«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие





Скачать 475.86 Kb.
Название«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие
страница1/4
Дата публикации29.05.2015
Размер475.86 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Биология > Методическое пособие
  1   2   3   4

Бюджетное учреждение Омской области

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

 





«Новые методы реабилитации

детей с ограниченными

возможностями здоровья»

 

Методическое пособие



Авторский коллектив: Ефимовская Н.А.; Маркер Л.Е.; Сабанина Г.Г.; Русинович С.В.; Дружинина Н.М.; Федорец И.Н.

 

Рецензент: к.м.н. Стаценко А.Н. доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Омской Государственной Медицинской Академии.

 
Ортобиотика в комплексной реабилитации детей

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

Мы приходим в этот мир с разным запасом здоровья. Если оно есть, можно попытаться сохранить его до старости. Но что делать, если ребенок с рождения страдает таким тяжелым заболеванием, как ДЦП? В реабилитационном центре детей и подростков с ограниченными возможностями Омской области осуществляется комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом, успешно применяется технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма - ортобиотика.

Термины «детский церебральный паралич» (ДЦП) - комплексное понятие, объединяющее ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является расстройство двигательной функции, к которому в большей части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и др.

Специальная помощь имеет коррекционно-развивающую направленность. Все занятия проводятся в индивидуальных и групповых формах организации образовательного процесса по программам специально скорректированным для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных, физических возможностей и рекомендаций врачей. Большое внимание уделяется формированию, коммуникативных навыков, художественно-эстетическому воспитанию, развитию физической культуры и спорта.

Важное место занимает работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к семейной жизни, жизни в обществе.

Детей, страдающих ДЦП, поступает на заезд в среднем 7 человек, за год более130 детей. Состояние здоровья детей довольно неоднородно, но общим для них является:

* наличие органических нарушений головного мозга,

* пониженная речевая активность,

* отставание психомоторного развития от возрастной нормы.

У всех детей отмечается неустойчивое внимание, незначительный объем памяти, повышенная возбудимость, расторможенность. Неустойчивость эмоционального фона влечет за собой быструю утомляемость, неспособность долго сосредотачиваться на одном задании. Таким детям необходимо переключение на различные виды деятельности, позволяющие не только развивать их двигательную активность, но и снимать характерное для них мышечное и эмоциональное напряжение, совершенствование коммуникативно-адаптационных навыков.

Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями применяется в реабилитационном центре давно, но ознакомившись с «Программой комплексной реабилитации «Жемчужина Здоровья», основанной на основных положениях ортобиотики, мы решили для повышения эффективности реабилитационных мероприятий постепенно внедрить ее в нашу работу.

Ортобиотика, как технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма, разработана на кафедре человековедения и физкультуры Педагогической академии последипломного образования Московской области. Автор концепции - д.ф.н. В.М. Шепель и применяется в социально-реабилитационном центре «Горизонт» г. Железнодорожного Московской области.

Ортобиотика (греч., от orthos - правильный, прямой, и bion - жить). Искусство вести правильную жизнь.

Обобщая достижения отечественных и зарубежных исследователей, озабоченных выживаемости людей в условиях современной цивилизации, д.ф.н. В.М. Шепель создал новое направление - наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроя к жизни, помогающая на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения.

 Ортобиотика, как современное междисциплинарное направление учения об ортобиозе, наиболее полно отвечает основной цели реабилитации.

Суть технологии ортобиоза: опора на целостный подход, связь воображения и телесных ощущений, взаимосвязь и взаимоподдержка слуховых, зрительных, кинестетических, тактильных ощущений с выраженным позитивным отношением к объекту.

Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины, врач И.И. Мечников, еще в начале XX века сформулировавший теорию ортобиоза, считал его эффективным средством «исправления дисгармонии человеческой природы» (коррекции и реабилитации в современном понимании). По мнению И.И. Мечникова, ортобиоз – системообразующее условие долголетней работоспособности человека.

Русский учёный, развивая свои взгляды на науку по «уходу за собственной персоной», отмечал, что следование правилам ортобиоза в высшей степени облегчает проявления высших способностей человеческой души. Он утверждал, что «в собственной природе человека существуют свойства, допускающие превращение дисгармонии в гармонию, способную доставить нам счастье. В эту категорию входит «чувство жизни», которое может развиться как у здоровых людей, так и у больных хроническими или острыми формами болезней. Ввиду того, что «чувство жизни» поддается развитию, следует в этом смысле направлять и воспитание, точно так же, как мы стремимся у слепых усовершенствовать чувства, заменяющие зрение». Большое значение в развитии «чувства жизни» И.И. Мечников придавал совершенствованию органов чувств, обеспечивающих жизнедеятельность человека (зрение, слух, равновесие, вкус, обоняние, осязание и др.). Невозможно повысить «чувство жизни» (как и здоровье) без единства физического, психического и нравственного компонентов, причем, нравственная составляющая очень важна. Подобное триединство является единством мысли и дела, гармонией телесного, душевного и духовно-нравственного, что составляет основу оптимистического жизненастроя человека.

Оптимизм (в переводе с латинского - наилучший)

пробуждает ту скрытую внутреннюю силу, которая есть

в каждом от природы По образному выражению поэта

И. Губермана, «оптимизм - изумительный опиум, из себя самого добываемый». Оптимизм рассматривается как стержень философских взглядов на жизнь, как духовная энергетика человека. Вот почему столь высока значимость оптимизма для жизнедеятельности людей. Они могут быть разными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, то они наиболее активны и целеустремлённы. Осознание самоценности собственной жизни, самовыживание – вот центральная проблема ортобиотики. Оптимистичные люди в силу своего духовного настроя ориентированы на принятие необходимых мер по самосбережению и самосохранению своего здоровья, уделяют внимание созданию и поддержанию жизнелюбия.

Привлекательность ортобиоза состоит и в том, что он ориентирован на снижение проявления "факторов риска", которое достигается не только медикаментозными средствами или глубокой врачебной терапией, а благодаря повседневным профилактическим мерам поддержания жизнедеятельности своего организма, как на телесном, так и душевном уровне. Человек не боится проблем, если он их контролирует. Наличие проблем и их умелое преодоление являются своеобразным тренингом психической закалки, прививкой против стресса.

Для каждого состояния здоровья определяются условия: физическое укрепление (рекреация), психическое расслабление и освобождение от отрицательных эмоций (релаксация), моральное очищение и возвышение (катарсис). Чем гармоничнее они представлены в ней, тем больше шансы у конкретной личности в эффективном исполнении профессионального долга, в самовыражении своих лучших личностных и деловых качеств.

Чтобы предупредить влияние негативных факторов на здоровье, можно использовать для построения личного ортобиоза выведенную В.М. Шепель "формулу выживаемости": суточное время жизнедеятельности человека должно быть разумно использовано в целях обеспечения его физического, психического и нравственного здоровья. Полезно в течение каждого шестичасового цикла (кроме времени сна) один час использовать на рекреацию, релаксацию, катарсис, так получится не менее трех часов в день для поддержания здоровья. Можно уже в детском возрасте научить находить время для ортобиоза. Например, не только с медицинской, но и с экономической точки зрения целесообразны утренняя и производственная гимнастика, посещение кабинетов психологической разгрузки, занятия аутотренингом в рабочее время.

Рекреация, релаксация и катарсис представлены в ортобиозе в виде конкретных мероприятий. Их систематическое использование способствует поддержанию здоровья и повышению работоспособности. Другими словами, такому состоянию здоровья, при котором индивид может быть деятельным, оптимистичным, сострадательным. Исходя из этого, система ортобиотических (здоровьесберегающих) мероприятий в работе с детьми имеющими диагноз ДЦП представлена следующими группами:

Рекреация - физическое укрепление организма (восстановление и укрепление двигательной активности тела). Рекреация как форма двигательной активности является обязательным условием нормального функционирования организма.

Релаксация (греч. расслабление) - психическое расслабление (снятие психического и мышечного напряжения). Релаксациякак форма снятия нервного напряжения является важным этапом в функционировании организма, так как организм работает в ритме: напряжение - расслабление.

Катарсис (греч. очищение) - самоободрение, способ освобождения от отрицательных эмоций, возвышение личности (эмоциональная разрядка, позитивное социальное взаимодействие). Катарсис - обязательное условие для обретения духовно-нравственного здоровья.

В нашем центре мы учим ребенка с проблемами в развитии работать со своим физическим состоянием, находясь в состоянии релаксации, с позитивными мыслями и чувствами, находя те свойства, которые эффективно работают на развитие у него «чувства жизни». Если научить детей прислушиваться к своим ощущениям, получать ответную реакцию от органов чувств, поверить в свои возможности, пробовать и учиться делать то, что раньше казалось не по силам, то они приобретут навыки самопомощи.

Таким образом, складывается цельная система, способствующая формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, помогающая ребенку в преодолении имеющихся расстройств и стимуляции собственных внутренних резервов организма.

В реализации программы «Ортобиотика» принимают участие дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 18 лет, имеющие диагноз ДЦП. Они проходят реабилитацию в условиях стационара Центра. Специалисты разного профиля (медицинские работники, методист ЛФК, психологи, социальный педагог, педагоги-воспитатели) под непосредственным наблюдением и контролем педиатра, а также психотерапевта большое внимание уделяют комплексу индивидуально подобранных коррекционно-реабилитационных мер. При этом учитываются основные положения ортобиотики – технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма: рекреации, релаксации и катарсиса, которые оживляют, обогащают эмоциями и впечатлениями все реабилитационные мероприятия, проводимые с детьми, создают положительную доминанту.

Все реабилитационные мероприятия организованы с соблюдением разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом. Для познания своих возможностей используется продуктивная творческая деятельность.

Технологический инструментарий

Чтобы активизировать и связать между собой различные сенсорные системы (зрительную, слуховую, тактильную) через эмоциональные переживания ребенка, процесс коррекционно-реабилитационной работы организован по модульной системе. Это очень гибкая система, которую можно видоизменять расширять для наиболее полного соответствия текущим и перспективным задачам реабилитации каждого ребенка.

Каждый модуль имеет основную цель, но, решая ее, специалисты могут использовать элементы и других модулей. К примеру, на занятиях ЛФК помимо методов совершенствования двигательной активности используются приемы релаксации, игровой и арт-терапии.

Информационно-диагностический модуль

• Мониторинг особенностей физического, психофизического развития ребенка осуществляется педиатром, психотерапевтом, психологом, методистом ЛФК, исходя из нормативных документов, регламентирующих их деятельность.

• Выбор ортобиотических мероприятий, разработка индивидуальных программ комплексной реабилитации.

Рекреационный модуль - комплекс мер по поддержанию и восстановлению двигательной активности:

· ЛФК;

· медицинский массаж;

· дыхательная гимнастика

· вокалогимнастика

 · психогимнастика;

· обучение приемам самомассажа на развитие моторики рук и артикуляционной моторики;

· работа на тренажерах;

· физиотерапия;

· игры с движением;

· танцевальные мероприятия

· сбалансированное питание и др.

Примечание: наилучший эффект достигается за счет создания позитивного внутреннего настроя при выполнении реабилитационных мероприятий.

Релаксационный модуль - комплекс мер по снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, овладению элементами саморегуляции:

· психофизическая гимнастика;

· аутотренинг, медитация;

· комплекс саморегуляции

· занятия в сенсорной комнате;

· танцевальная терапия;

· пение;

· музыкальная терапия;

· релаксационные игры;

· чтение стихов, психотерапевтических историй;

· просмотр юмористических видеофильмов;

· водные процедуры;

· фитотерапия;

· сон и др.

Примечание: нахождение в состоянии релаксации в течение 10-15 минут способно заменить полуторачасовой дневной сон. Необходимо помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным.

С чего начинается овладение ортобиозом? С прекращения беспечного отношения к своему здоровью. Самоконтроль и саморегуляция – это бесценные инструменты, с помощью которых осуществляется формирование образа жизни. Разнообразен круг полезных привычек. Прежде всего, они связаны с соблюдением личной гигиены, гигиены труда и отдыха. Например, привычки в одно и то же время ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю физзарядку принимать водные процедуры, соблюдать режим питания в течение дня, умение успокоиться и мобилизоваться, сохранять «свежую голову».

Прекрасно снимает напряжение музыка, она восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца, может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость. Исследования свидетельствуют, что люди интравертного склада (обращенные к своим переживаниям) предпочитают музыку Шопена, Чайковского, Шуберта, а экстраверты (ориентированные во вне) - музыку Листа, Вагнера, Прокофьева.

Практическое назначение релаксации - научить человека управлять своими эмоциями, самовозбуждать свой дух. Поэтому необходимо владеть техникой медитации, использовать приемы психологической защиты. Например, очень полезен аутотренинг.

Огромный релаксационный эффект имеют танцы, чтение стихов, пение, просмотр юмористических видеофильмов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconУчебно-методический комплекс по модулю в3 «Методы психологической коррекции и реабилитации»
Цель: формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции...
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconУчебно-методическое пособие «Использование икт на уроках в начальной...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк / сп
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconУчебно-методическое пособие казановедение
Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconУрока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world»
Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconТема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,...
Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности...
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconВзаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда при обучении...
Учитель-логопед, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»,...
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconГоу республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей». Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются...
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями...
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие icon15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconОтчёт о проведении Декады инвалидов в мбоу «Булатниковская сош»
Ежегодно с 1 по 10 декабря в школе проходит декада инвалидов с целью реабилитации и социализации детей-инвалидов, оказания социально-правовой...
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие icon1 Научно – методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение...
Новосибирска – «Специальный (коррекционный) детский дом №6 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными...
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013 I. Программа...
Программа дисциплины «Технология обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconПрограмма: «Клуб одиноких сердец»
Отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями развития «Надежда»
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие iconИнновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями...
Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск