Скачать 189.14 Kb.
|
Правительство Российской ФедерацииГосударственное образовательное бюджетное учреждениеВысшего профессионального образованияГосударственный университет- Высшая школа экономики Факультет бизнес - информатики Программа дисциплины«Информационные системы и технологии в управлении знаниями»для направления 38.04.05. – «Бизнес-информатика» подготовки магистра Автор программы: Тельнов Ю.Ф., д.э.н., профессор ytelnov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры бизнес-аналитики «____»____________ 2014 г. Зав. кафедрой Кравченко Т.К. _____________________ Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «____»____________ 2014 г. Председатель Таратухина Ю.В. _____________________ Москва – 2014 Ι. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Бизнес-информатика». Программа разработана в соответствии с:
2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины является формирование у студентов комплекса теоретических знаний и компетенций в области применения информационных систем и технологий в управлении знаниями для решения задач инновационного развития предприятий и организаций; изучение теоретических и организационно-методических вопросов построения и функционирования систем управления знаниями (СУЗ); привитие навыков практических работ по созданию и использованию СУЗ в различных сферах экономической деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: теоретические и методологические основы создания и применения информационных систем и технологий в управлении знаниями; основные процессы и методы управления знаниями; типовую архитектуру системы управления знаниями (СУЗ); методы и средства создания СУЗ; методы и средства разработки и применения онтологий для накопления, обработки и распространения знаний организации. Уметь: осуществлять концептуальное проектирование СУЗ; выбирать информационные технологии создания и поддержки функций СУЗ; проводить онтологический инжиниринг, используя различные методы представления знаний; решать прикладные задачи обеспечения знаниями процессов принятия решения в различных областях экономической деятельности. Владеть: методами и средствами приобретения, концептуализации, представления, обработки и распространения знаний; навыками работы со специализированными программными средствами создания систем управления знаниями. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Для специализации «Информационная бизнес-аналитика» в рамках магистерской программы «Бизнес-информатика» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Проектирование информационных систем»; «Методология и инструментарий для моделирования бизнес-процессов»; «Системный анализ и проектирование»; «Экономико-математическое моделирование»; «Системы бизнес-интеллекта»; «Системы поддержки принятия решений»; «Информационные системы целевого управления (BSC-системы)»; «Прогностическая аналитика»; «Интеллектуальный анализ данных»; «Анализ неструктурированной информации». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны знать концептуальные основы архитектуры предприятия, основные классы информационных систем управления бизнесом, лучшие практики и современные стандарты в сфере информационных технологий, владеть методами проектирования информационных систем, уметь систематизировать и обобщать информацию, разрабатывать конкретные предложения по результатам исследований, готовить справочно-аналитические материалы для принятия управленческих решений в сфере информационных технологий. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем на научном семинаре «Информационная бизнес-аналитика», а также при написании магистерской диссертации. 5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
6.1 Критерии оценки знаний, навыков Студент должен продемонстрировать знание разделов дисциплины и способность представить результаты выполнения домашних заданий и качественный реферат на заданную тему в соответствии с требуемыми компетенциями. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7. Содержание программы Тема 1. Введение. Концептуальные основы управления знаниями Введение. Понятия данных, информации, знаний. Представление явных и неявных знаний. Компоненты интеллектуального капитала, интеллектуальные активы. Понятие и принципы управления знаниями (УЗ). Цели и стратегии УЗ. Стратегические и оперативно-тактические процессы управления знаниями. Модель трансформации знаний в организации и пятифазная модель создания организационного знания. Создание обучающихся организаций. Организационная структура управления знаниями. Основная литература: Управление знаниями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. Под ред. Т.Е. Андреевой, Т.Ю. Гутниковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. Б.З. Мильнер. Управление знаниями в инновационной экономике - М.: Экономика, 2009. Дополнительная литература И. Нонака, Х. Такеучи. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003. П. Сенге. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003. У. Букович, Р. Уилльямс. Управление знаниями: руководство к действию. - М.: Инфра-М, 2002. Тема 2. Архитектура системы управления знаниями Понятие системы управления знаниями, основные свойства. Классы решаемых задач. Внутренние и внешние источники знания. Основные подсистемы СУЗ: сбор и интеграция, организация и накопление, обработка и распространение знаний. Информационные технологии, используемые в СУЗ. Классификация информационных технологий СУЗ: базы знаний и базы лучшей практики, экспертные системы, электронные архивы и информационно-поисковые системы, системы управления контентом, технологии обработки «больших данных», data-mining и text-mining, системы групповых коммуникаций и электронного обучения. Основная литература: Гаврилова Т.А., Муромцев Д.И. Интеллектуальные технологии в менеджменте. – СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2008 Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями и реинжиниринг бизнеса: Учебник / Под науч. ред. д-ра техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – М.: ИНФРА-М, 2010 Дополнительная литература Болотова Л.С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях. – М.: Финансы и статистика, 2012 Тельнов Ю.Ф., Казаков В.А. Проектирование систем управления знаниями. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011 Dietz J. Enterprise Ontology – Theory and Methodology. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2006. (Русский пер.: Левенчук А., Отставнов М. Подход DEMO. Метод архитектурного описания организаций, 2008. -http://www.techinvestlab.ru/files/504456/demo_praxos_1.doc, http://www.slideshare.net/ailev/demo-presentation-615337/), Тема 3. Технология создания систем управления знаниями Стадии жизненного цикла СУЗ: идентификация, концептуализация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация. Разработка прототипов, развитие и модификация проекта. Участники процесса проектирования: специалисты проблемной области, инженеры знаний, менеджеры знаний, их взаимодействие. Связь стратегии создания СУЗ и бизнес-стратегии, построение сбалансированной системы показателей. Выявление источников знаний. Формализация процессов создания и использования знаний и требований к СУЗ. Построение моделей карт и структур знаний. Практические занятия Реализация методов концептуализации знаний с использованием инструментальной среды ARIS. Представление концептуальных моделей процессов управления знаниями, деревьев целей, карт знаний, структур знаний. Основная литература: Гаврилова Т.А., Муромцев Д.И. Интеллектуальные технологии в менеджменте. – СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2008 Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями и реинжиниринг бизнеса: Учебник / Под науч. ред. д-ра техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – М.: ИНФРА-М, 2010 Дополнительная литература Тельнов Ю.Ф., Казаков В.А. Проектирование систем управления знаниями. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011 http://www.ariscommunity.com/ http://www.enterprise-architecture.info/ Гаврилова Т.А. // Извлечение знаний: пассивные методы. http://www.devbusiness.ru/development/dms/km_gavr_entp_3.htm Тема 4. Методы представления, обработки и распространения знаний Создание баз знаний. Поиск и распространение знаний. Коллективное использование СУЗ. Классификация методов представления знаний. Логические методы представления знаний, основанные на использовании предикатов первого порядка. Семантические сети и фреймы. Онтологический инжиниринг. Многоагентные системы. Классификация и критерии выбора методов представления, обработки и распространения знаний. Методы и средства логического вывода. Методы и средства рассуждений на прецедентах использования. Методы и средства индексированного поиска знаний. Методы коллективного доступа и распространения знаний. Практические занятия Язык OWL. Среда разработки семантических сетей Protégé 4. Создание онтологии. Свойства/отношения, множества, элементы множеств. Принципы построения онтологий. Иерархии множеств. Виды связей. Создание множеств/классов. Наложение ограничений. Виды ограничений. Организация взаимодействия с базой знаний. Навигация по онтологии. Создание запросов к базе знаний. Основная литература: Болотова Л.С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях. – М.: Финансы и статистика, 2012 Дополнительная литература Тельнов Ю.Ф., Казаков В.А. Проектирование систем управления знаниями. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011 Гурьянова, М. А. Онтологическое моделирование экономики предприятий и отраслей современной России: Часть 2. Мировые исследования и разработки: аналитический обзор: препринт WP7/2011/08 (ч. 2) / М.А. Гурьянова, И.В. Ефименко, В.Ф. Хорошевский; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 88 с. Гаврилова Т.А. // Онтологический инжиниринг. http://www.big.spb.ru/publications/bigspb/km/ontolog_engeneering.shtml http://www.protege/manual.htm http://www.protege/tutorial.htm A Practical Guide To Building OWL Ontologies Using Prot´eg´e 4 and CO-ODE Tools Edition 1.2 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1 Тематика рефератов.
9.2 Тематика домашнего задания. Домашнее задание направлено на постановку и решение конкретной задачи создания системы управления знаниями. При формировании вариантов решения задачи могут быть использованы различные предметные области и должны применяться методы концептуального моделирования использования знаний и формализации онтологий, изученные в процессе обучения. Отчет о решении задачи должен быть сдан в электронном и бумажном виде. 9.3 Тематика контрольной работы. Аудиторная контрольная работа предполагает решение конкретной задачи в среде Protege. 9.4 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.
10. Порядок формирования оценок по дисциплинеФормирование оценок по учебной дисциплине производится в соответствии с Положением об организации контроля знаний, утвержденного Ученым советом НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26. В соответствии с Рабочим учебным планом, формами текущего контроля являются контрольная работа, реферат и домашнее задание. Каждая из форм текущего контроля оценивается по 10-балльной шкале. Общая оценка за текущий контроль (по 10-балльной шкале) рассчитывается по формуле: Отекущий = 0,2 · Ок/р + 0,4 · Ореф + 0,4 · Одз , где Ок/р – оценка за контрольную работу; Ореф – оценка за реферат; Одз – оценка за домашнее задание. При определении накопленной оценки (по 10-балльной шкале) аудиторная работа и самостоятельная внеаудиторная работа не оцениваются. Поэтому накопленная оценка совпадает с оценкой за текущий контроль и рассчитывается по формуле: Онакопленная = 1,0 · Отекущий + 0,0 · Оауд + 0,0 · Осам.работа , где Отекущий – оценка за текущий контроль; Оауд – оценка за аудиторную работу; Осам.работа – оценка за самостоятельную работу. Результирующая оценка (выставляется в диплом) формируется на основе итоговой оценки за зачет (по 10-балльной шкале) и накопленной оценки. Результирующая оценка рассчитывается по формуле: Орезульт = 0,3 · Оэкзамен + 0,7 · Онакопленная, где Оэкзамен – оценка за итоговый контроль (зачет); Онакопленная – накопленная оценка. При формировании оценок на основе весовых коэффициентов применяется округление до целого числа в большую сторону. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1 Базовые учебникиУправление знаниями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. Под ред. Т.Е. Андреевой, Т.Ю. Гутниковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями и реинжиниринг бизнеса: Учебник /Под науч. Ред. д-ра техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – М.: ИНФРА-М, 2010. 11.2 Основная литература Гаврилова Т.А., Муромцев Д.И. Интеллектуальные технологии в менеджменте. – СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2008 Болотова Л.С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях. – М.: Финансы и статистика, 2012 Мильнер Б.З.. Управление знаниями в инновационной экономике - М.: Экономика, 2009. 11.3. Дополнительная литература И. Нонака, Х. Такеучи. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003. П. Сенге. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003. У. Букович, Р. Уилльямс. Управление знаниями: руководство к действию. - М.: Инфра-М, 2002. Тельнов Ю.Ф., Казаков В.А. Проектирование систем управления знаниями. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011 Dietz J. Enterprise Ontology – Theory and Methodology. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2006. (Русский пер.: Левенчук А., Отставнов М. Подход DEMO. Метод архитектурного описания организаций, 2008. -http://www.techinvestlab.ru/files/504456/demo_praxos_1.doc, http://www.slideshare.net/ailev/demo-presentation-615337/), Гурьянова, М. А. Онтологическое моделирование экономики предприятий и отраслей современной России: Часть 2. Мировые исследования и разработки: аналитический обзор: препринт WP7/2011/08 (ч. 2) / М.А. Гурьянова, И.В. Ефименко, В.Ф. Хорошевский; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 88 с. Гаврилова Т.А. // Онтологический инжиниринг. http://www.big.spb.ru/publications/bigspb/km/ontolog_engeneering.shtml Гаврилова Т.А. // Извлечение знаний: пассивные методы. http://www.devbusiness.ru/development/dms/km_gavr_entp_3.htm http://www.enterprise-architecture.info/ http://www.protege/manual.htm http://www.protege/tutorial.htm A Practical Guide To Building OWL Ontologies Using Prot´eg´e 4 and CO-ODE Tools Edition 1.2 12. Программные средства Для подготовки практических задач, докладов и выступлений студентами используется современная учебно-лабораторная база, в том числе:
13. Дистанционная поддержка дисциплины Не предусмотрена. 14. Материально-техническое обеспечение дисциплины Используются персональный компьютер (ноутбук) и проектор для проведения лекций и практических занятий, техническое оснащение компьютерных классов Автор программы д.э.н., проф. Ю.Ф. Тельнов |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |