На уроках трудового обучения





Скачать 86.07 Kb.
НазваниеНа уроках трудового обучения
Дата публикации01.09.2014
Размер86.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Развитие детского коллективного творчества

на уроках трудового обучения
В младшем школьном возрасте при ведущей роли познавательной деятельности происходит интенсивное накопление, освоение знаний о мире, об окружающей действительности. Поэтому именно в этот возраст необходимо начинать формирование у детей творческого подхода к учёбе, труду, игре. Этому в большей степени способствуют уроки по трудовому обучению.

Творческое начало заложено в природе каждого человека. Все дети – активные творцы. Они рисуют и поют, строят дома и «покоряют» невидимые миры, создают своё «новое, никому ранее не приходившее в голову». Однако с годами эта способность у ребенка исчезает, что является большой потерей для личности, так и для общества в целом.

Творчество – явление сложное, комплексное, проявляется в какой – либо деятельности. Вне деятельности не может быть такого творчества. В процессе труда при изготовлении различных изделий у младших школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше её выполнить, способность доводить дело до конца, т.е. те качества, без которых невозможно и творчество. Эти черты личности ещё слабо развиты у младших школьников. И учителю прежде всего необходимо выработать у учеников активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, ассоциативность мышления, способность и умение фантазировать, обобщать и применять уже имеющийся опыт для решения новых задач, потребность вносить красоту в свой труд.

От содержания труда, его объёма, значимости, образовательного и творческого богатства зависит, какие познавательные и творческие задачи будут решены, что дети приобретут в процессе труда, какие трудности преодолеют и какие волевые усилия приложат для этого. Труд значимый, богатый по содержанию пробуждает интерес, любознательность, желание трудится, развивает их познавательные и творческие способности, обогащает нравственный опыт.

Довольно часто можно видеть, что ученики работают на уроке только ради отметки. Они думают, можно сделать вещь, можно и сломать, можно постараться выполнить аккуратно, а можно и небрежно всё равно, можно выкинуть. Они не знают, как дальше использовать созданное ими изделие. Поэтому главная задача учителей начальных классов поощрять и стимулировать проявления творчества учениками, постоянно обогащать детей новыми впечатлениями, как можно больше разнообразить их деятельность. Если выполненная работа вызывает радость, приносит удовольствие, закрепляется в успехе, то у ребёнка возникает интерес к труду и занятию, желание активно участвовать в работе, чтобы вновь и вновь испытывать вдохновенное чувство радости, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать трудовые умения и навыки. Накапливаемые переживания, чувства, представления, оценки и поступки постепенно становятся устойчивыми и привычными. Так формируется привычка к трудовому усилию, ответственность, накапливается опыт.

На своих уроках стараюсь постоянно поощрять нестандартное, оригинальное решение, целесообразное отступление от образца, умение видеть общее в различном и различия в общих явлениях, обобщение и перенос приобретённых знаний и умений в новую ситуацию. Считаю, что творческий и доброжелательный микроклимат на уроках, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учеников, внимание к каждому ребёнку, поощрение даже малейшего успеха содействует развитию творческих способностей. Уроки стараюсь строить так, чтобы ученик в совместной деятельности смог почувствовать себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Этому способствует объединение индивидуальных работ учащихся в единую композицию.

Совместная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений с одноклассниками, умение сотрудничать, понимать и ценить работу других.

Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опыт каждого ученика, развивается их творческая активность.

В своей работе применяю классификацию коллективных работ, разработанную Комаровой Т.С. и Савенковым А.И., в основе которой лежат три основные формы организации совместной деятельности:

1) совместно – индивидуальная;

2) совместно – последовательная;

3) совместно – взаимодействующая.

Совместно – индивидуальная характеризуется тем, что ученики вначале работают индивидуально с учётом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.

Совместно – последовательная форма предполагает работу по принципу конвеера, когда результат действий одного ученика находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующих участников.

Совместно – взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

При этом учащиеся во время совместной деятельности могут работать парами, малыми и большими группами. Сочетание индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого ученика.

Иногда комбинирую формы совместной деятельности. Это обогащает опыт коллективного творчества учащихся, формирует культуру общения, даёт почву для проявления и формирования общественно – ценностных мотивов. Детям очень нравится работать сообща, их радует сопричастность к полученному общему изделию.

Так при изготовлении композиции «Сирень» дети сами собрали богатую информацию о сирени из разных источников, изъявили желание написать сочинение по картине Кончаловского П.П. «Сирень», посетили художественную выставку и познакомились с новыми картинами с изображением сирени и иных авторов.

Интересно было наблюдать их бурное обсуждение картин: кому, какая картина нравилась больше и почему, кому лучше удалось изобразить сирень и т.д.

Поскольку это было весной, то дети приносили информацию о том, где и какая разновидность сирени они увидели на улице, чем она привлекла их внимание. Осенью некоторые ученики вместе с родителями посадили кусты сирени у себя в саду.

Хочется верить, что мои ученики не пройдут мимо красоты окружающей природы, будут беречь её и творить.

Такие уроки по трудовому обучению помогают мне наладить тесный контакт с учениками, достигать хорошие результаты и по другим предметам.


Приложение 1

Тема урока: Весенний пейзаж (4 класс).

Тема комплексной работы: «Сирень».

Форма организации совместной деятельности: совместно-последовательная.

Наглядность: набор открыток «Сирень», картина Кончаловского П.П.
«Сирень», образец объемной ветки сирени.

Материалы и инструменты: однотонная канва (300х300), шёлковая ткань сиреневого цвета (300x300), пяльцы, использованные стержни, ножницы, иголка, целлофан зеленого цвета.

Цели и задачи:

1.Формирование приемов обработки ткани и целлофана.

2.Развитие конструктивности, вариативности, гибкости мышления.

3.Воспитание любви к родной природе, трудолюбия, ответственности, коллективизма.
ПЛАН УРОКА

I. Подготовка рабочего места.

1. Повторение правил рабочего человека, правил гигиены и безопасности при обращении с ножницами, иголками.

2. Правильное расположение на рабочем месте инструментов, приспособлений и материалов.

II. Постановка темы и цели урока.

1. Вводная беседа.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад.

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

- Какие деревья и кусты цветут в мае?

Сирень – удивительно русская, удивительно близка каждому человеку. До революции в России сирень даже называли французской. А начиналось все так просто.

Вставал обыкновенный вешний день,

Парил туман. Заря траву косила,

И вспыхнула лиловая сирень

С какой-то неосознанною силой.

Она раскрылась робко, не спеша, Застенчиво и с неохотой вроде.

И вдруг пошла, пошла, пошла

Смеяться и бурлить, как половодье.

Такой восторг внутри ее кипел,

Такую страсть глазам она исторгла,

Что парень на мгновенье онемел

И задохнулся страстью от восторга.

Он, кажется, никак не мог понять,

Откуда привалило столько чуда.

Гадал, ломать сирень иль не ломать,

Когда она полощется повсюду?

Дарить ее пристало, но кому?

И, поразмыслив несколько мгновений,

Припомнил, что любимая в дому

Пока еще не видела сирени.

Жил в России известный селекционер Леонид Алексеевич Колесников, он всю свою жизнь выращивал, холил и лепил живое, создавал великое свое творчество - русские сирени.

Он добился того, что за рубежом ахнули от нашей отечественной сирени. Его сирень называют «русским чудом», а его самого «Чародеем и кудесником» русского сада.

За свою жизнь Леонид Алексеевич создал свыше 300 сортов элитных сеянцев сирени. Это столько, сколько создала одна французская фирма.

Леонид Алексеевич работал механиком, начальником колонны автобазы. Сирень была его хобби. И он, не имея особой теоретической подготовки, научился предвидеть дальнейшие результаты своих опытов. С сиренью он мог делать все: прививать и пересаживать в любое время года, иметь цветущие растения круглый год.

Леонида Алексеевича Колесникова за создание новых сортов посмертно наградили медалью «Золотая ветка сирени».

2. Работа по картине П.П. Кончаловского «Сирень».

Сиренью восхищался живописец П.П. Кончаловский. Он очень любил цветы и писал их так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой аромат. Особенно любил он рисовать букеты сирени и писал их на протяжении всей жизни.

Петр Петрович говорил, что в цветах есть все, что есть в природе, только в более утонченных и сложных формах.

Огромные пышные кисти белой и лиловой сирени дышат свежестью только что срезанных влажных цветов. Кажется, чудесный душистый запах наполняет всю комнату.

3. Показ образца – объемной ветки сирени, выполненной в виде салфетки.

4. Определение назначения изделия и необходимости его изготовления.

III. Предварительное планирование предстоящих трудовых действий.

IV. Изготовление изделий по намеченному плану.

1. Методом продергивания нитки цветную ткань разделить на полоски размером 300x15 и нарезать.

2. Канву натянуть на пяльцы.

3. Изготовление цветов сирени.

Полоску сиреневой ткани нарезать на квадратики размером 15x15 и при помощи стержней острым концом втыкать кусочки в «окошечки» канвы (фото 1 – лицевая сторона, фото 2 – изнаночная сторона).

4. Выдернуть нить из края канвы и ею закрепить кусочки ткани с изнаночной стороны между собой так, чтобы не вылетали (фото 3).

5. Вырезать листочки и прикрепить к веточкам сирени.






6. Сделать по краям салфетки бахрому путем продергивания ниток.

V. Размещение и закрепление декоративными иголками готовых салфеток на стенде, на тканевой основе (фото 4, 5 – варианты отдельных веток сирени, фото 6 – готовая композиция).

VI. Подведение итогов.

VII. Задание: посетить выставочный зал и найти картины современных художников, изображающих сирень.



Приложение 2
Композиция «Сирень»



Фото 1 (лицевая сторона)


Фото 2 (изнаночная сторона)



Фото 3 (изнаночная сторона)

Варианты отдельных веток сирени.


Фото 4. Фото 5.
Композиция «Сирень»




Фото 6.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках трудового обучения iconПриемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта...
Аннотация. Данная стать я будет интересна учителям трудового обучения, которые работают в коррекционной школе. В статье описаны приёмы...
На уроках трудового обучения iconЕ. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело)
Данная статья освещает пути и способы социализации учащихся коррекционной школы VIII вида посредством уроков трудового обучения
На уроках трудового обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целенаправленную учебную деятельность необходимо формировать на всех уроках, в том числе и на уроках трудового обучения. Но здесь...
На уроках трудового обучения iconТема Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции...
Трудовым Кодексом РФ. Соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме./ст. 72
На уроках трудового обучения iconУроках математики и трудового обучения
П. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста
На уроках трудового обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческая деятельность учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения и во внеурочное время
На уроках трудового обучения iconДоклад «Здоровьесберегающие технологии и принципы здоровьесбережения...
При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением...
На уроках трудового обучения iconУрок (7класс) "Швейная машина с электрическим приводом", 2010 г. Открытый урок (6 класс)
Реферат Максимовой В. Б. "Развитие творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения как путь к их личностному...
На уроках трудового обучения iconПроектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями...
На уроках трудового обучения iconО. Р. Решетникова Ивановская область, пос. Старая Вичуга,огкоу «Старовичугская...
Внедрение социализирующего компонента для формирования навыковой (практической) деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового...
На уроках трудового обучения iconУроки по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках предметов...
В рамках методической недели «мо физической культуры и обж» с 17 по 26 декабря прошли открытые уроки по теме «Дифференцированный...
На уроках трудового обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных...
На уроках трудового обучения iconОтчёт учителя начальных классов моу «сош №83» Верховой Светланы Вячиславовны...
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
На уроках трудового обучения iconСоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения
Ьному этапу становления личности соответствует школьный возраст от 6 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс...
На уроках трудового обучения iconПравила внутреннего трудового распорядка для работников моу сош №76 Общие положения
«Трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях определяется правилами внутреннего трудового распорядка» (cт. 189...
На уроках трудового обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции развития трудового законодательства в России. Понятие, предмет,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск