Скачать 202.34 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Нижегородский филиал Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины “Информационные процессы, системы и сети” для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра 3 курс Автор программы: Марширов В.В. к.т.н., доцент, vmarshirov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий «___»____________ 2013г. Зав. кафедрой Н.В.Асеева Рекомендована секцией УМС «Информатика» «___»____________ 2013г. Председатель Н.В.Асеева Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2013г. Председатель В.М. Бухаров________________________ Нижний Новгород, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. . 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 Бизнес-информатика, подготовки бакалавра Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦель данного курса - сформировать у студентов системное представление о теории и сформировать практические навыки применения современных информационных процессов, систем и сетей при решении задач бизнес-информатики. Программа предусматривает лекции, практические занятия и выполнение заданий, отражающих реальное применение материалов курса при решении практических задач. Самостоятельная работа студентов включает освоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям и выполнение домашних заданий и контрольных работ. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныОриентированы на получение студентами знаний по изучаемой дисциплине и на формирование навыков по их практическому использованию. В результате изучения курса студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков При оценке знаний рекомендуется руководствоваться следующим: - высшая оценка в 9 баллов (10 баллов проставляется в исключительных случаях) выставляется при отличном выполнении заданий: полных, с детальными или многочисленными примерами и возможными обобщениями ответах на вопросы, правильном решении задачи и четком ее представлении, - почти отличная оценка в 8 баллов проставляется при полностью правильных ответах и решении задач, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных примеров или обобщений или исчерпывающего представления решаемой задачи, - оценка в 7 баллов проставляется при всех, в конечном счете, правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при отсутствии пояснений, примеров, без представления алгоритма решения задач, - оценка в 6 баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы или непринципиальных неточностях в решении задачи (описки и случайные ошибки арифметического характера), - оценка в 5 баллов проставляется в случаях, когда в ответах и в решении задачи имеют-я существенные неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании проблематики, - оценка в 4 балла проставляется при серьезных ошибках и пробелах в знаниях, - оценка в 3 балла проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задачи, говорящих о потенциальной возможности более успешно выполнить задания (и может вести к повторному написанию ответов на вопросы или решению задачи), - оценка в 2 балла проставляется при полном отсутствии положительных моментов в ответах на вопросы и решении задач, - оценка в 1 балл проставляется, когда неправильные ответы и решения, кроме того, со-провождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и окружающим. Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.2Порядок формирования оценок по дисциплинеТекущую работу Отекущая студентов преподаватель оценивает по итогам домашнего задания Одз и по результатам защиты реферата Ореф. Отекущая = 0,2•Одз + 0,8•Ореф. Накопленная оценка Онакопленная по 10-ти балльной шкале определяется перед итоговым контролем с учетом аудиторной работы Оауд. Онакопленная= 0,2•Оауд + 0,8•Отекущая Итоговая оценка (Оитоговая) за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле Оитоговая = 0,6•Озачет +0,4• Онакопленная где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете Округление - по правилам арифметики. В диплом ставится итоговая оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 7Содержание дисциплины1. Информационные процессы и системы при решении задач бизнес-информатики Структурирование и классификация информационных систем, решающих задачи бизнес-информатики. Особенности поиска, отбора, хранения, передачи, кодирования, обработки и защита информации при решении задач бизнес-информатики. 2. Взаимодействие пользователей с функциями информационной системы Основные типы интерфейсов и их сравнительная оценка. Командные интерпретаторы. Структура командной строки. Основные команды. Применение программных каналов. Метасимволы и экранирование. 3. Управление пользователями информационных систем Создание групп пользователей и пользователей, аутентификация пользователей, квоты и ограничения для групп пользователей и пользователей, управление ограничениями и привилегиями пользователей и удаление пользователей. 4. Управление содержанием информационных систем Структура файловой системы и управление ее содержанием. Индексные дескрипторы (inode), метаданные и основные типы сущностей (файлы, каталоги, связи жесткие и символические). Управление доступом пользователей к элементам файловой структуры, смена владельца и режима доступа к файлам. Иерархия файловой системы и навигация по файловой системе. Операции для работы с элементами файловой системой. Создание сущностей и управление правами доступа. Установка программного обеспечения в современных информационных системах. 5. Процессы, задачи и сигналы Структура процессов. Состояния процесса и переходы между ними. Управление процессами. (системные, демоны, прикладные), атрибуты процессов. Запуск процессов в фоновом режиме, на переднем плане, перемещения процессов. Сигналы и обработка сигналов. 6. Получение данных и инструменты для манипулирования с данными в современных информационных системах Применение текстовых редакторов (vim) подготовки данных. Особенности программирования на командном языке. Синтаксические конструкции shell. Условные операторы, операторы цикла и операторы переключателя. Основные компиляторы и интерпретаторы (gcc, perl, php,ruby) и применение языков программирования высокого уровня для решения прикладных задач обработки данных. Применение баз данных для подготовки и обработки структурированной информации. 7. Характеристика и классификации компьютерных сетей и основные протоколы для осуществления информационных процессов Удаленное управление операционной системой. Применение ssh - протокола для безопасной передачи данных в незащищённой среде. Конфигурирование ssh - сервера (/etc/ssh/sshd_config). Настройка ssh клинта putty для работы с кодировкой utf-8.Передача данных в компьютерных сетях по ftp - протоколу. Установка ftp сервера vsftpd и его конфигурирование (/etc/vsftpd.conf). Особенности применение консольного ftp - клиента для для обмена данными. Передача гипертекстовых документов с веб-сайтов в формате html с использованием http - протокола. Конфигурирование сервера Apache2 для виртульных серверов пользователей (/etc/apache2) с созданием домашних разделов, и разделов для запуска скриптов. 8. Визуализация данных при использовании сетевых технологий Обзор возможностей gnuplot. Особенности подготовки данных для gnuplot. Создание sh - скриптов для автоматической обработки данных и формирования изображений в виде пиксельной или векторной графики. 9. Конфигурирование среды пользователя информационной системы Настройки оболочки bash (.bashrc), текстового редактора vim (.vimrc) и apache2 (.httpaccess) для разработки необходимого программного обеспечения и для работы с необходимыми кодировками. 8Образовательные технологииЛекции с использованием мультимедийных технологий, разбор практических задач и кейсов, выполнение на персональных компьютерах практических заданий и контрольных работ8.1Методические рекомендации преподавателюИзучение дисциплины должно сопровождаться изложением теоретического материала в соответствии с программой и с использованием современных мультимедийных технологий и разбором конкретных теоретических и практических ситуаций. При проведении семинаров и практических занятий необходимо организовать современную информационную среду с обеспечением индивидуального доступа студентов к формируемым информационным ресурсам. Для достижения целевых установок дисциплины преподавателю необходимо интегрировать во взаимосвязанный комплекс содержание лекционных, практических занятий и выполнение индивидуальной работы. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримерные задания для домашней работы: В домашнем каталоге, на сервере, работу которого поддерживает ведущий лектор изучить и продемонстрировать возможности информационной системы Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке, и содержание реферата иллюстрируется примерами, реализованными студентом в представляемой информационной системе 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебник
10.2Основная литература
10.3Дополнительная литература
10.4Источники в Интернете
10.5Справочники, словари, энциклопедии
10.6Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
10.7Дистанционная поддержка дисциплиныДля дистанционной поддержки дисциплины используются:
11Материально-техническое обеспечение дисциплиныКомпьютерное и мультимедийное оборудование для проведения лекций и практических занятий. Компьютерный зал с подключением к Интернет для проведения практических занятий, для контроля и анализа контрольных работ. Автор программы ____________________ Марширов В.В. |
Программа дисциплины «Информационные системы целевого управления»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины «Системы имитационного моделирования» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины информационные системы управления... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Программа дисциплины Информационные технологии управления знаниями... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «бизнес-информатика»... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины мировые информационные ресурсы... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Программа дисциплины «Анализ неструктурированной информации» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Программа дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины «Методология и практика ит-консалтинга» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Программа дисциплины «Современный финансовый менеджмент» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины Мобильные приложения Для направления специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | ||
Программа дисциплины Мобильные приложения Для направления специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Программа дисциплины «Архитектура предприятия» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»... | ||
Программа дисциплины «Информационные технологии в анализе инвестиционных проектов» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»... | Рабочая программа Учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Программа дисциплины “Философия и логика науки“ для направления 080500.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика».... | Программа дисциплины «Теория организации» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... |