Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология»





Скачать 210.72 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология»
Дата публикации28.12.2014
Размер210.72 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины

Экзистенциальный анализ воли


для направления 030300.68 «Психология»

для магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия»
Авторы программы: Лэнгле А., Ph.D., M.D., профессор, existenz@hse.ru

Шумский В. Б., кандидат психологических наук, доцент, vshymsk@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой Е. Б. Старовойтенко _________________

Рекомендована секцией УМС факультета психологии «___»____________ 2012 г.

Председатель В. А. Штроо ________________________

Утверждена УС факультета психологии «___»____________ 2012 г.

Ученый секретарь Е. Б. Старовойтенко _____________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.68 «Психология», обучающихся по магистерской программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия».

Программа разработана в соответствии с:

  • ОС НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой для направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.68 – «Психология» подготовки магистра, магистерская программа «Персонология и экзистенциальная психотерапия», утвержденным в 2011 г.


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Экзистенциальный анализ воли» являются ознакомление студентов с экзистенциально-аналитической концепцией воли и разработанными в ее контексте методами и приемами психологического консультирования.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать экзистенциально-аналитические представления о воле как феномене индивидуальной жизни;

  • уметь различать проявления желаний, потребностей и воли в текстах самопознания и индивидуальной жизни личности, распознавать феномены блокады воли;

  • иметь навыки применения метода укрепления воли.




В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции


Способен рефлексировать освоенные способы деятельности




СК-М1


Анализирует и оценивает процесс освоения дисциплины, степень самостоятельного владения ее содержаниями, демонстрирует понимание способов применения освоенных знаний в своей научно-

исследовательской и практической деятельности

Интерактивные формы обучения, рефлексивные практики, приемы самопознания, встроенные в контекст лекционных и практических занятий, анализ индивидуальных случаев

Способен к

самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности




СК-М3


Применяет методы познания и знания, полученные в ходе освоения дисциплины, при построении моделей своей научно-исследовательской деятельности, осваивает концептуальные инварианты психологической помощи личности, оценивает адекватность применения различных методов психологического консультирования и психотерапии

Самостоятельная работа,

творческое эссе, практические занятия с компонентом самостоятельного моделирования конкретных ситуаций жизни личности; рефлексия степени собственного освоения методов экзистенциального анализа в научных исследованиях и практике психологического консультирования


Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости


СК-М6


Умеет распознавать экзистенциальную тематику страдания консультируемого на основе феноменологического восприятия, определять необходимые психологические воздействия, фокусировать блокады воли консультируемого в процессе оказания психологической помощи и выбирать адекватные приемы работы


Лекционные занятия, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, написание эссе, практики работы с текстами самопознания, практика анализа индивидуальных случаев, практика моделирования консультативных и психотерапевтических решений в проблемных жизненных ситуациях


Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных, экономических и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях


ИК-5


Владеет основными категориями экзистенциально-аналитической концепции воли, способен концептуализировать индивидуальный случай, опираясь на теоретические представления современного экзистенциального анализа.

Владеет текстами интерпретации и герменевтического понимания персонологических фактов, закономерностей и индивидуальных случаев


Практические занятия в диалоговом режиме, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Выполнение письменных работ.



    Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в научно-исследовательских организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению



ИК-6


Демонстрирует способность оказывать психологическую помощь по вопросам нарушения волевого процесса: диагностировать индивидуальные трудности клиента и применять релевантные методы и техники экзистенциального анализа


Лекционные занятия, практические занятия.

Анализ индивидуальных случаев


Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия


СЛК-4


Демонстрирует навыки организации межличностного общения в научно-исследовательской деятельности и консультативной практике



Интерактивное обучение, практика рефлексии своих взаимоотношений в обучении, приемы самоанализа персональной позиции в учебной группе


Способен участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем



СЛК-6


Распознает и формулирует проблемы личности в контексте ее духовной и социальной жизни, опираясь на опыт освоения содержаний учебной дисциплины. Умеет находить решения жизненных проблем личности на высоком общественном, духовном, культурном уровне


Семинарские и практические занятия. Тренинг навыков понимания патических феноменов и эмоциональных проблем в собственной жизни и жизни другого человека


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Учебная дисциплина «Экзистенциальный анализ воли» магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» относится к элективным специальным дисциплинам, входящим в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия).

Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах «Основы экзистенциальной психотерапии», «Онтология личности» («Основы феноменологии»), «Жизненные отношения личности» («Экзистенциальный анализ ценностей личности»), «Персональный экзистенциальный анализ» («Психология аутентичности»).

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать категориальную систему экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии;

  • уметь применять методы самонаблюдения и самопознания;

  • иметь опыт исследования на основе самопознания феноменов индивидуальной жизни, относящихся к фундаментальным экзистенциальным мотивациям.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Основы практики психологического консультирования и психотерапии в экзистенциальном анализе»;

  • «Методы и техники экзистенциальной психотерапии»;

  • «Персонология жизни и культуры»;

  • НИС «Модели самопознания»;

  • НИС «Феноменологическая персонология»

  • НИС «Методология исследований в персонологии»


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Понимание воли в логотерапии и экзистенциальном анализе

20

6

0

4

10

2

Последовательность волевого процесса

22

4

0

6

12

3

Воля и свобода. Соотношение свободы и необходимости

20

4

0

4

12

4

Экзистенциальная решимость

22

6

0

4

12

5

Метод укрепления воли

24

4

0

6

14




ИТОГО

108

24

0

24

60





6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

2

Реферат

2 неделя

12-15 тыс. слов

Итоговый

Зачет


2

Письменная работа (20 вопросов) 120 мин.

Оценка выставляется в течение 3-х дней


6.1Критерии оценки знаний, навыков



Критерии оценки реферата:

  1. оригинальность работы;

  2. оформление в соответствии с общими требованиями оформления письменных работ в НИУ ВШЭ;

  3. отсутствие орфографических, пунктуационных, фактических ошибок;

  4. полнота раскрытия темы;

  5. глубина анализа литературы;

  6. критический подход;

  7. наличие собственного взгляда на проблему, его обоснованность;

  8. видение прикладного аспекта проблемы,

  9. наличие практико-ориентированных рекомендаций


Письменные работы сдаются в электронном и печатном виде. Сдача реферата позже установленного срока влечет за собой снижение оценки на 1 балл за каждый день просрочки.
Зачет осуществляется по 20 контрольным вопросам. Ответ на каждый из вопросов дается студентом в письменной форме и оценивается по 4-х бальной шкале. Критериями оценки являются правильность и полнота ответов.

Письменный ответ на вопросы зачета студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к печатным или электронным источникам. В ходе зачета не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов, аудиоплейеров и т.п.). При нарушении этого правила ответ студента не засчитывается.

Интервальная шкала оценок зачета:

Ниже 64 баллов – оценка «не зачтено»

64 балла – оценка 4

65-66 баллов – оценка 5

66-67 баллов – оценка 6

68-70 баллов – оценка 7

71-74 балла – оценка 8

75-77 баллов – оценка 9

78-80 баллов – оценка 10
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7Содержание дисциплины


Тема 1. Понимание воли в логотерапии и экзистенциальном анализе

Содержание темы: Различие реагирования и поступка. Соотношение воли, желания и потребности. Воля и рациональность. Воля и сознание. Внешнее и внутреннее долженствование. Экзистенциальная динамика по В. Франклу: свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни. Ценность как интенциональный объект воли. Конститутивные элементы воли: возможность, ценность, нравственная оправданность и согласованность с запросом внешней ситуации.
Основная литература:

  1. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 1, с. 5-23.

  2. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2004. 128 с.

  3. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006, с.96-136.

  4. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. 105 с.

Дополнительная литература:

  1. Зинченко В.П. Живое время и пространство в течении философии // Вопросы философии, 2005, №5, с. 20-46.

  2. Орлов А.Б., Шумский В.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, т.2, №2, с. 65-80.
  3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с. http://www.klex.ru/2bv


  4. Франкл В. Сказать жизни “Да!” Психолог в концлагере. М.: Альпина-нон-фикшн, 2011. 240 с.

  5. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006. 392 с.


Тема 2. Последовательность волевого процесса

Содержание темы: Затронутость ценностью как отправная точка процесса воли. Выбор как внутреннее оценивание: эмоциональное взвешивание различных возможностей. Предпочтение одной из возможностей. Решение как внутреннее согласие в отношении выбранной ценности. Действие как выполнение решения.
Основная литература:

  1. Лэнгле А. Концепция смысла В. Франкла – вклад в психотерапию / Экзистенциальный анализ. Бюллетень №2, 2010, с. 41-79.

  2. Тиллих П. Мужество быть / Тиллих П. Избранное. М.: «Юрист», 1995, с. 7-131.

Дополнительная литература:

  1. Дрекслер Х. Шаги к смыслу / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии : сборник статей. М.: Генезис, 2009, с. 196-213.

  2. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: «Питер», 2002. 512 с.

  3. Лосский Н.О. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. с. 481-597.

  4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.


Тема 3. Воля и свобода. Соотношение свободы и необходимости

Содержание темы: Воля как практическая реализация свободы человека. «Ворота к свободе». Категориальное и феноменологическое различение «свободы от» и «свободы для». Экзистенциальная свобода: запрошенность ситуацией, свобода выбора, свобода принятия решения. Значение свободы для самодетерминации. Ограниченность свободы человека. Внутренний и внешний полюса человеческой свободы. Свобода и необходимость на практике: хотеть и долженствовать. Парадокс свободы.
Основная литература:

  1. Лэнгле А. Концепция смысла В. Франкла – вклад в психотерапию / Экзистенциальный анализ. Бюллетень №1, 2009, с. 47-77, №2, 2010, с. 41-79.

  2. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика. СПб.: Питер, 2007, с. 60-82.

  3. Смирнов Б. Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии, 2004, № 3, с. 64-70.

  4. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО, 2000, с. 227-286.

Дополнительная литература:

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: АСТ, 2007. 699 с.

  2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во УРАО, 1998. 144 с.

  3. Левицкий С.А. Свобода и ответственность. М.: Посев, 2003. 464 с.

  4. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2005. 159 с.

  5. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009. 288 с.



Тема 4. Экзистенциальная решимость

Содержание темы: Воля и действие. Воля как выражение целостности человека: соотнесенность телесной, психической, личностной динамики и жизненного мира. Воля и совесть. Страх перед волей. «Сильная», «слабая» и «сломленная» воля. Причины заблокированности воли: неадекватные представления человека о воле, когнитивный диссонанс, психопатология.

Основная литература:

  1. Дрекслер Х. Шаги к смыслу / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии : сборник статей. М.: Генезис, 2009, с. 196-213.

  2. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2004. 128 с.

  3. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000. с. 185-216.

Дополнительная литература:

  1. Бахтин М.М. К философии поступка. http://www.philosophy.ru/library/bahtin/post.html

  2. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика. СПб.: Питер, 2007, 336 с.

  3. Кьеркегор С. Или-или. М.: Арктогея, 1993. 378 с.

  4. Мэй Р. Любовь и воля М.: «Рефл-бук», 1997. 384 с.

  5. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь, 2001. 256 с.


Тема 5. Метод укрепления воли

Содержание темы: Показания и противопоказания к применению метода. Прояснение спонтанных побудительных мотивов. Описание намерения и ожидаемых позитивных результатов. Проблематизация: осознание возможных препятствий, негативных последствий и интегрирование контрмотивов. Усиление решимости посредством эмоционального соотнесения с ценностью желаемого результата. Усиление решимости благодаря включению намерения в более широкий жизненный контекст. Разработка последовательности конкретных действий по воплощению решения. Практическое проведение метода: типичные вопросы к клиенту. Примеры применения метода.
Основная литература:

  1. Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2010, с. 131-170.

  2. Laengle S. Levels of Operation for the Application of Existential-Analytical Methods // European Psychotherapy, Vol. 4, No. 1, 2003, p. 55-70.

Дополнительная литература:

  1. С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии. Сборник статей. М.: Генезис, 2009. 279 с.

  2. Франкл В. Сказать жизни “Да!” Психолог в концлагере. М.: Альпина-нон-фикшн, 2011. 240 с.

  3. Längle A. Die Willensstärkungsmethode (WSM) // Existenzanalyse, 2000, v. 17, No.1, s. 4-16.



8Образовательные технологии


При реализации различных видов учебной работы по данной дисциплине используются следующие образовательные технологии: лекции, разбор кейсов и решение практических задач, психологические тренинги, рефлексивные практики, усвоение теории и практики экзистенциального анализа посредством вызывающего личностное развитие обращения к глубинному персональному опыту, совместное ведение занятий двумя преподавателями: благодаря диалогу, который ведут преподаватели, магистранты получают возможность осваивать способы преломления концептуальных моделей и теоретических категорий в практику самопознания и психологического консультирования.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Тематика рефератов:

  • Воля как практическая реализация свободы личности

  • М.М. Бахтин и В. Франкл о философии и психологии поступка

  • Сравнение представлений о психологических механизмах волевой регуляции в работах отечественных авторов и в экзистенциальном анализе

  • Значение воли для человеческого существования по С. Кьеркегору

  • Любовь и воля в работах Р. Мэя и В. Франкла

  • «Мужество быть» П. Тиллиха и «упрямство духа» В. Франкла как проявления воли

  • Представления о воле и свободе в трудах С.Л. Рубинштейна

  • Рефлексивно-деятельностный подход к пониманию феноменов свободы и воли

  • Действие и свобода человека в концепциях В.П. Зинченко и В. Франкла

  • Представление о воле в работах В.Д. Шадрикова и В. Франкла: сравнительный анализ


Тема реферата для каждого студента утверждаются преподавателем в индивидуальном порядке.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:

Каково соотношение воли и рациональности?

Каково соотношение воли и сознания?

Каково соотношение внешнего и внутреннего долженствования?

Каково соотношение свободы воли и воли к смыслу по В. Франклу?

Как различаются поступок и реагирование?

Что является интенциональным объектом воли?

Каковы основные конститутивные элементы воли?

Каково соотношение воли и совести?

Каково соотношение воли и экзистенции?

Каково соотношение воли, желания и потребности?

Что является отправной точкой волевого процесса?

Какова последовательность волевого процесса?

Каковы внутренний и внешний полюсы свободы человека?

Какими могут быть причины страха перед волей?

Каково соотношение воли и свободы в самодетерминации человека?

Каковы основные причины заблокированности воли?

Каковы показания и противопоказания к применению метода укрепления воли?

Каковы основные шаги метода укрепления воли?

В чем состоят задачи психолога-консультанта на каждом этапе метода укрепления воли?

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: посещаемость занятий, активность в дискуссиях, в процессе самопознания в группе, в решении практических задач, в выступлениях на семинарах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: освоение учебной литературы, полноту, глубину и степень рефлексивности выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полноту освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,6*Отекущий + 0,2*Оауд + 0,2*Осам.работа,

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = Ореф

Способ округления накопленной оценки текущего контроля арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
Результирующая оценка за дисциплине рассчитывается следующим образом:
Орезульт = 0,4*Озачет + 0,6*Онакопленная,

где Озачет – оценка за итоговый контроль в форме зачета.

Способ округления результирующей оценки арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускается сдача пропущенных форм контроля не позднее, чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач:

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу:
О результ (1-я пересдача) = 0,4*Озачет + 0,6*Онакопленная
Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу:
О результ (2-я пересдача) = 0,4*Озачет + 0,6*Онакопленная
В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


11.1 Базовые учебники

  1. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006. 235 с.

  2. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО, 2000. 368 с.


11.2 Основная литература

  1. Дрекслер Х. Шаги к смыслу / С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии : сборник статей. М.: Генезис, 2009, с. 196-213.

  2. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 336 с.

  3. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 1, с. 5-23.

  4. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2004. 128 с.

  5. Лэнгле А. Концепция смысла В. Франкла – вклад в психотерапию / Экзистенциальный анализ. Бюллетень №2, 2010, с. 41-79.

  6. Лэнгле А. Концепция смысла В. Франкла – вклад в психотерапию / Экзистенциальный анализ. Бюллетень №1, 2009, с. 47-77.

  7. Смирнов Б. Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии, 2004, № 3, с. 64-70.

  8. Тиллих П. Мужество быть / Тиллих П. Избранное. М.: «Юрист», 1995, с. 7-131.

  9. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000. 286 с.

  10. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. 105 с.

  11. Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 185 с.

  12. Laengle S. Levels of Operation for the Application of Existential-Analytical Methods // European Psychotherapy, Vol. 4, No. 1, 2003, p. 55-70.


11.3 Дополнительная литература

  1. Бахтин М.М. К философии поступка. http://www.philosophy.ru/library/bahtin/post.html

  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: АСТ, 2007. 699 с.

  3. Зинченко В.П. Живое время и пространство в течении философии // Вопросы философии, 2005, №5, с. 20-46.

  4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во УРАО, 1998. 144 с.

  5. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: «Питер», 2002. 512 с.

  6. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика. СПб.: Питер, 2007, 336 с.

  7. Кьеркегор С. Или-или. М.: Арктогея, 1993. 378 с.

  8. Левицкий С.А. Свобода и ответственность. М.: Посев, 2003. 464 с.

  9. Лосский Н.О. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. с. 481-597.

  10. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2005. 159 с.

  11. Мэй Р. Любовь и воля М.: «Рефл-бук», 1997. 384 с.

  12. Орлов А.Б., Шумский В.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, т.2, №2, с. 65-80.

  13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

  14. С собой и без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии. Сборник статей. М.: Генезис, 2009. 279 с.

  15. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь, 2001. 256 с.

  16. Франкл В. Сказать жизни “Да!” Психолог в концлагере. М.: Альпина-нон-фикшн, 2011. 240 с.
  17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.


  18. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009. 288 с.

  19. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006. 392 с.

  20. Längle A. Die Willensstärkungsmethode (WSM) // Existenzanalyse, 2000, v. 17, No.1, pp. 4-16.

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения семинарских и практических занятий по дисциплине необходимы:

- специально оборудованная аудитория для психологических тренингов;

- специально оборудованный кабинет для индивидуального самопознания.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология развития и возрастная психологии...

Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Теория и методология современной психологии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Основы психологического консультирования» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Основы гуманистической психотерапии»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconЭкзистенциальный анализ найти согласие с жизнью
Экзистенциальный анализ применяется при психосоциальных, психосоматических и психически обусловленных эмоциональных и поведенческих...
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconЭкзистенциальный анализ найти согласие с жизнью
Экзистенциальный анализ применяется при психосоциальных, психосоматических и психически обусловленных эмоциональных и поведенческих...
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconРабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения...
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Мастерство психологического консультирования»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Обучение и развитие персонала для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Консультирование и коучинг персонала Факультет...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Онтопсихология и онтотерапия» для направления...
«Онтопсихология и онтотерапия» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра
Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Организационная психология для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск