Освоение психологической части матрицы ИСУД
через практикум по психофизиологическим особенностям
Лухтанова Елена Вениаминовна, педагог-психолог МБОУ СОШ №3 г. Бородино Красноярского края В статье предлагаются информационные карты с описанием базовых определений основных понятий по психофизиологическим особенностям, практические задания для закрепления данных знаний. Приводятся результаты диагностики учителей по освоению психологической части матрицы ИСУД до и после практикума по психофизиологическим особенностям.
В условиях модернизации образования учителю приходится многому учиться заново, а в ряде случаев и переучиваться. Надо учиться слушать и слышать каждого ученика, видеть направленность его потребностей и мотивов, научиться влиять на эту направленность. Еще К.Д. Ушинский указывал, что если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучить. А правильно изучать своих учеников учитель может, только обладая определенными познаниями в психологии. Конечно, основные базовые психологические знания он получает во время обучения в педагогическом университете. Тем не менее, у педагогов остается потребность углубить свои знания, психологически осмыслить свой опыт.
Знание закономерностей развития ребенка, его способностей, интересов, склонностей, психофизиологических и личностных особенностей лежит в основе технологии учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД). Учитель, осваивающий и реализующий технологию ИСУД, составляет матрицу, где фиксируются изменения в учебной деятельности каждого ученика. Данная матрица состоит из психологической и педагогической частей. Первую половину матрицы заполняет педагог-психолог и дает необходимые рекомендации учителю по учету психофизиологических особенностей учащихся. В связи с этим, учителю необходимо обладать психологическими знаниями, которые помогут ему разобраться в сути исследуемых и развиваемых параметров.
Как известно, более понятно и прочно знания усваиваются в процессе деятельности. Практическая работа в форме практикума помогает учителю освоить психологическую часть матрицы ИСУД. Прежде чем приступить непосредственно к практической работе, учителю предлагается вспомнить, повторить и расширить свои базовые психологические знания по психофизиологическим особенностям с помощью информационных карт.
В матрице ИСУД представлены следующие психофизиологические особенности: внимание и его свойства (объем, распределение, концентрация, устойчивость), память и ее виды (наглядно-образная, эмоциональная, кратковременная, долговременная, эмоциональная), модальности и ведущие полушария мозга. По каждому из перечисленных параметров предлагается отдельная информационная карта, в которой резюмированы определения основных понятий (см. Приложение 1). После содержательной проработки психофизиологических особенностей, учителя выполняют практические задания для закрепления своих знаний. Данные задания оформлены в таблицах (см. Приложение 2). Количество заданий для практической работы может быть увеличено. Перед началом работы, часть таблицы с правильными ответами загибается в обратную сторону и открывается учителем для самопроверки после завершения практической работы.
Эффективность описываемого практикума по освоению психологической части матрицы ИСУД показывают данные диагностики психолого-педагогической компетентности учителей при ознакомлении с технологией ИСУД в начале и в конце учебного года.
Значимость усвоения теоретических знаний и применение их в практической деятельности можно выразить крылатым выражением: «Нет ничего практичней хорошей теории!» Таким образом, предлагаемый материал для проведения практикума по освоению психологической части матрицы ИСУД можно рекомендовать для расширения психологических знаний учителей.
Приложение 1
Информационные карты по психофизиологическим особенностям матрицы ИСУД
Информационная карта №1
Внимание
| Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимание имеет отличительные особенности — свойства:
Объем внимания – это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно в ограниченном промежутке времени.
Распределение внимание – свойство внимания, которое обеспечивает возможность успешного одновременного выполнения двух и более различных видов деятельности. Например, учитель объясняет урок, следит за классом и пишет что-то на доске.
Концентрация внимания – это способность человека сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех (шум, физиологический дискомфорт (неудобная поза, жара или холод, жажда или голод) и др.), отвлекаясь от всего постороннего.
Устойчивость внимания – это длительность удержания внимания к одному и тому же объекту. Абсолютная устойчивость внимания невозможна, т.к. вниманию свойственны периодические колебания. Устойчивое внимание сохраняется в такой деятельности, которая дает положительные результаты и вызывает чувство удовлетворения.
|
Информационная карта №2
Память
| Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации, опыта. Основные процессы памяти: запоминание, воспроизведение и забывание.
Кратковременная память (КП) – вид памяти, обеспечивающий непродолжительное удержание и оперативное преобразование информации.
Долговременная память (ДП)– вид памяти, обеспечивающий продолжительное (от часов до десятилетий) удержание знаний, сохранение умений и навыков.
Оперативная память – вид памяти, поддерживающий конкретные действия и операции в ходе выполнения деятельности, когда сохраняется информация из КП и ДП.
Наглядно-образная память – запечатление заучиваемого материала в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений.
Словесно-логическая память – запоминание мыслей, идей, понятий, знаний, любых продуктов мыслительной деятельности, выраженных в вербальной форме.
Эмоциональная память – вид памяти, где содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния.
|
Информационная карта №3
Модальность
| Модальность – принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Виды модальности:
Зрительная (визуальная) модальность – зрительная память и опыт, копилка образов и слов, описывающих зрительные впечатления. Люди-визуалы часто употребляют слова: ярко, ясно, четко, синий, прозрачный, смотреть, искристый, радужный, видеть, разглядывать и т.п.
Слуховая (аудиальная) модальность – слуховая память, копилка звуков, шумов и слов. Аудиалу нравится слушать, любит аудио-книги, легко запоминает материал на лекциях. Люди-аудиалы говорят: слышать, глухой, громкий, шум, беседовать, тихо и т.п.
Тактильная (кинестетическая) модальность – тактильная память, опыт движений и прикосновений. Кинестик – человек, который преимущественно чувствует, телесно ощущает, стремится двигаться и действовать. Кинестетику очень близки следующие словесные обороты: «Потрогайте, почувствуйте, коснитесь, пощупайте, возьмите в руки, дотроньтесь».
Особенности восприятия учащимися информации
Визуал
| Аудиал
| Кинестетик
| - Отлично помнит то, что видел.
- Организован, наблюдателен, как правило, спокойный, уравновешенный.
- Склонен фантазировать, его описания живые, образные.
| - Легко повторяет услышанное, даже, если кажется, что не слушал.
- Задумавшись, может разговаривать сам с собой.
- Может шевелить губами при чтении, проговаривая слова.
- Не может сосредоточиться в условиях шума.
- В компании часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.
| - Лучше обучается, делая.
- Может иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам.
- С трудом выдерживает болевые ощущения.
- При общении стоит близко, касается людей.
- Обилие движений, много жестикулирует.
|
|
Информационная карта №4
Ведущее полушарие мозга
| Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. Начало развития речи определяет асимметрию и доминантность левого полушария.
Левое полушарие
| Правое полушарие
| - аналитический склад ума;
- логико-знаковое мышление;
- отвечает за логику, язык, критическое мышление, числа, рассуждение.
| - преобладает эмоциональная сфера;
- образное мышление;
- отвечает за узнавание лиц, выражение и чтение эмоций, интуицию, креативность.
| Характеристика левополушарных и правополушарных учеников
Левополушарный ученик
| Правополушарный ученик
| - Видит детали: символы (буквы, слова).
- Желательны ясные письменные инструкции.
- Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями.
- Повторяет фактическую информацию.
- Любит проверять работу.
- Любит информацию в письменной форме.
- Анализирует от части к целому.
- Любит смотреть фильм после чтения книги.
| - Видит конкретные, не абстрактные объекты.
- Часто отвлекается.
- Не следует предлагаемому выбору, любит - решать, выбирать самостоятельно.
- Использует интуицию.
- Не любит проверять работу.
- Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.
- Анализирует от целого к части.
- Любит смотреть фильм до чтения книги.
|
|
Приложение 2
Практическая работа
Условные обозначения: о – объем, р – распределение, к – концентрация, у – устойчивость.
Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях?
| ответы
| Часть таблицы, которая загибается в обратную сторону и открывается для самопроверки, после выполнения работы
| Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.
|
| о
| Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.
|
| к
| Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.
|
| р
| Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
|
| у
| Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
|
| р
| Переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
|
| р
|
Условные обозначения: с-л – словесно-логическая, н-о – наглядно-образная, э – эмоциональная, кп – кратковременная память, дп – долговременная память, о – оперативная память.
Какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях?
| ответы
| Часть таблицы, которая загибается в обратную сторону и открывается для самопроверки, после выполнения работы
| Девушка называет номер своего телефона знакомому, и тот через некоторое время безошибочно его набирает.
|
| оп
| Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики там увидели.
|
| н-о
| Мама, отправляя сына в магазин, перечисляет ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.
|
| кп
| Ребенок рассказывает параграф, который выучил накануне.
|
| дп
| Дети запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.
|
| с-л
| Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.
|
| э
|
Условные обозначения: в – визуальная, а – аудиальная, к – кинестетическая.
Определите ведущую модальность:
| ответы
| Часть таблицы, которая загибается в обратную сторону и открывается для самопроверки, после выполнения работы
| Хорошо работает с моделями, составляет слова из слогов на карточках, предложения из слов.
|
| к
| Если зачитывается материал из учебника, следит по тексту.
|
| в
| Когда читает текст, для лучшего понимания проговаривает его про себя. Часто отвлекается.
|
| а
| Лучше работает, когда в классе тишина или если сидит отдельно от других.
|
| а
| Всегда готов включиться в игру, в которой правила или законы осваиваются через движение, осязание.
|
| к
| Хорошо воспринимает информацию, представленную на плоскости: схемы, рисунки, видеофрагменты.
|
| в
|
Условные обозначения: п – правое полушарие, л – левое полушарие.
Определите доминирующее полушарие:
| ответы
| Часть таблицы, которая загибается в обратную сторону и открывается для самопроверки, после выполнения работы
| Ребенок не контролирует правильность своей речи.
|
| п
| Хорошо выполняет деятельность, требующую самоконтроля.
|
| л
| Ученик хорошо контролирует свою речь.
|
| л
| Точен в употреблении слов и применении правил.
|
| л
| В устной речи могут возникнуть проблемы в подборе слов.
|
| п
| При письменном изложении своих мыслей возможны смысловые пропуски.
|
| п
| Список литературы
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1 Общие сведения психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998. – 432с.
Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: Питер, 1999. – 752 с. |