Скачать 218.96 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ» Курс _4_, семестр _8_, форма обучения очная Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология» При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии «____»___________20 ___ года Протокол №___ Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии « 23 » мая 2013 года Протокол № 9 Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета « 30 » мая 2013 года Протокол № 34 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич Введение Усвоение студентами основных методов и приемов психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии, отработка основных приемов установления контакта с больными, получение навыков анализа психокоррекционой и психотерапевтической работы, является важнейшей из практических задач в подготовке клинического психолога. Курс в методическом плане представляет собой практические занятия, проходящие на базе наркологической клиники, а также аудиторную работу, направленную на усвоение практических навыков психологической коррекции и психотерапии в студенческой группе. Практикум состоит из трех этапов работы. Первый этап – овладение основными базовыми приемами психологической коррекции и психотерапии. Второй этап – психокоррекционная и психотерапевтическая работа с использованием базисных теорий и методов психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии. Третий этап - использование полученных навыков в индивидуальной психотерапие пациентов с различными расстройствами и различных возрастов. Аудиторная работа включает в себя апробацию и тренировку навыков психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии. Работа с больными включает в себя клинико-психологическое обследование больных, клинические разборы, написание студентами клинико-психологического заключения, построение психотерапевтической стратегии, самостоятельное использование и тренировку навыков психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии. Данный курс содержит ряд инноваций, таких как изучение приемов диагностики, терапии и профилактики синдрома эмоционального выгорания у психологов. Профессия психолога предъявляет особые требования, как к профессиональным, так и личностным качествам консультанта. Знания, полученные студентами о синдроме эмоционального выгорания, помогут им в дальнейшем избежать типичных ошибок начинающего психолога и позволят поддерживать высокий уровень профессиональной эффективности.
Цель дисциплины: Усвоение студентами основных методов и приемов психологической коррекции и психотерапии больных и овладение навыками самостоятельной работы с пациентами. Практикум состоит из двух этапов. Первый этап представляет собой обучение студентов психокоррекционной и психотерапевтической работе с использованием базисных теорий и методов в рамках основных подходов психотерапии и психокоррекции. Второй этап – освоение навыков интеграции полученных знаний для практической работы при различного рода расстройствах. Аудиторная работа включает в себя апробацию и тренировку навыков психокоррекции и психотерапии. Работа с больными включает в себя проведение клинико-биографического исследования, психологическую диагностику, анализ проблемной ситуации клиента, анализ психотерапевтических отношений, построение стратегии психотерапии, клинико-психологические разборы больных, описание клинико-психологического статуса, основанного на данных наблюдения за поведением больного, собеседования с ним, и данных эксперементально-психологического исследования. И тренировку навыков психокоррекции и психотерапии при работе с больными, групповые дискуссии, супервизию. Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины а) Студент должен знать:
б) Студент должен уметь:
в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: «Психиатрии», «Неврологии», «Психологии личности», « Психодиагностике», «Введение в клиническую психологии», «Психологии ощущения, восприятия, памяти», «Психологии внимания, мышления, воображения», «Психологии развития и возрастной психологии», а также знания полученные при изучении курсов «Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии». 3. Уровень компетентности студента: Системное представление о возможностях психотерапевтического и коррекционного воздействия при различных заболеваниях. 4. Коммуникативность: Знать и понимать возможности клинического психолога при работе с пациентами различных возрастов и видов расстройств. 5. Объем дисциплины и виды учебной работы
6. Содержание дисциплины 6.1. Разделы дисциплины и виды занятий
6.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Цели, задачи, принципы и подходы психокоррекции и психотерапии. Тема 1.1. Принципы построения клинико-биографического исследования и психологического заключения. Основные принципы построения клинико–биографического исследования. Онтогенетическая направленность. Учет семейной ситуации клиента. Четкая хронология. Правила сбора многоуровневого анамнеза. Сбор анамнестических данных по нейро-логическим уровням. Сбор данных в системе хорошо сформированного результата. Тема 1.2. Принципы, цели, задачи психокоррекции и психотерапии с различными категориями больных. Основные принципы психокоррекционной и психотерапевтической работы: дифференцированный подход, профессиональная компетентность специалиста, личностная готовность специалиста, принцип системности, принцип сотрудничества, принцип стратегической целостности, принцип динамичности. Тема 1.3. Деонтологические правила работы клинического психолога. Основные принципы деонтологии. Конфиденциальность, компетентность. Сотрудничество. Допустимое информирование пациента и его близких, относительно диагноза, лечения и прогноза. Понятие ятрогенности. Личностное субъективное отношение к пациенту. Раздел 2. Основные методы психокоррекции и психотерапии. Тема 2.1. Психодинамическая психотерапия и психокоррекция. Классический психоанализ. Основные технические приемы: терапевтический альянс, свободные ассоциации, интерпретирование переноса и сопротивления, высокая частота сеансов. Практическая работа: «Выявление механизмов защиты», «Есть ли паттерны в Вашей жизни», «Стадии психосексуального развития». Малоструктурированное интервью Отто Кернберга. Аналитическая психология Юнга. Метод активного воображения. Анализ сновидений, сновидения и сон. Упражнение по работе с персоной. Техники неопсихоаналитического направления. Тема 2.2. Психотерапия и психокоррекция в бихевиоральном подходе. Методы поведенческой психокоррекции. Непосредственное переучивание в реальной жизненной ситуации. Систематическая десенсибилизация в воображении. Практические занятия. Показания к применению для психокоррекции и психотерапии с учетом специфики проблем клиента. Тема 2.3. Когнитивная психотерапия и психокоррекция. Простые техники когнитивной терапии: остановка мыслей, идентификация установок, иррациональные убеждения, диспут. Техники построения раппорта нейро-лингвистического программирования. Выявление иррациональных убеждений с помощью модальных операторов. Приемы работы с метамодельными искажениями. Тема 2.4. Методы гештальт-терапии. Техники гештальт-терапии: горячий стул, совершение кругов. Выявление противоположного. Интегрирование контрастирующих частей своего «Я». Усиление внимания к чувствам. Работа с мечтами, фантазиями, снами. Практические занятия. Показания к применению для психокоррекции и психотерапии с учетом специфики проблем клиента. Тема 2.5. Экзистенциальная психотерапия и психокоррекция консультирование Экзистенциальная психокоррекция и психотерапия. Упражнение повторяющийся вопрос. Практические занятия. Показания к применению для психокоррекции и психотерапии с учетом специфики проблем клиента. Техники клиент-центрированной психокоррекции: самость против идеальной самости, представление о себе, реальная и идеальная самость, терапевт, центрированный на клиенте. Практические занятия. Показания к применению для психокоррекции и психотерапии с учетом специфики проблем клиента. Раздел 3. Основы индивидуальной психотерапии при различных расстройствах. Тема 3.1. Клинико-биографическое обследование. Методы сбора анамнеза. Многоуровневый анамнез. Особенности сбора информации у родственников больного. Составление карты клинико-биографического исследования. Построение гипотезы, предполагаемые «мишени» терапии и методы психотерапии и психокоррекции. Супервизия психокоррекционного вмешательства. Тема 3.2. Планирование и ведение психотерапевтического процесса, контроль за его динамикой. Необходимость планирования психотерапевтического процесса. Признаки сопротивления. Обратная связь. Групповое обсуждение. Баллинтовские группы. Синдром эмоционального выгорания. Тема 3.3. Особенности построение стратегий психотерапии и психокоррекции при различных расстройствах (невротические расстройства, зависимости, психосоматические расстройства) Способы построения психотерапевтических стратегий. Построение стратегии с учетом личностных особенностей пациента. Построение стратегии с учетом теоретических положений предпочитаемого направления психотерапии. Построение стратегий с учетов нозологических особенностей. Стратегия психотерапии зависимых пациентов. Стратегия психотерапии психосоматических расстройств. Стратегия психотерапии невротических расстройств. Обсуждение. Нейро-логические уровни, хорошо сформированный результат, как основа для построения стратегии психокоррекции и психотерапии. Тема 3.4. Особенности психотерапии и психокоррекции семьи. Способы экспресс-диагностики семейной системы и установление причинно-следственных связей в системе: симптом – причина – следствие. Особенности установления раппорта в семейной терапии. Основные приемы и правила семейной терапии. Генеалогическое дерево. Тема 3.5. Особенности психотерапии, психокоррекции детей и подростков. Основные виды психопатологий детского и подросткового возраста:
Модели консультирования с учетом возраста (от3-х –до 18 лет). Консультирование родителей, психотерапевтическая работа с группами родителей. Диагностические возможности игровой терапии. Процесс вхождения (установление контакта). Структура вводной беседы с родителями и ребенком. Тема 3.6. Психологическая помощь при возрастных кризисах и в геронтологии. Основные особенности психологической помощи при возрастных кризисах. Анализ возрастных и гендерных факторов. Роль и влияние социальных установок. Особенности работы с пациентами пожилого и старческого возраста. Комплексный анализ при построении стратегии психотерапии. Супервизия. 6.3. Самостоятельная работа студентов
7. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины. Общие:
Конкретные знания:
8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 8.1. Рекомендуемая литература. а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
8.2. Средства обеспечения усвоения дисциплины.
9. Материально-техническое обеспечение.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия и тренинги, входящие в структуру практических занятий, а также самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является клинико-психологическим базисом, на котором будут формироваться навыки и умения практической работы будущих специалистов. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Особое значение имеет тренинговая часть занятия, где студент получает «обратную связь» - определенные критические замечания или позитивную поддержку по поводу практических навыков и умений в области собственного поведения, саморефлексии, развития личностно-профессиональных качеств, навыков и умений консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической работы. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям, и контрольными работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, один раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составление резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, то ест ведения научно-исследовательской работы. Контроль практических навыков проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, демонстрации навыков и умений на тренинговых занятиях. В процессе изучения дисциплины проводится один зачет в конце 6-го семестра. Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию. Рабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по психологической коррекции и психотерапии» составлена старшим преподавателем кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Пахтусовой Е.Е. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология». |
Учебно-методический комплекс по модулю в3 «Методы психологической коррекции и реабилитации» Цель: формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции... | Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб пособие для студентов высш пед учеб, заведений. – М.:... | ||
Рабочая программа дисциплины сд. Ф. 18 Методы психологической коррекции... Цели освоения дисциплины теоретическая и практическая подготовка студентов к осуществлению психокоррекционной работы с детьми и взрослыми,... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методы психологической коррекции» с другими дисциплинами специальности | ||
Кол-во часов Цели изучения дисциплины сформировать у студентов представления о методологии и практике разработки и применения методов психологической... | Рабочая программа дисциплины «Этнические аспекты оказания психологической помощи» Целью освоения дисциплины «Этнические аспекты оказания психологической помощи» является подготовка магистрантов к осуществлению культурно-ориентированной... | ||
Кафедра философии и психологии Современные методы психологической диагностики, консультирования и коррекции детей | Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональный практикум» Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональный практикум» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление... | ||
Высшего профессионального образования «Академия социального образования»... Цель дисциплины: приобретение студентами знаний теоретических основ современной психолого-педагогической коррекции, а также отработка... | Курс «Основы психологического консультирования» разработан на основе... ... | ||
Программа включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре... Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»... | Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «методы когнитивной психотерапии» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая работа с родителями» Дисциплина предназначена для изучения студентами психологической работы с родителями, обучения теории и практике семейного консультирования... | Освоение психологической части матрицы исуд через практикум по психофизиологическим особенностям Лухтанова Елена Вениаминовна, педагог-психолог мбоу сош №3 г. Бородино Красноярского края |