Скачать 171.93 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет психологии Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования» для специальности 030300.68 «Психология» подготовки магистра для магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности» Автор программы: Колпачников В.В., кандидат психологических наук, доцент, vkolpachnikov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Старовойтенко Е.Б. Рекомендована секцией УМС факультета психологии «___»____________ 20 г Председатель В.А. Штроо Утверждена УС факультета психологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300.68 «Психология», обучающихся по магистерской программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности» Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Мастерство психологического консультирования» являются развитие способностей к психологическому консультированию в области социальной, образовательной, управленческой, политической и бизнес-деятельности, а также к индивидуальному консультированию и психотерапии в области межличностных отношений, профориентации, планировании карьеры, личностного роста. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теории личности», «Основы психологического консультирования», «Психологические константы», «Основы гуманистической психотерапии». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Практика психотерапевтического взаимодействия» 5Тематический план учебной дисциплины[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковЭссе оценивается с точки зрения полноты освещения описываемого опыта, а также глубины его рефлексивного анализа. На экзамене студент должен продемонстрировать:
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7Содержание дисциплиныРаздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям. Раздел 1 . Мастерство психологического консультирования и его компоненты Тема 1. Базовые компоненты мастерства психологического контакта (лекции – 4 часа, семинары – 2 часа, практические занятия –2 часа, самостоятельная работа – 10 часов) Общее представление о мастерстве психологического консультирования. Связь мастерства теоретической платформой консультанта, ситуацией консультирования, особенностями клиента и самого консультанта. Присутствие и его компоненты. Коммуникативные уровни в консультировании и повседневном общении. Шкала межличностного давления в консультировании. Литература по теме 1. Основная: 1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. С.- Петербург: Питер, 2001 . Глава 2: Базовое искусство ведения беседы Дополнительная : 1. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма "Класс", 1999. 2. Corey G.(1990) Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. 4-th Edition/ Brooks/Cole Publishing Company/ Pacific Grove, California. Тема 2. Обращение с консультативным содержанием (лекции –4 часа, семинары – 2 часа, практические занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 10 часов) Понятие «параллелирования» применительно к консультированию. Тематическое параллелирование. Параллелирование чувств. Параллелирование рамок. Параллелирование локуса. Литература по теме 2 Основная:
Дополнительная :
Тема 3. Углубление консультативного контакта (лекции – 6 часов, семинары – 2 часа, практические занятия – 4 часа, самостоятельная работа – 15 часов) Обращение с континуумом: «объективация» клиентом себя и собственных состояний -открытость собственной «субъективности». Базовый подход к сопротивлению клиента. Литература по теме 3 Основная:
Дополнительная :
Тема 4. Глубинные составляющие консультативного процесса (лекции – 6 часов, семинары – 4 часа, практические занятия –2 часа, самостоятельная работа – 15 часов) Забота: источник силы и направления. Интенциональность и воодушевленность. Литература по теме 4 Основная:
Дополнительная :
Тема 5. Возможности и проблемы интеграции консультативных подходов (лекции – 4 часа, семинары – 2 часа, практические занятия –2 часа, самостоятельная работа – 10 часов) Сходство и различие консультативных подходов. Интеграция или эклектическое соединение. Литература по теме 5 Основная:
Дополнительная:
Раздел 2. Личность консультанта-мастера Тема 6. Личностные характеристики эффективного консультанта (лекции – 4 часа, семинары – 2 часа, практические занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 10 часов)
Литература по теме 6 Основная:
Дополнительная:
Тема 7. Типичные трудности начинающего консультанта (лекции – 4 часа, семинары –2 часа, практические занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 10 часов) Тревога и совладание с ней. Адекватное и неадекватное самораскрытие. Перфекционизм. Честность относительно собственных ограничений. Понимание молчания. Обращение с требовательными и немотивированными клиентами. Принятие медленных результатов. Самообман. Потеря себя в клиенте. Постановка реалистических целей. Советы клиенту. Развитие собственного консультативного стиля. Литература по теме 7 Основная:
Дополнительная:
8Образовательные технологииВ образовательном процессе активно применяются следующие технологии: лекции, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, моделирование ситуаций консультирования, групповые дискуссии и др. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримерные задания для текущего контроля - эссе:
Примерная тема рефлексивного эссе: « Что я получил(а) и недополучил(а) в профессиональном и личностном смысле на занятиях по курсу «Мастерство психологического консультирования». Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.
10Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, ролевых играх, правильность решения задач на семинаре и т.д.. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полноту, глубину и рефлексивность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии и т.д. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = Оэссе ; Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5). Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = 0,4·Оэкзамен + 0,2·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5). Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка. В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0». Условия пересдач На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу 0,2·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу 0,2·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы. 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебникБьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. С.- Петербург: Питер, 2001. Доступна электронная версия учебника. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. С.- Петербург: Питер, 2001. http://psychotropinka.tut.su/art.html 11.2Основная литератураCorey G. (1990) Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Brooks/Cole Publishing Company/ Pacific Grove, California. 11.3Дополнительная литератураАлешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма "Класс", 1999. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в псизологии.М.: Смысл, 2003. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. С.-Петербург. Питер, 2000. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта.М.: МГППУ, 2004 Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. С.-Петербург:Питер, 2000 Kottler J.A.(1990) The Imperfect Therapist. Jossey-Bass Publishers. San Francisco. Oxford. Kottler 11.4Дистанционная поддержка дисциплины. Связь с преподавателем по эл. почте vkolpachnikov@hse.ru12Материально-техническое обеспечение дисциплиныНа некоторых практических занятиях необходима видеокамера для видеозаписи моделируемых консультаций и ролевых игр, а также телевизор для просмотра видеозаписей в целях обратной связи и рефлексии |
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные... | Программа дисциплины «Основы психологического консультирования» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Т. С. Шевцова Основы психологического консультирования Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии | ||
Программа дисциплины «Основы гуманистической психотерапии» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68... | ||
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии... | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | ||
Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб пособие для студентов высш пед учеб, заведений. – М.:... | Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Программа дисциплины Теория и методология современной психологии... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68... | Темы рефератов по курсу «Консультативная психология» Содержание и методика психологического консультирования в учреждениях здравоохранения | ||
Программа дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения... | Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Программа «Психология труда, инженерная психология и эргономика»... Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300... |