Скачать 96.45 Kb.
|
Ливенский район Орловская область МБОУ «Сахзаводская СОШ» РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: На заседании МО Зам.директора по УР Директор школы Протокол №1 от __________________ ________________ «30»августа 2012 г С.Н.Кудинова Е.В.Ревина «31» августа 2012 г. «31» августа 2012 г. Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» 5 класс БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Программа составлена на основе Федеральных стандартов и государственных программ по русскому языку для общеобразовательных школ Составитель программы: Учитель Пешкова Л.А. Высшая категория 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Так уж сложилась школьная практика последних лет, что на уроках родного языка вне поля зрения остаётся важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За унылой чередой разных видов грамматического разбора, ожиданием результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты, того , чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. Поэтому в последнее время разрабатываются специальные курсы, факультативы или отдельные уроки, проводимые систематически в течение всего учебного года, направленные на интеграцию двух школьных предметов – русского языка и русской литературы. Необходимо систематически и целенаправленно обращать внимание на языковую сторону изучаемых художественных произведений, дать определённые знания об особенностях художественной речи, отличиях прозы и поэзии, основных жанрах литературных произведений, разнообразных тропах и фигурах речи, являющихся средством выразительности поэтического текста Цель данного курса – познакомить учащихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка, активизировать внимание учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления. Продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё. Данный факультативный курс также способствует подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Факультативный курс рассчитан на 34 часа. Занятие предполагает рассмотрение теоретических вопросов, но большая часть времени будет использована для отработки практических умений и навыков на занятиях, посвящённых изучению предложенных тем. Объём различных форм учебной работы Всего аудиторных занятий 34 час В том числе Лекции 11 час Практические занятия 20 ч Самостоятельная работа 3 час Программное содержание Раздел 1. Текст как речевое единство. Выразительность речи. Использование различных частей речи для создания выразительности. Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов. Раздел 2. Употребление имён существительных в речи. Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи. Работа с разными типами лингвистических словарей ( толковым. синонимов, антонимов). Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов. Раздел 3. Употребление имён прилагательных в речи. Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи. Использование прилагательных в создании эпитетов. Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов. Раздел 4. Употребление глаголов в речи. Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Использование глаголов в переносном и прямом значении в разговорной и художественной речи. Использование глаголов-синонимов в речи. Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи. Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также использование глаголов будущего времени вместо настоящего и прошедшего. Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы. Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей. Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах. Основные умения и навыки К концу изучения данного факультативного курса учащиеся должны : А) обобщить и систематизировать известные сведения об изобразительно-выразительных особенностях слов определённых частей речи; Б) использовать языковые средства выразительности в своей собственной речи; В) уметь пользоваться различной справочной литературой, в частности толковым словарём, а также словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы практических занятий
Литература
|
Исследовательская работа Тайны нашего рода Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | Рабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации» Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,... | ||
Рабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы» Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд... | Программа факультативного курса «История в лицах» Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской... | ||
Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | Рабочая программа Факультативного курса для 10 класса «Традиции и обычаи народов мира» | ||
Обществознание 11 класс Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | Тема класс Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | ||
Феномен креативности в наукоискусстве Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | «Наследие Леонардо да Винчи» Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | ||
Автор: Г. Белимов 498 строк Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | Постановлением Правительства Российской Федерации Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | ||
Арутюнова Светлана Сергеевна моу сош №21 Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | Тема: цель, задачи и содержание дисциплины Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса | ||
Рабочая программа факультативного курса по "основам безопасности жизнедеятельности" Программы общеобразовательных учреждений под общей редакцией А. Т. Смирнова, М.: "Просвещение",2008 | Урок №1. Тема: «Информатика в природе, науке и технике» Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса |