Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации»





Скачать 98.49 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации»
Дата публикации09.03.2016
Размер98.49 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа



Рабочая программа элективного курса

по русскому языку

«Условия успешной коммуникации»

для учащихся 10-11 классов

Курмановой Н.З., учителя русского языка и литературы

Разработана

на основе программы Галлямовой Н.Ш.

«Условия успешной коммуникации»,

принятой министерством образования РФ.

Челябинск, 2013 г.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Пояснительная записка

Основная цель курса — содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни — навыками успешной коммуникации.

Условия успешной коммуникации — сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общению, не зная, как этот механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др.

В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:

1.развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

2.формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

3.формированию у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира.

4. формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Содержание курса
ЧАСТЬ I. Речевое общение: культура и этика речевого общения
1. Структура речевой коммуникации. Речевое общение, речевое поведение, речевая деятельность. Ситуация как основа функционирования речевого общения. Социальны роли. Модель личности в аспекте речевого взаимодействия и воздействия. Коммуникативный контекст и социальные конвенции (нормы). Лингвистический аспект роли: ролевая матрица, ролевое переключение. Владение разными коммуникативными кодами как основа адекватного, успешного речевого поведения Отношения между коммуникантами, их влияние на характер и течение ситуации общения. Коммуникативное лидерство.


2. Условия успешной коммуникации.

Постулаты (максимы, правила) общения. Речевой этикет и постулаты общения/ Этикет. Этикет как поведение. Этикет как норма. Речевой этикет. Функции речевого этикета. Связь речевого этикета с социальным статусом человека. Принцип соответствия речевой ситуации как один из основных принципов использования

этикетных высказываний. Вежливость и речевой этикет. Лингвистические способы выражения вежливости. Комплимент как жанр речевого этикета. Похвала, поощрение, комплимент как необходимые условия позитивного общения. Воздействующие функции комплимента. Основные тактики комплимента. Типы ответных речевых тактик: принятие комплимента, переадресовка комплимента, возврат комплимента и др.

Невербальные средства общения. Роль и место невербальных средств в организации успешного общения? Особенности невербальных форм речевого общения: внешность, жесты, мимика, взгляды, позы, интонация и т.п. Ритуальное, этикетное значение жестов, поз, телодвижений. Слушание как необходимое условие успешного общения. Условия и приемы эффективного слушания.

ЧАСТЬ II. Речь. Речевая деятельность

1. Структура речевой деятельности. Виды речевой деятельности: продуктивные

(говорение, письмо) и рецептивные (слушание, чтение). Теория речевой

деятельности и стратегии речевого поведения.

Коммуникативные качества речи. Правильность, уместность, точность речи как

непреложное условие успешной коммуникации. Образность речи. Языковые и

речевые средства выразительности. Нормы речи. Типичные ошибки и недочеты.

Функциональные стили речи и нормы. Жанры и стили. Стилеобразующие признаки.

Стилистические нормы.

Формы общения. Устная и письменная речь, диалог и монолог. Специфика

монологической формы речевого общения. Типы монологической речи по

обобщенному (типовому) значению: рассуждение, повествование, описание. Диалог

как основная форма устноязычного общения. Структурно-смысловая характеристика

диалога. Коммуникативные стратегии и тактики диалогового общения.

Кооперативные, некооперативные стратегии. Речевые действия в потенциально

конфликтных ситуациях:

Жанры устной речи.

Устная разговорная речь: Беседа как основной жанр устной разговорной речи. Ее

цель, типы, структурно-содержательная организация. Интервью. Языковая

специфика жанра интервью. Виды интервью. Рассказ,

история. Отличительные признаки жанра Юмор, шутка, анекдот. Определение

природы комического. Классификация юмористических ситуаций и текстов.

Языковая игра, языковая шутка как способ создания комического эффекта.

Телефонный разговор. Специфика жанра. Этикет телефонного разговора.

Жанры устной публичной речи: Спор. Виды спора. Психологические принципы

спора. Этическая составляющая жанра — «кодекс полемиста». Дискуссия, диспут.

Дискуссия как управляемый публичный спор. Цели, виды дискуссии. Культура

ведения дискуссии.- Ораторская речь, ее особенности. Диалогичность ораторской

речи. Виды ораторской речи. Законы речевого поведения оратора. Риторические

фигуры.

Жанры устной научной речи: Реферативное сообщение. Вицы рефератов. Структура реферативного изложения Доклад. Научный и учебный доклады. Языковые средства, обслуживающие жанры устной научной речи.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:

  • вступать в контакт, определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения;

  • отбирать языковые средства, варьировать их с учетом ситуации, целей общения;

  • ориентироваться в речевой ситуации, определять коммуникативную стратегию и тактику речевого поведения;

  • определять причины коммуникативных удач и неудач;

  • уметь корректировать процесс говорения с позиций прогнозируемого результата;

  • высказываться целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении;

  • адекватно и успешно использовать в конкретной коммуникативной ситуации невербальные (неязыковые) средства общения;

  • определять особенности жанров речевого общения, создавать речевые произведения с учетом жанровой специфики;

  • соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения.


Программа рассчитана на 2 года (для учащихся 10 и 11 классов).

Режим занятий 1 раз в неделю.

Форма занятий – групповая

Учебно-тематический план

(Занятия проводятся 1 раз в неделю)


урока

Содержание курса.

Количество часов.

Тип занятия



1

1.Речевое общение: культура и этика речевого общения.

1 час

лекция

2-3

Ситуация - основа речевого общения.

2 часа

практическое занятие

4-5

Личность в аспекте речевого взаимодействия и воздействия.

2 часа

теоретико- практическое занятие

6-8

Владение разными коммуникативными компетенциями как основа адекватного, успешного речевого поведения.

3 часа

Теоретико- практическое занятие

9-10

Понятие о коммуникативном лидерстве.

2 часа

лекция практическое занятие

11-12

Условия успешной коммуникации. Этикет

2 часа

теоретико- практическое занятие

13-14

Невербальные средства общения. Роль и место невербальных средств в организации успешного общения.

2 часа

лекция

практическое занятие

15-16

Практикум по теме: «Речевое общение: культура и этика речевого общения».

2 час

практическое занятие

17

Речь. Речевая деятельность и стратегии речевого поведения.

1 час

лекция

18-19

Коммуникативные качества речи. Правильность, уместность, точность речи как непреложное условие успешной коммуникации.

2 часа

лекция

20-21

Образность речи. Виды тропов и стилистических фигур

2 часа

теоретико- практическое занятие

22-23

Нормы речи. Типичные ошибки и недочёты.

2 часа

практическое занятие

24-25

Практикум

2 часа

практическое занятие

26-27

Функциональные стили речи и нормы. Жанры и стили. Стилистические нормы.

2 часа.

лекция

28-29

Публицистический стиль. Особенности и эмоциональность. Анализ текста.

2 часа

теоретико- практическое занятие

30-31

Жанры публицистического стиля. Анализ текста.

2 часа

теоретико- практическое занятие

32-33

Практикум. Устное выступление. Дискуссия.

2 часа

практическое занятие

34-35

Культура ведения дискуссии. Ораторская речь. Риторические фигуры. Анализ текста.

2 часа

лекция

36-37

Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Анализ текста.

2 часа

практическое занятие

38-39

Диалог. Правила хорошего тона в диалогической речи.

2 часа

практическое занятие

40-41

Беседа как жанр устной разговорной речи. Её цель, типы, структурно-содержательная организация.

2 часа

теоретико- практическое занятие

42-43

Интервью. Языковая специфика жанра, виды интервью.

2 часа

теоретико- практическое занятие

44-45

Рассказ, история. Отличительные признаки жанра.

2 часа

лекция

46-47

Практикум.

2 часа

практическое занятие

48-50

Классификация юмористических ситуаций и текстов. Языковая игра, языковая шутка как способ создания комического эффекта.

3 часа

теоретико- практическое занятие

51-52

Особенности ведения телефонного разговора. Этикет телефонного разговора.

2 часа

практическое занятие

53-54

Особенности общения в интернете (в чатах)

2 часа

теоретико- практическое занятие

55-57

Жанры устной публичной речи (3ч): спор. Практикум «Умеете ли вы спорить?»

3 часа

практическое занятие

58-60

Особенности резюме. Практикум «Устраиваемся на работу»

3 часа

теоретико- практическое занятие

61-62

Реферат как жанр устной научной речи. Виды рефератов, структура реферативного изложения

2 часа

теоретико- практическое занятие

63-64

Доклад (научный и учебный).

2 часа

лекция

65-66

Языковые средства, обслуживающие жанры устной научной речи.

2 часа

теоретико- практическое занятие

67-68

Защита рефератов

2 часа

практическое занятие

69-70

Резерв

2 часа





Список литературы

  1. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Выразительные средства художественной речи – М.: ООО «Русское слово», 2002г

  2. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 класса А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М.: «Просвещение» 2002г.




  1. Русский язык: 10-11 кл. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М: «Просвещение» 2008г.


4. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы Сост. Л.М.Рыбченкова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconРабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе...
Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе (фгос ооо)
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconРабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ»
Элективный курс предназначен для пред профильного обучения (9 классов) рассчитан на 34 часа
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11 «А» класса «Русское...
«Программы по русскому языку. Элективные курсы». Под редакцией С. И. Львовой. М.: Мнемозина, 2009
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов "Язык в сферах общения"
Программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов "Язык в сферах общения"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconРабочая программа элективного курса «Речеведение»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часов, базируется на программно-методических материалах...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconПрограмма элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена на основании программы по русскому языку «Русское...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconПрограмма элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
Создание курса по трудным вопросам орфографии диктуется острой необходимостью в связи со сдачей экзамена по русскому языку в виде...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Введение в языкознание» соответствует требованиям, изложенным в государственном...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Условия успешной коммуникации» iconРабочая программа по русскому языку 5 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск