Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям





Скачать 101.83 Kb.
НазваниеОсвоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям
Дата публикации25.06.2014
Размер101.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Освоение психологической части матрицы ИСУД

через практикум по психофизиологическим особенностям

Лухтанова Елена Вениаминовна, педагог-психолог МБОУ СОШ №3 г. Бородино Красноярского края
В статье предлагаются информационные карты с описанием базовых определений основных понятий по психофизиологическим особенностям, практические задания для закрепления данных знаний. Приводятся результаты диагностики учителей по освоению психологической части матрицы ИСУД до и после практикума по психофизиологическим особенностям.

В условиях модернизации образования учителю приходится многому учиться заново, а в ряде случаев и переучиваться. Надо учиться слушать и слышать каждого ученика, видеть направленность его потребностей и мотивов, научиться влиять на эту направленность. Еще К.Д. Ушинский указывал, что если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучить. А правильно изучать своих учеников учитель может, только обладая определенными познаниями в психологии. Конечно, основные базовые психологические знания он получает во время обучения в педагогическом университете. Тем не менее, у педагогов остается потребность углубить свои знания, психологически осмыслить свой опыт.

Знание закономерностей развития ребенка, его способностей, интересов, склонностей, психофизиологических и личностных особенностей лежит в основе технологии учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД). Учитель, осваивающий и реализующий технологию ИСУД, составляет матрицу, где фиксируются изменения в учебной деятельности каждого ученика. Данная матрица состоит из психологической и педагогической частей. Первую половину матрицы заполняет педагог-психолог и дает необходимые рекомендации учителю по учету психофизиологических особенностей учащихся. В связи с этим, учителю необходимо обладать психологическими знаниями, которые помогут ему разобраться в сути исследуемых и развиваемых параметров.

Как известно, более понятно и прочно знания усваиваются в процессе деятельности. Практическая работа в форме практикума помогает учителю освоить психологическую часть матрицы ИСУД. Прежде чем приступить непосредственно к практической работе, учителю предлагается вспомнить, повторить и расширить свои базовые психологические знания по психофизиологическим особенностям с помощью информационных карт.

В матрице ИСУД представлены следующие психофизиологические особенности: внимание и его свойства (объем, распределение, концентрация, устойчивость), память и ее виды (наглядно-образная, эмоциональная, кратковременная, долговременная, эмоциональная), модальности и ведущие полушария мозга. По каждому из перечисленных параметров предлагается отдельная информационная карта, в которой резюмированы определения основных понятий (см. Приложение 1). После содержательной проработки психофизиологических особенностей, учителя выполняют практические задания для закрепления своих знаний. Данные задания оформлены в таблицах (см. Приложение 2). Количество заданий для практической работы может быть увеличено. Перед началом работы, часть таблицы с правильными ответами загибается в обратную сторону и открывается учителем для самопроверки после завершения практической работы.

Эффективность описываемого практикума по освоению психологической части матрицы ИСУД показывают данные диагностики психолого-педагогической компетентности учителей при ознакомлении с технологией ИСУД в начале и в конце учебного года.

Значимость усвоения теоретических знаний и применение их в практической деятельности можно выразить крылатым выражением: «Нет ничего практичней хорошей теории!» Таким образом, предлагаемый материал для проведения практикума по освоению психологической части матрицы ИСУД можно рекомендовать для расширения психологических знаний учителей.

Приложение 1

Информационные карты по психофизиологическим особенностям матрицы ИСУД

Информационная карта №1

Внимание

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимание имеет отличительные особенности — свойства:

Объем внимания – это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно в ограниченном промежутке времени.

Распределение внимание – свойство внимания, которое обеспечивает возможность успешного одновременного выполнения двух и более различных видов деятельности. Например, учитель объясняет урок, следит за классом и пишет что-то на доске.

Концентрация внимания – это способность человека сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех (шум, физиологический дискомфорт (неудобная поза, жара или холод, жажда или голод) и др.), отвлекаясь от всего постороннего.

Устойчивость внимания – это длительность удержания внимания к одному и тому же объекту. Абсолютная устойчивость внимания невозможна, т.к. вниманию свойственны периодические колебания. Устойчивое внимание сохраняется в такой деятельности, которая дает положительные результаты и вызывает чувство удовлетворения.


Информационная карта №2

Память

Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации, опыта. Основные процессы памяти: запоминание, воспроизведение и забывание.

Кратковременная память (КП) – вид памяти, обеспечивающий непродолжительное удержание и оперативное преобразование информации.

Долговременная память (ДП)– вид памяти, обеспечивающий продолжительное (от часов до десятилетий) удержание знаний, сохранение умений и навыков.

Оперативная память – вид памяти, поддерживающий конкретные действия и операции в ходе выполнения деятельности, когда сохраняется информация из КП и ДП.

Наглядно-образная память – запечатление заучиваемого материала в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений.

Словесно-логическая память – запоминание мыслей, идей, понятий, знаний, любых продуктов мыслительной деятельности, выраженных в вербальной форме.

Эмоциональная память – вид памяти, где содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния.


Информационная карта №3

Модальность

Модальность – принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Виды модальности:

Зрительная (визуальная) модальность – зрительная память и опыт, копилка образов и слов, описывающих зрительные впечатления. Люди-визуалы часто употребляют слова: ярко, ясно, четко, синий, прозрачный, смотреть, искристый, радужный, видеть, разглядывать и т.п.

Слуховая (аудиальная) модальность – слуховая память, копилка звуков, шумов и слов. Аудиалу нравится слушать, любит аудио-книги, легко запоминает материал на лекциях. Люди-аудиалы говорят: слышать, глухой, громкий, шум, беседовать, тихо и т.п.

Тактильная (кинестетическая) модальность – тактильная память, опыт движений и прикосновений. Кинестик – человек, который преимущественно чувствует, телесно ощущает, стремится двигаться и действовать. Кинестетику очень близки следующие словесные обороты: «Потрогайте, почувствуйте, коснитесь, пощупайте, возьмите в руки, дотроньтесь».

Особенности восприятия учащимися информации

Визуал

Аудиал

Кинестетик

- Отлично помнит то, что видел.

- Организован, наблюдателен, как правило, спокойный, уравновешенный.

- Склонен фантазировать, его описания живые, образные.

- Легко повторяет услышанное, даже, если кажется, что не слушал.

- Задумавшись, может разговаривать сам с собой.

- Может шевелить губами при чтении, проговаривая слова.

- Не может сосредоточиться в условиях шума.

- В компании часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.

- Лучше обучается, делая.

- Может иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам.

- С трудом выдерживает болевые ощущения.

- При общении стоит близко, касается людей.

- Обилие движений, много жестикулирует.




Информационная карта №4

Ведущее полушарие мозга

Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. Начало развития речи определяет асимметрию и доминантность левого полушария.

Левое полушарие

Правое полушарие

- аналитический склад ума;

- логико-знаковое мышление;

- отвечает за логику, язык, критическое мышление, числа, рассуждение.

- преобладает эмоциональная сфера;

- образное мышление;

- отвечает за узнавание лиц, выражение и чтение эмоций, интуицию, креативность.

Характеристика левополушарных и правополушарных учеников

Левополушарный ученик

Правополушарный ученик

- Видит детали: символы (буквы, слова).

- Желательны ясные письменные инструкции.

- Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями.

- Повторяет фактическую информацию.

- Любит проверять работу.

- Любит информацию в письменной форме.

- Анализирует от части к целому.

- Любит смотреть фильм после чтения книги.

- Видит конкретные, не абстрактные объекты.

- Часто отвлекается.

- Не следует предлагаемому выбору, любит - решать, выбирать самостоятельно.

- Использует интуицию.

- Не любит проверять работу.

- Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

- Анализирует от целого к части.

- Любит смотреть фильм до чтения книги.




Приложение 2

Практическая работа

Условные обозначения: о – объем, р – распределение, к – концентрация, у – устойчивость.

Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях?

ответы

Часть таблицы, которая загибается в обратную сторону и открывается для самопроверки, после выполнения работы

Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.




о

Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.




к

Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.




р

Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.




у

Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.




р

Переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.




р


Условные обозначения: с-л – словесно-логическая, н-о – наглядно-образная, э – эмоциональная, кп – кратковременная память, дп – долговременная память, о – оперативная память.

Какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях?

ответы

Часть таблицы, которая загибается в обратную сторону и открывается для самопроверки, после выполнения работы

Девушка называет номер своего телефона знакомому, и тот через некоторое время безошибочно его набирает.




оп

Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики там увидели.




н-о

Мама, отправляя сына в магазин, перечисляет ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.




кп

Ребенок рассказывает параграф, который выучил накануне.




дп

Дети запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.




с-л

Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.




э


Условные обозначения: в – визуальная, а – аудиальная, к – кинестетическая.

Определите ведущую модальность:

ответы

Часть таблицы, которая загибается в обратную сторону и открывается для самопроверки, после выполнения работы

Хорошо работает с моделями, составляет слова из слогов на карточках, предложения из слов.




к

Если зачитывается материал из учебника, следит по тексту.




в

Когда читает текст, для лучшего понимания проговаривает его про себя. Часто отвлекается.




а

Лучше работает, когда в классе тишина или если сидит отдельно от других.




а

Всегда готов включиться в игру, в которой правила или законы осваиваются через движение, осязание.




к

Хорошо воспринимает информацию, представленную на плоскости: схемы, рисунки, видеофрагменты.




в


Условные обозначения: п – правое полушарие, л – левое полушарие.

Определите доминирующее полушарие:

ответы

Часть таблицы, которая загибается в обратную сторону и открывается для самопроверки, после выполнения работы

Ребенок не контролирует правильность своей речи.




п

Хорошо выполняет деятельность, требующую самоконтроля.




л

Ученик хорошо контролирует свою речь.




л

Точен в употреблении слов и применении правил.




л

В устной речи могут возникнуть проблемы в подборе слов.




п

При письменном изложении своих мыслей возможны смысловые пропуски.




п

Список литературы

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1 Общие сведения психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998. – 432с.

Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: Питер, 1999. – 752 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconРеферат по предмету Информатика на тему: цифровые матрицы в фотокамерах
Например: от объектива, качества электроники, размера матрицы и т д. Но, на мой взгляд, самым важным фактором, который влияет на...
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconРеферат по предмету Информатика на тему: цифровые матрицы в фотокамерах
Например: от объектива, качества электроники, размера матрицы и т д. Но, на мой взгляд, самым важным фактором, который влияет на...
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconМатрицы и операции над ними Определение. Матрицей
Эти числа называются элементами матрицы. Место каждого элемента однозначно определяется номером строки и столбца, на пересечении...
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconДоклад по теме : «Уровень профориентационной работы на уроках сельскохозяйственного...
Ка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения...
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconОсвоение параметра «Мотивационно-потребностная сфера учащихся» в...
Учитель географии высшей квалификационной категории Образовательного Центра ОАО «Газпром»
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconРабочая программа дисциплины «практикум по психологической коррекции и психотерапии»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Искусство»: воспитание художественной культуры как части культуры духовной, приобщение школьников к миру изобразительного искусства,...
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconОтчёт о работе эп «Формирование общекультурной компетенции обучающихся...
Через знакомство и освоение значимого педагогического опыта в инновационной деятельности
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconРеферат з курсу “Введение в численные методы” Тема: “прямые методы...
Наиболее распространенными методами применительно к большим системам являются итерационные методы, использующие разложение матрицы...
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками...
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconПрактикум по оказанию психологической помощи Учебно-методический...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconПрактикум по конфликтологии Издательство: Питер, 2009 г.; 384 стр
В приложение практикума вошли наиболее популярные методики социально-психологической диагностики, а также авторская учебная программа...
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разобрать решение трех основных задач на части: нахождение одной величины через другую, нахождение двух величин через их сумму, нахождение...
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconПрограмма элективного (факультативного) курса для 10 11 классов «Практикум по русскому языку»
Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также...
Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconРазвитие познавательного интереса к искусству через освоение нетрадиционного способа рисования

Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям iconРабочая программа дисциплины «Этнические аспекты оказания психологической помощи»
Целью освоения дисциплины «Этнические аспекты оказания психологической помощи» является подготовка магистрантов к осуществлению культурно-ориентированной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск