Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации Государственный университет –
Высшая школа экономики Факультет психологии
Программа дисциплины
«Онтопсихология и онтотерапия»
для направления 030300.68 «Психология»
подготовки магистра Автор Орлов А.Б. E-mail: aorlov@hse.ru
Рекомендовано секцией УМС
«Психология»
Председатель
________________Штроо В.А.
« » 2008 г.
Утверждено УС факультета психологии
Ученый секретарь
________________ Старовойтенко Е.Б.
« » 2008 г.
| Одобрено на заседании кафедры психологии личности
Зав. кафедрой
____________Абульханова К.А.
« » 2008 г.
|
Москва 2008
Тематический план учебной дисциплины
п/п
| Наименование темы
| Всего часов по дисциплине
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Сем.
| Пр. занятия
| I
| Онтопсихология
| 38
| 10
| 2
| 2
| 24
| 1
| Психология и онтопсихология
| 20
| 6
| 2
|
| 12
| 2
| Онтопсихологическое видение человека
| 18
| 4
|
| 2
| 12
| I I
| Онтотерапия
| 34
| 6
| 2
| 2
| 24
| 3
| Индивидуальный формат
| 18
| 4
|
| 2
| 12
| 4
| Групповой формат
| 14
| 2
| 2
|
| 12
| III
| Проекции онтовидения
| 36
| 4
| 4
| 4
| 24
| 5
| Онтопедагогика
| 18
| 2
| 2
| 2
| 12
| 6
|
Онтоискусство
| 18
| 2
| 2
| 2
| 12
|
| ИТОГО
| 108
| 20
| 8
| 8
| 72
|
Базовый учебник
Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. – 592 с. Формы контроля:
текущий контроль: оценки посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;
промежуточный контроль: реферат;
итоговый контроль: зачет, выполняется по завершении дисциплины. Результирующая оценка выставляется в пятибалльной и десятибалльной системе. Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля. При получении результирующей оценки (Ор) учитываются следующие парциальные оценки (в скобках указаны относительная значимость каждой из парциальных оценок): оценка за активность на занятиях Oа (0,1); оценка за посещаемость занятий Оп (0,1); оценка за реферат Ореф (0,4); оценка за зачет Оз (0,4): Ор = Оа х 0,1 + Оп х 0,1 + Ореф х 0,4 + Оз х 0,4.
итоговая оценка: поскольку контроль является итоговым, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется одна из двух итоговых оценок: «зачет» (Ор=4-10), «незачет» (Ор<4).
Содержание программы.
Раздел I. Онтопсихология.
Название темы. Тема 1. Психология и онтопсихология. Содержание темы. Онтопсихология как научная школа. Теологические, философские и психологические основания онтопсихологии. Онтопсихология как ответ на кризис традиционной психологии. Онтопсихология и три силы в современной психологии. Предмет и основания онтопсихологии. Маргинальность онтопсихологии. Тенденции в развитии онтопсихологии.
Основная литература.
Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. С. 89 – 106. Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы // Вопросы психологии, 1994, № 3.
Дополнительная литература.
Менегетти А. Введение в онтопсихологию. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. Менегетти А. Ин-се человека. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005.
Менегетти А. Рождение «Я». М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005.
Название темы. Тема 2. Онтопсихологическое видение человека.
Содержание темы. Онтопсихологическая концепция структуры человека. Ин-се. Априорное «я». Логико-историческое «я». Монитор отклонения. Культура реальности и культура социальности. Экзистенциальная шизофрения. Динамика и аутентификация человека. Здоровье и творчество. Онтическое видение. Семантическое поле. Онтопсихологическая практика как психотерапия.
Основная литература.
Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. С. 107 – 158, 226 – 254. Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы // Вопросы психологии, 1994, № 3.
Дополнительная литература.
Менегетти А. Введение в онтопсихологию. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. Менегетти А. Ин-се человека. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005.
Менегетти А. Рождение «Я». М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005.
Раздел II. Онтотерапия.
Название темы. Тема 3. Индивидуальный формат.
Содержание темы. Психиатрия, вспомогательная психотерапия и подлинная психотерапия. Онтовидение социума. Психотерапевт и его подготовка. Предмет, метод, инструмент, критерий и цель онтотерапии. Структура психотерапевтического отношения. Сеттинг. Первичный сеанс. Процесс психотерапии. Онтопсихотерапевтические представления о сопротивлении и переносе. Основные техники онтотерапии (интерпретация образов, диагностика, имагогика, музыкотерапия, кинотерапия).
Основная литература.
Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. С. 236 – 296. Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы // Вопросы психологии, 1994, № 3.
Дополнительная литература.
Менегетти А. Клиническая онтопсихология. М.: САО, 1997. Менегетти А. Психосоматика. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005.
Название темы. Тема 4. Групповой формат.
Содержание темы. Связь индивидуальной и групповой онтотерапии. Отбор, состав и структура психотерапевтической группы. Задачи терапевта. Цель групповой терапии. Онтотерапевтический резиденс. Виды резиденса. Содержание терапевтического резиденса. Содержание аутентифицирующего резиденса.
Основная литература.
Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. С. 297 – 305, 328 – 348. Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы // Вопросы психологии, 1994, № 3.
Дополнительная литература.
Менегетти А. Онтопсихология: практика и метафизика психотерапии. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. Менегетти А. Психология лидера. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2006.
Раздел III. Проекции онтовидения.
Название темы. Тема 5. Онтопедагогика.
Содержание темы. Диада мать-ребенок. Социализация и индивидуация. Самореализация как аутентификация и самоосуществление. Био- и ноогенез. Гендерные, социальные и психологические стереотипы. Онтический утилитаризм. Революция бессознательного и метанойя. Подлинное образование и аутентифицирующая психотерапия. Отношение учитель-ученик. Две морали. Смысл жизни.
Основная литература.
Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. С. 403 – 523. Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы // Вопросы психологии, 1994, № 3.
Дополнительная литература.
Менегетти А. Мудрец и искусство жизни. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. Пермь: Хортон Лимитед, 1993.
Название темы. Тема 6. ОнтоИскусство.
Содержание темы. Определение и суть ОнтоИскусства. Онтопсихология, онтотерапия и ОнтоИскусство. Искусство и ОнтоИскусство. ОнтоИскусство как аспект аутентификации личности. Внутренний мир и континуум прекрасное-безобразное. Традиционное искусство и ОнтоИскусство.
Основная литература.
Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М.: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997. С. 524 – 560. Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы // Вопросы психологии, 1994, № 3.
Дополнительная литература.
Менегетти А. ОнтоАрт. Ин-се искусства. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004.
Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Теологические основания онтопсихологии.
Философские основания онтопсихологии.
Онтотерапия в сопоставлении с любой другой (на выбор) психотерапевтической формой.
Методы онтотерапии (на примере любого из онтотерапевтических методов).
Онтопсихология и онтотерапия лидера.
Онтопсихология и онтотерапия женщины.
Негативная психология.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
Каковы философские основания онтопсихологии?
Каковы методологические принципы онтопсихологии?
Каковы онтопсихологические представления о методологическом кризисе психологической науки?
В чем состоит специфика отношений онтопсихологии к трем силам в современной психологической науке?
Что представляет собой основные психологические инстанции клиента в онтопсихологии и онтотерапии?
Как можно охарактеризовать ситуацию экзистенциальной шизофрении и процесс аутентификации личности?
В чем заключаются стратегия, методы и процедуры онтотерапии?
Каковы психотерапевтические взаимоотношения при онтотерапии?
Что такое Ин-се?
Что такое монитор отклонения?
Что такое логико-историческое «я»?
Каковы эффекты онтотерапии?
В чем заключается специфика онтотерапевтического резиденса и каковы его виды?
В чем заключается специфика отношений мать-ребенок, взрослый-ребенок, учитель-ученик?
Каково содержание принципа онтического утилитаризма?
Что представляет собой метанойя?
Что такое ОнтоИскусство?
В чем заключается взаимосвязь онтотерапии и ОнтоИскусства?
Как соотносятся принципы традиционного искусства и ОнтоИскусства?
Каковы критерии и образцы ОнтоИскусства?
Автор программы: ___________________________________ Орлов А.Б.
|