Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста





Скачать 213.17 Kb.
НазваниеНравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дата публикации02.01.2015
Размер213.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста

Автор :Лиманская Людмила Владимировна

МАДОУ центр развития ребенка – детский сад №82 г.Томска, ул.Беренга 3/3


Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Третий год жизни является переходной ступенью от раннего к дошкольному детству. Ребенок третьего года жизни еще сохраняет многие черты, присущие раннему возрасту, но вместе с тем в структуре его личности, в ведущей деятельности возникают новые черты, свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития. Предметная деятельность постепенно сменяется игровой. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.
Новые психические возможности требуют частичной перестройки условий деятельности и отношений между взрослыми и ребенком, предоставления ему большей самостоятельности.
В младшем и среднем дошкольном возрасте развивается потребность в «деловом» общении, сотрудничестве со взрослым.
Возрастает стремление подражать взрослому в своем поведении. Постепенно поведение взрослого становится для ребенка 3 - 4 лет образцом, которому он все более осознанно следует. Возникают первичные этические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых. Дети младшего и среднего дошкольного возраста еще достаточно импульсивны, поведение их нередко определяется внешними обстоятельствами, настроением и требует постоянного руководства и разумного контроля со стороны взрослого.
На протяжении младшего и среднего возраста неуклонно нарастает потребность в общении со сверстниками, разнообразнее становятся формы общения. Возникают довольно устойчивые взаимоотношения между детьми, основанные на личной симпатии.
Эмоциональная отзывчивость детей младшего и среднего дошкольного возраста — одна из важных особенностей, определяющих их нравственное развитие. Задаче формирования нравственных чувств детей уделяется в этот период первостепенное внимание. Происходит дальнейшее развитие чувства любви к близким людям, привязанности к воспитателю.
Необходимо придать формирующимся чувствам детей 3—4 лет активный, действенный характер, обеспечить их воплощение в реальных поступках: уход за растениями, поддержание порядка в группе и т. п. Поэтому задача развития нравственных чувств детей неразрывно связывается с задачей формирования основ нравственного поведения, нравственных привычек. С младшей группы активно решается задача воспитания дружеских, доброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками.
Большое внимание уделяется задаче воспитания у дошкольников нравственного поведения по отношению к взрослым: слушаться старших (выполнять предъявляемые требования и правила поведения), быть вежливым, уметь выразить взрослым свою привязанность (принести стул и предложить сесть, ласково обращаться к близким, порадовать к празднику подарком: рисунком, поделкой и т. п.).
Выдвигается задача овладения основами культуры поведения, формируются привычки вежливого отношения к окружающим. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитываются навыки бытовой культуры, вежливости, совместной игры. В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила (здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т. п.). Осваиваются и некоторые правила культуры поведения в общественных местах (не мешать другим, спокойно вести себя, говорить тихо, быть приветливым), правила коллективной игры и труда, закрепляется привычка бережно относиться к вещам, поддерживать чистоту и порядок.
Опыт поведения у дошкольников 3—4 лет только складывается, поэтому особое значение приобретает задача своевременного формирования самостоятельности как фактора развития детских взаимоотношений и нравственного поведения. Под влиянием воспитателя происходит переход от элементарной самостоятельности в выполнении отдельных приемов и несложных процессов в младшем дошкольном возрасте к более сложной и разнообразной самостоятельной деятельности в среднем дошкольном возрасте и к формированию в дальнейшем самостоятельности как доминирующей черты поведения и деятельности.
Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени младшего и среднего дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т. п. Воспитатель использует конкретные проявления детей в игровой и трудовой деятельности, чтобы раскрыть нравственный смысл их поведения: дружно ли играли, делились ли игрушками, уступали ли друг другу, помогали ли товарищам. Чтение рассказов и стихов, рассматривание картин, просмотр инсценировок, разговоры с детьми на нравственные темы — все это способствует формированию первых нравственных представлений.
В младшем и среднем дошкольном возрасте происходит формирование первых представлений о труде людей, об общественных праздниках, о жизни советских людей.
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Постепенно ребенок 4—5 лет научается подчинять свои желания требованиям взрослого, замыслам детского коллектива. Появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках.
Таким образом, задачи и содержание нравственного воспитания детей 3—4 лет направлены на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и сознания ребенка и затрагивают разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.
Образ жизни ребенка определяется характером его деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми, а также характером предъявляемых к нему общественных требований. Своеобразие воспитания ребенка в детском саду состоит в том, что его повседневная жизнь и деятельность — игра, труд, занятия — протекают и организуются педагогом в условиях детского общества. Совместный образ жизни детей в группе детского сада, основанный на общности решаемых задач, совместных радостных эмоциональных переживаниях и стремлениях, равенстве прав и обязанностей, активном сотрудничестве в разнообразной коллективной деятельности, создает основу для нравственного воспитания, формирования основ нравственных отношений между детьми. Целенаправленно обогащая нравственное содержание детской деятельности, совершенствуя способы организации детей, обеспечивая принятие детьми нравственной мотивации деятельности, воспитатель способствует планомерному накоплению дошкольниками ценного морального опыта.
С переходом малышей из ясельной группы в дошкольную их образ жизни во многом изменяется. Деятельность младших дошкольников усложняется: появляется ролевая игра, рисование, лепка, аппликация и др., образуются новые отношения между детьми (постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой и трудовой деятельности). Дети включаются в систематическую и обязательную обще групповую деятельность на занятиях, активно привлекаются к выполнению трудовых поручений. Они осваивают новые, более сложные правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими людьми и сверстниками. Все это способствует формированию новых потребностей, интересов, эмоциональных переживаний, имеющих важное значение для нравственного развития.
Организация совместного образа жизни детей в младшей и средней группах детского сада направлена на формирование дружеских доброжелательных отношений, которые предполагают приветливое, вежливое обращение детей друг к другу, умение проявить отзывчивость и сочувствие к сверстникам, оказать необходимую помощь, вступить в сотрудничество для совместной деятельности. Такие отношения создают основу для воспитания в дальнейшем гуманных, коллективистических отношений между детьми. Воспитание взаимоотношений связано с формированием у каждого ребенка осознания себя как равноправного члена детского коллектива; с развитием социальных чувств детей — симпатии друг к другу, чуткости, отзывчивости; с практическим освоением способов сотрудничества со сверстниками в совместной деятельности; освоением правил культуры поведения в коллективе.
Формирование у младших дошкольников представления о равноправном положении в группе связано с практическим приучением детей к коллективному образу жизни на основе выполнения единых для всех требований и правил: в детском саду дети все делают вместе — гулять, спать, заниматься можно только одновременно с другими детьми по указанию воспитателя; все игрушки в группе общие, для всех детей и т. п. Данные требования помогают ребенку понять равенство прав и обязанностей всех детей в группе («В группе я не один», «В группе много детей таких, как я») и раскрывают направленность его поведения по отношению к коллективу. Являясь основой организации совместного образа жизни в группе, эти требования обычно быстро усваиваются детьми и обеспечивают развитие элементов коллективизма и дисциплинированности.
Условием формирования положительных взаимоотношений дошкольников в коллективе является создание в группе атмосферы доброжелательности и внимания детей друг к другу, интереса к общению.
Совместный образ жизни детей в младшей группе строится на основе общих эмоциональных переживаний. Участие в утренниках, в новогоднем празднике, в интересных играх, занятиях сближает детей, укрепляет их дружеские контакты. В целях формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками воспитатель активно вовлекает детей в ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, помогает понять состояние сверстника, правильно отреагировать, пережить соответствующие чувства: дети готовятся ко дню рождения сверстника; ласково встречают вернувшегося после болезни товарища или поступившего в группу новенького; проявляют сочувствие и взаимопомощь (помогают подняться упавшему товарищу, утешают его; оказывают элементарную помощь в одевании, уборке игрушек и пр.). Постепенно дети 3—4 лет приучаются проявлять заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и в отдельных случаях самостоятельно.
Детские взаимоотношения формируются в совместной деятельности, в практике общения. Важное значение в младшем дошкольном возрасте имеет игра. Она становится школой нравственного поведения. Задача педагогического руководства играми младших дошкольников состоит в том, чтобы уже в рамках простых, несложных сюжетов добиваться положительного морального содержания игровых и реальных взаимоотношений детей друг с другом как членов одного коллектива. Эта задача сохраняет свое значение и в среднем дошкольном возрасте.
Руководя играми детей 3—4 лет, воспитатель чаще всего берет на себя главную роль. Это позволяет наглядно показать детям, как развивать общий игровой сюжет, как строить взаимоотношения с товарищами.
С первых дней пребывания в детском саду перед детьми выдвигаются требования: делиться игрушками, уступать друг другу, не мешать, проявлять заботу и внимание.
Психологической основой ряда требований является самоограничение своих желаний, что в силу особенностей детей младшего дошкольного возраста представляет известные трудности. Необходимо, чтобы требование воспитателя к ребенку по ограничению своих желаний ради сверстника не вызывало отрицательной реакции. В противном случае оно выполняется только под влиянием авторитета взрослого, не приносит ребенку удовлетворения и не способствует установлению добрых отношений между детьми.
Формируя добровольную уступчивость, воспитатель учитывает состояние ребенка, стремится своим обращением к нему вызвать готовность проявить отзывчивость к сверстнику. Положительная оценка воспитателя позволяет ребенку лучше понять сверстника и пережить удовлетворение от своего поступка. Наличие большого количества однородных игрушек и предметов, рассчитанных на удовлетворение потребностей всех детей, облегчает воспитателю решение данной задачи. Обмен игрушками, предметами, совместная игра с общими игрушками подготавливает младших дошкольников к дружным коллективным играм.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений между детьми 3—4 лет играет труд. Воспитатель привлекает детей к выполнению совместных поручений, организует труд рядом, приучает детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, воспитатель подчеркивает пользу труда ребенка для всех детей («Хорошо выстирали кукольное белье. Теперь куклы будут в чистых платьях и все ребята будут довольны»).
Ситуации свободного выбора отражают нравственные коллизии, возникающие перед ребенком в повседневной жизни. Они выступают для воспитателя одним из показателей уровня нравственности ребенка и одновременно являются средством воспитания нравственной самостоятельности.
Значимую роль в воспитании положительных взаимоотношений со сверстниками играют в младшей и средней группах занятия. На занятиях дошкольники постепенно усваивают правила поведения в процессе коллективной учебной деятельности. Соответствующее содержание знаний (чтение рассказов, сказок о дружбе, о проявлении взаимопомощи; рассматривание картин о дружных играх и т. п.) обогащает нравственные представления детей.
Таким образом, организация интересной, содержательной деятельности детей, создание в группе атмосферы взаимного участия и заботы, активное побуждение детей к проявлению доброжелательного отношения к сверстникам, планомерное накопление детьми под руководством воспитателя опыта сотрудничества в разных видах деятельности обеспечивают формирование положительных взаимоотношений между дошкольниками в коллективе. Формирование самостоятельности — важная задача нравственного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста. Ребенок 3—4 лет в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности. В связи с этим создаются благоприятные возможности для проведения систематической работы по формированию этого качества. Развивающаяся самостоятельность обеспечивает формирование эмоционально-положительного тонуса ребенка в коллективе, уравновешенности его поведения, активности во взаимоотношениях со сверстниками. Промедление в формировании самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычке постоянно надеяться на помощь окружающих. Своевременное развитие самостоятельности является необходимой предпосылкой для проявления дошкольниками активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.
