Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 84.88 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.05.2014
Размер84.88 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Культура > Доклад
Доклад на школьном методическом объединении по теме:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий ИЗО деятельности.

Не секрет, что наше общество остро нуждается в возрождении духовности, в стремлении делать добро, твердой гражданской позиции - без этих качеств нельзя говорить о человеке, как о зрелой, состоявшейся личности. Педагогический потенциал изобразительной деятельности всецело направлен на формирование этих качеств. Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил умений и знаний. В процессе изобразительной деятельности дети открывают мир, пробуют себя и находят свое место в нём. В сложившихся современных условиях изобразительное искусство должно играть особую роль в формировании социальных связей формирующегося человека путем вовлечения его в профессиональную, историческую, культурную традицию нашей страны. Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно - и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции.

Изобpазительная деятельность детей со сниженным интеллектом, в отличие от ноpмы, имеет свои специфические особености, котоpые были детально изучены отечественными (И.И. Будницкая, А.H. Лозовая, В.С. Мухина) и заpубежными учеными (М.Д. Баpтлет, П. Лайт, К. Маховеp).

Говоря о периодизации развития детского рисования, необходимо особо отметить труды выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского. В своих исследованиях он вводит понятие «высшие психические функции», которое означает собственные человеческие приобретения, присвоенные индивидом в процессе его социального развития. Среди высших психических функций он выделяет процессы овладения средствами культурного развития и мышления, одним из которых и является рисование.

В процессе формирования личности значительная роль принадлежит искусству, которое формирует духовный мир человека, его морально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Это особенно важно для детей, которые в силу свих недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию. В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.

       Основная цель педагога - помочь детям познать окружающий мир, адаптироваться в нем, найти свое призвание и развить профессиональные умения и навыки, которые пригодятся в будущей жизни.

       Как известно, человек - существо социальное. Придя в этот мир, ребенок, практически с первого вздоха, вынужден вступать в контакт с себе подобными, то есть общаться.   Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, вырабатывают необходимую программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается многовековой человеческий опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. Когда же речь идёт о передаче социального и научного опыта ребенку, то есть обучения, целесообразно говорить о педагогическом общении.

       Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Только на уроках рисования и музыки развиваются творческое и абстрактное виды мышления, то, что выделяет человека его из царства животных. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.

       Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии, занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

       Ценность изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в коррекции имеющихся нарушений средствами изобразительной деятельности. Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность. Поэтому уроки рисования несут в себе несколько задач:

         Во–первых, развитие абстрактного мышления у детей, кстати только два школьных предмета способствуют развитию этого вида мыслительной деятельности, это рисование и музыка

         Во–вторых, развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности учащихся.

         В–третьих, формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма.

         В–четвёрных, способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения.

         В–пятых, помогают в профессиональном определении  учащихся и так далее.

Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:

- формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;

- учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;

- тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;

- актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;

- эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;

- развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;

- процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

1) у детей формируются навыки наблюдения;

2) совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

3) дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

4) формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

5) дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;

6) развиваются зрительная и двигательная память;

7) дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

8) на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

Таким образом, специфика изобразительной деятельности позволяет успешно приобретать социальные навыки и духовные качества человека. Это обусловлено тем, что используются различные методы и приёмы, предполагается организация разных видов предметно-практической деятельности.

Очень часто можно услышать жалобы: мол, теперешние дети ни чем не интересуются, ничего им не надо. Это очень тяжелый вопрос, ставший непреодолимой преградой.

Может быть, это будет не очень скромно, но я, кажется, нашла ответ на него. Это касается и детей учащихся в общеобразовательных школах, и детишек с проблемами, с которыми работаю. Наблюдая за детьми, заметила  одну всем известную тенденцию: малыши рисуют в запой,   они обожают это делать, а вот дети постарше, особенно подростки, наоборот, на уроках рисования ведут себя скованно, неуверенно, с напускным безразличием, иногда даже цинично. «Мне это не интересно, вот компьютер – это да. Но, приглядитесь, за этой циничностью скрывается обыкновенная защитная реакция подростка из-за боязни разоблачения в не состоятельности. В этом возрасте дети хотят казаться взрослыми, что бы окружающие и сверстники и взрослые воспринимали их всерьез, а тут рисование.

 Нарисовать как художник подросток не может, а как получается, выглядит нелепо, по-детски. И поэтому необходимо в первый же урок дать ребёнку такое задание, чтобы у него сразу же получилось, и получилось хорошо, можно даже помочь, приложить, так сказать свою руку, но так, что бы подросток был полностью уверен, что это нарисовал он сам, а вы только чуть – чуть помогли.

Главной задачей педагога работающего с детьми с ограниченными возможностями – это открыть, зажечь, заинтересовать ребёнка художественной  деятельностью. Поэтому, в своей работе с детьми  пытаюсь как можно больше разнообразить техники исполнения работ. Ведь, то, что хорошо получается у одного ребенка, другому, увы не подходит. Необходимо, чтобы каждый мог найти подходящий только для него способ выражения своих идей максимальной выразительности художественного образа. Мы занимаемся и аппликацией, и оригами, и лепкой, создавая коллажи и групповые работы. В живописных работах пытаюсь максимально разнообразить технику исполнения, используя разные материалы и подходы, чтобы каждый ребёнок мог найти что-то своё в предлагаемом   изобилии вариантов. Специфика нашей работы заключается в том, что постоянно приходится встречаться с различными категориями детей.  А у детей с проблемами вариаций трудностей, с которыми приходиться сталкиваться очень много. У нас обучаются разные детишки, некоторые из них почти сохранные, и в физическом, и в эмоциональном плане, а есть дети с сильными тяжелейшими поражениями нервной системы и нарушением функции опорно-двигательного аппарата, с грубым отставанием психофизического развития. Особенно большую трудность представляет собой работа с детьми с тяжелым  нарушением функции опорно-двигательного аппарата в сочетании с сохранным интеллектом. Они очень тяжело переживают своё состояние, осознают своё бессилие.

Поэтому подходы работы с каждым ребёнком должны быть индивидуальными. У таких детей часто заниженная самооценка, апатичное отношение к жизни, они уже «сложили  лапки», успокаивая себя: « А что я могу, я больной». Трудность кроится ещё в том, что в классе могут находиться дети с разными физическими возможностями, нужно сделать так, что бы каждому ребенку было интересно на уроке, что бы каждый ушёл  удовлетворенным проделанной работой.

В своей практике встречалась и с тем, что приходилось вовсе отказываться от всяческих программ, а искать совершенно индивидуальный подход к ребёнку. Главное заинтересовать, повести за собой, как бы исподволь подвести ребёнка к желанию выполнить то или иное задание.

Как уже говорила, каждое задание надо подстраивать под конкретного ребенка. Это касается не только тематики, но и способу исполнения. Можно использовать не только кисточку, традиционно держа ее в руках, можно взять ее зубами, а вместо можно неё, рисовать пальцами и, даже ногами. Необходимо использовать все известные ныне материалы и инструменты, ведь одному удобнее рисовать карандашом, мелком, шариковой ручкой, а другому - делать большие заливки краской, тампуя  губкой. Стараюсь построить работу на чередовании жесткого контроля учителем ученика (особенно вначале курса), вплоть до ведения рукой ребёнка по бумаге и предоставления ученику полной творческой свободы. Это помогает решать тройную задачу: а) развитие творческих способностей ученика, б) научить технике исполнения той или иной работы, в) вселить веру в собственные силы.

Так шаг за шагом, постепенно, в каждодневной, кропотливой работе решается нелегкая задача по воспитанию и формированию здоровой полноценной личности наших детей.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск