

ПК-24

3



6. Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии (в том числе интерактивные)

Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме

Лекции

Тема 1-4

Мультимедийные технологии (презентации лекций)

18

Лабораторные занятия

Тема 1-4

Решение прикладных задач с использованием современных информационных технологий

20


РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Архитектура предприятия (продвинутый уровень)» является зачет. При этом система текущего и рубежного контроля строится по балльно-рейтинговой модели, а итоговую оценку или допуск к зачету студенты получают в качестве накопительной рейтинговой оценки (не менее 36 баллов).

В технологической карте дисциплины выделены все формы текущего и рубежного контроля, каждая из которых оценивается определенным количеством баллов (в диапазоне «минимум – максимум»).

Возможно начисление бонусных и штрафных баллов. К неудовлетворительной оценке в сочетании с рейтинговым штрафом приравниваются сдача текста учебного задания, позаимствованного из Интернета или из коллекции учебных заданий прошлых лет, сдача двумя и более студентами идентичного текста учебного задания; рейтинговые бонусы предусматриваются при демонстрации студентами в ходе семестра углубленного знания учебного и дополнительного материала, творческого, инициативного и дисциплинированного отношения к учебному процессу.

Технологическая карта включает базовую и дополнительную части. В базовой части приводится расчет рейтинговой оценки тех учебных заданий и контрольных процедур, которые выполняются студентами в течение семестра. Для допуска к зачету студентам достаточно накопить 36 баллов.

Дополнительная часть технологической карты включает компенсирующие учебные задания. Студенты выполняют их в том случае, если в рамках базовой части не сумели набрать количество баллов, необходимое для получения допуска к зачету.



Наименование

дисциплины / курса

Уровень образования


Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц / кредитов

Форма отчетности

Курс, семестр

Архитектура предприятия (продвинутый уровень)

бакалавриат




3

зачет

Курс 3, семестр 5




Смежные дисциплины по учебному плану:

«Управление проектами», «Менеджмент», «Теория организации и организационное поведение».

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка сформированности компетенций)


Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное и максимальное количество баллов

Тема 1. Многомерность архитектуры предприятия

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

6-15

Тема 2. Моделирование и разработка архитектуры предприятия

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

6-15

Тема 3. Архитектура предприятия и процессный подход

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

6-15

Тема 4. Управление бизнес-процессами

Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий

Аудиторная

8-17

Участие в научно-практической конференции с докладом по изучаемой дисциплине

Доклад

Аудиторная

10-15


Итого:

36-72

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное количество баллов

Подготовка доклада по одной из тем

Подготовка доклада

Внеаудиторная

8


Итого:

8


Примечания: работа, выполненная менее чем на 50 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на семинарах: подготовка реферата по пропущенной теме на практических занятиях и семинарах, представление конспектов пропущенных лекций.
Форма прохождения промежуточной аттестации: зачет.

Зачетный балл – 36.
7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

- тесты. Всего 30 заданий по 4 вопроса в каждом, для компьютерного тестирования,

- расчетно-графические работы. Моделирование бизнес-процессов и других элементов архитектуры предприятия.

- ситуационные примеры. Описание ценностей и целей, архитектуры, информационных технологий организации,

- вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

  1. Развитие понятия «архитектуры предприятия».

  2. Сущность и содержание функционального подхода.

  3. Сущность и содержание процессного подхода.

  4. Модели социально-экономических систем.

  5. Модель процессного подхода. Сфера и нацеленность архитектуры предприятия.

  6. Основные элементы архитектуры предприятия.

  7. Принципы архитектуры предприятия.

  8. Целевая картина организации.

  9. Ценностные ориентации.

  10. Формальная, неформальная, внеформальная оргструктура.

  11. Оргструктура, ориентированная на бизнес-процессы.

  12. Вектор технологического развития.

  13. Информационные технологии.

  14. Интегрированная информационная среда (ИИС) организации.

  15. Развитие CALS-технологий.

  16. Этапы формирования архитектуры предприятия.

  17. Формирование сбалансированной системы показателей.

  18. Система бизнес-процессов организации.

  19. Графическое моделирование бизнес-процессов.

  20. Методология IDEF0.

  21. Риски разработки архитектуры предприятия.

  22. Что такое архитектура бизнеса?

  23. В чем заключается подход Захмана к архитектуре предприятия?

  24. Что означает понятие архитектура предприятия?

  25. На какие вопросы отвечает модель архитектуры предприятия?

  26. Из каких этапов состоит цикл разработки архитектуры?

  27. Для чего предназначены процессы соответствия?

  28. Чем отличаются определения процесса различных школ?

  29. Что такое документирование процесса?

  30. Как классифицируются процессы?

  31. В чем состоит цикл управления процессами?

  32. Каковы основные понятия системного анализа?

  33. Перечислите основные методологии описания деятельности.

  34. Что такое бизнес-инжиниринг?

  35. Расскажите об особенностях инструментальной системы ARIS.

  36. Расскажите об особенностях инструментальной системы BPWin.

  37. Расскажите об особенностях инструментальной системы Rational Rose.

  38. Расскажите об особенностях графического редактора Visio.

  39. Назовите основные принципы выделения бизнес-процессов.

  40. В чем состоят методы анализа процессов?

  41. В чем сущность реинжиниринга?

  42. Что такое совершенствование процессов?

  43. В чем отличие зрелых и незрелых организаций.

  44. Опишите концепцию управления бизнес процессами (Business Process Management) и ее составные части.

  45. Охарактеризуйте составные части цикла управления процессами.


Примерные темы домашних заданий

  • Описание архитектуры предприятия

  • Описание процессов предприятия

  • Описание стратегии и целей предприятия

  • Описание взаимодействия с внешней средой, целей и процессов организации

  • Описание деятельности банка

  • Описание деятельности предприятий нефтеперерабатывающей отрасли

  • Описание деятельности исполнительных органов государственной власти

  • Описание деятельности предприятий машиностроительной отрасли

  • Описание деятельности генерирующих предприятий электроэнергетической отрасли

  • Описание деятельности транспортной компании

  • Описание деятельности высшего учебного заведения

  • Описание деятельности предприятий мебельной промышленности

  • Описание деятельности ИТ подразделения

  • Описание деятельности первого руководителя торговой сети

  • Описание деятельности процессов торговой компании

  • Описание деятельности ИТ компании



8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) Основная литература


  1. Шеер А.-Б. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. – М.: Весть-МетаТехнология, 1999. – 152 с.

  1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправленное- М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 480 с.

  2. А Данилин, А. Слюсаренко. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий.. – М. Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2005. – 504 с.

  3. Марка Д., Мак Гоуэн Методология структурного анализа и проектирования. – М.: Весть-МетаТехнология, 1999.



в) дополнительная литература


  1. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15504) – М.: Книга и бизнес, 2001.

  2. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. – С-Пб.: Бизнес-пресса, 2000.

  3. Ян Ван Бон, Пондман Д. ИТ Сервис-менеджмент. – М.: Van Haren Publishing, 2003.

  4. Каменнова М.С., Громов А.И., Ферапонтов М.М., Шматалюк А.Е. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. – М.: Весть-МетаТехнология, 2001. С. 36-115

  5. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА Стандарты и качество, 2003

  6. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. –М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006

  7. Маклаков С. В. BPwin и Erwin. Case-средства разработки информационных систем. – М: Диалог – МИФИ, 2001.



в) Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

1. ARIS

2. BP-Win

3. Visio
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

4. http://belitsoft.ru/

5. http://www.virtech.ru

6. http://www.oracle.sun.com

7. http://www.w3.org/Protocols/rfc2616/rfc2616.html

8. http://www.opennet.ru/docs/RUS/http/index.html
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная мультимедийным проектором с экраном.
Для проведения лабораторных занятий требуется компьютерный класс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Архитектура предприятия» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Архитектура предприятия» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «Теория организации» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины менеджмент для направления подготовки...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины Информационная безопасность...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины Деловые коммуникации Для направления...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины управление проектами для направления...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность бизнеса для направления...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа учебной дисциплины мировые информационные ресурсы...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины управление электронным предприятием...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа учебной дисциплины интернет-программирование в...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconПрограмма дисциплины «архитектура корпоративных информационных систем»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины Управление жизненным циклом...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины архитектура предприятия для направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины основы предпринимательской деятельности...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск