Скачать 344.24 Kb.
|
Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 35» «Казачьему роду нет переводу!» дополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на педсовете Протокол №____ От «____»___________ Утверждено Приказ №_____________ От «____»_____________ Анжеро - Судженск 2009 Автор - составитель А.Л. Чуверов, музыкальный руководитель, педагог высшей квалификационной категории Дополнительная образовательная программа детей 9 – 17 лет на 5 лет обучения «Казачьему роду нет переводу!»:– Анжеро – Судженск, 2008.-51с. В программе изложен опыт работы руководителя ансамбля казачьей песни «Станица» детского дома № 35 Анжеро – Судженского городского округа. Она может быть использована руководителями фольклорных, казачьих творческих объединений. Характерной особенностью данной программы является то, что в ней в равной степени представлены поэтико - музыкальное творчество Сибирских казаков, культура, история и традиции российского казачества. Дополнительная образовательная программа детей «Казачьему роду нет переводу» может быть использована при реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы". ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность данной дополнительной образовательной программы детей – художественно – эстетическая. В наше время всё очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это актуально как для народных обычаев, традиций и верований, так и для воспитания чисто человеческих качеств, таких как любовь к Родине, служение Отечеству, патриотизм и мужество. Теперь стало понятным, что отшлифованные веками народные обычаи и традиции – это кладезь мудрости, согласия, человеческих взаимоотношений. С забвением народных традиций были утрачены особенности воспитания подрастающего поколения. Изучая и восстанавливая обычаи и традиции казачества, есть основания полагать, что приобщение детей к корням и истокам казачества позволит бороться с бездуховностью и нравственной деградацией в современном обществе. Казаки развернули пределы своего государства от Москвы до Чёрного моря и от Карпатского хребта до Великого океана. Это они освоили прекрасные южнорусские степи и грозный Кавказ, знойный Туркестан , необъятную суровую Сибирь… И везде они несли с собой русскую культуру, своеобразный казачий уклад и величие русского имени. Народная культура должна предстать перед детьми в своей целостности, многогранности, воедино связанной с жизнью человека. Поэтому естественно объединить общим тематическим и проблемным стержнем занятия «теоретические» и занятия, на которых учащиеся играют в народные игры, воспроизводят обряд, исполняют хоровые, игровые, плясовые песни. В процессе занятий обучающиеся приобщаются к устно-поэтическому и музыкально-песенному видам русского народного творчества. При этом музыкальное воспитание участников ансамбля, в котором занимаются бок о бок дети разных возрастов и разных годов обучения, ориентируется, прежде всего, на фольклор Сибирских казаков. Помимо изучения культуры казачества, постановки обрядовых праздников, происходит накопление песенного репертуара, состоящего из казачьих, русских народных, современных авторских песен. По указанным направлениям в большей или меньшей степени строилась на протяжении многих лет работа с детским коллективом - ансамблем казачьей песни «Станица». Каждый год одному или нескольким направлениям уделялось особое внимание. Зависело это от интересов ребят, от подобранного репертуара и возможностей его осуществления, от личного интереса руководителя к тому или иному направлению народного творчества. Программа как единое целое оформилась к четвертому году работы коллектива. За время работы выступления ансамбля стали отличаться самобытностью, особым репертуаром и манерой исполнения. С точки зрения автора, данная программа отличается от других программ этой направленности. Опубликованных программ детских казачьих коллективов нет, песенный материал в основном подобран из местного сибирского фольклора, а частью стилизован и придуман автором, который взял за основу особенности звучания песен Сибирских казаков, создав подходящий репертуар для детей разных возрастных групп. Целью программы является создание условий для развития творческого потенциала ребёнка средствами казачьего фольклора. Программой предусмотрено решение следующих задач: - воспитание высоких духовных качеств, - привитие любви к казачьему народному творчеству, - воспитание у обучающихся способности творчески мыслить и проявлять творческую инициативу, - приобщение школьников к народному миропониманию, народной образности, художественным ценностям, созданным многовековым опытом предшествующих поколений, - обучение детей родному музыкальному языку, пению народных песен, казачьим играм и забавам, традициям казачества, - развитие музыкальных способностей детей; - установление с помощью изучения народного творчества логической взаимосвязи в представлении школьников о ходе развития истории общества, его культуры и искусства, о преемственности времен и поколений, их связи с современной действительностью. Обучение детей казачьей песне с возможностью получения ими дополнительных знаний в области истории и культуры казачества, сценического движения и актёрского мастерства, овладения игрой на народных музыкальных инструментах является отличительной особенностью настоящей программы. Учитывая вышесказанное, можно считать данную программу интегрированной, поскольку она включает в себя разноплановые разделы, что органически отражает уклад жизни Сибирских казаков. За годы работы автор программы со своим коллективом - ансамблем казачьей песни «Станица» неоднократно проводил экспедиционные поездки, был собран материал о казаках Кузбасса, впоследствии вошедший в раздел программы «История, традиции и культура казачества», что привносит региональный компонент в данную программу. Возраст детей, участвующих в реализации программы 9 - 17 лет. Программа рассчитана на обучение детей в течение 5 лет.
Программа включает следующие дисциплины:
Особенности режима занятий Так как основная форма ансамблевых занятий - игра с постоянной сменой деятельности, то продолжительность одного занятия может составлять 1 час (с 1 коротким перерывом) для детей младшего возраста, и 2 часа (с двумя короткими перерывами) для детей старшего возраста. Ансамблевые занятия обязательны для каждого обучающегося, а обучение игре на музыкальных инструментах, постановке голоса ребенок может выбрать сам, в зависимости от способностей и желания. Таким образом, каждый ребенок, выступая в ансамбле, может проявить свою яркую индивидуальность в игре на музыкальном инструменте, сольном пении или в танце, а может быть, и во всех видах деятельности. Формы работы:
По форме и содержанию занятия коллектива могут быть:
Несмотря на различие задач, поставленных на том или ином занятии, каждое из них имеет обязательные составные части: распевание — основная форма освоения певческой лексики; работа над произведениями. Структура занятий — не догма, это творческое решение проблем, стоящих перед коллективом. Певческий строй, исполнительская культура, казачья стать возникают в итоге систематической репетиционной и концертной работы. Эти навыки — результат длительного индивидуального и коллективного труда. Ожидаемые результаты занятий для младшего состава (1 год обучения) По окончании первого года обучения обучающиеся знают:
По окончании первого года обучения обучающиеся умеют:
По окончании первого года обучения обучающиеся владеют:
Ожидаемые результаты занятий для старшего состава (2 - 4 годов обучения) В данном периоде обучения обучающиеся знают:
В данном периоде обучения обучающиеся умеют:
В данном периоде обучения обучающиеся владеют:
Ожидаемые результаты занятий для концертного состава (5 год обучения) Обучающиеся концертного состава знают:
Обучающиеся концертного состава умеют:
Обучающиеся концертного состава владеют:
Формы подведения итогов реализации программы Уровень успешности обучения проверяется на концертах, где дети показывают знания, умения и навыки в области вокально-сценической техники и техники игры на музыкальном инструменте. Детям необходимо показывать свои творческие достижения, поэтому в течение учебного года ансамбль участвует в концертах, фестивалях, выступает на различных площадках (дети 1 года обучения начинают концертную деятельность во 2-ом полугодии). В конце каждого года проводятся творческие отчеты. При составлении данной программы был учтен опыт следующих авторов:
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Младший состав (1 год обучения)
|
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Дополнительная образовательная программа отделения хореографии «История... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации... Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68 | Реализуемые основные и дополнительные образовательные программы Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Фортепиано» (5 и 7 лет обучения) | ||
Спортивно-образовательная программа ано «Оргкомитет «Сочи 2014» «Дети... Подготовка, организация и поэтапное проведение соревнований школьных команд из детей 10-14 лет | Дополнительная образовательная программа «Моя Зарека» для детей от... Державинский лицей расположен на территории микрорайона Зарека. Район имеет богатую историю | ||
Программа по лыжным гонкам Муниципального образовательного учреждения... Программа рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки 1 года обучения, группы начальной полготовки свыше 1 года обучения,... | Программа по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:... Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера... | ||
Дополнительная образовательная программа «Исследователи природы»... А наличие живого уголка, обеспечивает постоянное общение с животными, что играет огромную роль в их психо эмоциональном развитии,... | Программа по хореографии Возраст: 7-11 лет Дополнительная образовательная программа по занятиям хореографией относится к художественной направленности | ||
Курсовая работа по возрастной психологии Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания... | Режим Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей... | ||
Сапожникова Ирина Константиновна педагог-психолог мбоу сош №74 Более... Более пяти лет назад в школе 74 была разработана и принята к внедрению программа «Социализация». «Социализация» это программа психолого-педагогического... | Дополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для... Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей... | Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»... Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,... |