Скачать 224.09 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины «Психология лидерства» для специальности 080507.65 «Менеджмент организации» Автор: Перфильева Евгения Ивановна кандидат педагогических наук, доцент
Нижний Новгород, 2011 г. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» подготовки специалистов, изучающих дисциплину «Психология лидерства». Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности «Менеджмент организации», образовательной программой «Менеджмент организации», рабочим учебным планом университета по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», утвержденным в 2011 г. Цели освоения дисциплины Основной целью освоения дисциплины «Психология лидерства» является развитие психологической культуры будущего управленца и освоение технологий создания и продвижения личного бренда руководителя-лидера. Студентам предлагается наряду с теоретическими знаниями освоить практические основы лидерских умений, а также навыки формирования и продвижения личного бренда руководителя. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: - знать основные положения и глоссарий классических теорий лидерства; -выявлять научные (психологические, культурологические) основания современных концепций и теорий лидерства; - уметь описывать и объяснять опыт эффективного лидерства в реальной жизни; - сформировать первичные навыки создания и продвижения личного бренда руководителя. Дисциплина способствует формированию следующих компетенций: общекультурных: понимание специфики психологических концепций лидерства, роли гуманитарных наук ( в том числе психологии) наук в выработке научного мировоззрения. знание базовых ценностей психологической и управленческой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; исследовательских: владение основами академической грамотности; способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач. коммуникативных: осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации и т.д.; способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций; способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций; профессионально значимых: предлагать организационно - управленческие решения и оценивать последствия принимаемых решений; способность активно участвовать в реализации программы организационных изменений; владение современными технологиями управления персоналом; участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина является факультативом. Изучение дисциплины «Психология лидерства» базируется на следующих дисциплинах: «Психология и педагогика», «Социальная психология», «Организационное поведение», «Основы менеджмента» «Психология принятия управленческих решений». Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении следующих дисциплин: «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент», «Командообразование». Тематический план учебной дисциплины Раздел 1. Научные основы лидерства Тема 1.1. Общие проблемы психологии лидерства Тема 1.2. Классические теории лидерства в зарубежных исследованиях Тема 1.3. Современные теории лидерства Раздел 2. Лидерство в организации Тема 2.1. Лидерство и руководство Тема 2.2. Доверие в организации Тема 2.3. Лидерство и организационная власть Раздел 3. Имидж лидера: технология создания и продвижения Тема 3.1. Оценка лидерских качеств Тема 3.2. Имидж руководителя. Тема 3.3. Когда лидерство терпит неудачу Формы контроля знаний студентов
Формы контроля знаний студентов Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на занятиях и оценку выполнения письменной работы в форме контрольной работы (3-4 тыс. слов). Оценка работы на практических занятиях и самостоятельная работа студента осуществляется в зависимости от степени участия студента в обсуждении заданий, практических ситуаций, подготовки докладов. Итоговый контроль – письменный зачет (тест). По итогам написания тестового задания для получения оценки "10 баллов" студенту необходимо дать 90 % правильных ответов на вопросы теста. Для получения оценки "8-9 баллов" – не менее 80% правильных ответов. "7 баллов" – 70% правильных ответов. "5-6 баллов" – не менее 50% правильных ответов. Менее 50% правильных ответов – оценка ниже 5-ти баллов. Работа на лекционных, практических занятиях, выполнение контрольной работы и зачетного теста оцениваются по 10-балльной шкале. Содержание программы Раздел 1. Научные основы лидерства - Тема 1.1. Общие проблемы психологии лидерства. Феномен лидерства как междисциплинарный феномен. Психологическое содержание понятия «лидерство». Подходы к лидерству в психологии, менеджменте и политологии. Достоинства и ограничения этих подходов. Источники исследования лидерства. Природа и составляюшие лидерства. Основные понятия: лидер, лидерство, лидерское поведение, личностный потенциал, природа лидерства. Лекция 2 часа, самостоятельная работа 2 часа Основная литература
Дополнительная литература
Тема 1.2. Классические теории лидерства в зарубежных исследованиях. Донаучные понимания лидерства: теория великого человека, «воспитания оратора», взгляды Н. Макиавелли и Г. Лебона. Научные теории и концепции. Лидерство, основанное на взаимодействии. «Теория черт» и её модификации. Поведенческие подходы к лидерству: двухмерная модель участия подчиненных, управленческая решетка (Ф. Блейк, Дж. Моунтон). Ситуационный подход к исследованию лидерства: теория наименее предпочитаемого работника (Ф. Фидлер), теория ситуационного лидерства (П. Херши, К. Бланшар), теория «путь-цель» (Р. Хаус), нормативная модель принятия решений (В. Врум, П. Йеттон, А. Джаго). Теории атрибутивного и харизматического лидерства: теория атрибуций (Ф. Хайдер), квалификационная модель (Г. Келли). Трансформирующее действительность лидерство и его основные признаки: харизма, воодушевление, интеллектуальная стимуляция, самоактуализация ( А.Маслоу, Б. Басс). Основные понятия: научная школа, научный подход, теория, концепция, макиавеллизм, управленческая решётка, «наименее предпочитаемый сотрудник», харизма, самоактуализация. Лекция 4 часа, семинар 2 часа Основная литература
Дополнительная литература
4. Дайл Д., Канджеми, Дж. Ковальски К. Трансформирующее действительность лидерство// Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Том 1, № 1. – С. 96-109.
Тема 1.3. Современные теории лидерства. Задачи на будущее для лидеров корпораций и предприятий. Направления исследований лидерства в менеджменте и психологии. Системно-психологическое описание лидерства в бизнесе. Американское лидерство: команды и игры. Особенности японской системы управления. Русская модель управления. Гендерные особенности лидерства в бизнесе. Основные понятия: направления исследования, психологические и социологические исследования, гендерные исследования, команда лидера, системное описание, сравнительные исследования. Лекция 2 часа, самостоятельная работа 2 часа Основная литература
Дополнительная литература
Раздел 2. Лидерство в организации Тема. 2.1. Лидерство и руководство. Организационное поведение и менеджмент. Деятельность лидера в организации. Гендерные проблемы и руководство. Исследования различий между лидерами-женщинами, лидерами – мужчинами. Организационная куль тура и лидерство. Лидерство и организационная власть. Делегирование власти. Способы делегирования властных полномочий. Основные понятия: организация, организационное поведение, лидерство и руководство, организационная культура, власть, властные полномочия. Лекция 2 часа, семинар 4 часа Основная литература
Дополнительная литература.
Тема 2.2. Доверие в организации. Феномен доверия. Психология доверия и недоверия: теория и практика. Формирование и поддержание доверия в организации. Компоненты доверия: коммуникация, мотивация, сотрудничество. Представления различных групп персонала о доверии в организации. Лидер как мастер коммуникаций. Коммуникационные каналы. Неформальная коммуникация. Удовлетворения потребностей (А. Маслоу и К. Алдерфер) сотрудников и потребностей организации. Стиль лидерства и создание доверия. Влияние на доверие и особенностей поведения руководителя. Исследования доверия между руководителем и сотрудниками Основные понятия: психология доверия, доверие в организации, коммуникация в организации, стиль лидерства и доверие, способы формирования доверия в организации. Семинар 4 часа. Самостоятельная работа 2 часа Основная литература
Дополнительная литература
Тема 2.3. Лидерство и организационная власть. Психология власти. Модель источников власти (Дж. Френч, Б. Ривен). Природа организаций. Пять типов власти лидера. Восприятие и понимание и власти. Власть и индивид: роль последователя. Власть и группа в организации. Лидерство и власть в политике, бизнесе. Основные понятия: психология власти, вид власти, источник власти, малая группа, каналы власти, харизма, язык власти, источники личной власти лидера. Лекция 2 часа, семинар 2 часа Основная литература
Дополнительная литература
Раздел 3. Имидж лидера: технология создания и продвижения Тема 3.1. Оценка лидерских качеств. Основные направления исследований лидерских качеств. Исследования поведения успешных руководителей. Структура образа лидера. Способы функционирования лидерских качеств. Самооценка лидерства. Воспитание лидерства внутри себя. Невербальные составляющие лидерского поведения. Основные понятия: образ лидера, лидерские качества личности, самооценка, воспитание лидера, «мягкий женский менеджмент», психодиагностика лидерства. Лекция 2 часа. Самостоятельная работа 2 часа Основная литература Психология современного лидерства: Американские исследования. – М.: Когито-Центр, 2007. –С.91-113.
Дополнительная литература
Тема 3.2. Имидж руководителя. Что такое имидж. Имидж и образ. Структура имиджа руководителя. Миф как составляющая имиджа руководителя. Стереотип целевой аудитории. Формирование личного бренда руководителя. Технология продвижения личного бренда в рамках компании. Основные понятия: имидж, личный бренд, целевая аудитория, базовые навыки лидера, харизма, диагностика невербального поведения руководителя. Лекция 2 часа, самостоятельная работа 2 часа Основная литература
Дополнительная литература
Тема 3.3. Когда лидерство терпит неудачу. Потребность в лидерстве как результат ролевой дифференциации в группе. Исследования факторов, влияющих на крушение лидеров. Успешные лидеры в бизнесе, промышленности и политике. «Список личных предпочтений» Эдвардса. Исследования П. Херси и К. Бланчарда (1993).Пятифакторная структура измерения личностных черт П. Коста и Р. Маккрэй (Большая Пятёрка). Основные понятия: социальная роль, малая группа, крушение лидерства, лидеры, терпящие неудачи, конфликт, инновации в организации, уроки лидерства. Семинар 4 часа. Основная литература
Дополнительная литература
Образовательные технологии Изучение курса «Психология лидерства» целесообразно проводить в активных формах организации учебной деятельности. Основными среди них являются: лекции, электронная презентация учебного материала, психологические тренинги и практикумы, самостоятельная работа с литературой (подготовка реферативных обзоров), индивидуальные образовательные маршруты, консультации, выполнение контрольных работ ( по теоретической тематике курса), а также зачёт, который проводится в тестовом варианте. Для реализации активных форм организации обучения (тренингов, имитационных игр, практикумов) необходимы специально оборудованные аудитории, лаборатории и работа в малых группах (10-15 человек). Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента Требования к написанию контрольной работы Контрольная работа должна быть напечатана на компьютере. Объем: 5-8 страниц (Шрифт Times New Roman, кегль 14 и межстрочный интервал 1,5. Поля: верхнее и нижнее — 20 мм, левое и правое — 24 мм. Работа подразумевает решение задач и выполнение заданий на основе изучения ряда литературных источников (монографий, научных статей, художественных текстов и т.д.) по одной из тем, рассматриваемых в рамках дисциплины. Для решения задач и анализа ситуаций должны привлекаться основные и дополнительные литературные источники, перечисленные в конце работы. В работе должны присутствовать правильные ссылки на источники (включая Интернет-ресурсы): прямые цитаты заключаются в кавычки, источник цитаты указывается непосредственно в тексте (в квадратных скобках) либо в форме концевой сноски. Основные темы дисциплины
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Порядок формирования оценок по дисциплине Результирующая оценка итогового контроля складывается из оценки за работу на лекционных и практических занятиях и самостоятельную работу, написания контрольной работы и оценки итогового теста как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности: Оср.(окр.)=Онакопл.*Wнакопл.(0,5) + Озач.* Wзач.(0,5) Онакопл.(окр.)=Опракт.*Wпракт.(0,6)+Ок/р.*Wк/р.(0,4) Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и практических занятиях по активности студентов. Активность определяется преподавателем по фронтальному опросу студентов в течение каждого занятия. Учитывается активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность решения задач на практических занятиях, оценивается самостоятельная работа (например, правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии). Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Итоговая оценка показателя активности определяется по совокупности данных за весь период обучения по предлагаемой учебной дисциплине. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях и самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – О практ. Работа над контрольной работой оценивается по 10- балльной шкале – Оконтр. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. При пересдаче зачета по дисциплине «Психология лидерства», студент повторно проходит письменный тест. Итоговая оценка складывается из результирующей оценки за практические занятия, самостоятельную работу, и результаты теста. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовые учебники:
Основная литература
Дополнительная литература
Материально-техническое обеспечение дисциплины Для реализации активных форм организации обучения (тренингов, имитационных игр, практикумов) необходимы специально оборудованные аудитории, лаборатории и помещения для работы в малых группах (10-15 человек). Автор: доцент Е.И. Перфильева |
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления «Менеджмент» 080500.... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080 200. 62 Менеджмент... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный нис, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400. 62... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки fillin... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030900. 62... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки fillin... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»,... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, учебных ассистентов, студентов бакалавров... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... |