«Программа воспитания в детском саду» определяет содержание работы по формированию детской самостоятельности в разных видах деятельности, в режимных процессах и предусматривает постепенное усложнение требований к детям. Это выражается в постепенном нарастании общего объема детской самостоятельности, т. е. действий, операций, процессов, которые дошкольники начинают выполнять без помощи взрослых, в повышении уровня самостоятельности дошкольников в разных видах деятельности (игре, труде, учении), в их организации и планировании, в повышении качественных показателей: точности выполнения, совершенствовании техники используемых приемов, в результативности, в расширении сферы самостоятельности: в умении детей применять усвоенные навыки, умения, знания в новых условиях, для решения новых задач и т. п.
Формирование самостоятельности проходит ряд этапов.
На I этапе (от 2 лет до 2 лет 6 мес.) у детей ярко выражено стремление к самостоятельности. Но она носит неустойчивый подражательный характер, она эпизодична, проявляется в отдельных подражательных действиях, не всегда результативных, так как соответствующие умения еще непрочны. Дети нуждаются в постоянной опеке взрослого.
На II этапе (от 2 лет 6 мес. до 3 лет) самостоятельность сохраняет подражательный характер. Дети эпизодически выполняют отдельные действия определенным, показанным взрослым способом в неизменных условиях.
На III этапе (от 3 до 4 лет) дети овладевают большим объемом сведений о том, какие требования они должны выполнять без помощи взрослых. Умения детей по выполнению данных требований становятся более прочными. Самостоятельность носит подражательно-исполнительский характер: подражая воспитателю, дети самостоятельно выполняют задание, но используют показанный способ действия только в тех видах деятельности, в которых он формировался. К 4 годам самостоятельность постепенно приобретает более широкий характер. Дети предпринимают попытки использовать знакомые способы действия в несколько измененных условиях, учащаются случаи проявления самостоятельности по инициативе ребенка. По предложению воспитателя дети начинают оказывать помощь сверстникам, если владеют умениями.
Наиболее активно младшие дошкольники проявляют самостоятельность в сфере самообслуживания. Постепенно дети становятся относительно самостоятельными в режимных процессах. Воспитатель оказывает помощь детям в выполнении приемов, требующих ловкости и точности движений: помогает застегнуть тугой крючок, завязать сзади шарф и т. д.
Формирование самостоятельности не ограничивается сферой самообслуживания. С младшей группы ведется планомерная работа по воспитанию у детей самостоятельности в игре, в труде, на занятиях, постепенно ребенок приобретает способность замечать и поддерживать элементарный порядок в окружающей обстановке, выполнять правила, несложные трудовые поручения. Под руководством воспитателя дошкольники начинают самостоятельно устанавливать контакты с товарищами в игре: развивают простой игровой сюжет, организуют игру с общей игрушкой (мячом, лошадкой, автобусом).
Для формирования самостоятельности необходимы:
а) специальная организация жизни детей, создание условий, побуждающих к использованию имеющихся знаний и умений, стимулирующих активную деятельность;
б) создание интереса к самостоятельным действиям, постановка несложных, интересных задач, требующих самостоятельного решения; привлечение к оценке выполненных работ;
в) своевременное развитие воли, умения преодолевать трудности, доводить дело до конца.
Динамика педагогического руководства формированием самостоятельности предусматривает постепенный переход от прямых приемов, направленных на овладение детьми определенными действиями, умениями, операциями (объяснение, показ, указание, совместное выполнение действия с ребенком), к косвенным приемам, побуждающим к самостоятельности (совет, напоминание, указания) и эпизодической помощи детям в выполнении действий, а затем только к контролю за самостоятельными действиями детей. Побуждая детей к самостоятельности, в младшей группе воспитатель чаще использует прямые приемы, в которых точно раскрывается направленность действий и конкретный способ их выполнения («Убери в уголке: собери игрушки и поставь вот так (показывает) на эту полочку»).
