Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология»





Скачать 207.84 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология»
Дата публикации05.03.2015
Размер207.84 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»



для направления 03300.68 «Психология» подготовки магистра

для магистерской программы

«Исследование, консультирование и психотерапия личности»
Автор программы:

Орлов А.Б., д. психол.н., профессор, aorlov@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой Е.Б.Старовойтенко
Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 2012 г

Председатель В.А.Штроо________________________ [подпись]
Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко ________________________ [подпись]

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300.68, посещающих НИСы «Методология человекоцентрированного подхода» и «Эмпирические исследования в рамках человекоцентрированного подхода».

Программа разработана в соответствии с:

  • ОС НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой для направления/ специальности 030300.68 Психология подготовки магистра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 030300.68 Психология специализации Исследование, консультирование и психотерапия личности, утвержденным в 2011 г.



  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии» являются: формирование у студентов представлений об основах практики клиентоцентрированной психотерапии, а также выработка навыков применения специфических и неспецифических методов и техник клиентоцентрированной психотерапии.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать теоретические принципы организации клиентоцентрированной психотерапии в соответствии с темами курса и грамотно оперировать основными понятиями клиентоцентрированной психотерапии.

  • Владеть навыками применения специфических и неспецифических методов и техник клиентоцентрированной психотерапии.

  • Творчески оперировать усвоенными знаниями.

  • Обладать базовыми компетенциями психолога-психотерапевта.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Обладает глубокими знаниями в области современной психотерапии.

ОК1

По мере освоения дисциплины студент способен вычленять общие принципы методов и техник клиентоцентрированной психотерапии.


Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, разбор case-studies.

Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) и иностранном языке в рамках профессионального и научного общения.

ИК-М2

Демонстрирует навыки устной презентации научных проектов и написания аналитических обзоров на основании научных публикаций; обосновывает свое отношение к существующим методам и техникам клиентоцентрированной психотерапии.

Устные презентации.


Владеет системой знаний основных категорий психотерапии и методом сравнительного анализа психотерапевтических систем.

СК1

Способен давать определения основных категорий и оценивать методы клиентоцентрированной психотерапии.

Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий.

Способен разрабатывать и реализовывать программы психологической помощи населению, программы обучения основам психологического консультирования и психотерапии.

СК11

По мере освоения дисциплины применяет полученные знания к практической деятельности в плане разработки программ психологической помощи и программ консультационной и психотерапевтической подготовки.

Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, участие в разработке метода сравнительного анализа психотерапевтических систем, разбор case-studies.

Способен организовать многостороннюю (в том числе межшкольную) коммуникацию в психотерапевтическом сообществе.

СК-М7

Способен применять полученные знания о методах и техниках клиентоцентрированной психотерапии на практике.

Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, разбор case-studies.

Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде.

СК-М8

Способен применять на практике полученные знания о методах и техниках клиентоцент рированной психотерапии в целях эффективного и конструктивного межшкольного взаимодействия в психотерапевтическом сообществе.

Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, разбор case-studies.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку.

Для специализации «Исследование, консультирование и психотерапия» настоящая дисциплина является выборной.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Общая психология.

  • История психологии.

  • Психология личности.

  • Основы психологического консультирования.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знать основы общей психологии, истории психологии, психологии личности, а также консультативной психологии;

иметь навыки обращения с научной литературой и электронными ресурсами НИУ ВШЭ;

обладать навыками написания научных рефератов, эссе, домашних заданий;

обладать навыками анализа case-studies.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Мастерство психологического консультирования;

  • Основные направления современной психотерапии;

  • Научно-исследовательский семинар "Методология человекоцентрированного подхода";

  • Научно-исследовательский семинар "Эмпирические исследования в рамках человекоцентрированного подхода";

  • Практика психотерапевтического взаимодействия;

  • Современные модели клиентоцентрированной психотерапии.

    5. Тематический план учебной дисциплины

    п/п

    Наименование темы

    Всего часов по дисциплине

    Аудиторные часы

    Самостоятельная работа

    Лекции

    Практ. занятия

    I

    Методы клиентоцентрированной психотерапии

    108

    24

    24

    60

    1

    Методы терапевтоцентрированной психотерапии

    18

    4

    4

    10

    2

    Недирективность

    18

    4

    4

    10

    3

    Принятие

    27

    6

    6

    15

    4

    Эмпатия

    27

    6

    6

    15

    5

    Конгруэнтность

    18

    4

    4

    10

    II

    Техники клиентоцентрированной психотерапии

    36

    8

    8

    20

    6

    Контактирование

    18

    4

    4

    10

    7

    Активное эмпатическое слушание

    18

    4

    4

    10




    ИТОГО

    144

    32

    32

    80



    6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

контроль осуществляется на каждом практическом занятии

Устная презентация







*

*

Кафедра психологии личности

Устная презентация с использованием слайдов по заранее заданной теме (15-20 минут). Оценивается в ходе практического занятия. В течение курса каждый студент должен сделать по 1 презентации в каждом модуле (всего 2 презентации).

Эссе










*

Кафедра психологии личности

Письменная работа по результатам самостоятельной работы по заданной теме по темам курса (5-7 тыс. слов, не менее 30 источников). Сдается в конце 4 модуля.

Итоговый

Экзамен











*

Кафедра психологии личности

Письменная работа (90 мин.), оценка выставляется в течение 3 дней.
    1. Критерии оценки знаний, навыков


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

1. Индивидуальные презентации на семинарах. Презентации на практическом занятии предназначены для ознакомления слушателей с аспектами тем дисциплины, выходящими за рамки лекционного курса.

Оценка презентаций осуществляется по следующим критериям:

  • наличие слайдов, сопровождающих презентацию;

  • глубина и полнота анализа литературы;

  • структурированность презентации;

  • ясность и четкость доклада, соблюдение регламента;

  • полнота ответов на вопросы аудитории;

2. Эссе. Подготовка эссе заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами НИУ ВШЭ, сайта Центра психологического консультирования TRIALOG и сайта Общества человеко-центрированного подхода. Подготовка эссе предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.

Оценка эссе осуществляется по следующим критериям:

  • полнота раскрытия темы;

  • глубина анализа литературы;

  • критический подход;

  • наличие собственного взгляда на проблему, его обоснованность;

  • видение прикладного аспекта проблемы,

  • наличие практико-ориентированных рекомендаций.

3. Экзамен. Письменная работа в форме ответов на экзаменационные вопросы. Требует от студента демонстрации глубоких знаний в рамках учебной дисциплины.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



  1. Содержание дисциплины



Тема 1. Методы терапевтоцентрированной психотерапии

Директивность. Катарсис. Интервенция. Конфронтация. Научение. Советы и рекомендации. Интеллектуализированные интерпретации.

Количество часов аудиторной работы – 8.

Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: презентации к практическим занятиям – 4, выполнения эссе – 6.

Базовые учебники:

Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394.

Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.15-34.

Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249.

Основная литература:

Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С.25-34.

Дополнительная литература:

К 110-летию со дня рождения К. Роджерса. К. Роджерс в зеркалах других психотерапевтических подходов // Вопросы психологии. 2012. №6.

Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с.
Тема 2. Недирективность

Эгалитарное позиционирование психотерапевта-фасилитатора в общении с клиентом. Делегирование ответственности. Запрет на принятие решений за клиента. Запрет на психотерапевтические интервенции. Запрет на советы клиенту.

Количество часов аудиторной работы – 8.

Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: презентации к практическим занятиям – 4, выполнения эссе – 6.

Базовые учебники:

Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394.

Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298.

Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249.

Основная литература:

Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // В кн.: Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-центр, 2000. С. 268-300.

Дополнительная литература:

К 110-летию со дня рождения К. Роджерса. К. Роджерс в зеркалах других психотерапевтических подходов // Вопросы психологии. 2012. №6.

Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с.
Тема 3. Принятие

Освобождение психотерапевта от психологических условий общения с клиентом. Согласие и принятие. Принятие и уважение.

Количество часов аудиторной работы – 12.

Общий объем самостоятельной работы – 15, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 7, выполнения домашней работы – 8.

Базовые учебники:

Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394.

Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298.

Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249.

Основная литература:

Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека, М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 103-113.

Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии
// Вопросы психологии, 2001, 2, 48-58.

Роджерс К. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений // Журнал практического психолога, 2012, 1, 8-24.

Дополнительная литература:

Ли Р. Условное и безусловное отношение во взаимоотношениях // Журнал практического психолога, 2012, 4, 12-14.

Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с.

Merry T. A Guide to the Person-Centered Approach. London: AHP(B), 1990. Pp. 11-12.
Тема 4. Эмпатия

Оценочное понимание и эмпатическое понимание. Эмпатия и сопереживание. Эмпатия и симпатия. Эмпатия и эмоциональная идентификация. Условие «как если бы». Уровни эмпатического понимания.

Количество часов аудиторной работы – 12.

Общий объем самостоятельной работы – 15, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 7, выполнения домашней работы – 8.

Базовые учебники:

Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394.

Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298.

Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249.

Основная литература:

Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека, М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 103-113.

Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии
// Вопросы психологии, 2001, 2, 48-58.

Роджерс К. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений // Журнал практического психолога, 2012, 1, 8-24.

Дополнительная литература:

Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с.

Ли Р. Эмпатия – это не сочувствие // Журнал практического психолога, 2012, 4, 30-33.

Merry T. A Guide to the Person-Centered Approach. London: AHP(B), 1990. Pp. 12-14.


Тема 5. Конгруэнтность

Уровни существования эмоционального опыта (переживание, осознание, выражение). Понятие блока (экрана). Понятие фасада (маски). Неконгруэнтные и конгруэнтные траектории эмоционального опыта. Ты-сообщения и Я-сообщения. Условия конгруэнтного самовыражения психотерапевта.

Количество часов аудиторной работы – 8.

Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: презентации к практическим занятиям – 4, выполнения эссе – 6.

Базовые учебники:

Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394.

Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298.

Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249.

Основная литература:

Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. М.: Ломоносовъ, 2010. 432 с.

Гордон Т. Курс эффективного родителя. М.: Ломоносовъ, 2010. 510 с.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека, М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 103-113.

Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии
// Вопросы психологии, 2001, 2, 48-58.

Роджерс К. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений // Журнал практического психолога, 2012, 1, 8-24.

Дополнительная литература:

Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с.

Merry T. A Guide to the Person-Centered Approach. London: AHP(B), 1990. Pp. 10-11.
Тема 6. Контактирование

Понятие психологического контакта. Пре-контакт с клиентом. Психологический контакт и психологическая комфортность (релаксированность). Психологический контакт и психологическая безопасность (безоценочность). Психологический контакт и доверие. Уровни психологического контакта в психотерапии.

Количество часов аудиторной работы – 8.

Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: презентации к практическим занятиям – 4, выполнения эссе – 6.

Базовые учебники:

Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394.

Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298.

Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249.

Основная литература:

Роджерс К. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений // Журнал практического психолога, 2012, 1, 8-24.

Дополнительная литература:

Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с.
Тема 7. Активное эмпатическое слушание

Пассивное слушание и активное слушание. Определение активного эмпатического слушания. Приемы активного эмпатического слушания: пауза, «дверные ключи», уточнение, парафраз, пересказ, развитие мысли, сообщение о восприятии, сообщение о восприятии себя, сверка понимания, резюмирование.

Количество часов аудиторной работы – 8.

Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: презентации к практическим занятиям – 4, выполнения эссе – 6.

Базовые учебники:

Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394.

Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298.

Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249.

Основная литература:

Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. М.: Ломоносовъ, 2010. 432 с.

Гордон Т. Курс эффективного родителя. М.: Ломоносовъ, 2010. 510 с.

Дополнительная литература:

Атвайтер И. Я вас слушаю. М.: 1984.

Гиппентрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?/ М. Изд-во Астрель, 2006.

Гиппентрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком Так? М. Изд-во Астрель, 2008.

Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с.


  1. Образовательные технологии

В курсе используются интерактивные формы проведения занятий: психологические тренинги, разбор практических задач и кейсов, презентации, групповые дискуссии. В рамках курса также предусмотрены мастер-классы специалистов в области клиентоцентрированной психотерапии.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля


  • тематика эссе:

  • Основные методы и техники терапевтоцентрированной психотерапии.

  • Принятие в работе психотерапевта.

  • Эмпатия в работе психотерапевта.

  • Конгруэнтность в работе психотерапевта.

  • Методы и техники психологического контактирования.

  • Методы и техники слушания в психотерапии.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  • Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

  1. Критика К.Роджерсом традиционных форм психологического воздействия.

  2. Совет как неэффективный метод психотерапевтической работы.

  3. Психологические условия общения.

  4. Различения согласия и принятия.

  5. Характеристики эмпатии как процесса.

  6. Понятие герменевтической эмпатии.

  7. Конгруэнтность психотерапевта.

  8. Основные этапы на пути к конгруэнтному самовыражению клиента.

  9. Роль психологического контакта в клиентоцентрированной психотерапии.

  10. Основные правила построения эффективного психотерапевтического контакта.

  11. Психологические составляющие активного эмпатического слушания.

  12. Основные ошибки при использовании активного эмпатического слушания.




  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

В течение курса каждый студент должен сделать три презентации, а также представить 2 эссе.

Оценка за текущий контроль формируется из трех оценок:

  1. Оценка за выступление на семинаре (индивидуальные презентации)

  2. Эссе. За опоздание в предоставлении домашнего задания снимается 2 балла.

  3. Участие в работе семинара предполагает обсуждение работ, сделанных другими участниками и также оценивается.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,4·Осем + 0,4·Оэ + 0,2·Оауд ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,4· Озачет +0,4 ·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.

Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу
0,3·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная
Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу
0,2·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная
В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовые учебники


Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007

Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007.

Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002.

Основная литература


Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. М.: Ломоносовъ, 2010. 432 с.

Гордон Т. Курс эффективного родителя. М.: Ломоносовъ, 2010. 510 с.

Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // В кн.: Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-центр, 2000. С. 268-300.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека, М.: Прогресс, Универс, 1994. Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии
// Вопросы психологии, 2001, 2, 48-58.

Роджерс К. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений // Журнал практического психолога, 2012, 1, 8-24.

Дополнительная литература


Атвайтер И. Я вас слушаю. М.: 1984.

Гиппентрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?/ М. Изд-во Астрель, 2006.

Гиппентрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком Так? М. Изд-во Астрель, 2008.

К 110-летию со дня рождения К. Роджерса. К. Роджерс в зеркалах других психотерапевтических подходов // Вопросы психологии. 2012. №6.

Ли Р. Условное и безусловное отношение во взаимоотношениях // Журнал практического психолога, 2012, 4, 12-14.

Ли Р. Эмпатия – это не сочувствие // Журнал практического психолога, 2012, 4, 30-33.

Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с.

Merry T. A Guide to the Person-Centered Approach. London: AHP(B), 1990. Pp. 11-12.
Источники в Интернете:

  1. Библиотека Центра психологического консультирования TRIALOG http://www.trialog.ru/

  2. Библиотека Общества человеко-центрированного подхода http://www.rcpca.ru/




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для презентаций студентов на практических занятиях необходимы компьютер и проектор.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре...
Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»...
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Основы гуманистической психотерапии»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Теория и методология современной психологии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Организационная психология для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 37....
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Общая психология» для направления 521000 «психология»
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (Приказ мо РФ от 02. 03. 2000 N686 для дисциплин Федерального компонента)
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Физические основы микро- и наносистемной техники»...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии»  для направления 03300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск