15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы





Название15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы
страница1/6
Дата публикации02.08.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).

Механизм нравственного воспитания.

ЗНАНИЯ и ПРЕДСТАВЛЕНИЯ + МОТИВЫ + ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ + НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ + ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО.

Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность - отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим). При этом носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников).

Задачи нравственного воспитания.

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.).

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными качествами. Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока:

- воспитание гуманных чувств и отношений;

- воспитание начал патриотизма и интернационализма;

- воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

- воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

Условие нравственного воспитания дошкольников.

- Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

Средства нравственного воспитания.

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

2. ПРИРОДА (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

3. СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ - игра, труд, учение, общение.

4. АТМОСФЕРА, В КОТОРОЙ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК.

5. ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА ОБСТАНОВКА.

Методы нравственного воспитания.

1. Б.Т.Лихачев:

- методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)

- метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)

- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…)

2. В.Г.Нечаева:

- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…);

- формирование нравственных представлений, суждений, оценок ( беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…).

3. В.И.Логинова:

- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);

- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)

Условия эффективности методов:

- любой метод должен быть гуманным;

- метод должен быть реальным, существенным, требующим логического завершения;

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно ко всем детям и в любой ситуации;

- метод воспитания следует применять тактично;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

- подбирая методы важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;

- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости, не всегда получается все и сразу;

- преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы;

- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.


17. Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Показатель нравственной воспитанности - характер отношения к людям, к природе и к самому себе. С точки зрения гуманизма выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте (Пеньевская Л.А., Виноградова А.М., Князева Л.П., Стрелкова Л.П.).

Возраст

Методы формирования гуманных взаимоотношений.

Раннее детство.

1.Проявление по отношению к ребенку любви и ласки

2.Обучать способам выражения сочувствия, внимания.

3.Нельзя позволять ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к другим и особенно подкреплять его действия положительной оценкой.

Младший дошкольный возраст.

1.Пример взрослых.

2.Педагогические ситуации, в которых ребенок упражняется в положительном поведении.

3.Положительная оценка, похвала.

Форма работы - индивидуальные занятия.

Средний дошкольный возраст.

1.Совместная деятельность со взрослым, разъяснение, организация поведения.

2.Привлечение внимания детей к эмоциональным состояниям других людей (учить «читать» эмоции), использование картинок.

3.Решение вербальных логических задач.

4.Художественные произведения (Дети способны осознавать мораль произведений, оценивать поступки героев, но не оценивают двойственность поведения).

5.Значимыми остаются оценка взрослых и пример.

Старший дошкольный возраст.

1.Этические беседы (на темы нравственного характера).

Требования:

- опора на жизненный опыт ребенка;

- соответствие возрасту;

- конкретность изображаемых ситуаций;

- наличие ситуаций выбора и противоречий;

- связь с последующей деятельностью;

- соблюдение такта, осторожности при обсуждении темы;

- не спешить помогать ребенку, делать выводы.

Темы: возникающие ситуации в группе, литературные произведения, художественные изобразительные произведения.

Структура:

- чтение рассказа, проигрывание сценки;

- обсуждение;

- практикум, дети упражняются в словах и правилах морального поведения.

2.Упражнения, практика поведения (наполнить жизнь детей различными ситуациями, в которых он может проявить гуманные чувства: подготовка подарков, забота о заболевшем, забота о животных).

3.Внимание воспитателя ко всем поступкам детей.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconМетодическая разработка конспекта на межмуниципальный семинар «Духовно-нравственное...
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconНравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста
Предметная деятельность постепенно сменяется игровой. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся...
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физическое воспитание детей дошкольного возраста (значение, периодизация, задачи)
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconДетей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры...
Задачи: Формировать понятие о таблице умножения числа Повторить таблицу умножения чисел 2, 3, 4
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconЭлектронные версии журналов
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности доу)
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы icon«Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста»
Подготовила : ст воспитатель Дорофеева Л. П. Мбдоу пестречинский детский сад №3 «Солнышко»
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconКонспект родительского собрания Тема: «Детско-родительские отношения»
«Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание патриотических чувств: воспитание любви к...
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconСовременные технологии, формы и средства логико-математического развития...
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconСайты для педагогов доу
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности доу)
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconВоспитание гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста...
М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область...
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности речи детей дошкольного возраста. Задачи работы доу по развитию речи детей
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconКонспект наблюдения в старшей группе на прогулке
Развитие и воспитание детей подготовительного дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж:...
15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы iconУчебно-методический комплекс по развитию речи
Развитие и воспитание детей подготовительного дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск