Скачать 288.89 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет психологии Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра Автор программы: Серкин В.П., д. психол. н., профессор, (vserkin@hse.ru) Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой __________________________________ В.А. Штроо Рекомендована секцией УМС «Психологи» «___»____________ 2013 г. Председатель __________________________________ В.А. Штроо Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь ________________________Е.Б.Старовойтенко Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300.68 – «Психология», обучающихся по программе бакалавриата. Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 030300.62 – Психология, уровень подготовки: бакалавр; рабочими учебными планами факультета психологии НИУ ВШЭ. 2. Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Экстремальная психология и психология катастроф» являются: 1. Подготовка студентов к квалифицированному самостоятельному использованию изучаемых понятий и методов в прикладной и теоретической деятельности. 2. Изучение основных понятий экстремальной психологии и психологии катастроф, позволяющих ориентироваться в литературе, выбирать и изучать информацию (специальную литературу, сетевые ресурсы и др.), необходимую для решения конкретных научных и прикладных профессиональных проблем. 3. Изучение особенностей поведения и деятельности человека в экстремальной ситуации и после нее. 4. Изучение возможных действий специалиста-психолога при работе с людьми, оказавшимися в экстремальной ситуации и постэкстремальной ситуации. 5. Изучение приемов экстренной психологической помощи. 6. Изучение возможностей оказания психологической помощи пострадавшим и их близким в период после экстремальной ситуации. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныРаздел «Экстремальная психология и психология катастроф» составлен на основе Образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 030300.62 – Психология, уровень подготовки: бакалавр. В результате освоения дисциплины студент должен: 1. Знать виды катастроф и экстремальных ситуаций. 2. Знать об особенностях психологического состояния, поведения и деятельности людей непосредственно в экстремальной ситуации. 3. Знать и уметь использовать приемы экстренной психологической помощи. 4. Иметь представление о деятельности специалиста-психолога в период сразу после экстремальной ситуации и в реабилитационный для потерпевших и их близких период. 5. Знать и уметь использовать принципы организации консультативной психологической помощи при неблагоприятных психических состояниях потерпевших и их близких. Компетенции, осваиваемые студентом, в процессе работы над курсом «Экстремальная психология и психология катастроф»:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору направления 030300.62 – «Психология», обучающихся по программам бакалавриата. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: основные психологические курсы (общая психология; возрастная психология; педагогическая психология; психология труда, инженерная психология и эргономика; медицинская психология; социальная психология; психология управления; психодиагностика; психологическое консультирование. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: пройти обучение по специальностям психологии не менее 2,5 лет. 5. Тематический план учебной дисциплиныЭкстремальная психология и психология катастроф. РУП, бакалавриат, 3 курс, 3-4 модуль, всего часов – 144, ауд. – 48 (лекц. – 24, практ. – 24), д/з – 1, зачет (4 единицы).
6. Формы контроля знаний студентов
Критерии оценки работы на семинарах: знание материала, умение сообщать материал, умение дополнять ответы, умение задавать существенные вопросы и формулировать проблему, умение готовить и презентовать доклады, посещаемость. Критерии оценки домашних заданий: знание заданного материала, умение изложить материал, обсуждать его, критически относиться. Критерии оценки письменного домашнего задания 1: умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные работы по теме, наиболее полные и современные работы по теме; умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями. Критерии оценки ответа на зачете: знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Критерии оценки письменного домашнего задания 1 (умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные работы по теме, наиболее полные и современные работы по теме, умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями)
В случае если домашнее задание 1 не было сдано в установленный срок, за него снижается оценка по следующей схеме: 1 день – снижение оценки на 1 балл; 2 дня – снижение оценки на 2 балла; 3 дня – снижение оценки на 3 балла; 4 дня – снижение оценки на 4 балла; 5 дней – снижение оценки на 5 баллов; 6 дней – снижение оценки на 6 баллов; 7 дней – снижение оценки на 7 баллов. Критерии оценки ответа на зачете (знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал)
7. Содержание дисциплиныТема 1 Основные понятия экстремальной психологии и психологии катастроф. Виды катастроф и чрезвычайных ситуаций (лекции – 4 часа, семинары – 2 часа, с/р – 12 часов) Объект, предмет, задачи и методы экстремальной психологии и психологии катастроф. Понятия: катастрофа, чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация. История психологии катастроф, причины увеличения количества катастроф. Виды катастроф и чрезвычайных ситуация, их основные классификации. Организационно-психологические причины техногенных катастроф. Горе, травма, смертельная болезнь, смерть близкого, насилие, угроза жизни, Основная литература по теме 1
Дополнительная литература по теме 1
Тема 2. Эмоциональные состояния и психогенные реакции (лекции – 4 час., семинары – 4 час., с/р – 8 час.) Эмоциональные состояния: страх, ужас, паника, тревога, агрессия, аффект, истерика, апатия, ступор, нервная дрожь, плач, двигательное возбуждение, бред, галлюцинации, стремление к самоубийству, психическая напряженность, реакции горя. Кризисы. Фрустрация и стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Психическая травма. Психогенные нервно-психические заболевания. Влияние экстремальной ситуации на спасателей, врачей, психологов и других специалистов. Психологические изменения личности военнослужащих. Основная литература по теме 2
Дополнительная литература по теме 2
Тема 3. Экстренная психологическая помощь (лекции – 2 часа, семинары – 6 час., с/р – 8 час.) Понятие экстренная психологическая помощь. Условия и принципы оказания экстренной психологической помощи. Психологические и психологические механизмы экстренной психологической помощи: воздействие, убеждение, понимание, социальные взаимодействия, механизмы обратной связи, смена доминанты, тренинговая работа. Экстренная психологическая помощь при различных эмоциональных состояниях. Алгоритм работы психолога в ситуации катастрофы. Основная литература по теме 3
Дополнительная литература по теме 3 Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 452 с. Тема 4. Психологическая реабилитация и социальная адаптация (лекции – 6 час., семинары – 4 час., с/р – 10 час.) Понятие о психологической реабилитации и социальной адаптации. Влияние экстремальных ситуаций на психическое состояние. Действие защитных механизмов. Изменение поведения, деятельности и отношений. Психологическая помощь при ПТСР. Психологическая помощь при реакциях горя. Психологическая помощь людям, пережившим насилие. Психологическая помощь при суицидальном поведении клиента. Психологическая помощь пострадавшим в результате терактов. Основная литература по теме 4
Дополнительная литература по теме 4
Тема 5. Экстремальные условия, адаптация и деятельность (лекции – 2 час., семинары – 2 час., с/р – 4 час.) Понятие «экстремальные условия деятельности». Экстремальные факторы внешних условий. Особенности и закономерности деятельности в экстремальных условиях. Психогенные факторы. Функциональные состояния человека. Готовность к деятельности в экстремальных условиях. Толерантность к экстремальным условиям. Психологическая поддержка в экстремальных условиях. Основная литература по теме 5
Дополнительная литература по теме 5 Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1991. – 96 с. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с. Тема 6. Самопомощь и саморегуляция (лекции – 2 час., семинары – 2 час., с/р – 4 час.) Общие принципы психологической помощи. Понятие «жизнестойкость», тренинг жизнестойкости. Психофизиологические методы, психологические методы, профилактика и психогигиена. Основная литература по теме 6
Дополнительная литература по теме 6
Тема 7. Методы регуляции и саморегуляции психических состояний (лекции – 4 час., семинары – 4 час., с/р – 8 час.) Саморегуляция, аутотренинг, медитация. Индивидуальные и тренинговые упражнения психической саморегуляции (ПСР). Памятки специалистам и родителям. Дизайн и интерьер, музыка, художественные произведения, запахи, организация активности. Основная литература по теме 7
Дополнительная литература по теме 7
8. Образовательные технологииЛекции, видеоматериалы, презентации материала, опрос на семинарах, обсуждение, дискуссии по актуальным проблемам, групповые разделенные дискуссии по классическим и актуальным проблемам, методы организации групповой мыслительной деятельности для попыток решения проблем, создание временных рабочих групп для подготовки сообщений, просмотр фрагментов фильмов. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента |
Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Программа дисциплины Теория и методология современной психологии... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68... | ||
Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии... | Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Программа «Психология труда, инженерная психология и эргономика»... Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300... | Программа дисциплины Экзистенциальный анализ воли для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Программа дисциплины Обучение и развитие персонала для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»... | ||
Программа дисциплины Общая психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"... | Программа дисциплины Общая психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Программа дисциплины «Основы гуманистической психотерапии» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | ||
Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | Программа дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения... | ||
Программа дисциплины Консультирование и коучинг персонала Факультет... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Программа дисциплины «Мастерство психологического консультирования»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |