Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова»





Скачать 96.45 Kb.
НазваниеРабочая программа факультативного курса «Тайны слова»
Дата публикации19.09.2014
Размер96.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Ливенский район Орловская область

МБОУ «Сахзаводская СОШ»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО Зам.директора по УР Директор школы

Протокол №1 от __________________ ________________

«30»августа 2012 г С.Н.Кудинова Е.В.Ревина

«31» августа 2012 г. «31» августа 2012 г.

Рабочая программа факультативного курса

«Тайны слова»

5 класс

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Программа составлена на основе

Федеральных стандартов и государственных программ

по русскому языку для общеобразовательных школ

Составитель программы:

Учитель Пешкова Л.А.

Высшая категория


2012-2013 учебный год

Пояснительная записка
Так уж сложилась школьная практика последних лет, что на уроках родного языка вне поля зрения остаётся важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За унылой чередой разных видов грамматического разбора, ожиданием результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты, того , чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. Поэтому в последнее время разрабатываются специальные курсы, факультативы или отдельные уроки, проводимые систематически в течение всего учебного года, направленные на интеграцию двух школьных предметов – русского языка и русской литературы. Необходимо систематически и целенаправленно обращать внимание на языковую сторону изучаемых художественных произведений, дать определённые знания об особенностях художественной речи, отличиях прозы и поэзии, основных жанрах литературных произведений, разнообразных тропах и фигурах речи, являющихся средством выразительности поэтического текста

Цель данного курса – познакомить учащихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка, активизировать внимание учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления. Продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё. Данный факультативный курс также способствует подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Факультативный курс рассчитан на 34 часа. Занятие предполагает рассмотрение теоретических вопросов, но большая часть времени будет использована для отработки практических умений и навыков на занятиях, посвящённых изучению предложенных тем.

Объём различных форм учебной работы

Всего аудиторных занятий 34 час

В том числе

Лекции 11 час

Практические занятия 20 ч

Самостоятельная работа 3 час


Программное содержание
Раздел 1. Текст как речевое единство.
Выразительность речи. Использование различных частей речи для создания выразительности. Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

Раздел 2. Употребление имён существительных в речи.

Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи. Работа с разными типами лингвистических словарей ( толковым. синонимов, антонимов). Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов.
Раздел 3. Употребление имён прилагательных в речи.
Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи. Использование прилагательных в создании эпитетов. Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов.
Раздел 4. Употребление глаголов в речи.

Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Использование глаголов в переносном и прямом значении в разговорной и художественной речи. Использование глаголов-синонимов в речи. Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи. Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также использование глаголов будущего времени вместо настоящего и прошедшего. Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы. Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей. Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.

Основные умения и навыки
К концу изучения данного факультативного курса учащиеся должны :

А) обобщить и систематизировать известные сведения об изобразительно-выразительных особенностях слов определённых частей речи;

Б) использовать языковые средства выразительности в своей собственной речи;

В) уметь пользоваться различной справочной литературой, в частности толковым словарём, а также словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов

Название темы

кол-во часов

Дата по плану

Дата фактич.

1.

Текст как речевое произведение

Выразительность речи.

Использование различных частей для создания выразительности.

Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

1

1
1



















2.

Употребление имён существительных в речи

Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Работа с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов).

Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах.

Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов, именных фразеологизмов.


1

2

2

3

















































3.

Употребление имён прилагательных в речи

Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи.

Использование прилагательных в создании эпитетов.

Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного.

Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных.

Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов.

1

2
2

2

4



































































4.

Употребление глаголов в речи

Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи.

Использование глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.

Использование глаголов-синонимов в речи.

Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи.

Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также употребление будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего.

Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы.

Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей.

Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.

1

2
1

1
2
1
1
3












































































Темы практических занятий




раздела

наименование раздела



работы

тема работы

кол-во часов

1

Текст как речевое произведение

1

2
3

Сопоставление разных видов текстов

Работа по составлению таблицы «Части речи»

Работа с разными видами словарей

1

1
1

2

Употребление имён существительных в речи

4
5
6
7
8

Определение прямого и переносного значений имени существительного

Анализ текста стихотворения И.Бунина «Листопад»

Обобщение сведений о метафоре и сравнении

Употребление имен существительных в речи

Определение роли изобразительно – выразительных средств в художественном тексте

1
1
1
1
1

3

Употребление имён прилагательных в речи

9
10

11
12

13

14
15
16

Определение художественной роли имён прилагательных в тексте

Знакомство с понятием «эпитет»

Создание собственного текста с использованием эпитетов

Обобщение сведений об эпитетах

Создание текста по пословице с использованием прилагательных – антонимов

Анализ отрывка из стихотворения А.Т.Твардовского

Ознакомительная работа с субстантивированными прилагательными

Определение роли изобразительно – выразительных средств в художественном тексте

1
1

1
1

1

1
1
1

4

Употребление глаголов в речи

17
18
19

20

21

22
23

Употребление глаголов в художественном тексте

Особенности переносного значения глаголов

Знакомство с понятием «олицетворение»

Работа с глаголами – синонимами

Использование глаголов-антонимов и фразеологических оборотов в разговорной и художественной речи

Особенности употребления времени глагола в художественном тексте

Комплексная работа с текстом

1
1
1

1

1

1
1


Литература

  1. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М .: Гослитиздат,1959.

  2. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М .: Наука, 1963.

  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Из учебного пособия по русской словесности / / Русская словесность. 1994. № 1-6; 1995. №1.

  4. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М .: Наука, 1984.

  5. Горбачевич К.С., Кабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л .: Наука, 1979.

  6. Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского слова. М .: Просвещение, 1993.

  7. Иванов В.В. и др. Краткий словарь традиционных символов русской поэзии / / Русский язык в школе. 1978. №3.

  8. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М .: Советская энциклопедия, 1966.

  9. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972.

  10. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М .: Искусство, 1970.

  11. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М. : Дрофа, 2000.

  12. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988.

  13. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.

  14. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.

  15. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973.

  16. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1987.

  17. Шанский Н.М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста / / Русский язык в школе. 1983. № 3.

  18. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М.: Просвещение, 1987.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconИсследовательская работа Тайны нашего рода
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconРабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации»
Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,...
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconРабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы»
Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд...
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconПрограмма факультативного курса «История в лицах»
Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской...
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconРабочая программа Факультативного курса для 10 класса «Традиции и обычаи народов мира»

Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconОбществознание 11 класс
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconТема класс
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconФеномен креативности в наукоискусстве
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» icon«Наследие Леонардо да Винчи»
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconАвтор: Г. Белимов 498 строк
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconПостановлением Правительства Российской Федерации
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconАрутюнова Светлана Сергеевна моу сош №21
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconТема: цель, задачи и содержание дисциплины
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconРабочая программа факультативного курса по "основам безопасности жизнедеятельности"
Программы общеобразовательных учреждений под общей редакцией А. Т. Смирнова, М.: "Просвещение",2008
Рабочая программа факультативного курса «Тайны слова» iconУрок №1. Тема: «Информатика в природе, науке и технике»
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск