Скачать 206.73 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторно-лесная школа Программа утверждена Утверждаю: На педагогическом совете Директор МКООУ Протокол № 1 Санаторно-лесная школа « 29 » августа 2012г. Заричная Г.А. « 29 » августа 2012г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По хореографии Возраст: 7-11 лет Направленность: художественно-эстетическая Срок: 2012-2013 учебный год Составитель: Белобородова Елена Владимировна - Педагог дополнительного образования г. Нижний Новгород 2012 год Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа по занятиям хореографией относится к художественной направленности. Хореография - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма жизни. Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача предмета привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы. Обучение хореографии в общеобразовательной школе целесообразно начинать с занятий по ритмике. Занятия ритмикой служат преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку. Целесообразно занятия ритмикой проводить весь учебный год и подготовить детей к урокам хореографии. В программу по хореографии введены разделы "классический танец", "народно-сценический танец", "современный танец". Занятия хореографией оказывают положительное влияние на организм детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости; приобретение жизненно необходимых двигательных умений и навыков; улучшение телосложения; выработка привычки заниматься физическими упражнениями на всю жизнь; развитие двигательной памяти. Детская хореография способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности , музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений. Занятия хореографией не только полезны для здоровья, они еще и дисциплинируют человека, делают его психику более пластичной и координированной. В нашей школе МКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторно-лесная школа, где дети имеют проблемы со здоровьем и большинство находятся в не благополучных семьях. В этой школе дети не только учатся, но и проводят свое внеурочное время и проживают там. Раньше в школе не было специальных занятий по хореографии и поскольку дети больше времени проводят в пределах школы, то у меня появилась возможность приобщить как можно больше детей к танцам и развить хореографические навыки на специальных уроках хореографии в первую половину дня. В школе никогда не включались в расписание специальные уроки по развитию хореографических навыков, а в этом году я решила ввести урок хореографии в расписание первой половины дня. Цели и задачи Цель: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства, развитие творческого потенциала. Задачи: · прививать интерес к занятиям ритмикой, любовь к танцам, а также прививать умение содержательно проводить свой досуг. · воспитывать умение работать в коллективе; · развивать психические познавательные процессы — память, внимание, мышление, воображение, гармонически развивать танцевальные и музыкальные способности, память и внимание; · Совершенствование физических данных детей с ослабленным здоровьем через хореографию, способствовать эстетическому развитию ребёнка. Дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: Учащиеся с 1 по 4 класс, возраст с 7 до 11 лет. Требования: Учащиеся должны уметь: точно реагировать на изменения темпа; уметь вовремя начать и закончить движения в соответствии с музыкой; воспроизводить хлопками и притопами ритмические рисунки; ориентироваться в танцевальном зале; правильно исполнять танцевальные шаги, подскоки, повороты на 1/4, 1/2 круга; иметь навык вежливого обращения к партнёру по танцу; передавать характер, стиль, художественный образ танца, созданный музыкой; выполнять танцевальные ходы и движения русского танца; правильно выполнять присядочные движения (мальчики); выполнять поклон в народном характере; выполнять движения в «зеркальном отражении»; самостоятельно исполнять любое движение или танцевальную комбинацию, обращая внимание на выразительность и техничность исполнения; выполнить дроби в такт, из-за такта, соединить их в простую комбинацию; исполнить вращение на месте, в продвижении на беге и прыжках (девочки); свободно и осознанно исполнить любой танец в соответствии с программным репертуаром. Сроки реализации программы: 1 год. Форма и режим: урок, 4 раза в неделю. Данные медицинского обследования
Ожидаемые результаты Организационная работа ведётся на протяжении всего периода обучения: беседы с детьми о целях и задачах занятий по танцу, о правилах на занятиях по хореографии, о форме одежды для занятий. В первом полугодии первого года обучения особое внимание следует уделить постановке ног, рук и головы в упражнениях у станка и на середине зала, затем изучаются простейшие движения народного и классического танца, а также движения на развитие координации. Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчеркнуть характер, настроение, манеру и выразительность движения. Во втором полугодии составляются несложные танцевальные комбинации из двух- трёх изученных движений. Формы подведения итогов реализации: отчетный концерт внутри школы. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программы. (Первый год обучения ) 1.Вводное занятие. Ознакомление детей с тем материалом который они будут учить в течение учебного года. Рассказывается о тех мероприятиях, которых педагог наметил. 2.Ритмика. Азбука музыкального движения. Научить слушать музыку, определять её характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений ( весёлый, спокойный, энергичный, торжественный ). Знакомство с выразительным значением темпа музыки. Умение выполнять движения в разных темпах. Различать разнообразные динамические оттенки музыки ( тихо, громко ), в зависимости от этого выполнять движения с различной силой и амплитудой. 3.Элементы классического танца. Танцевальные особенности детей следует развивать в равной степени, работая над движениями рук, ног, головы, корпуса. Классический экзерсис способствует технической разработке каждого движения в отдельности, а затем и в их соединении. На первом году проучивание экзерсиса начинается в положение ребенка лицом к палке. Здесь закладывается основное развитие мускулов, эластичности связок. Экзерсис у станка является основой первоначальных движений танца. Постановка корпуса, рук, головы; - позиции ног: l, ll, lll, lV, V, Vl( учить правильному положению рук); - позиции рук: подготовительное положение,l ll lll позиции переводы рук из позиции в позицию (учить плавному раскрытию рук); Движение у станка ( классический тренаж ) разучивают в чистом виде, темп умеренный. - Demu plie( мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных движениях. Тело подготавливается к более сложным движениям); -Battement tendu (активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц ) ; - Battement tendu jete(активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц ) ; - Rond de jambe partterr(развитие вращательной вращательной подвижности тазобедренного сустава); - Battement frappe(исполняется резко и знергично); - Battement fondu(вырабатывает мягкость и эластичность); - Devloppe(развивает шаг, силу бедра); - Grand Battement jete (развиваетшаг); - Releve(отрабатывается медленный подъем корпуса на полупальцах); - разучивается на коврике комплекс упражнений на гибкость разнообразные растяжки для шага и выворотности. Изучаются прыжки по шестой позиции (учить легкости в исполнении движения, фиксировать положение ног в воздухе). Постановочно- репетиционная работа. Постановочная работа определяет творческое и исполнительское лицо танцевального коллектива. Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение (идейно направленное, художественно ценное..) Танцевальные движения, их характер, рисунок танца, эмоциональная насыщенность должны логично сочетаться с музыкальным сопровождением. Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе: 1. Дать общую характеристику танца: -рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный); -рассказать сюжет танца. 2. Слушание музыки и ее анализ ( характер, темп, рисунки музыкальных фраз). 3. Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, корпус, голова). 4. Разучивание движений танца. 6.Концертная деятельность. Выступления перед родителями. Методическое обеспечение Особое внимание уделяется работе над художественной выразительностью и музыкальностью детей, а также технически грамотным исполнением танцевальных движений. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: словесные (рассказ, беседы), демонстративные (наглядные пособия), проблемные ( ставится проблема и находится путь её решения). Основной метод проведения занятий – практическая работа, цель которого закрепить и углубить полученные теоретические знания. Для плодотворных занятий хореографического коллектива необходим танцевальный зал с деревянным покрытием, оснащённый станками, магнитофоном, аккомпониментом и инвентарём в зависимости от репертуара. Во время занятий соблюдается температурный режим. Дети занимаются в танцевальной форме, в чешках . Волосы у девочек собраны на затылке. Мальчики занимаются в спортивной форме, в чешках. Программа включает проведение различных форм массовых мероприятий, направленных на эффективное решение учебно-воспитательных задач: конкурсы, концерты, открытые занятия. Важная оценка работы - отзывы самих обучаемых, их родителей, педагогов школы, которые помогают корректировать содержание программы в конце каждого учебного года. Ожидаемый результат: в итоге реализации программы у воспитанников сформируется художественный вкус и чувство прекрасного, будет развиты образно – эмоциональное мышление, художественная выразительность и музыкальность, дети овладеют азбукой танца и смогут самостоятельно ставить танцевальные композиции. Хореография — искусство танца. Познать, ценить искусство – одна из величайших радостей человека, облагораживающая его духовный мир. Стремление к Прекрасному, не всегда даже осознанное, живет в каждом человеке. А вот умению видеть, слышать и вникать в смысл и красоту произведения искусства следует учиться. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные проблемы взаимоотношения людей, формирует целостное восприятие окружающего мира. Специфика её в том, что чувства, переживания человека, она передаёт в пластической образно-художественной форме. Посредством знакомства школьников 1 — 4 классов с искусством хореографии можно осуществить как эстетическое, так и физическое воспитание детей, развить у них художественный вкус, воспитать благородство манер, а танцевальные упражнения и движения укрепляют мышцы тела вырабатывают правильную осанку развивают ловкость, пластику и координацию движения. Благодаря танцам происходит активное общение детей, ведь из всех видов увлечений танец наиболее ярко выражает непосредственность, искренность эмоционального порыва. Музыкально-ритмические и ритмопластические навыки Раздел 1. Ритмика Музыка и движения. Темп. Характер музыкального произведения. Контрастная музыка (быстрая-медленная, весёлая-грустная). Музыкальный размер 4/4, 2/4, 3/4. Тактирование. Выделение сильной доли такта. Музыкальная фраза. Подбор различных видов движения (шаги, бег, прыжки, повороты и др.), соответствующих характеру музыки. Выделение сильной доли такта хлопком, притопом. Отработка на ходьбе и беге начала и окончания музыкальной фразы в такт музыки. Пространственная ориентация. Шеренга. Колонна. Правила построения и перестроения по два, по четыре. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно. Круг. Принцип дробления и собирания круга. Линия танца. Нумерация точек зала. Повороты на месте на 1/4 и 1/2 круга. Раздел 2. Азбука хореографии Правила постановки корпуса. Положение стопы и подъёма. Выворотность. Позиции ног (6, 1,2,3). Позиции (1,2,3) и положения рук. Разучивание и отработка элементов танцевальной разминки. Полуприседание по 1,2,3 позициям. Выдвижение ноги вперёд и в сторону. Наклоны вперед и в сторону. Прыжки на двух ногах по 6 и 2 (невыворотной), вытягивая колени и подъём. Подъём на полупальцы по 1,2,3 позициям (сохранение равновесия). Раздел 3. Танцевальные движения Танцевальные движения. Упражнения для развития гибкости рук, плечевого пояса и шеи. Шаги: строевой, скользящий, на носочках, приставной. Танцевальный шаг с носка. Прямой и боковой галопы. Подскоки на одной и двух ногах. Перескоки. Притопы. Кружения на переступаниях, на подскоках. Хлопки в ладоши (различные сочетания). Хлопушки по бедру. Раздел 4. Развитие актёрского мастерства Язык жестов – пантомима. Передача при помощи жестов и мимики характера, чувств, настроения. Танцевальные шаги и движения в образах животных, птиц. Этюды, передающие явления природы (падают снежинки, идёт дождь и др.). Тематические игры: «Весёлый оркестр», «магазин игрушек», «Солдатушки — бравы ребятушки», «Зеркало», «Трамвайчик», «Куклы» (по выбору учителя). Инсценировка детских песен (по выбору учителя). Раздел 5.Танцевальный репертуар Полька «Четвёрки», полька с хлопками (латышская), полька «Кремена», «Паровозик», «Первоклассница», «Здравствуй, это я!», «Вару-вару», «Автостоп». Раздел 6. Заключительное занятие Обобщающий урок «Музыкальные игры и танцы». Методическое обеспечение
Список учебно-методической литературы 1.Барышникова Т. Азбука хореографии.- Москва.- Айрис-Пресс.- 1999 2.Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры/ программа экспериментального курса.- Москва.- Новая школа.- 1993 3.Боттомер П. Урок танца.- Москва.- Эксмо-Пресс.- 2003 4.Ваганова А.Я. Основы классического танца.- Ленинград.- Искусство.- 1985 5.Идом Х., Кэтрэк Н. Хочу танцевать.- Москва.- Махаон.- 1998 6.Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца.- Санкт-Петербург.- Искусство.- 2001 7.Кудрявцева В. Приглашаем танцевать.- Москва.- Советский композитор.- 1989 8.Литовченко А.М. Танцевальный фольклор Кубани.- Краснодар.- 1986 9.Танцы и ритмика в начальной школе/ методическое пособие.- Москва.- 1995 10.Ткаченко Т.Т. Народный танец.- Москва. 2002 |
Курсовая работа по возрастной психологии Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания... | Дополнительная образовательная программа отделения хореографии «История... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков Охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс... | Дополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»... Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,... | ||
Реферат по химии на тему: “ Химия в хозяйстве ” Считают, что жизнь на ней зародилась 800—1000 тыс лет назад. Ученые обнаружили следы деятельности первобытного человека, возраст... | Дополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для... Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа) | ||
Рабочая учебная программа по хореографии 5-6 класс Составлена на основе Рабочая программа учебного курса по хореографии для 5-6 классов составлена на основе программ по хореографии... | Однажды в Чикаго Калужская область санаторий «Сигнал» / Пушкинский... Однажды в Чикаго – это развивающая программа для ребят 13-15 лет, выстроенная в логике захватывающего квеста | ||
Программа рассчитана на возраст детей: 10-14 лет Разработана с учетом обеспечения преемственности с основными профессиональными образовательными программами | Режим Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей... | ||
Программа по волейболу (модифицированная программа) Возраст детей:... Общее количество детей спортивной секции зависит от ставки педагога от количества групп. Занимающихся в группе зависит от размера... | Программа рассчитана на возраст 11-16 лет. Срок реализации 3 года Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Урока ритмики во 2 классе. Тема: «Богатство русской хореографии» Элементы: battement tendu, releve; расширить знания детей о богатстве русской хореографии | Подростковый возраст (10-15 лет) период бурного роста и развития... Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок по хореографии для учащихся 3 года обучения (9-10 лет). Жанры и элементы русского народного танца | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оптимальный возраст начала школьного обучения не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей... |