Педагог целенаправленно расширяет область применения детьми самостоятельных действий. Он стремится выработать у каждого ребенка активную позицию в коллективе и направить развивающуюся самостоятельность на проявление помощи и заботы об окружающих, на установление дружеских отношений со сверстниками, способствует обогащению нравственного содержания опыта самостоятельного поведения, формированию нравственной мотивации поступков.
Дети 3—4 лет не могут до конца осознать значимость взаимной помощи, самостоятельно заметить, кто в ней нуждается. Поэтому, развивая самостоятельность, необходимо, с одной стороны, обучать детей способам оказания помощи сверстникам, т. е. применения освоенных знаний и умений в условиях общения, с другой — создать в группе атмосферу доброжелательности, внимания друг к другу, учить детей быть наблюдательными, понимать состояние сверстника.
Опираясь на характерную для детей 3—4 лет эмоциональную отзывчивость, педагог вызывает у детей активное сопереживание, побуждает к самостоятельному проявлению взаимопомощи. Вначале взаимопомощь проявляется ребенком преимущественно по примеру и показу воспитателя в конкретных жизненных ситуациях. По мере того как дети учатся понимать состояние сверстника, оценивать ситуацию, увеличиваются случаи взаимопомощи по совету педагога, а затем по собственной инициативе. Развитию взаимопомощи способствует также организация совместной деятельности детей небольшой подгруппой (2—3 ребенка), когда необходимо бывает принять общее решение или решить общую игровую задачу.
Формы выражения взаимопомощи и побудительные причины ее у детей этого возраста имеют свои особенности. У детей 3 лет отзывчивость и попытки к взаимопомощи наиболее часто проявляются в утешении огорченного, обиженного сверстника, причем, если огорчение ребенка ярко выражено (слезы, крик, падение). В этих случаях малышу легче понять состояние сверстника и эмоционально откликнуться на него: обнять, погладить, помочь подняться. У детей 4 лет наряду с этим начинают отчетливо проявляться попытки помощи друг другу в самообслуживании. Дети становятся более самостоятельными, приобретают необходимые навыки и способны оказать помощь.
В целях постепенного формирования у детей понимания значимости взаимопомощи как необходимого условия дружеских взаимоотношений в группе воспитатель широко использует художественную литературу, расширяет круг моральных представлений детей, высоко оценивает факты взаимопомощи.
Культура поведения — широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений, отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к самому себе. Культура поведения составляет важную часть нравственного фонда личности и в сущности является действенным выражением таких моральных черт, как гуманизм, коллективизм, гражданственность, дисциплинированность.
На ступени младшего и среднего дошкольного возраста происходит целенаправленное приобщение детей к нравственным нормам поведения. Среди широкого круга правил, определяющих жизнь человека в обществе, для детей данного возраста отбираются такие, которые, будучи доступными по выполнению, затрагивают основные, важные для нравственного развития детей области социальных отношений, помогают правильно ориентироваться в окружающем мире, определяют нравственную направленность его поведения.
Основу культуры поведения детей 3—4 лет составляют нравственные привычки, которые формируются постепенно, путем упражнений детей в нравственных поступках. В младшем и среднем дошкольном возрасте формируются привычки, определяющие правильный образ поведения ребенка в детском коллективе и в процессе общения со взрослыми людьми, привычки к соблюдению правил личной гигиены и опрятности, привычки бережного отношения к предметам, игрушкам, природе.
Культура поведения ребенка в коллективе включает умение поддерживать устойчивые положительные взаимоотношения со сверстниками: быть внимательными друг к другу, проявлять заботу, отзывчивость, осуществлять в совместной деятельности общий замысел, договариваться о совместном пользовании игрушками и предметами, справедливо распределять роли.
Культура поведения детей по отношению к взрослым проявляется в уважении, доброжелательности, вежливости. У дошкольников формируется привычка поддерживать эмоционально-положительный тон в общении с людьми: приветливо здороваться и прощаться, благодарить за помощь, использовать вежливые обращения типа: «Дайте, пожалуйста», «Разрешите», «Спасибо», называть взрослых на «вы», по имени и отчеству; привычка вести себя так, чтобы не причинять беспокойства и не мешать окружающим: не шуметь в группе, не перебивать взрослых при разговоре и др.; привычка заботиться о других: помочь воспитателю, родителям донести вещи, поднять оброненный предмет, предложить стул, пропустить вперед старших, проявить сочувствие к сверстнику.
Формирование перечисленных привычек продолжается в старшем дошкольном возрасте и в последующие годы. Требования к правилам культуры поведения постепенно усложняются по объему, степени самостоятельности и сознательности выполнения детьми.
В раннем возрасте детей приучают выполнять элементарные правила гигиены и бытовой культуры, пользования предметами, а также соблюдать простые правила взаимоотношений со взрослыми и детьми.
В младшем дошкольном возрасте продолжается освоение правил личной гигиены и опрятности, культуры еды, обращения с вещами и игрушками. Большое внимание уделяется овладению правилами вежливости по отношению к взрослым и сверстникам (здороваться, прощаться, называть взрослых по имени и отчеству, благодарить за услуги). Выполнение правил способствует воспитанию у детей элементарной организованности, самостоятельности и установлению вежливых, доброжелательных отношений с окружающими.
Воспитание нравственных привычек, лежащих в основе культуры поведения,— процесс сложный и длительный, и накопление нравственного опыта детьми 3—4 лет происходит постепенно.
В воспитании культуры поведения используется совокупность различных методов, ведущую роль среди них играет упражнение. Формирование у детей нравственных привычек и возникновение на их основе соответствующих качеств личности происходит успешно лишь в том случае, если упражнение в определенных формах поведения осуществляется на фоне значимого для ребенка положительного мотива, побуждающего его к выполнению правил.
Конкретность мышления детей 3—4лет определяет доступность освоения и понимания ими лишь таких правил, которые предполагают конкретные поступки. Требование воспитателя к поведению детей выступает в виде четко сформулированного, доступного для детей правила, выраженного в форме указаний, а не запрета: «Входя в комнату, надо со всеми поздороваться», «Игрушки после игры надо убирать на место» Выдвижение требования сопровождается наглядным, неоднократным показом соответствующих способов поведения: «Посмотрите и послушайте, как нужно приветливо поздороваться» (уступить место, предложить стул).
Правила общего характера конкретизируются для детей 3—4 лет в виде простых правил частного порядка. К примеру общее правило «быть дружным с ребятами» раскрывается так бережно относиться к игре, постройке, рисунку товарища, помогать, если у товарища возникли затруднения; заступиться, если его обижают; в совместной игре поддержать хороший замысел сверстника, уметь уступить игрушку или найти ей замену, вежливо просить нужную вещь и терпеливо ждать, когда ее дадут, соблюдать очередность. Эти правила вводятся постепенно, по мере развития детских взаимоотношений.
Для освоения выдвинутого правила и формирования нравственной привычки воспитатель организует накопление детьми соответствующего нравственного опыта. Он постоянно напоминает детям о необходимости соблюдения правила, осуществляет дополнительный показ способов его выполнения, привлекает в качестве примера поведение других детей, создает специальные ситуации, упражняющие детей в соответствующих поступках: договориться об очередности пользования новой игрушкой, уступить дорогу входящему взрослому, вежливо предложить ему стул. Постоянный контроль со стороны воспитателя за поведением детей — необходимое условие формирования привычек культурного поведения.
Педагог постепенно усложняет требования к поведению детей с учетом их возможностей. В младших группах дети нуждаются в постоянной помощи педагога, в неоднократном напоминании правил и показе способов поведения.
Контроль за- выполнением правил поведения сопровождается оценкой. Педагогическая оценка выполняет две функции в воспитании поведения: ориентирующую и стимулирующую. В младшем и среднем дошкольном возрасте предпочтение отдается развернутой педагогической оценке, в которой не просто выражается одобрение (или неодобрение) того или иного поступка ребенка, а конкретно указывается, какие действия, выполненные (или не выполненные) ребенком, заслужили соответствующую оценку воспитателя. Это помогает сконцентрировать внимание ребенка на правиле и нравственном содержании его действий, так как самостоятельно выделить нравственный смысл поведения и дать ему адекватную оценку ребенку 3—4 лет не всегда удается.
Большое место в работе с детьми данного возраста занимает предварительная (предвосхищающая) положительная оценка за предполагаемые действия типа: «Саша вежливый мальчик и не забывает говорить спасибо». Такая предварительная оценка сразу ориентирует ребенка на правильное выполнение требований.
В воспитании привычек широко используются методы и приемы, формирующие нравственные представления детей о данной области поведения и правильное отношение к выполнению правил. С этой целью воспитатель использует показ инсценировок с игрушками, дидактические игры с куклой, чтение детям стихов, рассказов, сказок соответствующего содержания.
Процесс осознания правил культурного поведения идет в младшем и среднем дошкольном возрасте достаточно активно.
Свидетельством этого является появление со стороны детей «жалоб» (заявлений) о несоответствии поведения кого-либо из детей установленным правилам («Саша поиграл, а игрушки не убирает»). Такая жалоба содержит в себе вопрос: ребенок хочет убедиться, правильно ли он запомнил правило и можно ли поступить по-другому. Отношение воспитателя к подобным жалобам определяется возрастом детей. Ребенка 3—4 лет воспитатель поощряет за хорошее знание правила и вместе с ребенком помогает «нарушителю» его выполнить (собрать игрушки). В средней группе воспитатель подтверждает, что все дети должны выполнять правило, и предлагает нарушившему его навести порядок, а ребенку, обратившемуся с жалобой, советует в другой раз самому остановить сверстника и напомнить ему нужное правило. Постепенно под влиянием воспитателя к 5 годам правило становится одним из регуляторов поведения ребенка, показателем ценности его поступков в глазах сверстников.
Формирование социальных чувств у детей дошкольного возраста происходит постепенно. Уже с младшей группы начинается воспитание у детей чувства любви к Родине. Н. К. Крупская подчеркивала, что основы чувства патриотизма необходимо заложить в детские годы. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается с проявления чувства любви к родителям, к своей семье, к детскому саду, родному городу, природе родного края. Это многогранное чувство обогащается и развивается в процессе ознакомления дошкольников с доступными явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, с традициями советского народа, с жизнью, трудом народов разных национальностей нашей Советской страны. Ознакомление детей с многонациональной советской детской литературой, изобразительным искусством, музыкой способствует углублению чувства любви к Родине. Вся работа детского сада по патриотическому воспитанию детей проводится в единстве с интернациональным воспитанием — воспитанием у дошкольников чувства дружбы и уважения к народам нашей страны, интереса к их жизни и труду.
В младшем и среднем дошкольном возрасте закладываются самые первые основы чувства любви к Родине, которое становится в старшем возрасте более осмысленным и действенным. С младшего возраста проводится большая работа по воспитанию у детей чувства любви к родным, к семье. Любовь детей к матери развивается постепенно от чувства привязанности, нежности к чувству благодарности за любовь и заботу.
В целях воспитания у детей 3—4 лет любви к матери в детском саду используются занятия и повседневная жизнь. На занятиях детям читают рассказы и сказки о мамах, разучивают с ними стихи, песни, рассматривают картины, иллюстрации в детских книгах соответствующего содержания. Воспитатель часто беседует с детьми о мамах, напоминает, как они любят своих детей, заботятся о них. С глубоким уважением отзывается педагог о производственных и личных качествах мам. Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у детей активную любовь к маме, к близким, сформировать желание проявлять заботу о них, помогать, делать приятное. По предложению воспитателя дошкольники изготавливают несложные поделки в подарок маме, делают рисунки для выставки, принимают участие в утреннике, посвященном 8 Марта. В средней группе воспитатель часто предлагает детям рассказать о том, как они помогали маме в выходной день. Дети осваивают правила культурного поведения по отношению к близким: помочь маме или бабушке донести сумку, поднять оброненную вещь, уступить старшим место и т. п. Постепенно чувство любви и уважения к родным расширяется и переносится на более широкий круг людей: работников детского сада, знакомых.
Одновременно происходит воспитание любви к детскому саду как второй семье ребенка. Этому объективно способствует организация жизни детей в детском саду: интересная деятельность, радостные совместные переживания, участие в общих праздниках, дружное общение с товарищами, заботливое материнское отношение воспитателя к детям.
В младшей группе начинается знакомство детей с трудом работников детского сада, раскрывается гуманистическая направленность их деятельности, формируется ответное чувство благодарности и уважения за заботу. Воспитатель учит конкретным способам проявления благодарности (не сорить, поднять оброненную вещь и т. п.).
Родина начинается для маленького ребенка с ближайшего окружения: с дома, с улицы, на которой он живет и где расположен его детский сад. В младшей группе начинается воспитание любви к родным местам: городу, поселку, деревне. Детей знакомят с улицами, некоторыми общественными зданиями: школой, театром и т. д., с работой людей по благоустройству города (строительство новых домов, дорог, посадка деревьев, цветов).
Воспитание любви к родным местам неразрывно связано с воспитанием у детей любви к природе. На прогулках в процессе наблюдений воспитатель стремится вызвать восхищение красотой природы, эмоциональный отклик в душе каждого ребенка. Чувства детей усиливаются, когда воспитатель сопровождает наблюдения природы чтением стихов, находит яркие эпитеты и сравнения. Любовь воспитателя к природе, умение передать свое восхищение ее красотой, привлечение детей к элементарному труду в природе — решающие факторы воспитания у детей 3—4 лет любви к природе родного края, бережного отношения к ней. Воспитание у дошкольников любви к Родине.

Таким образом, под влиянием целенаправленного, планомерного воспитания к 4 годам дошкольники становятся достаточно самостоятельными, осваивают элементарные навыки и привычки культурного поведения; их взаимоотношения с окружающими отличаются доброжелательностью, готовностью оказать помощь взрослым и сверстникам. Дети накапливают первый опыт сотрудничества с товарищами и добиваются определенных успехов в совместной деятельности. Чувства детей становятся более управляемыми, приобретают положительную направленность.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconПрограмма коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах...
Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами здоровья и является одной из составляющих...
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста icon15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconМетодическая разработка конспекта на межмуниципальный семинар «Духовно-нравственное...
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconСценарий развлечения для детей младшего и среднего дошкольного возраста «Мойдодырчики»
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconАнализ деятельности мбоу для детей дошкольного и младшего школьного...
Мбоу для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Октябрьская начальная школа – детский сад»
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconУтренняя гимнастика в детском саду для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconМетодическое пособие по ритмике для детей 5, 6, 7-летнего возраста сост преподаватель
Музыкальный материал, опубликованный в этом пособии, накоплен в течении многолетней работы с детьми дошкольного и младшего школьного...
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У детей младшего возраста упражнения должны быть связаны с игрой, показом, у старших детей – преобладает слово или слово сочетается...
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования по направлению "Экологическое развитие детей старшего...
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconРазвитие интонации у детей младшего школьного возраста в классе сольного пения
Теоретический анализ развития интонации и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconТомский областной институт повышения квалификации и переподготовки...
О проведении регионального конкурса методических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей...
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconЖурнал «психотерапия» 2005 год
Акопян Л. С., Структурированная анкета по выявлению страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста №2
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconГодовой календарный учебный график Муниципального образовательного...
Годовой календарный учебный график Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста iconВкр пальчиковый театр, как средство развития связной диалогической...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск