Скачать 1.12 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал Зиновьева Д.М. Юнда А.В. Практикум по оказанию психологической помощи Учебно-методический комплекс для магистров по направлению 030301 ПСИХОЛОГИЯ (код специальности) (наименование специальности ) Учебная программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры психологии Протокол № 1 от “__02_” ___сентября___ 2011 г. Заведующий кафедрой__________/Д.М. Зиновьева/ ВОЛГОГРАД 2011 СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенным в государственный образовательный стандарт Дисциплина не включена в государственный образовательный стандарт. Основные дидактические единицы Понятие "психотерапия». Модели психотерапии, их специфика, виды. История развития психотерапии как науки: основные этапы и представители. «Золотой век гипноза»: основные представители, идеи. Вклад В.М. Бехтерева. Гипнотерапия. Теория гипноза Бехтерева. Внушение, убеждение, гипноз. Эриксоновская гипнотерапия. Цели и задачи групповой психотерапии. Преимущества и ограничения групповой психотерапии. Фазы групповой психотерапии. Групповая психотерапия и психотерапия в группе. Методы групповой психотерапии (основные и вспомогательные). Определения психотерапевтической группы. Групповая динамика в психотерапевтической группе и ее характеристики. Факторы лечебного действия психотерапии. Групповая психотерапия и индивидуальная психотерапия: специфика, методы, особенности применения, преимущества и ограничения. Основные направления психотерапии, их цели, задачи, основные теоретические положения, техники: психоанализ, индивидуальная психотерапия А. Адлера, аналитическая психология и психотерапия К. Юнга, трансактный анализ, телесно – ориентированная терапия, рационально – эмотивная терапия А. Эллиса, когнитивная терапия А. Бека, гештальт-терапия, клиент-центрированная терапия Роджерса, позитивная психотерапия, нейролингвистическое программирование, психодрама и драматерапия, музыкотерапия, кинотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, патогенетическая психотерапия, поведенческая терапия, логотерапия В. Франкла, межличностная теория психотерапии Г.С. Салливана, характерологический анализ К. Хорни. Техника терапевтической метафоры. 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины Для практических психологов изучение основ психотерапии дает возможность ориентироваться в направлениях и методах современной психотерапии и специальной литературе, эффективно и грамотно применять терапевтические техники в работе, дает стимул для самосовершенствования. Цель курса: изучение теоретических положений и практических техник психотерапии как направления практической психологии. Задачи курса:
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины Для использования техник психологической помощи магистру необходимы: Знания:
Умения и навыки:
Компетенции: создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); 1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу – профессиональный. Междисциплинарные связи – связь с дисциплинами «Психологическая коррекция», «Психодиагностика», «Психология стресса». 1.5. Тематический план дисциплины «Практикум по оказанию психологической помощи»
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины. Содержание лекций Тема №1. Психотерапия: понятие, цели и задачи, модели. Понятие "психотерапия»: отсутствие единого подхода в определении. Цели и задачи психотерапии (Д. Бернштейн). Специфика консультирования, медицинской и немедицинской психотерапии (А. Бондаренко, Б.Д. Карвасарский). Основные модели психотерапии: медицинская, психологическая, социологическая, философская. Систематизация психотерапии по различным основаниям. Воздействия на психику человека в древние века. Учение Ф. Месмера. "Золотой век гипноза" (ХIХ в.) – исследования Ш. Де Пьюнсегюра, Д. Брейда, изучение гипнабельности и способов введения людей в гипноз (Ж. Шарко, И.Бернгейм). Стадии глубины гипноза (по Шарко). Метод самопроизвольного самовнушения Э. Куэ. Гетерогенные и аутогенные психотерапевтические методики. Психотерапия в ХХ в. – возникновение различных направлений, методов и техник. Становление отечественной психотерапии. Значение исследований В. Данилевского (о возможности гипнотического воздействия на животных) и А. Токарского (исследования деятельности народных целителей и знахарей). Вклад В. Бехтерева в развитие психотерапии. Основные направления отечественной психотерапии: патогенетическая психотерапия, активизирующая психотерапия, психосоматическая психотерапии, активизирующая психотерапия. Классификация методов психотерапии: личностно-ориентированной, суггестивной и поведенческой психотерапии (Б. Карвасарский). Основные направления психотерапии: краткая характеристика и представители:
Основные категории Психотерапия, медицинская психотерапия, немедицинская психотерапия, модели психотерапии, гипноз, гипнабельность, гетерогенные и аутогенные психотерапевтические методики, методы психотерапии, психодинамическое направление, феноменологическое направление, поведенческое направление психотерапии. Тема №2. Специфика групповой психотерапии. Психотерапевтическая группа. Цели и задачи групповой психотерапии. Преимущества и ограничения групповой психотерапии. Фазы групповой психотерапии. Основные задачи и средства воздействия группового психотерапевта. Групповая психотерапия и психотерапия в группе. Методы групповой психотерапии (основные и вспомогательные). Определение психотерапевтической группы. Терапевтические факторы. Групповая динамика в психотерапевтической группе и ее характеристика. Цели и задачи, нормы группы. Структура группы, групповые роли и проблемы лидерства. Фазы развития психотерапевтической группы. Проблема соотношения профессиональных навыков и личностных особенностей психотерапевта. Роли психотерапевта (Ялом, Кратохвил). Терапевтический стиль по Либерману. Котерапевт. Основные категории Групповая психотерапия, психотерапия в группе, фазы групповой психотерапии, групповой психотерапевт, роли терапевта, групповая динамика, нормы психотерапевтической группы, гетерогенная и гомогенная группы, котерапевт. Тема № 3 Факторы лечебного действия психотерапии. Эффективность психотерапии. Факторы лечебного действия психотерапии: универсальность, акцептация (принятие), альтруизм, отреагирование (катарсис), самораскрытие, "обратная связь» или конфронтация, инсайт (осознание), коррективный эмоциональный опыт, проверка нового поведения («проверка реальности») и обучение новым способам поведения, предоставление информации (обучение наблюдением). Позиция психотерапевта. Основные категории Универсальность, акцептация (принятие), альтруизм, отреагирование (катарсис), самораскрытие, "обратная связь» или конфронтация, инсайт (осознание), коррективный эмоциональный опыт, проверка нового поведения («проверка реальности») и обучение новым способам поведения, предоставление информации (обучение наблюдением) Тема № 4 Классический психоанализ З. Фрейда как система психотерапии. Цели и задачи психоанализа как психотерапевтической системы. Теоретические основы психоанализа. Психосексуальные стадии развития личности. Структура личности. Техники психоанализа: продуцирование материала, анализ материала пациента (сопротивления, переноса, сновидений, ошибочных действий). Рабочий альянс: определение, показатели, функции. Показания и противопоказания к практике психоанализа. Личность аналитика. Основные категории Психоанализ, психоаналитик, либидо, «Эго», «Ид», «Супер-эго», бессознательное, подсознательное, невроз, рабочий альянс, продуцирование материала, анализ материала пациента (сопротивления, переноса, сновидений, ошибочных действий), интерпретация, свободные ассоциации, трансфер, психосексуальные стадии развития, катексис, инстинкт, «цензура», фиксация, механизмы защиты, лечение, правила Гринсона. Тема №. 5 А. Адлер: индивидуальная психология и психотерапия. Цели и задачи индивидуальной психотерапии. Основные понятия: неполноценность и компенсация, борьба за превосходство, жизненные цели, жизненный стиль, схема апперцепции, творческая сила личности, социальный интерес. Методы индивидуальной психологии: интервью, анализ ранних воспоминаний. Механизм неврозов. Этапы индивидуальной психотерапии. Метафоры в адлерианской психотерапии. Основные категории Неполноценность и компенсация, борьба за превосходство, жизненные цели, жизненный стиль, схема апперцепции, творческая сила личности, невроз, интервью, анализ ранних воспоминаний, метафора, деформация жизненного стиля, неполноценность, избалованность и отверженность, когнитивная карта, социальный интерес. Тема № 6 Аналитическая психология и психотерапия К. Юнга Теоретические положения аналитической психотерапии. Учение Юнга об экстраверсии и интроверсии. Основные психические функции. Структура личности (персона, Эго, тень, Анима (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость). Коллективное бессознательное. Архетипы. Этапы психотерапии. Основные техники аналитической психотерапии. Основные категории Интроверт, экстраверт, мышление, чувствование, ощущение, интуиция, коллективное бессознательное, архетипы, «персона», «Эго», «тень», «Анима», «Анимус», самость, индивидуация. Тема № 7 Телесно-ориентированная психотерапия Основные ориентированные на тело подходы к терапии и личностному росту. Цели и задачи телесно – ориентированной терапии. Телесно-ориентированная терапия В. Райха. Основные понятия: «энергия» и ее свойства, характер и его формирование, «мышечная броня». Освобождение мускульного панциря. Психологический рост и препятствия ему. Невроз. Оргоническая энергия. Типы характера по Лоуэну. Основные процедуры: работа с дыханием клиента, оценка тела и напряженные позы, арка Лоуэна, двигательные упражнения, физический контакт. Требования к профессиональным и личностным качествам терапевта. Основные категории Энергия, оргонная энергия, оргастическая потенция, биоэнергия, биоэнергетика, мышечная броня (панцирь), психологический рост, невроз. Тема №. 8 Когнитивная терапия Рационально – эмотивная терапия А. Эллиса. Цели и задачи терапии. Основные понятия: типы когниций (дескриптивные, оценочные), иррациональные установки. Теория когнитивной терапии А. Бека. Основные концепции терапии. Основные понятия: типология личности, когнитивное содержание эмоциональных расстройств, когнитивные искажения. Когнитивная уязвимость. Когнитивные модели, когнитивная триада при депрессии. Основные направления работы в когнитивной терапии. Основные категории Рационально – эмотивная терапия, когнитивная терапия, эмпиризм сотрудничества, сократовский диалог, направляемое открытие, когнитивное содержание эмоциональных расстройств, когнитивные искажения. Когнитивная уязвимость заполнение пустоты, сбор информации об образах, логический анализ, категоризация и идентификация когнитивных искажений, специфические когнитивные техники (декатастрофизация, реатрибуция, переформулирование, децентрализация), поведенческие техники (поведенческий эксперимент, домашнее задание, проверка гипотезы, репетиция поведения, техники отвлечения внимания, задания с постепенным усложнением задания, экспозиционная терапия), иррациональные установки, когниции, автоматические мысли, когнитивные искажения, экспектации. Тема №9. Гештальт – терапия. Цели и задачи гештальт-терапии. Основные понятия: целостность, контакт – уход, «фигура – фон», сознавание, «здесь-и–сейчас», слияние. Типология личности. Психологический рост (уровни фальшивых отношений, фобий и осознания, тупика, имплозии, эксплозии), препятствия росту (психологические защиты - интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция). Основные принципы проведения терапии. Требования к профессиональным и личностным качествам терапевта. Основные категории Гештальт, шештальт-терапия, целостность, контакт – уход, «фигура – фон», сознавание, «здесь-и–сейчас», слияние, психологический рост, невроз, уровни невроза. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» Дубровина О. И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» Т. С. Шевцова. Тренинг общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | Учебно-методический комплекс практикум по социально-психологическому... Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,... | Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология цнс: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности... | Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | ||
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности... |