НазваниеПояснительная записка Переводная аттестация является основным способом итоговой проверки и оценки сформированности знаний и умений учащихся
Дата публикации22.06.2013
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Физика > Пояснительная записка
Билеты по физике

для сдачи переводного экзамена учащимися 8 классов

МАОУ «Лицей №3 им. А.С.Пушкина»

в 2012-2013 учебном году

Пояснительная записка

Переводная аттестация является основным способом итоговой проверки и оценки сформированности знаний и умений учащихся.

Переводная аттестация учащихся 8 классов по физике проводиться в форме устного экзамена по билетам.

Содержание билетов учитывает требования следующих документов:

Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. N 56 "Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования".

Вариант билетов для классов, изучающих физику на базовом уровне (2 часа в неделю), состоит из 23 билетов, каждый из которых включает один теоретический вопрос за курс 7 класса, один теоретический вопрос за курс 8 класса и два практических. Два первых вопроса в билетах проверяют освоение учащимися знаний о фундаментальных физических законах и принципах, наиболее важных открытиях в области физики и методах научного познания природы. Второй вопрос билетов проверяет умения школьников решать расчетные задачи, а экспериментальные задания третьего вопроса направлены на оценку сформированности практических умений: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, проводить исследования различных физических явлений и законов, делать выводы на основе экспериментальных данных

Во всех экспериментальных заданиях не требуется оценки погрешности измерений.

В приложении к комплекту билетов приводятся примеры задач для устной итоговой аттестации учащихся.

Вопросы и задания, включенные в билет, отражают различные разделы курса. Количество экзаменационных билетов должно быть не менее двадцати, причем это количество не зависит от числа учащихся, сдающих экзамен.

При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости:

справочные таблицы физических величин,

плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы,

непрограммируемый калькулятор для вычислений при решении задач,

приборы и материалы выполнения практических заданий.

Для подготовки ответа на вопросы билета учащимся предоставляется не менее 40 минут времени.

Оценивать ответ можно, исходя из максимума в 5 баллов за каждый вопрос и выводя затем средний балл за экзамен.

При оценивании ответов учащихся на теоретические вопросы целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований к знаниям и умениям той программы, по которой обучались выпускники, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний, в которых знаком * обозначены те элементы, которые можно считать обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.

Физическое явление

*Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение).

Условия, при которых протекает явление.

Связь данного явления с другими.

*Объяснение явления на основе научной теории.

*Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)

Физический опыт

*Цель опыта

*Схема опыта

Условия, при которых осуществляется опыт.

Ход опыта.

*Результат опыта (его интерпретация)

Физическая величина

*Название величины и ее условное обозначение.

Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)

Определение.

*Формула, связывающая данную величину с другими.

*Единицы измерения

Способы измерения величины.

Физический закон

Словесная формулировка закона.

*Математическое выражение закона.

*Опыты, подтверждающие справедливость закона.

*Примеры применения закона на практике.

Условия применимости закона.

Физическая теория

Опытное обоснование теории.

*Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.

*Основные следствия теории.

Практическое применение теории.

Границы применимости теории.

Прибор, механизм

*Назначение устройства.

Схема устройства.

*Принцип действия устройства

*Правила пользования и применение устройства.

Решение расчетной задачи считается полностью правильным, если верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. Удовлетворительным может считаться решение, в котором записаны только исходные формулы, необходимые для решения, и таким образом учащийся демонстрирует понимание представленной в задаче физической модели. При этом допускается наличие ошибок в математических преобразованиях или неверной записи одной из исходных формул.

При оценке экспериментальных заданий максимальный балл ставится в том случае, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; а для профильного уровня еще и правильно выполняет анализ погрешностей. Удовлетворительная оценка ставится при условии понимания учащимся проверяемого в экспериментальном задании физического явления и правильном проведении прямых измерений.

БИЛЕТЫ ПО ФИЗИКЕ

для проведения промежуточной аттестации учащихся 8 класса

Билет № 1.

1. Что изучает физика. Основные понятия и методы физики. Что значит измерить физическую величину. Единицы измерения.

2. Тепловое движение молекул и температура. Внутренняя энергия тела и способы её изменения. Объяснение внутренней энергии на основе учения о молекулярном строении вещества.

3. Задача на построение изображения в тонкой собирающей линзе.

4. Лабораторная работа: «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Билет № 2.

1. Строение вещества. Молекулы. Опыты, подтверждающие внутреннее строение.

2. Виды теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе быту технике. Опыты, иллюстрирующие виды теплопередачи.

3. Задача на расчет силы тока и напряжения при параллельном соединении проводников.

4. Лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора».

Билет № 3.

1. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Примеры и опыты.

2. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества, физический смысл и единицы измерения. Формула для определения количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела.

3. Задача на определение состава атома.

4. Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Билет № 4.

1. Скорость движения молекул и температура. Термометры, единицы измерения температуры. Взаимодействие молекул. Опыты, подтверждающие явления.

2.Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

3. Задача на расчет силы тяжести и веса тела.

3.Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Билет № 5.

1. Механическое движение. Относительность механического движения. Скорость равномерного движения и единицы ее измерения.

2. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления и кристаллизации, физический смысл и единицы измерения. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе учения о молекулярном строении вещества. Формула для определения количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при плавлении или отвердевании.

3. Задача на расчет силы тока и напряжения при последовательном соединении проводников.

4. Лабораторная работа «Устройство психрометра. Измерение относительной влажности воздуха».

Билет № 6.

1. Инерция. Примеры явления в быту и технике. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы измерения.

2. Испарение и конденсация. Удельная теплота испарения и конденсации, физический смысл и единицы измерения. Объяснение процессов испарения и конденсации на основе учения о молекулярном строении вещества. Формула для определения количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при испарении и конденсации.

3. Задача на расчёт выталкивающей силы.

4. Лабораторная работа: «Регулирование силы тока реостатом».

Билет № 7.

1. Плотность вещества. Формула плотности.

2. Работа газа и пара. Двигатель внутреннего сгорания. Объяснение принципа действия, устройства и применения.

3. Задача на закон Гука.

4. Лабораторная работа «Измерение массы тел на рычажных весах».

Билет № 8.

1. Сила. Сила-вектор. Виды сил. Единицы измерения силы.

2. Электризация тел. Опыты, иллюстрирующие явление электризации тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Объяснение явления электризации на основе учения о строении атома.

3. Задача на применения условия равновесия сил на рычаге.

4. Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Билет № 9.

1. Сила тяжести. Измерение силы.

2. Делимость электрического заряда. Опыт, иллюстрирующий делимость заряда. Ядерная модель атома.

3. Задача на применение закона Ома для участка цепи.

4. Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Билет № 10.

1. Сила трения. Виды трения. Учет трения в быту и технике.

2. Электрический ток и его действия. Источники электрического тока. Электрическая цепь. Объяснение природы электрического тока в металлах на основе представления о строении металлов.

3. Задача на расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела.

4. Лабораторная работа «Выяснение условий равновесия рычага».

Билет № 11.

1. Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

2. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр и его включение в цепь.

3. Задача на расчёт количества теплоты, необходимого для плавления тела.

4. Лабораторная работа «Определение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».

Билет № 12.

1.Основные свойства газов. Давление газа. Зависимость давления от объема и температуры.

2.Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр и его включение в цепь.

3.Задача на расчёт количества теплоты, необходимого для парообразования.

3. Лабораторная работа «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Билет № 13.

1. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

2. Электрическое сопротивление проводников и единицы измерения. Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление, единицы измерения и его физический смысл.

3. Задача на расчёт количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.

4. Лабораторная работа: «Выяснение условий равновесия рычага».

Билет № 14.

1. Давление жидкости и газа. Формула расчета давления в жидкости.

2. Закон Ома для участка цепи. Опытное подтверждение закона Ома.

3. Задача на построение изображения в плоском зеркале.

4. Лабораторная работа «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

Билет № 15.

1. Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

2. Работа и мощность электрического тока. Формулы для вычисления работы и мощности. Единицы измерения и их физический смысл.

3. Задача на применение закона отражения света.

4. Лабораторная работа «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

Билет № 16.

1. Архимедова сила, ее происхождение, направление. Зависимость архимедовой силы от объема, плотности, массы тела.

2. Нагревание проводников электрическим током. Объяснение этого явления. Закон Джоуля-Ленца и его применение.

3. Задача на расчет давления в жидкости.

4. Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника».

Билет № 17.

1. Плавание тел. Воздухоплавание.

2. Магнитное поле. Опытное подтверждение связи электрического тока и магнитного поля. Магнитные линии. Электромагниты и их применение.

3. Задача на расчет пути и времени движения.

4. Лабораторная работа: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных её участках».

Билет № 18.

1. Вес воздуха. Атмосферное давление. Опытное подтверждение атмосферного давления.

2. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

3. Задача на расчёт сопротивления проводника.

4. Лабораторная работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Билет № 19.

1. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Единицы измерения давления. Барометры. Манометры.

2. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

3. Задача на расчёт удельной теплоёмкости твёрдого тела.

4. Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Билет № 20.

1. Энергия, виды энергии. Закон сохранения энергии.

2. Закон прямолинейного распространения света и его опытное доказательство.

3. Задача на расчет количества теплоты, выделяемого электрическим нагревателем.

Билет № 21.

1. Механическая работа. Единицы измерения.

2. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало и свойства изображения, даваемого плоским зеркалом.

3. Задача на определение коэффициента полезного действия теплового двигателя.

4. Лабораторная работа: « Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Билет № 22.

1. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

2. Преломление света. Закон преломления света. Объяснение этого явления.

3. Задача на расчёт массы и объёма тела по его плотности.

4. Лабораторная работа: « Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Билет № 23.

1. Блоки. «Золотое правило» механики.

2. Линза. Фокус, фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы, единицы её измерения.

3. Задача на расчёт работы электрического тока.

Пояснительная записка Переводная аттестация является основным способом итоговой проверки и оценки сформированности знаний и умений учащихся iconПрограмма Л. В. Занкова. Тема: Повторение по теме «Состав слова»