Скачать 47.53 Kb.
|
Семирикова Ольга Владимировна, МАОУ ДОД "Детская школа искусств", Мотивилихинского района г.Перми Открытый урок по хореографии для учащихся 3 года обучения (9-10 лет). Жанры и элементы русского народного танца Тема: «Жанры и элементы русского народного танца. Итоговый урок» Цель: «Закрепление навыков исполнения русского народного танца» Задачи:
В результате урока учащиеся должны знать: что такое пляска, перепляс, хоровод, кадриль, костюм русского танца. В результате урока учащиеся должны уметь:
В ходе урока используется музыка: Русские народные песни:
Ход урока:
Учащиеся встают на середину зала в шахматном порядке, идет объяснение педагогом темы, цели урока. Исполняется поклон русского народного танца на материале песни «На горе-то калина».
Учащиеся встают в шахматном порядке отвечают на вопросы педагога и показывают на практике. <Рисунок 1> Теория:
Ответы: Что такое русский танец? Это национальный танец русского народа, который передается из поколения в поколение. Русский танец многообразен это и пляска, и перепляс, и хоровод, и кадриль! Пляска – наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу, бытует в народе как живой родник многообразного народного хореографического творчества. Пляски создавались народом под влиянием окружающего его мира и быта. Народ совершенствовал их многие десятилетия, оставлял в них только самое ценное и доводил их до законченной формы. В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок и они приобрели бытовой характер. Пляска состоит из ряда отдельных движений, элементов. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства, раскрывая содержание пляски, ее образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу пляски, а также характеру музыкального или песенного сопровождения. Пляской можно выразить различные состояния человека: бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь, но пляска-это, прежде всего, радость, здоровье, сила - это выход энергии пляшущего человека. Характерная особенность русской пляски - импровизация. Она создает неповторимый колорит русской пляски. Для мужской пляски характерны широта, размах, сила, удаль, внимание и уважение к партнерше. Женскую пляску отличает, как правило, плавность, величавость, однако, часто женская пляска исполняется живо и с задором. Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии. В пляске присутствуют: дроби, «веревочка», «гармошка», присядки, «припадание», хлопушки, вращения, «ковырялочка» «моталочка». Практика: Учащиеся показывают элементы пляски. Используется музыка русских народных песен. <Рисунок 2> Теория:
Ответ: Древнейший вид русской пляски – хоровод. Хороводы очень многообразны по своему содержанию. Наиболее типичен хоровод, в котором песня и пляска соединены с драматическим действием. Все участники хоровода составляли круг, один или два. В середине - из девушек, внешний - из парней. В некоторых хороводах образуются два или три полукруга. Танцующие расходятся парами, строятся «улицей», «воротцами», «цепью». Вот характерные песни для хороводов: «Заплетись плетень», «Просо», «Бояре». Хороводы очень богаты по своему рисунку, но их танцевальные движения просты, и состоят из различных ходов, проходок. В хороводе требуется умение держать себя. Особенно, это относилось к девушкам и женщинам, которые должны красиво и величаво ходить («выступает словно пава»). Корпус подтянут, голова слегка приподнята, скромный взгляд, движения рук сдержаны и плавны. Очень часто девушки плясали с платочками. Хоровод всегда был связан с жизнью русских людей. Каждый исторический период вносил новое в этот старинный танец. Так, в 20-е годы после Октябрьской революции в Пермской области создали новый игровой хоровод «Сосенка», в котором молодежь представляла, как выращивают лес для советских строек. Хороводы используются и во многих театральных постановках, например, пьесе А. Островского «Снегурочка». Практика: Учащиеся исполняют хоровод. < Рисунок 3> Теория:
Ответ: Одна из разновидностей сольной пляски – перепляс. Основное содержание этой пляски – соревнование плясунов в виртуозности, лихости, а также знании и умении всяких коленцев. В переплясе сказываются индивидуальность, творческая изобретательность и мастерство исполнителя. Практика: Учащиеся исполняют перепляс в двух командах на элементах: дробные выстукивания, «моталочка». Теория:
Ответ: Еще одна разновидность пляски – кадриль. Парный танец, основанный на фигурах. Танец обычно состоит из шести фигур, и исполняется в живом и быстром темпе. Практика: Учащиеся исполняют общий танец, основанный на элементах русского танца, поставленный педагогом в течение учебного года: «ВЕСЕЛАЯ КАДРИЛЬ». < Рисунок 4> |