Скачать 213.7 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины «Современные технологии баз данных» для направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра для магистерской программы «Бизнес-информатика» Автор программы: Савченко А.В., кандидат технических наук, avsavchenko@hse.ru Одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий «___»_________ 2012 г. Зав. кафедрой Э.А. Бабкин_______________________ Рекомендована секцией УМС "Информатика" «___»____________ 2012 г. Председатель А.Н. Визгунов_______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г. Председатель Н.С. Петрухин. ________________________ Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.68 «Бизнес-информатика», обучающихся по магистерской программе «Бизнес-информатика», изучающих дисциплину «Современные технологии баз данных». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Современные технологии баз данных» являются изучение студентами принципов построения современных информационных систем уровня предприятия (enterprise information system) на основе технологий баз данных, формирование у студентов четкого представления места и роли современных систем управления базами данных (СУБД) в общей IT-структуре предприятия и особенностей проектирования, реализации, внедрения, получение практических навыков работы с соответствующими инструментальными средствами и программами для конечного пользователя, освоение теоретических основ моделирования и обработки информации, понимание тенденций развития отрасли и направления перспективных исследований, изучение студентами принципов построения современных систем поддержки принятия решений на основе технологий Data Warehousing и OLAP. Достижение этих целей обеспечивает выпускнику получение высшего профессионально профилированного (на уровне магистра) образования и обладание перечисленными ниже общими и предметно-специализированными компетенциями. Они способствуют его социальной мобильности, устойчивости на рынке труда и успешной работе в таких сферах, как проектирование архитектуры предприятия, стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием, организация процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием, аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы (по выбору) и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра по направлению 080500.68 «Бизнес-информатика». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковДля любого из оговоренных в пункте 5 видов контроля требования к отчетности соотнесены с указанными в пункте 2 компетенциями. Результатом проверки работы является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями:
Высший балл при оценивании видов работ, не допускающих контроля за личным выполнением (домашние расчетные задания), может быть увязан с результатами контрольной работы по текущей теме. 7Содержание дисциплиныРаздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.
Терминология СУБД: банк и база данных, ЯОД, ЯМД. Эталонная архитектура СУБД. Категории СУБД, различия и возможности. Категории пользователей СУБД (администраторы, непостоянные пользователи, конечные пользователи, прикладные программисты, информационные аналитики), их требования к СУБД и необходимые навыки. Жизненный цикл базы данных. Количество часов аудиторной работы – 4. Литература по разделу: [1, 5, 9, 11, 12]
Модели данных: логические структуры и механизмы/методы работы. Требования к моделям данных. Реляционная алгебра. Терминология реляционных отношений. Реляционные операции манипулирования данными. Количество часов аудиторной работы – 8. Литература по разделу: [1, 3, 4, 6, 9, 11, 12, 18]
Требования к языковым средствам СУБД. История. Классификация. Дополнительные сведения о SQL. Типа данных Oracle XE 11g. Основные инструкции SQL в Oracle XE 11g. Интерфейсы СУБД с прикладными программами. JDBC. Количество часов аудиторной работы – 8. Литература по разделу: [1, 2, 3, 11, 13-17, 21, 23]
Клиент-серверная организация приложений на основе технологий баз данных. Активный сервер баз данных. Понятие хранимой процедуры (persistent stored module). Язык PL/SQL Oracle. Понятие целостности данных. Триггеры, их реализация в Oracle XE 11g. Количество часов аудиторной работы – 8. Литература по разделу: [1, 2, 5, 7, 10, 11-14, 17, 21]
Инфологическое и даталогическое проектирование. Модель "сущность-связь". Диаграммы классов, сценариев использования UML. Понятие нормальных форм в реляционной модели. Количество часов аудиторной работы – 4. Литература по разделу: [1, 3, 5-11, 18, 24]
Потребность в объектно-реляционном отображении для объектно-ориентированных информационных систем. Алгоритмы объектно-ориентированного отображения. Коллекция идентичности. Преобразователи данных. Загрузка объектов по требованию. Библиотека Hibernate. Количество часов аудиторной работы – 6. Литература по разделу: [1, 5, 15, 16, 20, 22]
Понятие транзакции, основные свойства транзакций. Алгоритмы поддержания целостности и восстановления данных на основе механизма транзакций. Мониторы транзакций. Основные стандарты на транзакционную обработку данных в современных информационных системах. Количество часов аудиторной работы – 4. Литература по разделу: [1, 2, 5, 9, 11, 12, 14, 21]
Проектирование безопасности. Контролируемая авторизация. Принудительная авторизация. Понятие роли в SQL Таблица авторизации в информационных системах уровня предприятия. Количество часов аудиторной работы – 4. Литература по разделу: [1, 5, 9, 11, 13, 14]
Понятие интеллекта бизнеса (Business Intelligence) и его воплощение в технологии Data Warehousing. Концепция распространения информации. Основные свойства хранимых и обрабатываемых данных. Разные категории программных систем (Data Warehouse и Data Mart). Преимущества использования технологии Data Warehouse при выработке стратегических решений и примеры из реальных прикладных областей. Аналитическая система Deductor Academic. Практическая реализация технологий Data Waregousing в системе Deductor Количество часов аудиторной работы – 10. Литература по разделу: [1, 3, 4, 6-8, 10, 18, 19]\ 8Образовательные технологииВ ходе практических занятий осуществляется подробный разбор решений типичных задач текущей тематики, заслушиваются доклады студентов по текущей тематике. При реализации учебных задач курса «Современные технологии баз данных» предусмотрено широкое использование современной СУБД Oracle XE 11g, визуализация данных и результатов решения задач и компьютерный эксперимент. 8.1Методические указания студентамПри выполнении самостоятельных и практических работ по изученным методов информационного моделирования на основе технологий баз данных поощряется использование самостоятельно найденной справочной информации и программных разработок из Интернет–источников, но с обязательной ссылкой на адрес сайта и авторов использованных материалов. Предпочтительной представляется работа, выполненная, например, в виде адаптации существующего алгоритма, реализации информационной системы на другом языке программирования или интеграции в целостную систему с указанием изменений, выполненных в оригинальном алгоритме с объективной оценкой характеристик полученного решения. Приветствуется работа с актуальными материалами из зарубежной профессиональной периодики, посвященными обсуждению реальных проблем построения и эксплуатации СУБД в выбранной для самостоятельной работы предметной области. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримерные задания для домашнего задания - самостоятельного проектирования и реализации информационной системы на основе технологий баз данных студентам предлагаются такие отрасли (предметные области):
Рекомендации по структуре моделей данных для аналитической обработки информации и типичные запросы к базе данных студенты должны изучить по книге [10]. Для учета Российских особенностей и специфики принципов управления в выбранных отраслях рекомендуется также пользоваться периодической литературой и доступными отечественными источниками. Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.
10Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: правильность решения задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы реферата, который студент защищает на практических занятиях. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = 0,25·Оэссе + 0,75·Одз ; Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = 0,4· Оэкзамен + 0,4·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: арифметический. На экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле (Оитоговый = 0,4· Оэкзамен + 0,4·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная) + Одоп.вопрос 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебникРидер, составленный по следующим источникам. 11.2Основная литература
11.3Дополнительная литература
11.4Справочники, словари, энциклопедии
11.5Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
11.6Дистанционная поддержка дисциплиныПредусмотрено регулярное снабжение студентов текущими материалами по базам данных в форме электронных документов, содержащих лекции, практические пособия по использованию вычислительных сред, примеры компьютерного экспериментирования в ходе выполнения учебного плана 12Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения лекций и семинаров используется проектор, ноутбук, экран. Автор программы Савченко А.В. |
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления «Менеджмент» 080500.... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080 200. 62 Менеджмент... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный нис, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400. 62... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки fillin... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030900. 62... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки fillin... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»,... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, учебных ассистентов, студентов бакалавров... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... |