Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология»





Скачать 171.93 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология»
Дата публикации26.11.2014
Размер171.93 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины












Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины «Мастерство психологического

консультирования»


для специальности 030300.68 «Психология» подготовки магистра

для магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности»

Автор программы: Колпачников В.В., кандидат психологических наук, доцент,

vkolpachnikov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Старовойтенко Е.Б.
Рекомендована секцией УМС факультета психологии «___»____________ 20 г

Председатель В.А. Штроо
Утверждена УС факультета психологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ________________________ [подпись]

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300.68 «Психология», обучающихся по магистерской программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности»

Программа разработана в соответствии с:

  • ОС НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой для направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.68 – «Психология» подготовки магистра, утвержденным в 2011г.



2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Мастерство психологического консультирования» являются развитие способностей к психологическому консультированию в области социальной, образовательной, управленческой, политической и бизнес-деятельности, а также к индивидуальному консультированию и психотерапии в области межличностных отношений, профориентации, планировании карьеры, личностного роста.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать возможности и ограничения основных подходов в психологическом консультировании и психотерапии;

  • Уметь осознанно применять методы и техники психологического консультирования;

  • Приобрести опыт практического использования методов и техник психологического консультирования


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать освоенные способы деятельности

СК-М1

Дает определение, распознает, использует, обосновывает используемые методы психологического консультирования, оценивает их уместность и адекватность

Семинары в диалоговом режиме, дискуссии, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости.

СК-М6

Распознает психологическую сущность проблемы клиента, демонстрирует способы обнаружения и проверки недостающей информации, владеет способностью к целесообразной активности в ситуации неопределенности.

Ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.

Способен организовать самостоятельную проектную, научную, исследовательскую, консультационную и прикладную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей.

ИК.1.2

Демонстрирует и обосновывает используемые методы работы на основе профессиональных и этических норм

Семинары в диалоговом режиме, дискуссии, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.

Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия

СЛК-М4

Демонстрирует способность к установлению, поддержанию и углублению консультативного контакта с клиентом, обосновывает и оценивает выбранные стратегии контакта

Дискуссии, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.

Способен участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем

СЛК-М6

Распознает проблемы клиента, владеет способами профессионального содействия в их разрешении

Семинары в диалоговом режиме, дискуссии, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теории личности», «Основы психологического консультирования», «Психологические константы», «Основы гуманистической психотерапии».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знать теоретические и практические основы психологического консультирования

  • Владеть на элементарном уровне базовыми консультативными умениями (выслушивать клиента, планировать и проводить психологическое воздействие и др.)

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Практика психотерапевтического взаимодействия»

5Тематический план учебной дисциплины


[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]




Раздел 1. Мастерство психологического консультирования и его компоненты

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Базовые компоненты мастерства психологического контакта




4

2

2

10

2

Обращение с консультативным содержанием




4

2

2

10

3

Углубление консультативного контакта




6

2

4

15

4

Глубинные составляющие консультативного процесса




6

4

2

15

5

Возможности и проблемы интеграции консультативных подходов




4

2

2

10




Раздел 2. Личность консультанта-мастера
















1

Личностные характеристики эффективного консультанта




4

2

2

10

2

Типичные трудности начинающего консультанта




4

2

2

10




Всего

144

32

16

16

80


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа































Эссе




12







Без титульного листа, на 1-й странице сверху фамилия и инициалы студента, основной текст – 5-7 машинописных страниц , Times New Roman 14, полтора интервала, поля слева – 3 см, остальные по 2.

Реферат
















Коллоквиум
















Домашнее задание
















Итоговый

Экзамен














Проходит в форме моделирование ситуация консультирования и рефлексия продемонстрированных методов работы



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Эссе оценивается с точки зрения полноты освещения описываемого опыта, а также глубины его рефлексивного анализа.

На экзамене студент должен продемонстрировать:

  • способность к установлению, поддержанию и углублению консультативного контакта с клиентом, обоснование и рефлексивную оценку выбранных стратегий контакта;

  • обоснование используемых методов работы на основе профессиональных и этических норм;

  • распознавание проблем клиента, владение способами профессионального содействия в их разрешении;

  • способность рефлексировать реализуемые способы профессиональной деятельности.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7Содержание дисциплины


Раздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.

    Раздел 1 . Мастерство психологического консультирования и его компоненты

    Тема 1. Базовые компоненты мастерства психологического контакта

(лекции – 4 часа, семинары – 2 часа, практические занятия –2 часа, самостоятельная работа – 10 часов)



Общее представление о мастерстве психологического консультирования. Связь мастерства теоретической платформой консультанта, ситуацией консультирования, особенностями клиента и самого консультанта.

Присутствие и его компоненты. Коммуникативные уровни в консультировании и повседневном общении. Шкала межличностного давления в консультировании.

Литература по теме 1.

Основная:

1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. С.- Петербург: Питер, 2001 . Глава 2: Базовое искусство ведения беседы

Дополнительная :

1. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма "Класс", 1999.

2. Corey G.(1990) Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. 4-th Edition/ Brooks/Cole Publishing Company/ Pacific Grove, California.

Тема 2. Обращение с консультативным содержанием

(лекции –4 часа, семинары – 2 часа, практические занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 10 часов)




Понятие «параллелирования» применительно к консультированию. Тематическое параллелирование. Параллелирование чувств. Параллелирование рамок. Параллелирование локуса.  

Литература по теме 2

Основная:

  1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. С.- Петербург: Питер, 2001. Глава 3: Влияние на субъективное.

Дополнительная :

  1. Corey G.(1990) Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. 4-th Edition/ Brooks/Cole Publishing Company/ Pacific Grove, California.

Тема 3. Углубление консультативного контакта

    (лекции – 6 часов, семинары – 2 часа, практические занятия – 4 часа, самостоятельная работа – 15 часов)


Обращение с континуумом: «объективация» клиентом себя и собственных состояний -открытость собственной «субъективности». Базовый подход к сопротивлению клиента.

Литература по теме 3

Основная:

  1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. С.- Петербург: Питер, 2001. Глава 4. Достижение большей глубины.

Дополнительная :

  1. Corey G.(1990) Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. 4-th Edition/ Brooks/Cole Publishing Company/ Pacific Grove, California.



Тема 4. Глубинные составляющие консультативного процесса

    (лекции – 6 часов, семинары – 4 часа, практические занятия –2 часа, самостоятельная работа – 15 часов)

Забота: источник силы и направления. Интенциональность и воодушевленность.

Литература по теме 4

Основная:

  1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. С.- Петербург: Питер, 2001. Глава 4. Интрапсихические процессы.

Дополнительная :

  1. Corey G.(1990) Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Brooks/Cole Publishing Company/ Pacific Grove, California.


Тема 5. Возможности и проблемы интеграции консультативных подходов (лекции – 4 часа, семинары – 2 часа, практические занятия –2 часа, самостоятельная работа – 10 часов)
Сходство и различие консультативных подходов. Интеграция или эклектическое соединение.

Литература по теме 5

Основная:

  1. Corey G. (1990) Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Brooks/Cole Publishing Company/ Pacific Grove, California. Chapter 14 “An Integrative Perspective”

Дополнительная:

  1. Kottler J.A.(1991) The Compleat Therapist. Jossey-Bass Publishers. San Francisco. Oxford.

Раздел 2. Личность консультанта-мастера


Тема 6. Личностные характеристики эффективного консультанта

(лекции – 4 часа, семинары – 2 часа, практические занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 10 часов)


  1. Личностные характеристики эффективных консультантов. Ценности и философия жизни. Выживание в профессии: проблема эмоционального выгорания. Пути профилактики и преодоления.



Литература по теме 6
Основная:

  1. Corey G. (1990) Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Brooks/Cole Publishing Company/ Pacific Grove, California. Chapter 14: “An Integrative Perspective”

Дополнительная:

  1. Kottler J.A.(1991) The Compleat Therapist. Jossey-Bass Publishers. San Francisco. Oxford.

  2. Kottler J.A.(1990) The Imperfect Therapist. Jossey-Bass Publishers. San Francisco. Oxford.


Тема 7. Типичные трудности начинающего консультанта

(лекции – 4 часа, семинары –2 часа, практические занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 10 часов)
Тревога и совладание с ней. Адекватное и неадекватное самораскрытие. Перфекционизм. Честность относительно собственных ограничений. Понимание молчания. Обращение с требовательными и немотивированными клиентами. Принятие медленных результатов. Самообман. Потеря себя в клиенте. Постановка реалистических целей. Советы клиенту. Развитие собственного консультативного стиля.

Литература по теме 7
Основная:

  1. Corey G. (1990) Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Brooks/Cole Publishing Company/ Pacific Grove, California. Chapter :1 “Counselor as a Person and as a Professional”

Дополнительная:

  1. Kottler J.A.(1990) The Imperfect Therapist. Jossey-Bass Publishers. San Francisco. Oxford



8Образовательные технологии


В образовательном процессе активно применяются следующие технологии: лекции, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, моделирование ситуаций консультирования, групповые дискуссии и др.


9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные задания для текущего контроля - эссе:

  1. Мой опыт психологической интимности.

  2. Присутствие в контакте – в повседневном общении и консультативной практике.

  3. Шкала межличностного давления в повседневном общении и консультативной практике.


Примерная тема рефлексивного эссе: « Что я получил(а) и недополучил(а) в профессиональном и личностном смысле на занятиях по курсу «Мастерство психологического консультирования».

Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

  1. Связь мастерства теоретической платформой консультанта, ситуацией консультирования, особенностями клиента и самого консультанта.

  2. Присутствие и его компоненты.

  3. Коммуникативные уровни в консультировании и повседневном общении.

  4. Шкала межличностного давления в консультировании.

  5. Понятие «параллельности» применительно к консультированию.

  6. Обращение с континуумом: «объективация» клиентом себя и собственных состояний-открытость собственной «субъективности».

  7. Базовый подход к сопротивлению клиента.

  8. Забота: источник силы и направления.

  9. Интенциональность и духовность клиента и консультанта в психологическом консультировании.

  10. Возможности и проблемы интеграции консультативных подходов.

  11. Личностные характеристики эффективных консультантов. Ценности и философия жизни.

  12. Выживание в профессии: проблема эмоционального выгорания. Пути профилактики и преодоления.

  13. Типичные трудности начинающего консультанта.

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, ролевых играх, правильность решения задач на семинаре и т.д.. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полноту, глубину и рефлексивность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии и т.д. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = Оэссе ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,4·Оэкзамен + 0,2·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу

0,2·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная

Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу

0,2·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,3·Оаудиторная

В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. С.- Петербург: Питер, 2001. Доступна электронная версия учебника. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. С.- Петербург: Питер, 2001. http://psychotropinka.tut.su/art.html

11.2Основная литература


Corey G. (1990) Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Brooks/Cole Publishing Company/ Pacific Grove, California.

11.3Дополнительная литература


Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма "Класс", 1999.

Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Василюк Ф.Е. Методологический анализ в псизологии.М.: Смысл, 2003.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. С.-Петербург. Питер, 2000.

Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта.М.: МГППУ, 2004

Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. С.-Петербург:Питер, 2000

Kottler J.A.(1990) The Imperfect Therapist. Jossey-Bass Publishers. San Francisco. Oxford.

Kottler

11.4Дистанционная поддержка дисциплины. Связь с преподавателем по эл. почте vkolpachnikov@hse.ru

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


На некоторых практических занятиях необходима видеокамера для видеозаписи моделируемых консультаций и ролевых игр, а также телевизор для просмотра видеозаписей в целях обратной связи и рефлексии


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconДашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления
Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные...
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Основы психологического консультирования» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconТ. С. Шевцова Основы психологического консультирования
Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Основы гуманистической психотерапии»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология развития и возрастная психологии...

Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconХухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции
Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб пособие для студентов высш пед учеб, заведений. – М.:...
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Теория и методология современной психологии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconТемы рефератов по курсу «Консультативная психология»
Содержание и методика психологического консультирования в учреждениях здравоохранения
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения...
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»  для специальности 030300. 68 «Психология» iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика»...
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск