«Системные подходы к реализации
модели психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса в школе № 74 в рамках
программы «Социализация»
Сапожникова Ирина Константиновна
педагог-психолог МБОУ СОШ № 74
Более пяти лет назад в школе 74 была разработана и принята к внедрению программа «Социализация». «Социализация» - это программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка в образовательном пространстве на протяжении всего периода пребывания его в ОУ.
Цель программы - интеллектуальное, творческое развитие ребёнка, его успешная адаптация и социализация в окружающем мире.
В основу программы положены идеи гуманизации и индивидуализации жизненного пространства всех участников образовательного процесса.
Ключевым моментом в реализации программы является единство пяти составляющих:
организация воспитывающей предметной среды;
просветительская работа, повышающая уровень психолого-педагогических знаний и умений педагогов, работа по формированию учителя нового типа: учитель-психолог;
комплексная диагностика личностных качеств, особенностей развития детей, педагогов, родителей;
выработка индивидуально-ориентированных по возрасту и личностным особенностям ребёнка образовательных программ, способствующих достижению основной цели Программы «Социализация»;
просветительская и профилактическая работа по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности является ситуация развития ребёнка как система его отношений с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками) и с самим собой.
Основными направлениями программы являются:
1.Развитие личности – это активный процесс самостоятельного творческого конструирования личности. Ребёнок не пассивно усваивает ту или иную норму, а активно овладевает этой нормой. Создаются ситуации успешности ребёнка, как в индивидуальной, так и коллективной деятельности.
2.Взаимодействие психологической, педагогической, методической, социальной, медицинской служб как единой системы, что способствует созданию оптимальных условий для реализации программы.
3.Создание комплексной системы диагностических методик , которые работают на систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка в ходе реализации программы.
4.Выстраивание работы с ребёнком в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями.
В соответствии с вышеизложенным мы выделили следующие задачи программы:
повышение психологической компетентности педагогов, родителей по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся;
создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся;
оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, социализации и развитии;
систематическое отслеживание психологического развития учащихся на различных этапах обучения.
Для реализации поставленных в программе задач выбраны следующие приоритетные маршруты:
сопровождение учебно-воспитательной работы (работа с детьми);
сопровождение педагогической деятельности (работа с педагогами);
сопровождение просветительско-профилактической работы (работа с родителями).
Реализация программы деятельности психолога по сохранению психологического здоровья учащихся осуществляется в соответствии с планом работы психолога школы № 74.
Диагностическая работа с обучающимися в соответствии с психофизиологическими возрастными особенностями и задачами школы с целью выявления уровней развития основных личностных сфер.
Диагностика уровня психоэмоциональной комфортности урока, степени успешности ребёнка на уроке посредством метода наблюдения в процессе посещения уроков, анкетирование учащихся.
Индивидуальное консультирование педагогов, классных руководителей с целью выработки индивидуального подхода к детям.
Проведение тематических бесед в классах с целью развития навыков самоанализа у детей, культура восприятия психологического портрета, развитие коммуникативных навыков у обучающихся.
Работа с родителями, проведение тематических классных собраний, индивидуальных консультаций.
Аналитическая ступень, предполагающая обработку итоговых данных, выработку рекомендаций в зависимости от выявленной проблематики.
Выход по необходимости на узких специалистов, что позволяет обеспечить комплексное решение проблем ребёнка.
Пропаганда психологических знаний среди учителей, учащихся и их родителей (беседы, участие в классных часах, выступления на родительских собраниях и педсоветах).
В рамках работы психологической службы в школе создана система занятий в 9 классах «Технология. Самореализация личности» Общий объём курса составляет 34 часа. Изучение курса по данной программе позволяет сформировать у старшеклассников общее представление о психологии как науки; повышает их социально-психологическую компетентность и развивает у них коммуникативную культуру; дает возможность овладеть элементарными приёмами психологической саморегуляции.
Теоретические представления учащихся отрабатываются на практике или подтверждаются экспериментально: демонстрация психологических явлений, предварительное знакомство с полезными для практики психодиагностическими методиками; методы практического воздействия, психологические игры и упражнения. На занятиях используются элементы тренинговых технологий, психологические игры и упражнения.
Курс включает три основных содержательных линий
- Введение в общую психологию (10 часов)
- Человек как личность (16 часов)
- Общая характеристика познавательных процессов (8 часов)
Уровень сформированности знаний и умений учащихся по психологии оценивается при помощи практических работ, контрольных тестовых работ, выполнение учащимися четырёх самостоятельных работ (тесты или рефераты). Примерные темы самостоятельных работ: «психология и науки о человеке», «психология деятельности и познавательных процессов», «психология личности», «психология человеческих отношений». Кроме того, учащиеся выполнят ряд творческих работ, результат которых обсуждаются в группах.
Еще одна традиционная составляющая школьной практики – это психологическое просвещение в двух руслах: педагогов и родителей. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Поэтому психологическое просвещение педагогов проходит через:
небольшие выступления на педагогических советах по проблеме;
организацию семинаров;
индивидуальные консультации.
Психологическое просвещение родителей проходит через:
Выступление на родительском собрании с целью повышения психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.
Психологическое консультирование родителей, которое чаще всего проводится как помощь в организации эффективного детско-родительского общения. Но бывают и ситуации, когда консультирование родителей является поводом для получения дополнительной диагностической информации от родителей о влиянии семейной ситуации на благополучие ребенка в школе. В любом случае, итогом консультирования родителей бывает договор о совместных действиях родителей и психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его обучения в школе.
Занимаясь на протяжении нескольких лет проблемой сохранения и развития психического здоровья школьников, можно сделать вывод, что психическое здоровье в школе является основой для успешного обучения. Следовательно, возможно и необходимо выработать единую систему психолого-педагогического сопровождения учащихся для сохранения психического здоровья в школе. Результатом должна стать способность образовательной системы не только сохранять, но и укреплять психическое здоровье детей. |