Кисель Сергей Сергеевич, учитель профессионально-трудового обучения МКОУ С(К)ОШИ VIII вида п. Светлополянск
Урок столярного дела в 8 классе
Технологическая карта урока
(номинация «Коррекционная педагогика»)
Тема
| Изготовление деталей каркаса табурета
| Тип урока
| Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности
| Дидактическая задача
| Добиться осмысления уже известных знаний, выработать умения по их применению
| Задачи на урок:
|
| 1. Воспитательные
| Воспитывать у учащихся высокие требования к качеству собственной работы через выполнение самоконтроля и самоанализа.
| 2. Коррекционно-развивающие
|
| - познавательные
| Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объекты, классифицировать, строить логическую цепочку, осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса.
| - регулятивные
| Формирование действий саморегуляции как способности к волевому усилию, преодолению препятствий, умения осуществлять контроль в форме сличения результата с заданным эталоном, составлять план последовательности действий, давать оценку своей деятельности
| - коммуникативные
| Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, строить высказывания с помощью опоры и используя специальную терминологию, умения работать в группе, управлять поведением партнёра, способности планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
| 3. Образовательные
| Отрабатывать умения учащихся по изготовлению столярных операций: разметка, выпиливание деталей по размеру, их подгонка.
| Оснащение урока: изделие «табурет детский», образцы каркаса табурета, раздаточный материал: карточки №1 с изображением соединения, памятка «Самоконтроль», технологические карты с размерами одной детали, технологические карты без размеров для работы в группах, карточка №2 с правилами ТБ; демонстрационный материал: готовый план изготовления каркаса табурета в печатном варианте, чертёж соединения, деталей каркаса табурета, критерии оценки качества
Методическая записка.
Это первый урок по изготовлению детского табурета. Учащиеся уже изготавливали взрослый табурет, знакомы с его частями и деталями, их соединением. Поэтому работа на уроке предполагает перенос имеющихся у учащихся знаний в изменённую ситуацию.
Использование на уроке раздаточного и демонстрационного материала позволит учащимся принять участие в планировании предстоящей практической деятельности, осуществлять самоконтроль на каждом этапе работы. Различные формы работы на уроке и задания разного уровня сложности способствуют более эффективному усвоению учащимися нового материала, повышению их интереса к уроку. Успешная деятельность учащихся на уроке зависит от своевременной помощи и направляющей деятельности учителя.
Ход урока
Структура
урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые
УУД
| 1.
Орг. момент
| Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
|
Проверяют наличие раздаточного материала, инструментов, заготовок.
|
| 2. Определе ние темы и целей урока
| 1). Беседа
- Какие столярные изделия, относящиеся к мебели, мы изготавливали раньше? (табуреты, шкафы и др.)
- Где используются эти изделия?
- Сегодня мы приступим к изготовлению такого табурета. (показ изделия)
- Для кого он предназначен? (для детей)
- Вспомните, из каких частей состоит табурет? (крышка, каркас) 2) Целеполагание
- Как вы думаете, с какой части нужно начинать изготовление табурета? (с каркаса)
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока, начиная со слова «изготовить»
|
Ответы учащихся Ответы учащихся
Высказывают предположения Формулируют цель урока
| Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные
выделение и формулирование познавательной цели
| 3. Актуализация знаний
| 1). Работа с образцом
- Назовите и покажите детали каркаса табурета. - Какое столярное соединение используется для скрепления деталей каркаса табурета?
- Прочитайте полное правильное название этого соединения на доске (открыть запись: «угловое концевое соединение на несквозной шип с полупотёмком») 2) Работа на карточках №1 с изображением соединения
- Вспомните, как называются элементы данного соединения и подпишите их на карточках.
-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание, поставьте себе отметку.
|
1 учащийся у доски показывает детали на образце и называет их Ответы учащихся Учащиеся читают про себя, затем 1-2 вслух.
Самостоятельно работа ют на карточках. Осуществляют самоконтроль по чертежу на доске, ставят отметку.
|
Коммуникативные
умение строить высказывание
Регулятивные
саморегуляция как способность к волевому усилию,
контроль в форме сличения результата с заданным эталоном
| 4. Основной материал
| 1) Работа по восстановлению плана.
- Прочитайте на доске план изготовления каркаса табурета.
- Согласны ли вы с данной последовательностью выполнения операций?
Разметка гнёзд под сверление на ножках. (2)
Разметка деталей. Выпиливание по размеру. (1)
Подгонка деталей друг к другу. (4)
Разметка проножек, царг. Выпиливание шипов. (3)
- Прочитайте правильный план на доске.
2) Работа с памяткой
- Установите, на каких этапах работы нужно осуществлять самоконтроль?
- Значит, самоконтроль необходим на каждом этапе работы.
- Прочитайте памятку вслух. На что нужно обратить внимание?
САМОКОНТРОЛЬ ( памятка )
Организация рабочего места.
Правильность и последовательность выполнения операций.
Соблюдение правил техники безопасности.
Проверка качества.
- По каким критериям осуществляется контроль качества?
(соответствие размерам
точность соединений
аккуратность
качество обработки) 3) Установление размеров деталей.
- С помощью технологической карты установим размеры деталей каркаса табурета.
- Найдите чертёж ножки. Назовите размеры и расставьте их на чертеже на доске
- Следующее задание будем выполнять в группах. 1-ой группе дан образец царги, 2-ой группе – образец проножки. Замерьте образец и занесите размеры в технологическую карту.
- Расставьте полученные данные на чертёже на доске
4) Повторение правил ТБ
- Какими инструментами будем пользоваться во время работы? (пилой, рубанком, стамеской)
- Вспомним правила ТБ при работе с ручными инструментами.
- Прочитайте на карточке №2 правила ТБ и распределите их в 3 столбика, записав номер правила. Некоторые правила могут быть записаны несколько раз.
- Прочитайте правила ТБ при работе с пилой, рубанком, стамеской.
|
Читают план на доске Высказывают предположения Учащиеся устанавливают последовательность, расставляют цифры рядом с пунктами плана. 1 учащийся читает вслух
Учащиеся по одному дополняют план на доске метками С/К
Читают вслух по одному
Ответы учащихся по опоре
Учащиеся находят чертёж ножки на технологических картах, называют размеры, 1 у доски выставляет их на чертеже
В группах замеряют образец и заносят размеры в технологическую карту 1 учащийся от группы у доски выставляет размеры на чертеже
Учащиеся перечисляют
Учащиеся на карточках распределяют правила в 3 столбика. Читают по одному с места
|
Познавательные
построение логической цепочки
Регулятивные
составление плана и последовательности действий Познавательные
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
Познавательные
Анализ объекта
Коммуникативные
Умение работать в группе, управлять поведением партнёра
Познавательные
Анализ, распределение
|
Практическая работа
| - Теперь можем приступить к изготовлению деталей каркаса табурета. В конце урока каждый должен будет оценить качество своей работы по данным критериям.
- С чего начинаем работу? (с организации рабочего места)
- Назовите первый этап работы (разметка деталей, выпиливание по размеру)
- Приступаем к выполнению разметки.
|
Ответы учащихся
Выполняют практическую работу по плану
| Регулятивные саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
Целевой обход
|
- На каком этапе работы находимся?
- Какую операцию выполняем?
|
Учащиеся проговаривают свои действия, используя специальную терминологию.
| Коммуникативные
осознанное построение речевого высказывания в устной форме
|
Итог урока Рефлексия
| - Какая была цель урока? (изготовление каркаса табурета)
- Кто справился с этой работой?
- У кого всё получилось?
- Какие трудности возникли?
- Оцените качество своей работы с помощью данных критериев - Как думаете, какой вид работы будем выполнять на следующем уроке? Оценки.
| Ответы
Учащиеся выходят к доске, оценивают свою работу
| Регулятивные
оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено осознание качества и уровня усвоения
| Приложения
Карточка №1
Карточка №2
Прочитайте правила техники безопасности. Распределите их в три столбика, записав номер правила.
Не подставлять пальцы рук по ходу движения инструмента.
Плотно прижимать подошву к детали.
Пользоваться направителем.
Не сдувать опил, стружки.
Не проверять остриё инструмента пальцами рук.
Деталь зажать в зажим верстака.
| ТБ при пилении столярной ножовкой
| ТБ при строгании рубанком
| ТБ при выборке гнёзд стамеской
|
|
|
|
|