Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 102.35 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.03.2014
Размер102.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Педагогический опыт работы
музыкального руководителя Кислицыной Натальи Викторовны
детский сад №5 пгт Нижний Одес,
Сосногорского района Коми республики

по теме

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям средствами музыкальной деятельности»

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности

Огромное собрание народов, населяющих шестую часть земного шара, переживает в настоящее время один из важнейших этапов своей истории. Идет активный процесс возвращения к истокам нашей духовности и культуры, которые на протяжении жизни трех поколений практически не оказывали никакого влияния на умы и сердца наших соотечественников. Страна, исторически принадлежавшая к христианской культуре, по существу, выпала из нее.

Мы живём в сложное время. Нужны прочная опора, тепло и свет, чтобы не озлобиться, не сломаться, выстоять. Трудно…, а особенно трудно и плохо детям, которым в наши дни часто не хватает любви, радости, сердечного тепла. А без этого невозможно воспитать и вырастить сильного, доброго, справедливого человека. Детство - это основа всей жизни человека в целом. И то, что заложено в эти годы, как семена, прорастёт в будущем. Как выстоять самим и помочь детям? Давно известно, что силу в трудные времена дают наши истоки, корни. А для России эти истоки – её история и великая культура. К ней мы обращаемся, чтобы духовные основы культуры помогали в жизни и нашим детям. Русь, как и Россию сейчас, населяли множество народностей, жили они дружно, верили в единого Бога и общими усилиями защищали Отечество от врагов проявляя чудеса храбрости, духовной стойкости, народной смекалки и творчества. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Только через духовное возрождение, знание истории культурных ценностей мы сможем показать ребёнку, что такое Великая Родина.

За последнее десятилетие наблюдается необычно возросший интерес к религии. Это объясняется, в частности, тем, что люди нуждаются в нравственной, духовной, религиозной опоре. Основы жизни благочестивого, православного человека – в его духовном, нравственном и физическом здоровье.

У русского философа Владимира Лосского есть замечательные слова: «Любовь Бога к человеку столь велика, что Он не может принуждать! Он ждет у дверей нашей души, но никогда не дерзает их взломать!» Как же помочь ребенку понять истину, не искалечив свою жизнь, не утратив веру в Добро, Справедливость и Любовь? сокровенный смысл бытия.
В своей работе ищу ту заветную тропинку к душам наших детей и пытаюсь раскрыть им мир любви и добра и справедливости на примерах христианской морали, что составляет милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру, уважение к старшим.
Актуальность духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение к народным традициям средствами музыкальной деятельности в том, что дети знакомятся на музыкальных занятиях и развлечениях с народным искусством, традициями и историей, как коми народа, так и русского. Эта тема духовно обогащает детей, воспитывает гражданственность и патриотизм у дошкольников.

Цель моей работы по этой теме: сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Основные задачи:

1.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.

2.Учить различать добро и зло, любить добро.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе народных традициях, фольклоре.

4. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, знакомить дошкольников с музыкой разных эпох, стилей, фольклора.

5. Развивать познавательный интерес к событиям, явлениям, происходящим в семье, детском саду, посёлке, республике, стране.

6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей

С письменного согласия родителей ведётся работа по ознакомлению детей с православной культурой.

Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка. Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение.

Поэтому во всех разделах дошкольного музыкального образования: слушание музыки, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, игра- драматизация стараюсь включать доступный музыкальный материал по этой теме, который отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуре и исторической преемственности.

Работа ведётся поэтапно. Основу составляет календари природы и народно - православных праздников.

На первом этапе (средний возраст 4-5 лет)- приобщаю детей к русской культуре: сказки, инсценировки сказок, потешки, песни, игры.

На втором этапе ( старший возраст 5-6 лет)- усложняю материал знакомством с коми песнями и играми, коми и русскими национальными костюмами.

На третьем этапе (подготовительный возраст 6-7 лет) - расширяю знания о некоторых значимых событиях из истории России и Коми республики, основных православных праздниках, знакомлю с понятием христианской морали: милосердие, добро, любовь к семье и Родине.

Репертуар по коми и русскому фольклору обязательно включаю в свою работу, а на таких праздниках как: «Пасха», «Троица», «Рождество», «Масленица» эта тема преобладает. Музыкальный фольклор – замечательная школа общения. Ведь и песня, и танец, и игра в народной традиции были не только самореализацией своих способностей, но и умением войти в социум, научиться взаимодействовать с другими людьми.

На музыкальных занятиях стараюсь у детей пробудить интерес и уважение к наследию христианской православной культуре, которая формирует духовный мир личности ребёнка, единство общего и нравственного развития. Разработаны конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений: 21 ноября – день св. Михаила Архангела. (Васнецов «Три богатыря, Бородин «Богатырские ворота», отрывки былин, стихи о воинах); 4 декабря – « Введение во храм Пресвятой Богородицы» (Икона «Введение», Шуберт «Аvе Mаriа»,тропарь Богородице в исполнении мужского и женского хоров, «Евангелие для детей», «Свет Руси»); В Великий пост « Милосердие» (беседа о высоких качествах души, Чайковский, «Детский альбом» - «Утренняя молитва», «В церкви», песня «Вот красота», «Евангелие для детей»), 7 апреля «Благая весть» - весеннее развлечение, 9 мая – день памяти Стефана Пермского, святителя земли Коми (икона святителя, история Коми края, показ Коми алфавита, песни на коми языке)

Вместе с детьми мы ходим в нашу церковь Сергия Радонежского, настоятель протоиерей Иоанн Сергеев проводит детям беседу о Боге и его доме – церкви, а потом мы слушали звон колоколов. Во время Великого Поста у каждого ребёнка подготовительной группы появляется копилка добрых дел. На празднике подводим итоги этих копилочек. Отца Иоанна мы приглашаем на все наши значимые мероприятия и обязательно на праздник «Пасхи», который устраиваем ежегодно в детском саду. А на Светлой Седмице сами ходим в гости к отцу Сергию и принимаем участие в звоне колоколов.

Детство ребёнка – время родительских посевов и именно от семьи зависит качество «семени», посеянного в души детей. Во все времена и по сей день в семье главной обязанностью считается воспитание нравственно чистых детей, а мы образовательные учреждения должны в этом им помочь. Для них я провожу консультации, как на родительских собраниях, так и индивидуально. Провожу совместные праздники. Родители помогают в организации экскурсий, походов, изготовлении костюмов, готовят сюрпризы на праздниках. В начале учебного года провожу анкетирование родителей по духовно- нравственному воспитанию детей. Из анкет видно, что родителей волнует эта проблема, но знаний не хватает. Не понимают важности знания своей родословной, понимания символических значений, вековых православных традиций. На собраниях и просто беседах, на праздничных утренниках, родителей приобщаю к этой теме. Есть специальный стенд, где даётся нужная информация для родителей. Например, такие темы: «Растим патриота, а музыка в этом помогает», «Главная песня страны», «Праздники и праздничное общение», «Без любви – всё ничто», «Поём мы коми песенки», «Хоровое пение», «Воспитание музыкой»

Работаю в тесном контакте с воспитателями, помимо повседневной работы с ними провела такие консультации: «Духовно-нравственное воспитание в семье…» , «Православная Россия в лицах» , «Использование Коми фольклора в развлечениях и праздниках». Регулярно делаю сообщения о предстоящих православных праздниках.

Мои наработки являются частью проекта «Путешествие по родному краю», разработанного и реализуемого в детском саду. В 2012 году совместно со старшим воспитателем разработала программу популяризации коми языка в русскоязычном детском саду.

Развивающая среда в детском саду способствует развитию нравственных качеств ребёнка на основе народной культуры (мини- музей коми быта, народные костюмы, детские шумовые музыкальные инструменты, оформление музыкального зала к праздникам и развлечениям). Для создания эмоционального настроения на занятиях и развлечениях применяются аудио записи музыкальных произведений композиторов- классиков, иллюстрации картин известных художников, духовное пение, звон колоколов.

Методическое обеспечение:

1.Имеется достаточный нотный материал по этой теме.

2.Специальная литература: «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»,

Журналы – «Божий мир», «Свечечка», газеты – «Голос православия», «Вера»,

3. Сделаны дидактические игры:

«Флаги России и Коми», кроссворд на тему «Гимн России», «Собери воина

в поход», «Волшебный сундучок», «Поём мы Коми песенки», «Кого встретил колобок» - по коми народной музыке, «Любимые песни», «Земная жизнь Христа», «Знай православные праздники».

Совместно со вторым музыкальным руководителем разработали программу дополнительного образования по развитию индивидуальных и творческих способностей в театрализованной деятельности. В детском саду организована театральная студия «Искорки» для детей и их родителей, на занятиях которой используются коми и русский фольклор. Спектакли подбираются с учётом нравственного воспитания детей. Такие как «Великий помощник, умелый Петрушка», «Про дедушка Оха и Ленивицу», «Прыг, Шмыг и Голосистое Горлышко», « Как избушка стала дворцом», «Пожар в сказочном лесу». Все эти сказки учат детей быть милосердными, добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми.

Воспитание такого качества, как уважение к старшим воспитывается на посещении ветеранов Великой Отечественной войны в дни празднования Дня Победы. Накануне мы с детьми подготовительной группы сходили домой к Игнатовой Устинье Ивановне, ветерану Великой Отечественной войны, ей исполнилось 92 года, подарили подарки, показали небольшой концерт. Устинья Ивановна для нас исполнила песню на коми языке. Наши дети получили отличный урок патриотического воспитания, уважения к старшим, гордость за свою страну. В старших группах были проведены познавательные занятия по этой теме, были нарисованы рисунки и сделаны подарки для ветеранов Великой Отечественной войны, а всё завершилось праздничным утренником, где был приглашён дедушка Маши Ковязиной, его детство пришлось на годы войны. Вы бы видели глаза наших детей, им не хотелось уходить из музыкального зала, всем хотелось прикоснуться к наградам, расспросить, а как там, на войне жили, спали, что кушали, какие песни пели?

Для отслеживания эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, через общение к народные традициям средствами музыкальной деятельности, разработана диагностика в сравнении за три года. Данные взяты в конце учебного года.

Таблица №1

уровень

Средняя группа

2011 год

Старшая группа

2012 год

Подготовительная

группа

2013 год

Обследовано

детей



20 детей


20 детей


24 ребёнка

Хороший уровень

7детей-

35%

12 детей-

60%

14 детей-

70%

Средний уровень

11 детей-

55%

7 детей-

35%

10 детей-

30%

Низкий уровень

2 ребёнка-

10%

1 ребёнок-

5%

----------



Разработаны критерии по этой теме:

в средней группе- знание народных сказок, игр, песенок, потешек, народных инструментов: коми – шур- шар, русские – ложки, знать праздник «Масленица».

в старшей- в разделе чувство ритма- знания движений русской и коми народной пляски, танца, хоровода, игры, в разделе пение- коми и русские народные песенки, в разделе игра на детских музыкальных инструментах знание и умение играть на трещотках, рубель, зиль-зёль, медведь, глиняных свистульках. Знать праздники «Рождество», «Благовещение».

В подготовительной группе – знания музыки разных эпох и стилей, знание основных церковных праздников и традиций, усвоение вечных ценностей: доброта, милосердие, уважение к старшему поколению, любовь к семье и Родине

Критерии оценки фиксируются в цветовой гамме: красный- хороший уровень,

зелёный- средний уровень, синий- низкий уровень, всё суммируется и выводятся

проценты.

Из таблицы видно, что в средней группе, первый год обучения дает положительный результат. Дети с удовольствием и самостоятельно поют песенки фольклорного характера, играют в игры, водят хороводы, знают праздник «Масленица». Низкий уровень у детей, которые редко посещают детский сад. В старшей группе высокий уровень музыкальности больше, чем у половины детей, это говорит о том, что детям интересна эта тема. Низкий только у одного ребёнка, так как он в течение года длительно болел и не посещал детский сад.

В подготовительной группе дети имеют отличный результат. Дети овладели музыкальным репертуаром, знают основные церковные праздники, усвоили вечные ценности: доброта, милосердие, уважение к старшему поколению, любовь к семье и Родине

Главный результат, на который хотелось бы надеяться, заключается в том, чтобы выходя из стен детского сада наши дети не растеряли, а ещё больше приобрели этих ценных качеств человека христианской морали: милосердия, сострадания, правдолюбия, доброту, любовь и почитание старших, ответственности за свои дела и поступки, деятельное отношение к труду.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск