Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело)





Скачать 47.55 Kb.
НазваниеЕ. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело)
Дата публикации27.09.2014
Размер47.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Е.К. Паксянова

учитель трудового обучения (швейное дело)
г. Саратов, ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №1 VIII вида г. Саратова»

alena115@mail.ru
Социализация учащихся на уроках трудового обучения

Данная статья освещает пути и способы социализации учащихся коррекционной школы VIII вида посредством уроков трудового обучения.
Социализация личности – это процесс усвоения индивидуумом образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.

Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного отношения к труду. В коррекционной школе в решении данных задач особое место занимают уроки трудового обучения. Это особенно актуально в последнее время, когда медики и официальная статистика констатируют факты увеличения числа рождаемости детей с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями, детей – инвалидов. Естественно, что такие дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.

Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1971 г. принята Декларация о правах умственно отсталых лиц. Особо оговорено в декларации право таких лиц продуктивно трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное обеспечение. Для возможности воспользоваться этими правами умственно отсталый ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания и в период обучения в школе.

Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

На уроках швейного дела учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Программа построена таким образом, что достаточно много часов отводится на тему «Ремонт одежды». На протяжении всего периода обучения дети изучают эту тему. Они учатся выполнять все виды ремонта одежды от пришивания пуговиц, до вшивания «молнии». На своих уроках мы всегда приветствуем ситуации, когда девочки приносят разорванную вещь или просят помочь вшить молнию. Часто мальчики приходят в швейную мастерскую и просят отремонтировать одежду. Девочки с удовольствием откликаются на такие просьбы. В свою очередь и девочки несут в обувную мастерскую порванную обувь, а в столярную мастерскую обращаются с просьбой изготовить рамку, отремонтировать сломанный стул. Несложную работу дети выполняют самостоятельно, но обязательно с помощью учителя. Дети должны сами уметь и, главное всегда выполнять, посильные виды ремонта.

Если ребёнок в состоянии выполнить данную работу, но просто пока не знает, как это надо сделать, ему нужно показать. Но работать он должен сам. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни у детей. У современных учащихся очень часто можно наблюдать элементы потребительского отношения к жизни. Таким детям лень делать что-то самим. Они будут ждать, когда подобную работу за них сделают взрослые.

На уроках мы часто рассказываем девочкам, как правильно подобрать одежду на себя, как определить размер одежды. На уроках швейного дела учащиеся получают навыки по пошиву различных видов одежды: юбок, халатов, блуз, постельного белья, фартуков.

На уроках швейного дела девочки получают первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине, приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании, знакомятся с различными фасонами одежды, производстве влажно-тепловой обработки ткани.

На всех уроках труда учащимся прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем приёмов работы. Так на уроках швейного дела, при знакомстве со швейными машинами, первоначально за швейную машину садится учитель. Он фиксирует внимание учащихся на своей позе, положении рук, положении ног на педали машины. Обращает внимание учащихся на правильную посадку. В дальнейшем, при малейших недочётах учеников, необходимо разбирать, совместно с классом, допущенные ошибки. Так как на уроках швейного дела обучающиеся много сидят, нужно регулярно обращать внимание детей на их позу при работе.

Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта проводятся экскурсии на предприятие, в магазин тканей, в ателье. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся. Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем вывести на уровень активного использования.

Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда, выставки работ, конкурсы на лучшего по профессии.

Значительное внимание в ходе трудового обучения уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке школьных помещений, участие в ремонте развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются со взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых.

Таким образом, образование решает задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.
Литература

  1. Василькова Ю.В. – Методика и опыт работы социального педагога. – М, 2001.

  2. Василькова Ю.В. – Социальная педагогика. – М., - 1999.

  3. Мудрик А.В. – Социальная педагогика. – М., - 2002.

  4. Овчарова Р.В. – Справочная книга социального педагога. – М., 2003.

  5. Степанов В.Г. – Психология трудных школьников. – М., 1998.

  6. Щербенко А.И. – Тесты для делового человека и для всех. – Перьмь: Алгос – Пресс 1995.

  7. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель – М., - 1996., 352 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconТема: Обработка кокеток и соединение их с основными деталями
Открытый урок трудового обучения (швейное дело) в 9 классе школы II вида Ивановой Г. Н
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconРабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное...
«Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:...
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconКонспект открытого урока трудового обучения «Швейное дело» в 8 классе на тему «Ремонт одежды»
Настоящая про­грамма базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многооб­разие...
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconРабочая программа по профессионально трудовому обучению специального...
«Швейное дело, 7 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:...
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconРабочая программа по предмету «Слесарное дело» в 5-9 классах создана...
Составитель: Киямов А. С., учитель трудового обучения «специальной (коррекционной) общеобразовательной школы «23»
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconРабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное...
Учебная программа для 9 класс разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования...
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconФормирование социальных и личностных компетенций у учащихся через...
Цель обучения учащихся с нарушением интеллекта по профилю швейное дело заключается в овладении учащимися основных знаний по технологии...
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В течении учебного года была принята на работу учитель ремесла гончарного дело на Красина Сиберёва Т. Г., уволен учитель Матренин...
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconТема Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции...
Трудовым Кодексом РФ. Соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме./ст. 72
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconКонспект урока Швейное дело 8класс Тема: Выполнение проекта «Вещи...
Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тетрадь составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 2011 г., по учебнику «Швейное...
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник Швейное дело 5: учеб для 5 класса спец.(коррекц.) образоват учреждений VIII вида Мозговая Г. Г., Картушина Г. Б....
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconКонспект мастер класса для преподавателей начальных классов и обслуживающего...
Цель: Помочь педагогам прививать детям интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лескова Татьяна Матвеевна, учитель трудового обучения, гбскоу школа №657 Приморского района спб
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconУрок столярного дела в 8 классе Технологическая карта урока номинация «Коррекционная педагогика»
Кисель Сергей Сергеевич, учитель профессионально-трудового обучения мкоу с(К)оши VIII вида п. Светлополянск
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) iconЭкзаменационные билеты. Швейное дело. Билет №1
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск