Скачать 183.9 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДЫ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ» Курс _2_, семестр _4_, форма обучения очная Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология» При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии «____»___________20 ___ года Протокол №___ Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии « 23 » мая 2013 года Протокол № 9 Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета « 30 » мая 2013 года Протокол № 34 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич Введение Методы поведенческого консультирования основаны главным образом на принципах научения, а также на клиническом опыте и на опыте консультирования. Данный курс позволяют студентам ознакомиться с основами адаптивного поведения и овладеть приемами усиления такого поведения, ослаблением и устранением неадекватных видов поведения, снижением уровня различных страхов и тревог. Это, безусловно, является важными навыками для эффективного консультанта. Для более успешной работы и формированию системного подхода терапии курс основ бихевиоральной терапии, в рамках инновации, был дополнен изучением методов когнитивного консультировании. Поскольку данный подход основан на понимании сути как социальных, так и когнитивных процессов с точки зрения мотиваций, эмоций и действий. Знание основ и приемов данного направления могут быть использованы для консультирования в сферах карьеры, развития, при формировании мотивации и развитии способности к достижению успеха, в образовательной сфере, при формировании здорового жизненного стиля, а также в области профилактики. Курс состоит из двух разделов, и представляет собой аудиторные занятия, и работу в наркологическом отделении, непосредственно с больными. Во время аудиторных занятий, студенты овладевают основными приемами поведенческой, и когнитивной терапии. Отрабатывают практические навыки в студенческих группах и с пациентами при непосредственном наблюдении преподавателя. Инновационным дополнением каждого из разделов является изучение психотерапевтических техник нейро-лингвистического программирования. Нейро-лингвистическое направление представляет собой современный подход, удачным образом сочетающий в себе принципы поведенческой и когнитивной терапии. Отличием данного подхода является его высокая эффективность и краткосрочность, что, безусловно, значимо, с учетом современных требований. Кроме того, техники нейро-лингвистического направления высоко универсальны, что позволяет их использовать в различных областях коммуникаций. Эти навыки весьма полезны для начинающих психологов, как для установления раппорта с пациентами, так и для дальнейшей коррекционной работы. Они технологичны и поэтому легко усеваемы, и, кроме того, могут быть весьма успешны для самопомощи.
Формирование базовых знаний о теоретических основах когнитивно-бихевиорального подхода и методах практической работы психолога в рамках данного направления. Цель дисциплины:
Задачи дисциплины:
а) студент должен знать и уметь использовать:
б) студент должен иметь навыки:
в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам: - для психологов: по физиологии, анатомии, введению в профессию, введению в общую психологию, психиатрии, возрастной психологии. 3.Уровень компетентности: Студент должен знать и понимать основные принципы когнитивно-поведенческой терапии, позиции терапевта в процессе консультирования и области наиболее эффективного применения данного направления. 4. Коммуникативность: Студент должен знать и понимать роль когнитивно-поведенческой терапии среди других психотерапевтических школ и направлений. 5. Объем дисциплины и виды учебной работы
6. Содержание дисциплины 6.1. Разделы дисциплины и виды занятий
6.2. Содержание разделов дисциплины: Раздел 1. Бихевиоральная терапия Тема 1. Теоретические основы поведенческой терапии. Классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова. Бихевиоризм. Бихевиоральный подход, британская и американская школы. Идеи Д. Уотсона и Э. Торндайка. Теория оперантного научения Б. Скинера. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса. Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Основные принципы и понятия поведенческой терапии. Тема 2. Процессуальные особенности поведенческой терапии. Позиция поведенческого терапевта, тип отношений консультант и клиент, структура консультативных сессий. Тема 3. Норма, цели уровни поведенческой терапии. Представление о норме и цели терапии в рамках поведенческого подхода. Уровни поведенческой терапии. Модификация состояний. Разовое изменение поведения. Изменение функциональных характеристик личности. Изменение интегративных характеристик личности. Тема 4. Базовые техники поведенческого направления. Классическое наблюдение за поведением. Техника систематической десенсибилизации Д. Вольпе: области применения, основные модификации. Методика «скилл-терапии» Мейхенбаума. Репетиция поведения и тренинг ассертивности. Методики формирования поведения: «шейпинг», «Сцепление», «фединг». Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного поведения. Тема 5 . Поведенческие техники НЛП. Теоретические положения нейро-лингвистического программирования. Техники построения раппорта. Генератор нового поведения. Работа с ресурсами клиента. Раздел 2. Когнитивная терапия Тема 6. Философские основы когнитивного подхода. Античная философия (стоики, Сократ, Платон); рационалистическая философия Ф. Бэкона; Когнитивная психология: Дж. Келли, Г. Саймон и др. Возникновение когнитивного подхода в середине 1970-х годов. Попытка реформации психоанализа на когнитивной основе. Отличительные черты когнитивного подхода Когнитивные школы в психотерапии: основные положения и направления. Роль терапевтических отношений в рамках когнитивного подхода. Мифы и распространенные неверные представления о когнитивном подходе. Этические правила в рамках когнитивного подхода. Тема 7. Когнитивная модель А. Бека. Процесс переработки информации и систематическое предубеждение. Когнитивный сдвиг. Понятие «когнитивной уязвимости». Когнитивные модели эмоциональных расстройств. Содержание консультативного процесса по А. Беку: три уровня когнитивных изменений: произвольное мышление, автоматическое мышление, уровень убеждения. Автоматические мысли. Способы выявления и проверки автоматических мыслей. Трансформация дисфункциональных убеждений и процесс осуществления изменений. Техника «заполнения пустоты», переоценка, деперсонализация, декатастрофикация. Тема 8. Модель рационально-эмотивной терапии А. Эллиса. Общая стратегия РЭТ: инсайт первого, второго и третьего рода. АВС-модель. Приемы выявления иррациональных установок, работа с «долженствованиями». Реконструкция системы убеждений клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий уровни. Взаимоотношения консультант-клиент в рационально-эмотивной терапии: консультант как учитель. Технические приемы: научный опрос, сократовский диалог, когнитивный диспут, драматизация, моделирование, эмоционально-насыщенное разубеждение, домашние задания, библиотерапия. Тема 9. Когнитивные техники НЛП. Понятие нейро-логических уровней. Понятие и приемы работы с мета-моделью. Техники работы с убеждениями. 6.3. Тематический план лекций 2 курс, 4 семестр. Лекция 1. Основные понятия когнитивно-бихевиорального подхода. Классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова. Бихевиоризм. Бихевиоральный подход, британская и американская школы. Идеи Д. Уотсона и Э. Торндайка. Теория оперантного научения Б. Скинера. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса. Античная философия (стоики, Сократ, Платон); рационалистическая философия Ф. Бэкона; Когнитивная психология: Дж. Келли, Г. Саймон и др. Возникновение когнитивного подхода в середине 1970-х годов. Попытка реформации психоанализа на когнитивной основе. Отличительные черты когнитивного подхода Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Когнитивная революция в психологии. Основные принципы и понятия поведенческой терапии. Лекция 2. Процессуальные особенности поведенческой терапии. Позиция поведенческого терапевта, тип отношений консультант и клиент, структура консультативных сессий. Представление о норме и цели терапии в рамках поведенческого подхода. Уровни поведенческой терапии. Модификация состояний. Разовое изменение поведения. Изменение функциональных характеристик личности. Изменение интегративных характеристик личности. Лекция 3. Когнитивная модель А. Бека. Процесс переработки информации и систематическое предубеждение. Когнитивный сдвиг. Понятие «когнитивной уязвимости». Когнитивные модели эмоциональных расстройств. Содержание консультативного процесса по А. Беку: три уровня когнитивных изменений: произвольное мышление, автоматическое мышление, уровень убеждения. Автоматические мысли. Лекция 4. Модель рационально-эмотивной терапии А. Эллиса. Общая стратегия РЭТ: инсайт первого, второго и третьего рода. АВС-модель. Приемы выявления иррациональных установок, работа с «долженствованиями». Реконструкция системы убеждений клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий уровни. Взаимоотношения консультант-клиент в рационально-эмотивной терапии: консультант как учитель. Лекция 5. Нейро-лингвистическое программирование. Основные положения НЛП. Базовые пресубпозиции НЛП. Поведенческие и когнитивные техники нейро-лингвистического программирования. Понятие моделирования в НЛП. 6.4. Тематический план практических занятий (практикумы). 1.Теоретические основы поведенческой терапии. 2. Диагностические процедуры в рамках поведенческой терапии. 3.Уровни поведенческой терапии. Модификация состояний. 4.Разовое изменение поведения. 5. Классическое наблюдение за поведением. 6. Техника систематической десенсибилизации Д. Вольпе: области применения, основные модификации. 7.Методика «скилл-терапии» Мейхенбаума. 8. Репетиция поведения и тренинг ассертивности. 9. Методики формирования поведения: «шейпинг», «Сцепление», «фединг». 10.Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного поведения. 11. Техники построения раппорта в НЛП. 12. Проведение техники «Генератор нового поведения». 13. Когнитивная модель А. Бека. 14. Процесс переработки информации и систематическое предубеждение. 15. Автоматические мысли. Способы выявления и проверки автоматических мыслей. 16. Трансформация дисфункциональных убеждений и процесс осуществления изменений. 17. Техника «заполнения пустоты», переоценка, деперсонализация, декатастрофикация. 18. Модель рационально-эмотивной терапии А. Эллиса. 19. Общая стратегия РЭТ: инсайт первого, второго и третьего рода. АВС-модель. 20.Приемы выявления иррациональных установок, работа с «долженствованиями». 21.Реконструкция системы убеждений клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий уровни. 22.Технические приемы: научный опрос, сократовский диалог, когнитивный диспут, драматизация, моделирование, эмоционально-насыщенное разубеждение, домашние задания, библиотерапия. 23.Когнитивные техники НЛП. 24. Понятие и приемы работы с мета-моделью. 6.5. Самостоятельная работа студентов
7. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины. Общие:
Конкретные знания:
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 8.1. Литература. а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
9. Материально-техническое обеспечение.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные курсантами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов. Для успешного освоения дисциплины каждый курсант должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой). Обязательным условием освоения дисциплины является освоение психотерапевтических методик и техник, набор опыта в работе с пациентами, выполнение которого контролируется на практических занятиях. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования. Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Методы когнитивной психотерапии» составлена старшим преподавателем кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Пахтусовой Е.Е. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология». |
Программа включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре... Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»... | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | Контрольные вопросы к зачету Специальные методы психотерапии: психоанализ, аутогенная тренировка, трудотерапия | ||
Контрольные вопросы к зачету Специальные методы психотерапии: психоанализ, аутогенная тренировка, трудотерапия | Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины «практикум по психологической коррекции и психотерапии» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Ирвин Ялом Дар психотерапии «Дар психотерапии»: Эксмо; Москва; 2005 isbn 5-699-13766-1 Ирвин Ялом, психотерапевт с огромным стажем, написал немало книг, научных и не очень. Однако «Дар психотерапии» — текст настолько... | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Рабочая программа дисциплины методы стратегического менеджмента 080500. 68 «Менеджмент» В процессе изучения дисциплины ставятся задачи: получить представление о роли стратегического анализа в профессиональной деятельности;... | Рабочая программа дисциплины Спектроскопические методы анализа Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины “Спектроскопические методы анализа” | ||
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Рабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 13 «Математические... Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 13«Математические и инструментальные методы экономики». – М.: Финансовый университет,... | ||
Примерная программа дисциплины Целью данной дисциплины является ознакомление студентов с основными направлениями психотерапии на современном этапе | Программа учебной дисциплины Цель курса заключается в том, чтобы дать представление о когнитивной лингвистике как современном направлении в языкознании |