Скачать 45.12 Kb.
|
Обобщение личного педагогического опыта по теме: « Развитие сенсорных способностей детей 3-4х лет средствами продуктивной деятельности». Дошкольное детство является сензетивным периодом развития, как общих, так специальных способностей, поэтому воспитателям и родителям важно представить себе логику этого процесса. В работах Л.А. Венгера и его сотрудников были исследованы основные закономерности развития умственных способностей дошкольника:-сенсорных;-познавательных -творческих. Тема моего опыта « Развитие сенсорных способностей детей 3-4х лет средствами продуктивной деятельности». К сенсорным обычно относится способности, проявляющее в области восприятия предметов и их средств. Сенсорные способности составляют как бы фундамент умственного развития ребенка. Поэтому они уж начинают интенсивно развиваться уже в 3-4 года. В основе этого процесса лежит освоение детьми сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, размер, качество. В своей работе я решила уделить внимание продуктивным видам деятельности, так как я считаю, что именно в процессе этой деятельности ребёнок активно овладевает этими сенсорными способностями. В качестве сенсорных эталонов выступает цвет. В этом возрасте дети продолжают знакомиться с основными цветами спектра- красный, зелёный, жёлтый. Меня прежде всего интересовало, как дети воспринимают тот или иной цвет. Вот, например, Жёлтый цвет, они хорошо ассоциируют с солнышком, красный цвет_ очень красивый, яркий, зелёный цвет- это травка. Использование подобных ассоциаций создаёт условия для быстрого запоминания детьми названий цветов. В качестве сенсорных эталонов выступает так же формы- это геометрические фигуры, для величины –метрическая система мер. Ребёнок в течении длительного времени учится их использовать, как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы. На 1ом этапе малыш при восприятии одного предмета начинает использовать другой, как образец. Обычно это происходит к 3м годам, когда бурно развивается предметно- манипулятивная деятельность детей. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия они вынуждены учитывать их внешние свойства, например, что мячик нельзя класть на крышу- он упадёт. На втором этапе (3-4 года) происходит переход от использования пред эталонов к применению собственно эталонов- средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств. Как я уже говорила, дети овладевают основными цветами спектра, как в обычной жизни, так и в процессе специально организованных дидактических игр. Например, игра «Воздушные шары», где целью является учить детей обращать внимание на цвет предметов, группировать разнородные предметы по цвету: найди своей ниточке нужный шарик. В этом случае цвет шарика является эталоном восприятия цвета ниточки. Как известно, сенсорными эталонами формы служат основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Знакомство с ним происходит как в игровой форме, так и на занятиях по аппликации, лепке и рисованию. Особое место занимают эталоны величины, так как величина носит условный характер. Любой объект может быть большим и маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другими. Процесс развития сенсорных способностей включает усвоение не только эталонов, но и действий по их использованию. Такие действия называются персептивными. Они относятся к группе ориентировочных действий и поэтому всегда направлены на обследование объекта. Как известно в любой деятельности можно выделить, как ориентировочные, так и исполнительные компоненты. Когда перед ребёнком стоит задача протащить какой- ни будь предмет через отверстие, ребёнок сперва разглядывает и то и другое, соотносит между собой их форму, размер, т.е. сначала ориентируется, и лишь потом переходит к его практическому исполнению. Решая, эти проблемы я поставила перед собой следующие задачи:
Эффективно решать поставленные задачи мне помогли следующие педагогические средства.
Все эти средства я стремилась использовать в своих занятиях, чтобы добиться высокой результативности. Так, например, на занятии, прежде чем нарисовать цыплёнка, дети наблюдали за вылупленнием птенца из яйца. Дети восхищались какой у него мягкий ярко- жёлтый пушок. Очень заинтересовал приём, когда курица высидела бумажных птенцов, которые чуть не замёрзли без тёплого пушка. Всё это вызывало большое желание у детей помочь птенчикам, одеть в « пушистые пёрышки» (рисование способом примакивания). А на занятии «Бабочки- красавицы», дети узнали, что насекомые, тоже могут наряжаться и с интересом украшали своих бабочек ленточками и бусинками ( способ- нелеп пластилина на картон). Своей темой я заинтересовала и родителей, для того чтобы привлечь, я подобрала консультационный материал, провела индивидуальные практикумы с родителями, где обсуждая дизайн будущей подделки, цветовое сочетание, материал, нацелила их именно на совместную работу с детьми. Результаты этой работы мы проанализировали на совместном развлечении с родителями и решили, что эти картины внесли большой вклад в сенсорное развитие. Эти совместные работы родителей с детьми не только способствовали сенсорному развитию детей, но и вызвали у родителей большое чувство гордости, удовлетворение результатами своего труда, так как их картины украшают стены детского сада. Кроме занятий по продуктивной деятельности я пополнила и развивающую среду в группе- это игра. На каждого ребёнка был изготовлен фланелеграфа и детали с изображение геометрических фигур. Выкладывая, фигуры дети учатся ориентироваться на плоскости, упражняются в составлении предметов из частей и несложных композиций в симметрическом расположении предметов или чередовании их по цвету, форме, величине. Эта работа является подготовительной для декоративного рисования и аппликации в подготовительной группе. Я считаю, что дети с большим интересом работали на занятиях и поэтому хочу в дальнейшем использовать эту проблему и накапливать необходимый методический материал. |