Скачать 64.15 Kb.
|
Доклад по теме : «Уровень профориентационной работы на уроках сельскохозяйственного труда в 5-7 классах» Учитель сельскохозяйственного труда Красюкова Е.Н. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Трудовое обучение и трудовое воспитание в коррекционной школе представляет собой единую систему. Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно полезным и производительным трудом, самообслуживанием. Профориентационная работа в коррекционной школе -это пропаганда тех специальностей, по которым учащимся следует учиться и работать. Она направлена на формирование положительного отношения к изучаемым в школе профессиям. Допрофессиональная подготовка, получаемая учащимися с отклонениями в развитии, должна позволить им без особого труда включиться в производственную деятельность на предприятиях . Профориентационная работа на уроках сельскохозяйственного труда заключается в формировании знаний и навыков, необходимых для дальнейшей работы в коллективных, фермерских и личных подсобных хозяйствах. Учащиеся коррекционной школы часто имеют отклонения в физическом развитии, различные сопутствующие заболевания. Эти нарушения мешают им усваивать даже элементарные общеобразовательные и политехнические знания и умения и, естественно, ограничивают круг доступных им профессий . Коррекционные школы не могут подготовить высококвалифицированных рабочих, но способствуют подготовке рабочих невысокого квалификационного уровня. Чтобы успешно осуществлять профориентационную работу, необходимо систематически и целенаправленно изучать учащихся. Глубокое и всестороннее знание личности ребенка позволяет учитывать индивидуальные особенности школьника. Основными педагогическими условиями успешной профориентации в процессе трудового обучения являются следующие:
Урок основная организационная форма учебно-воспитательного процесса. Профессиональная ориентация органически входит в задачи урока и осуществляется в связи с обучением школьников — в процессе овладения ими учебным материалом. Основной компонент профориентационной работы — формирование общетрудовых умений. Общетрудовые умения позволяют действовать в новых условиях. Эта способность формируется на базе определенных знаний и навыков. Чем больше ученик знает и умеет, тем интереснее для него труд, тем большее удовлетворение он испытывает от своей работы. Таким образом, одновременно с формированием трудовых умений и навыков идет воспитание положительного отношения к профессии, только на этой основе может быть воспитана потребность в труде. Учитель должен так планировать свою работу, чтобы каждый урок был интересным и действенным. Однообразие порождает скуку, расхолаживает учащихся, сводит на нет воспитательные возможности трудового обучения. Уже с первых лет обучения, необходимо больше внимания уделять психологической подготовке учащихся к работе на производстве. Ученик должен иметь свой рабочий план и знать, что ему следует сделать на данном занятии, сколько времени он затратит на эту работу и т. д. Иначе говоря, на каждом уроке перед учеником должна быть поставлена цель с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Определение времени, отводимого на выполнение операции, является не только организующим, но и дисциплинирующим началом, влияющим на повышение качества и производительности работы учащихся. Нормирование труда повышает ответственность при выполнении задания, ускоряет процесс овладения культурой труда, в целом стимулирует формирование интереса к трудовому обучению. Работу по привитию интереса к предмету нельзя отделить от формирования обще трудовых умений. Развитие интереса немыслимо без учета индивидуальных особенностей. Важна и своевременная, объективная оценка труда, так как отсутствие оценок и поощрений расхолаживает учащихся, у них пропадает интерес к выполнению работы. Одна из главных задач индивидуального подхода заключается в том, чтобы помочь учащемуся поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Большое значение для пробуждения интереса учащихся к предмету имеет осознание важности предмета. А это значит, что обязательно нужно рассказать учащимся о профессии, навыки которой они приобретают на уроках, подчеркнуть большую потребность общества в людях, владеющих этой профессией. Нужно, чтобы профориентационная работа органично вписывалась в урок. В работе с учащимися среднего звена по привитию интереса к предмету наиболее действенными являются беседы о значении труда в жизни человека, о выборе профессии, рассказы о передовиках. Для проведения бесед хорошо использовать некоторые статьи из газет и журналов. Вопросу формирования положительных качеств личности должно быть уделено значительное внимание во всей системе профориентационной работы. Трудовому воспитанию здесь принадлежит ведущая роль. Правильное отношение к труду у умственно отсталых учащихся можно сформировать, лишь систематически организуя их практическую деятельность, прививая им культуру труда, воспитывая трудолюбие, бережливость, чувство коллективизма. Ответственное отношение к труду закрепляется в процессе выполнения коллективной работы. Самим процессом труда учащиеся ставятся в отношения деловой зависимости. Коллективный труд, взаимодействие и сотрудничество формируют необходимые волевые качества, готовят учащихся к труду на производстве. Общешкольной задачей трудового обучения в школе-интернате является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционные развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика. На уроках с/х труда формирование необходимого объема профессиональных знаний и трудовых умений учащихся реализуется через следующие виды деятельности: работа с учебником и учебно-наглядными пособиями, работа на пришкольном участке и в теплице, составление плана предстоящей работы, обсуждение выполненной работы, использование игровых упражнений и творческих заданий, соревнование. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Для овладения определенной профессией учащимися с нарушениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности. На уроках с/х труда воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества , проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду, кроме того, формируются добросовестное отношение к труду , понимание его роли в жизни человека и общества , установка на выбор профессии, развивается интерес к трудовой деятельности. Организация уроков с/х труда предполагает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям (животноводство, овощеводство, растениеводство, цветоводство, тепличное хозяйство). У учащихся 5-7 классов важно формировать ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развивать интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую. Основа сельскохозяйственного труда в школе – это растениеводство. В 5 классе учащиеся знакомятся с биологическими и морфологическими особенностями картофеля и гороха, агротехникой их возделывания. На занятиях по животноводству овладевают приёмами ухода за кроликами. В 6 классе на занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов, репчатого лука, лука-севка. Также ребята узнают о свойствах и условиях хранения органических удобрений, способах получения компоста. Присутствуют темы по уходу за курами, утками, гусями и индейками. В 7 классе изучаются темы, раскрывающие особенности уборки корнеплодов, выращивания капусты и лука, обработки ягодных кустарников. содержащие элементарные теоретические сведения об овощеводстве на защищённом грунте, о плодоводстве и семеноводстве. Приводятся данные по агрохимии – свойства и применение основных минеральных удобрений. На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с правилами содержания свиней. Таким образом, уроки с/х труда способствуют профориентации и социальной адаптации учащихся, развивают их умственный и сенсомоторный потенциал, положительно влияют на личностные свойства. |
Доклад по теме: «Воспитание самостоятельности через индивидуальную... Мбс (К) оу для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доклад Чкаловой Н. В. «Экологическое воспитание учащихся на уроках сельскохозяйственного труда» | ||
Классный час- практикум: «Ты и твоя будущая профессия» Система профориентационной работы в старших классах средней общеобразовательной школы | План профориентационной работы школы на 2012-2013 учебный год Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К выполнению основных работ на уроках труда в начальных классах допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране... | План мероприятий по проведению профориентационной работы с обучающимися... Разработка и утверждение образовательными учреждениями Приозерского района перспективных (годовых) планов осуществления профориентационной... | ||
Решение проблемы и является целью работы. Объект исследования образовательный... Актуальность данной работы определена одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения... | Доклад на тему Новое в законодательстве о землях сельскохозяйственного назначения в связи с принятием Федерального закона от 29. 12. 2010 №435-фз... | ||
План профориентационной работы школы на 2013-2014 учебный год Цели Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со... | Работа над аккомпанентом на уроках сольфеджио ... | ||
Примерные программы Специальные дисциплины примерная программа дисциплины... «Основы сельскохозяйственного производства» дать студентам инженерного профиля, обучающимся по специальности «Инженерные системы... | Тема урока Кол-во часов Правила безопасности труда и личной гигиены учащихся во время урока. Организация сельскохозяйственного труда на пришкольном участке.... | ||
Доклад министра труда и миграционной политики Удмуртской Республики... Итоги работы в 2014 году, состояние социально-трудовой сферы и рынка труда в Удмуртской Республике | Доклад на тему: «Семейное воспитание. Значение семьи в воспитании ребенка» В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена... | ||
Освоение методики экспериментального исследования мира на уроках тризформатики в начальной школе Доклад базируется на «Пермской версии» пропедевтического курса информатики [1–4] (рабочее название курса – «тризформатика») и опыте... | Методическая разработка по теме: «Использование икт на уроках изо... Направленность: материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов средних... |