Скачать 207.84 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет психологии Программа дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии» для направления 03300.68 «Психология» подготовки магистра для магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности» Автор программы: Орлов А.Б., д. психол.н., профессор, aorlov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 2012 г Зав. кафедрой Е.Б.Старовойтенко Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 2012 г Председатель В.А.Штроо________________________ [подпись] Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2012 г. Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300.68, посещающих НИСы «Методология человекоцентрированного подхода» и «Эмпирические исследования в рамках человекоцентрированного подхода». Программа разработана в соответствии с:
Целями освоения дисциплины «Методы и техники клиентоцентрированной психотерапии» являются: формирование у студентов представлений об основах практики клиентоцентрированной психотерапии, а также выработка навыков применения специфических и неспецифических методов и техник клиентоцентрированной психотерапии.
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Для специализации «Исследование, консультирование и психотерапия» настоящая дисциплина является выборной. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основы общей психологии, истории психологии, психологии личности, а также консультативной психологии; иметь навыки обращения с научной литературой и электронными ресурсами НИУ ВШЭ; обладать навыками написания научных рефератов, эссе, домашних заданий; обладать навыками анализа case-studies. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: 1. Индивидуальные презентации на семинарах. Презентации на практическом занятии предназначены для ознакомления слушателей с аспектами тем дисциплины, выходящими за рамки лекционного курса. Оценка презентаций осуществляется по следующим критериям:
2. Эссе. Подготовка эссе заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами НИУ ВШЭ, сайта Центра психологического консультирования TRIALOG и сайта Общества человеко-центрированного подхода. Подготовка эссе предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Оценка эссе осуществляется по следующим критериям:
3. Экзамен. Письменная работа в форме ответов на экзаменационные вопросы. Требует от студента демонстрации глубоких знаний в рамках учебной дисциплины. Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Тема 1. Методы терапевтоцентрированной психотерапии Директивность. Катарсис. Интервенция. Конфронтация. Научение. Советы и рекомендации. Интеллектуализированные интерпретации. Количество часов аудиторной работы – 8. Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: презентации к практическим занятиям – 4, выполнения эссе – 6. Базовые учебники: Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.15-34. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249. Основная литература: Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С.25-34. Дополнительная литература: К 110-летию со дня рождения К. Роджерса. К. Роджерс в зеркалах других психотерапевтических подходов // Вопросы психологии. 2012. №6. Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с. Тема 2. Недирективность Эгалитарное позиционирование психотерапевта-фасилитатора в общении с клиентом. Делегирование ответственности. Запрет на принятие решений за клиента. Запрет на психотерапевтические интервенции. Запрет на советы клиенту. Количество часов аудиторной работы – 8. Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: презентации к практическим занятиям – 4, выполнения эссе – 6. Базовые учебники: Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249. Основная литература: Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // В кн.: Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-центр, 2000. С. 268-300. Дополнительная литература: К 110-летию со дня рождения К. Роджерса. К. Роджерс в зеркалах других психотерапевтических подходов // Вопросы психологии. 2012. №6. Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с. Тема 3. Принятие Освобождение психотерапевта от психологических условий общения с клиентом. Согласие и принятие. Принятие и уважение. Количество часов аудиторной работы – 12. Общий объем самостоятельной работы – 15, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 7, выполнения домашней работы – 8. Базовые учебники: Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249. Основная литература: Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека, М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 103-113. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, 2, 48-58. Роджерс К. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений // Журнал практического психолога, 2012, 1, 8-24. Дополнительная литература: Ли Р. Условное и безусловное отношение во взаимоотношениях // Журнал практического психолога, 2012, 4, 12-14. Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с. Merry T. A Guide to the Person-Centered Approach. London: AHP(B), 1990. Pp. 11-12. Тема 4. Эмпатия Оценочное понимание и эмпатическое понимание. Эмпатия и сопереживание. Эмпатия и симпатия. Эмпатия и эмоциональная идентификация. Условие «как если бы». Уровни эмпатического понимания. Количество часов аудиторной работы – 12. Общий объем самостоятельной работы – 15, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 7, выполнения домашней работы – 8. Базовые учебники: Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249. Основная литература: Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека, М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 103-113. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, 2, 48-58. Роджерс К. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений // Журнал практического психолога, 2012, 1, 8-24. Дополнительная литература: Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с. Ли Р. Эмпатия – это не сочувствие // Журнал практического психолога, 2012, 4, 30-33. Merry T. A Guide to the Person-Centered Approach. London: AHP(B), 1990. Pp. 12-14. Тема 5. Конгруэнтность Уровни существования эмоционального опыта (переживание, осознание, выражение). Понятие блока (экрана). Понятие фасада (маски). Неконгруэнтные и конгруэнтные траектории эмоционального опыта. Ты-сообщения и Я-сообщения. Условия конгруэнтного самовыражения психотерапевта. Количество часов аудиторной работы – 8. Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: презентации к практическим занятиям – 4, выполнения эссе – 6. Базовые учебники: Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249. Основная литература: Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. М.: Ломоносовъ, 2010. 432 с. Гордон Т. Курс эффективного родителя. М.: Ломоносовъ, 2010. 510 с. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека, М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 103-113. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, 2, 48-58. Роджерс К. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений // Журнал практического психолога, 2012, 1, 8-24. Дополнительная литература: Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с. Merry T. A Guide to the Person-Centered Approach. London: AHP(B), 1990. Pp. 10-11. Тема 6. Контактирование Понятие психологического контакта. Пре-контакт с клиентом. Психологический контакт и психологическая комфортность (релаксированность). Психологический контакт и психологическая безопасность (безоценочность). Психологический контакт и доверие. Уровни психологического контакта в психотерапии. Количество часов аудиторной работы – 8. Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: презентации к практическим занятиям – 4, выполнения эссе – 6. Базовые учебники: Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249. Основная литература: Роджерс К. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений // Журнал практического психолога, 2012, 1, 8-24. Дополнительная литература: Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с. Тема 7. Активное эмпатическое слушание Пассивное слушание и активное слушание. Определение активного эмпатического слушания. Приемы активного эмпатического слушания: пауза, «дверные ключи», уточнение, парафраз, пересказ, развитие мысли, сообщение о восприятии, сообщение о восприятии себя, сверка понимания, резюмирование. Количество часов аудиторной работы – 8. Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: презентации к практическим занятиям – 4, выполнения эссе – 6. Базовые учебники: Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 370-394. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. С.293-298. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. С. 225-249. Основная литература: Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. М.: Ломоносовъ, 2010. 432 с. Гордон Т. Курс эффективного родителя. М.: Ломоносовъ, 2010. 510 с. Дополнительная литература: Атвайтер И. Я вас слушаю. М.: 1984. Гиппентрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?/ М. Изд-во Астрель, 2006. Гиппентрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком Так? М. Изд-во Астрель, 2008. Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с.
В курсе используются интерактивные формы проведения занятий: психологические тренинги, разбор практических задач и кейсов, презентации, групповые дискуссии. В рамках курса также предусмотрены мастер-классы специалистов в области клиентоцентрированной психотерапии.
Тематика заданий текущего контроля
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
В течение курса каждый студент должен сделать три презентации, а также представить 2 эссе. Оценка за текущий контроль формируется из трех оценок:
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = 0,4·Осем + 0,4·Оэ + 0,2·Оауд ; Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,4· Озачет +0,4 ·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический. Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка. В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0». Условия пересдач. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу 0,3·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу 0,2·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.
Базовые учебникиБурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007 Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2007. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002. Основная литератураГордон Т. Курс эффективного преподавателя. М.: Ломоносовъ, 2010. 432 с. Гордон Т. Курс эффективного родителя. М.: Ломоносовъ, 2010. 510 с. Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // В кн.: Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-центр, 2000. С. 268-300. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека, М.: Прогресс, Универс, 1994. Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, 2, 48-58. Роджерс К. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений // Журнал практического психолога, 2012, 1, 8-24. Дополнительная литератураАтвайтер И. Я вас слушаю. М.: 1984. Гиппентрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?/ М. Изд-во Астрель, 2006. Гиппентрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком Так? М. Изд-во Астрель, 2008. К 110-летию со дня рождения К. Роджерса. К. Роджерс в зеркалах других психотерапевтических подходов // Вопросы психологии. 2012. №6. Ли Р. Условное и безусловное отношение во взаимоотношениях // Журнал практического психолога, 2012, 4, 12-14. Ли Р. Эмпатия – это не сочувствие // Журнал практического психолога, 2012, 4, 30-33. Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – 216 с. Merry T. A Guide to the Person-Centered Approach. London: AHP(B), 1990. Pp. 11-12. Источники в Интернете:
Для презентаций студентов на практических занятиях необходимы компьютер и проектор. |
Программа включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре... Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»... | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | ||
Программа дисциплины «Основы гуманистической психотерапии» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии | Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Программа дисциплины Теория и методология современной психологии... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Программа дисциплины Организационная психология для направления 030300. 62 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 37.... | ||
Программа дисциплины «Общая психология» для направления 521000 «психология» Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (Приказ мо РФ от 02. 03. 2000 N686 для дисциплин Федерального компонента) | Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | ||
Программа дисциплины «Физические основы микро- и наносистемной техники»... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... |