Мартыненко Н.В.
курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
10 кл, 35 часов
3 4
Программа элективного (факультативного) курса для 10 – 11 классов
«Практикум по русскому языку»
Русское правописание: орфография и пунктуация»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфи-ческим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Особенностью программы является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимо-логическая рефлексия» (Г.О.Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И, наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в рез-ультате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесооб-разности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правписания: орфографии-10класс, пунктуации-11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напортив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной форме (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Составлено по изданию «Программы по русскому языку. Элективные курсы». Под редакцией С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2009.
Цель:
- углубление знаний учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- повышение грамотности учеников, развитие культуры письменной речи
Задачи : •закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию; •совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся; •закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов; •обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах их использования; •обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие обучающимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения; •способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе ▪воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; ▪прививать интерес и любовь к русскому языку; ▪воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи; ▪развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; ▪воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке
Задачи решаются при использовании таких форм работы: ▪ общеклассная ▪ групповая ▪ индивидуальная ▪ парная ▪ фронтальная ▪ дифференцированная
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами: ▪ работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; ▪семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; ▪работа с разнообразными лингвистическими словарями.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ: •владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; •производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста; ▪пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, ▪правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания; •составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения; •участвовать в диспуте, дискуссии; •иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям: 1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя. 2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме. 3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ: 1.Обобщающие: ▪ репродуктивные ▪ творческие ▪ подготовительные ▪ поисковые
.Итоговый контроль: ▪ проверочные работы ▪ тесты ▪ сочинения на предложенную тему
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося Теоретической основой данной программы являются: ▪система языковых понятий; ▪различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся
Принципы, на которых базируется программа: ▪учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся; ▪уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью; ▪ комплексный подход при разработке занятий; ▪ вариативность содержания и форм проведения занятий; ▪ научность, связь теории и практики; ▪преемственность; ▪наглядность; ▪систематичность и последовательность; ▪прочность полученных знаний ▪активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
▪технология проблемного обучения. ▪личностно-ориентированное обучение ▪тест - технологии ▪ИКТ ▪технология разноуровневого обучения ▪технология поэтапного формирования умственных действий Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик ▪овладевает глубокими систематизированными знаниями; ▪способен работать с разнообразной информацией; ▪может корректно выразить своё мнение по различным проблемам; ▪способен аргументировано доказать собственную точку зрения Планирование рассчитано на 34 часа(1 час в неделю)
ТЕМЫ
| часы
| СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 класс
| Особенности письменного общения
| (2ч.)
| Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности. Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки:
| Орфография как система правил правописания
| (2ч.)
| Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них
| Правописание морфем
| (18ч)
| Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма
| Слитные, дефисные и раздельные написания
| (10ч.)
| Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Особенности написания производных предлогов. Образование и написание сложных слов Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
| Написание строчных и прописных букв
| (2ч.)
| Употребление прописных букв. Работа со словарём
|
курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10
МартыненкоН.В. 35 1
2 4 «Программы по русскому языку.
Элективные курсы». Под ред. С.И. Львовой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс ( 35ч)
| №п/п
| ТЕМА ЗАНЯТИЯ
| ЦЕЛЬ
| ЗУН
| ДАТА
| ЗНАТЬ
| УМЕТЬ
| Особенности письменного общения (2ч.)
| 1
| 1.Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.
| Показать единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи.
| Формы речевого общения, формы письмен ной речи. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
| Делать языковой анализ речевого высказывания. Моделировать речевую ситуацию
| 5. 09
| 2
| 2.Особенности письменной речи:
| Систематизация знаний по теме «Деловое письменное общение»
| Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения ( разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.
| Использовать средств письма для передачи мысли; ориентироваться на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата.
| 12.09
| Орфография как система правил правописания (2ч.)
|
| 3
| 1.Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
| Подчеркнуть роль орфографии в письменном общении людей, ёё возможности для более точной передачи смысла речи.
| Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста
| Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
| 19.09
| 4
| 2.Разделы русской орфографии
| Повторить разделы русской орфографии
| Историю русской орфографии, разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них
| Определять орфографическое правило, давать толкование
| 26.09
| Правописание морфем (18ч.)
| 5
| 1.Правописание корней.
| Повторить роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова
| Систему правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русской орфографии (морфематический).
| Проводить смысловой анализ при подборе однокоренного слова.
| 3. 10
| 6
| 2.Правописание гласных корня
| Напомнить о проверяемых и непроверяемых безударных в корне слова; формировать навыки проверки безударных гласных в корне слова, графического обозначения условий выбора правильных написаний
| Способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова. Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова.
| Правильно писать слова с прове-ряемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне; пользоваться орфографическим словарём
| 10.10
| 7
| 3. Фонетический принцип написания
| Ознакомление с условиями выбора букв Ы и И после приставок. Правила, нарушающие единообразие написания корня( ы и и в корне после приставок);
| Правило написания букв Ы и И после приставок; знать об употреблении буквы И после приставки СВЕРХ-
| Правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний
| 17.10
| 8
| 4.Группы корней с чередованием гласных
Тестирование
| Углубить сведения о корнях с чередованием гласных об основных типах чередования в корне слова; продолжить формирование навыков выразительного чтения
| 1.зависимость отглагольного суф.-а-
2. зависимость от последующего согласного 3.зависимость от ударения) 4.корни с полно гласными неполногласными сочетаниями
| Писать корни с чередованием 1) кас//кос, лаг//лож, бир//бер, стил//стел, тир//тер и др.)
2) раст//рос, скак//скоч
3) гар//гор, твар//твор, зар//зор, клан//клон, оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле
| 24.10
| 9
| 5.Обозначение на письме согласных корня:
| Повторить звонкие и глухие; непроизносимые; удвоенные согласные
| Чередование согласных в корне связанные с этим орфографии-ческие трудности.
| Находить орфограмму - согласную в корне, подбирать проверочное слово
| 31.10
| 10
| 6.Правописание иноязычных слово-образовательных элементов
| Систематизировать знания о правописании иноязычных словообразовательных элементов. Иноязычные приставки
| Правописание иноязычных словообразо вательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)
| Использовать морфологический принцип написания слов с иноя зычными словообразовательными элементами
| 14.11
| 11
| 7.Правописание приставок.
| Повторить деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.
| Принципы написания приставок. 1)приставки на з\с – фонетический принцип;
2)все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению).
| Использовать морфологический принцип написания, фонетический принцип написания
| 21.11
| 12
| 8.Приставки пре и при
| Повторить орфографии-ческие правила, регули-рующие выбор букв Е и И в приставках ПРЕ-//ПРИ-. Развивать умение анализировать изучаемый материал
| Правило написания гласных в приставках ПРЕ и ПРИ; словарные слова; правописание слов с труд но определяемым значением приставок ПРЕ и ПРИ. Роль смыслового написания слова при различении приставок пре- //при-
| Правильно писать слова с изученной орфограммой; словарные слова; слова с труд но определяемым значением приставок ПРЕ и ПРИ; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарём
| 28.11
| 13
| 9.Правописание суффиксов.
| Систематизировать правила написания суффиксов в разных частях речи. Повторить систему правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи
| Роль морфемно-словообразова-тельного анализа слова при выборе правильного написания суффикса. Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -изн(а), -ник-, -есть-(-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица.
| Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания. Пользоваться орфографическим словарём и справочником по правописанию. Суффиксы –ек-и–ик, –ец- и - иц — в именах существительных со значением уменьшительности. Проводить морфемный разбор слова
| 5. 12
| 14
| 10.Типичные суффиксы прилагательных и их написание:
| Систематизировать правила написания суффиксов в прилагательных. Повторить систему правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи
| Типичные суффиксы прилагательных –оват (-еват -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -оньк- (-еньк-) и др. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
| Различать на письме суффиксы –ив — и –ев-; -к- и –ск — в именах прилагательных. Правильно писать гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний
| 12.12
| 15
| 11.Типичные суффиксы глагола и их написание
Тестирование
| Научить применять алгоритм действий при выборе гласных в суффиксах глаголов
| Условия выбора гласных букв в суффиксах глаголов –ОВА-(ЕВА) и ЫВА-(ИВА). Различение на письме глагольных суффиксов -ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез-/обес-(обезлесеть-обезлесить); -ться- и –тся- в глаголах
| Правильно писать гласные в суффиксах глаголов–ОВА-(ЕВА) и ЫВА-(ИВА); графически обо-значать условия выбора правиль-ных написаний: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану-, и др.
| 19.12
| 16
| 12.Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
Урок-зачёт
| 1. Систематизировать знания об условиях выбора гласной перед Н в полных и кратких страда тельных причастиях.
2.Формировать практи-ческое умение определять гласную перед Н. 3.Повторить правописание полных и кратких страдательных причастий и прилагательных.
| Условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных перед н в названных причастиях. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять -посеявший - посеянный)
| Применять ход рассуждения для выбора гласных перед « в полных и кратких страдательных причастиях; правильно выбирать и писать слова с изучаемой орфограммой
Р.Р. Расшифровывать аббревиатуру, подбирать различные варианты толкования;
| 26.12
| 17
| 13.Правлписание н и нн в полных и кратких формах причастий.
| 1.Систематизироватьзнания о правилах написания Н и НН в суффиксах кратких страда тельных причастий и кратких отглагольных прилагательных 2.Формировать навык на писания Н и НН в суффиксах
| Условия пере хода причастий в прилагательные знать условия вы бора Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; ход рассуждения для разграничения кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных,
| Образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями; делать выбор Н и НН в суффикса
| 16.01
| 18
| 14.Правописание окончаний.
| Систематизировать знания о правилах написания окончаний в разных частях речи
| Систему правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи
| Различение окончаний –е-и-и- в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
| 23.01
| 19
| 15.Различения морфем, в составе которых находится орфограмма
| Повторить орфографичес-кие правила, требующие раз-личения морфем, в составе которых находится орфо-грамма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление раздели тельных ь и ъ
| Знать условия выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных и в суффиксах существительных употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем
| Уметь правильно писать гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний
| 30.01
| 20
| 16. Правописание согласных на стыке морфем
| Систематизировать знания о морфемном составе слова
| Знать о правилах правописания согласных на стыке морфем;
| Уметь правильно писать слова типа матросский, петроградский. Написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рщ, чк, нн
| 6. 02
| 21
| 17. Орфографический анализ морфемно- словообразователь- ных моделей слов.
| Показать взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова
| Зависимость между морфологической принадлежностью слова и его морфемным строением. Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
| Объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова. Использование орфографических. морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов
| 13.02
| 22
| 18.Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
| Систематизировать правила употребления Ь для обозначения мягкости согласных и грамматических форм; использование раз делительных Ь и Ъ знаков
| Орфография: роль букв Ъ и Ь в слове. Морфемика: части слова. Фонетика: буквы, не обозначающие звука
| Навык правописания Ъ и Ь в исконно русских и заимствованных словах
| 20.02
| Слитные дефисные, и раздельные написания (10ч.)
| 23
24
| 1.2. Написания не с различными частями речи
| Закрепление правила напи-сания НЕ в отрицательных и неопределенных место-имениях, в отрицательных наречиях, причастиях; отра-ботка умения написания НЕ с различными частями речи
| Различие на письме частиц НЕ и НИ. Различие частицы НИ, союза НИ – НИ, приставки НИ-; формировать умение различать и правильно пи-сать НИ – частицу, союз, приставку.
| Различать частицы. Графически обозначать условия выбора орфо-граммы. Работать по алгоритму. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи
| 27.02
6. 03
| 25
| 3. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза)
| Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы
| Знать о различии на письме частиц НИ и приставки НИ
| Уметь различать частицы, графи чески обозначать условия выбора орфограммы. Уметь работать по алгоритму
| 13.03
| 26
| 4. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Тестирование
| 1. Формировать навыки слитного и раздельного написания наречий
2. Конструирование предложений, умение подбирать синонимы
| Условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существитель-ных и количественных числительных. Историческая справка о происхождении некоторых наречий
| Правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь правильно ставить ударе-ние в наречиях; пользоваться орфографическим словарем.
| 20.03
| 27
| 5. Граматико- орфографические отличия приставки и предлога.
| 1. Познакомить с многозначными предлогами.
2.Формировать умение правильно употреблять предлоги.
3. Уметь составлять словосочетания с предлогами
| Понятие об однозначных и многозначных предлогах, находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться в речи предлогами – синонимами
| Определять значения предлогов в словосочетаниях; употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов;
| 3. 04
| 28
29
| 6.7. Особенности написания производных предлогов.
| 1.Систематизировать знания о производных и непроизводных предлогах. 2.Научить отличать производные предлоги от синонимичных им частей речи. 3.Формировать умение подбирать предлоги- синонимы
| Неморфологический способ образования производных предлогов; отличия производных предлогов от непроизводных. Употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки;
| Находить непроизводные и производные предлоги; отличать производные предлоги от не производных; определять самостоятельные части речи, из которых образованы предлоги; Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
| 10.04
| 30
| 8. Образование и написание сложных слов
| Показать смысловые и грамматические различия в написании сложных слов
| Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания
| Смысловые и грамматические отличия прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий) сложных
| 17.04
| 31
| 9.Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
| 1.Познакомить с дефисным написанием –то, -ка.
2.Формировать навык дефисного написания. 3.Повторить дефисное написание местоимений, прилагательных и наречий
| Условия выбора раздельного и дефисного написания частиц.
| Правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний.
| 24.04
| 32
| 10. Работа со словарём «Слитно или раздельно?»
Тестирование
| Навыки работы со словарной статьёй
| Роль смыслового и грамматического анализа при слитном и раздельном написании
| Использование орфографических. морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов
| 8. 05
| Написание строчных и прописных букв(2ч.)
| 33
34
| 1.Употребление прописных букв
2.Работа со словарём «Строчная или прописная?»
Урок-зачёт
| Навыки работы со словарной статьёй
| Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы
| Правильно употреблять строчную и прописную буквы
| 15.05
22.05
| 35
| Резервный урок
|
|
|
| 29.05
|
|