Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ»





Скачать 128.58 Kb.
НазваниеРабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ»
Дата публикации14.03.2015
Размер128.58 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

« 25» августа2013г

СОГЛАСОВАНО

Рук. струк. подразделения II,III ступени

__________Хандогина Е.С.

« 01 » сентября 2013г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №1125

_______Трапицына О.Г.

«01» сентября 2013г






Рабочая программа

Элективного курса по русскому языку по стилистике

«В каждом слове образ» для 9 класса

Основного общего образования

учителя русского языка и литературы:

Теплякова Г.М., Астафьева Л.М., Коробейщикова Л.Н.
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для пред профильного обучения (9 классов) рассчитан на 34 часа.
Стилистика – наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает все речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радиотелерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающая развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точность соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи – уместность и целесообразность их употреблении, степень выразительности.

В стилистике можно выделить 4 основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет, особые методы исследований.

  • Грамматическая стилистика.

  • Стилистическая окраска слов.

  • Фразеологические выражения.

  • Грамматические формы.

  • Различные типы предложений.

  • Функциональная стилистика.

  • Понятие функциональная стилистика, его составляющие.

  • Связь стилей речи и литературных жанров.

  • Стилистика текста.

Закономерности связи строения текста с личностью автора. Два первых отдела служат базой для третьего т. к. без знания выразительных возможностей и понимания основных законов стилей речи нельзя приступить к анализу конкретных текстов.

Практическая стилистика.

Она помогает исправить отдельные ошибки в тексте. Учащиеся старших классов серьезно задумываются: как пользоваться художественно – изобразительными средствами языка? Какое практическое значение должны давать современному ученику необходимые творческие и практические занятия в этой области.
Цели элективного курса:

    • Углубить и расширить знания об основных понятиях стилистики;

    • Научить различным приемам использования выразительных средств;


    • Способствовать росту речевой культуры школьника.


Программа направлена на достижение следующих задач:

  • Совершенствование навыка той или иной стилистический конструкции (анализ образа) и использование ее в речи;

  • Сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

  • Помощь учащимся свободно конструировать стилистические варианты и устанавливать взаимозаменяемость;

  • Самостоятельное употребление той или иной структуры предложения собственной речи

  • Подготовка учащихся к итоговой аттестации в 9 классе.

  • Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудности в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся.

  • В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Грамотно, свободно и выразительно говорить, используя разные виды аудирования;

  • Отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

  • Владеть устной и письменной речью;

  • Владеть навыками стилистической правки текста;

  • Проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.

Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельным поиском, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся.

Особое внимание уделяется подбору знаний и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Обсуждение теоретических вопросов позволит учителю использовать такие приёмы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Эффективно использовать:

  • Проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохраняются всегда категории «высокого» и «низкого», «хороший», «дурной» и истинный вкус – можно ли о них спорить»;

  • Самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных задач;

  • Совершенствования рукописи с определённой точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;

  • Рецензирование;

  • Сообщения как результат наблюдений.

Учебно – тематический план.


№ п/п


Наименование тем курса


Всего часов


Форма и методы обучения


Форма контроля


1


2


3


4


5


Раздел I. Стилистика и культура речи (17 часов)


1


Место стилистики в системе наук языковедения


1


Беседа. Редактирование собственного текста. Отработка видов подчинительной связи.


реферат


2-3


Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста


2


Практикум. (урок может проходить в форме заседания клуба «любители и почитатели языкознания»). Обсуждение и редактирование лучших.




4-5


Практическая стилистика.


2


Практикум. (урок может проходить в форме заседания клуба «любители и почитатели языкознания»). Распределение ролей, разыгрывание сценок.


Словарная работа (современный лексикон)


6-7


Функциональная коммуникативная стилистика


2


Игра «на лингвистической конференции»




8-9


Формирование коммуникативных единиц


2


Практикум. Работа с поэтическим и прозаическим текстом.


Словарный диктант на основе ключевых слов темы.


10-11


«Умеешь говорить – искусство. Умеешь слушать – культура» (Д. С. Лихачев). Что такое культура речи?


2


Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся.


Словарная работа. Взаимопроверка.


12-13


О древней науке и риторике: эволюция риторического идеала.


2


Устное выступление – защита проектов: «что такое риторика?»


Оценка проектов.


14-15


Формы существования речи: диалог, монолог. Роль диалога и монолога.


2


Лекция. Анализ текста художественной литературы.


Письменный ответ на вопрос.


16-17


Слово и жест


2


Лекция. Исследование фрагментов текста романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»




Раздел II. Стилистика и ее составляющие (11 часов)


18-19


Книжно-славянская письменная традиция.


2


Устные выступления учащихся. Работа со словарем.


Редактирование сообщений. Поисковая работа на примерах текстов В. М. Ломоносова и Г. Р. Державина.


20-21


История стилистики. Категории «высокого» и «низкого».


2


Устное выступление. Исследование текстов.




22


«Хороший», «дурной» и истинный вкус.


1


Лекция с элементами беседы. Исследование .


Сочинение – размышление.


23-27


Функциональные стили: разговорный, научный, официально – деловой, публицистический, художественный.


5


Семинар. Практическая работа. Исследование текста.


Презентация.


28


Период. Прозаическая строфа (абзац)


1


Беседа. Исследование текста Л. Н. Толстого (строение текста. Роль концовки)


Стилизация текста под Л. Н. Толстого.


Раздел III. Стилистика и лексикология (6 часов)


29


Слова ограниченного употребления: жаргонизмы, диалектизмы, просторечная лексика.


1


Лекция. Беседа. Исследование (речь окружающих, надписи в маршрутах, на заборах.)


Сочинение – описание предмета, действия в разных стилях.


30


Общеупотребительные слова и профессиональные термины, книжная, устаревшая и разговорная лексика. Эмоционально – экскрессивная лексика.


1


Лекция. Беседа. Работа со словарем.


Исследование общеязыковых закономерностей на основе поэтического текста.


31-*32


Слово и сфера его употребления. Слово как носитель образности.


2


Семинар.


Текст.


33


«забавные» и «коварные» созвучия.


1


Беседа. Исследование некоторых грамматических правил языка.


Письменный ответ на вопрос.


34


Резервный урок


1







Содержание программы

Раздел I. Стилистика и культура речи (17 часов).

^ Место стилистики в системе наук языкознания:

Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства.
Ключевые слова и выражения.

Проблемы культуры речи. Речевая деятельность. Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация. Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребёнка.

^ Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.

Понятие о стилистике. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика (теория слова).

Ключевые слова и выражения:

Выразительные средства языка, стилистическая окраска, фразеологическое выражение, грамматическая форма. Виды речевой деятельности. Литературный жанр. Закономерности строения конкретной речи. Образец национальной культуры. Мастер слова.

^ Практическая стилистика.

Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц. Нормативная стилистика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. Сопоставление текстов писателей – классиков и современных писателей. Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический, художественный) анализ текста.

«Умеешь говорить – искусство. Умеешь слушать – культура» (Д. С. Лихачев).

Умеешь говорить, слушать, слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Ключевые слова и выражения: устная, письменная речь. Словесная ткань.

Раздел II. Стилистика и ее составляющие (11 часов)

Книжнославянская письменная традиция.

Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого письменно литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма. Ключевые слова и выражения: древнерусский язык и церковнославянский язык (двуязычие), книжно-славянский и письменно обработанный народно-литературный языки.

Три стиля в Российском языке. Истоки возникновения «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф. Прокоповича, В. К. Треднаковского, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина.

Ключевые слова и выражения: «Роды речений», «Три стиля».

Категория «высокого» и «низкого». Общение категорий «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни. Их современное содержание.

Логическая грамматика (Л. А. Потебня). Ключевые слова и выражения: противопоставление «высокого» и «низкого». Лексико-семантическая категория (А. И. Ефимов).

«Хороший», «дурной» и истинный вкус.

Истоки книжно – письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина – начало современного русского литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.

Ключевые слова и выражения: соразмерность, сообразность.

Сочинительство, книжность. Живой родник. Языковые знаки. Языковая номинация (название).

Функциональные стили: разговорный, научный, официально – деловой, публицистический, художественный.

Углубление понятия «стиль». Время возникновения стилей. Основные признаки каждого функционального стиля. Назначение стиля. Сфера употребления. Языковые приметы. Культура стиля.

Ключевые слова и выражения: периодическая печать, Массовая коммуникация. Точность искусства (в отличие от точности грамматически).

Языковое богатство. Ресурсы языка.

Период. Прозаическая строфа (абзац).

Понятие о периоде. Вилы периодов. Абзац. Виды прозаической строфы. «Красная строка – своего рода знак препинания». (Л. В. Щерба).

Ключевые слова и выражения: период круглый, умеренный. Зыблющий период. Отрывной период. Абзац. («Красная строка»).

Раздел III. Стилистика и лексикология (6 часов)

Лексика. Разновидность языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Структурно-языковые отношения диалектумов. Социальные диалекты. Просторечная речь. Лексика ограниченного употребления. Социальная лексика.

Ключевые слова и выражения: диалект, просторечие, жаргонизмы. Арго (аргонизмы-арготизмы) разграничительная лексика.

Общеупотребительные слова и слова термины, книжная, устаревшая и разговорная лексика. Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличие литературной разговорной лексики от красноречной.

Профессиональная речь. Книжная лексика. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Архоизмы. Историзмы.

Ключевые слова и выражения: различные слои лексики. Межстилевая лексика. Термины. Смысловое и структурное разнообразие лексики.

^ Виды эмоционально – экскрессивнойя лексики.

Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, Уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально – экскрессивнойя лексики в толковых словарях.

Ключевые слова и выражения: торжественное «высокое». Ироническое. Шутливое. Неодобрительное, презрительное. Пренебрежительное.

^ Слово и сфера его употребления.

Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значение слов. Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения.

Ключевые слова и выражения: искусство слова, языковая метафора. Поэтическая метафора.«забавные» и «коварные» созвучия.

Сходство и различие звуковой формы слова. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов. Рождение рифмы. Игра слов.

Ключевые слова и выражения: Ононимы. Омоформы. Паронимы. Сатирик, юморист, острослов. Каламбур, оговорка, обмолвка.

Литература.

Для учителя:

  1. Булатова Л. Н., Касаткин Л. Л., Строганова Т. Ю. О русских народных говорах. – М: Просвещение, 1975.

  2. Гольдин В. Е. Речь и этикет. –М: 1983.

  3. Дивненко О. В. Эстетика: серия «школьная тетрадь». –М:Спектр – 5, 1994.

  4. Каменская Р. А. Культурология: опыт использования активных форм обучения в преподавании дисциплины. –В.: НОУВПОВИБ, 2004.

  5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. –М.: Просвещение, 1997.

  6. Ожёгов С. И. словарь русского языка. -11 изд. –М., 1975.

  7. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. –М.: АСТ-ЛТД, 1998.

  8. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? –М., 1988.

  9. Солганик Г. Е. Синтаксическая стилистика. –М.: Знание, 1978.

  10. Словарь синонимов: справочное пособие / под ред. А. П. Евгеньевой. –М.: Наука, 1975.

  11. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. –М, 1979.

Для учащихся:

  1. Баранов В. Ф. А как у вас говорят? –М.: Просвещение, 1986.

  2. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мазина. –М: Просвещение, 1976.

  3. Григорян Л. Т. Язык мой – друг. –М: Просвещение, 1976.

  4. Дерягин В. Я. Беседы о русской стилистике. –М.: Знание, 1978.

  5. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. (Познавательные задачи при обучении русскому языку).–М: Просвещение, 1983.

  6. Колосов В. В. История русского языка в рассказах. –М: Просвещение, 1982.

  7. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. –М: Просвещение, 1976.

  8. Одинцов В. В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1973.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconРабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие о стилистике языка, стилистике речи и стилистике художественной литературы
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11 «А» класса «Русское...
«Программы по русскому языку. Элективные курсы». Под редакцией С. И. Львовой. М.: Мнемозина, 2009
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов "Язык в сферах общения"
Программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов "Язык в сферах общения"
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconЛекции по стилистике русского языка [Текст] / А. К. Панфилов. М.,...
Гвоздев, А. Н. Очерки по стилистике русского языка (Текст)/ А. Н. Гвоздев. – М., 1965
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconРабочая программа элективного курса «Речеведение»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часов, базируется на программно-методических материалах...
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconПрограмма элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена на основании программы по русскому языку «Русское...
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconПрограмма элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
Создание курса по трудным вопросам орфографии диктуется острой необходимостью в связи со сдачей экзамена по русскому языку в виде...
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconРабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации»
Основная цель курса — содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному...
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconПрактикум включает в себя задания по трем основным разделам стилистики:...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Введение в языкознание» соответствует требованиям, изложенным в государственном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск