Скачать 0.67 Mb.
|
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.). Механизм нравственного воспитания. ЗНАНИЯ и ПРЕДСТАВЛЕНИЯ + МОТИВЫ + ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ + НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ + ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО. Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность - отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим). При этом носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников). Задачи нравственного воспитания. 1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.). 2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными качествами. Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока: - воспитание гуманных чувств и отношений; - воспитание начал патриотизма и интернационализма; - воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться; - воспитание начал коллективизма. Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни. Условие нравственного воспитания дошкольников. - Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям. Средства нравственного воспитания. 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова). 2. ПРИРОДА (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина). 3. СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ - игра, труд, учение, общение. 4. АТМОСФЕРА, В КОТОРОЙ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК. 5. ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА ОБСТАНОВКА. Методы нравственного воспитания. 1. Б.Т.Лихачев: - методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования) - метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации) - методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…) 2. В.Г.Нечаева: - организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…); - формирование нравственных представлений, суждений, оценок ( беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…). 3. В.И.Логинова: - методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); - методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа); - методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание) Условия эффективности методов: - любой метод должен быть гуманным; - метод должен быть реальным, существенным, требующим логического завершения; - для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства; - метод не должен применяться однотипно, шаблонно ко всем детям и в любой ситуации; - метод воспитания следует применять тактично; - при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества; - подбирая методы важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка; - применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости, не всегда получается все и сразу; - преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы; - методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. 17. Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Показатель нравственной воспитанности - характер отношения к людям, к природе и к самому себе. С точки зрения гуманизма выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте (Пеньевская Л.А., Виноградова А.М., Князева Л.П., Стрелкова Л.П.).
|
Методическая разработка конспекта на межмуниципальный семинар «Духовно-нравственное... Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и... | Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста Предметная деятельность постепенно сменяется игровой. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физическое воспитание детей дошкольного возраста (значение, периодизация, задачи) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | ||
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры... Задачи: Формировать понятие о таблице умножения числа Повторить таблицу умножения чисел 2, 3, 4 | Электронные версии журналов Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности доу) | ||
«Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста» Подготовила : ст воспитатель Дорофеева Л. П. Мбдоу пестречинский детский сад №3 «Солнышко» | Конспект родительского собрания Тема: «Детско-родительские отношения» «Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одной из задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание патриотических чувств: воспитание любви к... | Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | ||
Современные технологии, формы и средства логико-математического развития... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Сайты для педагогов доу Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности доу) | ||
Воспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста... М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенности речи детей дошкольного возраста. Задачи работы доу по развитию речи детей | ||
Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке Развитие и воспитание детей подготовительного дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж:... | Учебно-методический комплекс по развитию речи Развитие и воспитание детей подготовительного дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж:... |