Скачать 0.57 Mb.
|
Министерств Министерство экономического развития образования и торговли Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет-Высшая школа экономики Утверждаю Одобрена на заседании Научный руководитель кафедры общей и факультета психологии экспериментальной психологии Шадриков В. Д. ________ Зав. кафедрой Болотова А. К. _______ “___ ”_________ 200__ г. “___”__________ 200__ г. Программа дисциплины«Общая психология» для направления 521000 – «психология» (вторая ступень высшего профессионального образования) Москва, 2002 г. I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (Приказ МО РФ от 02.03.2000 N686 для дисциплин Федерального компонента). Индекс ОПД.Ф02. II. Пояснительная записка Авторы программы: д.п.н., проф. Шадриков В. Д., д.п.н., проф. Абульханова К. А., д.п.н., проф. Болотова А. К., асс. Рубан А. С. Требования к студентам: Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины, - знание анатомии и физиологии человека в объеме курса «Биология» для средней школы, включая знание формы и строения человеческого организма, составляющих его тканей, органов и систем, процессов жизнедеятельности; знакомство с основными терминами и понятиями в области гуманитарного знания и общественных наук. Аннотация: Общая психология - научная дисциплина, вскрывающая наиболее фундаментальные, наиболее глубокие и всеобъемлющие механизмы внутреннего, субъективного мира человека и его поведения, трудовой деятельности, отношения к окружающему миру. Общая психология сочетает в себе фундаментальные (теоретические и экспериментальные) и прикладные аспекты, выявляющие детерминанты психической активности человека, способы психологического воздействия и коррекции поведения личности в различных ситуациях, включая экстремальные. Никакая специализация в психологии без знания ее наиболее общих законов и правил невозможна. В основу курса общей психологии положены представления о творческой природе человеческой психики, которая рассматривается как способ и своеобразный инструмент познания действительности, решения неординарных задач и проблем человеческой деятельности, как механизм не только отражения, но и порождения действительности. Именно в этом аспекте авторы курса раскрывают основы общей психологии, где активность личности рассматривается прежде всего со стороны ее креативной творческой сущности. В программе показано, что проявление и воплощение творческого потенциала людей является основным источником социально-экономического совершенствования, развития культуры и цивилизации в целом. Именно индивидуальное своеобразие и творческая активность человека является существенным ресурсом развития общества. Предлагаемая программа обучения раскрывает основные понятия психологи, ее методологию и феноменологию, законы и правила, содержание внутреннего мира человека и включает такие разделы как: I. «Введение в психологию. Философско-методологические и естественно-научные основы психологии»; II. «Познавательная активность личности»; III. «Психология личности и деятельности». Программа полностью соответствует требованиям Госстандарта (Москва, 2000) по направлению 521000 «Психология». Основные понятия, направления, проблемы общей психологии и возможности их практического решения будут обсуждаться на семинарских и практических занятиях. Освоение основной и дополнительной литературы по каждой теме рекомендуется не только для докладов на семинарских и практических занятиях, но также для самостоятельной работы студентов над рефератами, эссе и при подготовке к контрольным работам. Кроме того, студентам предлагается самостоятельная работа над монографиями, а представленная в конце каждого раздела тематика эссе, рефератов и контрольных работ поможет выбрать направление самостоятельной работы при подготовке к основной отчетности по завершении учебной дисциплины по модульной системе. В самостоятельную работу студента входит также освоение теоретического материала и подготовка курсовых работ в конце учебного года (тематика курсовых по каждому разделу приводится в программе). Учебная задача дисциплины: Студенты факультета психологии на базе полученных знаний по общей психологии должны обладать фундаментальной естественно-научной подготовкой в области исследований психики человека, знаниями в овладении культурой и способами современного психологического мышления, необходимого в разных областях социальной практики. Это во многом гарантирует корректное и гибкое применение психологических знаний в практической сфере. Овладение курсом и базовыми знаниями по общей психологии поможет студентам в теоретическом и практическом освоении дополнительной специализации в одной из сфер профессиональной деятельности: организационной психологии или психотерапии. В результате изучения курса общей психологии студент должен знать: фундаментальные естественно-научные основы психологии, уметь ориентироваться в современных научных концепциях, уметь определять индивидуальные психологические особенности человека, его способности, признаки одаренности, иметь правильное представление о тенденциях развития психологической науки, ее месте в структуре современных знаний о мире, обладать навыками инструментального измерения характеристик психических процессов, состояний и личностных особенностей. Студенты должны уметь грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи и обладать определенными знаниями и готовностью к углубленной специализации в определенной области психологического знания по направлениям организационной психологии или психотерапии. Формы контроля: Текущий контроль: оценка степени усвоения учебного материала на практических занятиях и семинарах. Промежуточный контроль - проверка выполнения самостоятельных работ типа эссе, рефератов и контрольных заданий. Итоговый контроль – по модульной системе по результатам коллоквиума по завершении раздела и оценкам по контрольным работам и по самостоятельной работе. Итоговая оценка складывается из оценок промежуточного контроля и ответов на зачетах или экзаменах. Методика формирования итоговой оценки промежуточного контроля отражена в программе. По всем разделам курса общей психологии предусмотрено написание курсовой работы в конце учебного года. Оценка знаний студента выводится по балльной системе. Максимальное количество баллов, которое может набрать студент по данному курсу составляет 60 баллов, в том числе: а) оценка эссе и рефератов
б) выполнение контрольной/курсовой работы
в) ответы на семинарах
г) посещение занятий
- 50% – 10 баллов. д) сдача зачета/экзамена
- удовлетворительно – 5 баллов. Студенты, набравшие менее 30 баллов, считаются не выполнившими учебной программы по данной дисциплине. III. Содержание программы РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ЕСТЕССТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ. Тема 1. Общая характеристика психологии как наукиРазличные значения термина "психология". Общее представление о психике и ее изучении. Психика и психология. Научное и житейское психологическое знание. Психология и естественно-научное знание. Место психологии в системе наук о человеке. Психология и гуманитарные науки. Психология и социология. Психология и экология жизненного пространства человека. Психология и политология. Психология и культура. Психология и педагогика. Психология и социальные науки. Тема 2. Прикладное значение психологии. Психология и практика. Проблема психологической помощи и психологической поддержки личности. Инновационный смысл деятельности практического психолога. Психологическое содержание проявления и воплощения творческого потенциала людей. Творческая самореализация человека в профессиональной и общественной сфере. Рефлексивно-творческий потенциал человека. Психологическая помощь в ситуациях посттравматического стресса. Рефлексивно-гуманистическая психология как отрасль научного знания и ее основные принципы. Практическая и исследовательская психология. Тема 3. Введение в профессию психолога. Житейская, научная и практическая психология. Психология и социальный запрос общественной практики. Психология как профессия. Профессия психолога как существенный ресурс развития общества. Специфика и особенности профессиональной подготовки психолога. Психологи как профессиональное сообщество, основные специальности и психологические направления реализации потребностей общества в специалистах-психологах. Личность психолога-профессионала. Понятие хорошо функционирующей и самореализованной личности. Саморазвитие и творческая самореализация. Понятие рефлексии и личностного развития в профессиональной психологии. Супервизия и ее роль для психолога-профессионала. Профессиональная этика и профессиональный кодекс деятельности психолога. Сферы профессиональной деятельности психологов. Сертификация деятельности психолога-профессионала. Тема 4. Становление психологии как науки. Становление научной психологии, общая характеристика ее предмета и методов. Сравнительные особенности житейского и научного познания в психологии. Психология как естественно-научная и гуманитарная дисциплина. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания. Проблема выделения психологических фактов, взаимоотношения их научного объяснения и житейского представления о них. Взаимосвязь научной и житейской психологии, формы их сотрудничества. Научные факты и психологические закономерности в познании и объяснении общественных стереотипов, общепринятых заблуждений и социальных шаблонов. Тема 5 .Объект и предмет научной психологии. Историческая ретроспектива. Объект и предмет научного познания. Понятие предмета и объекта психологической науки. Основные подходы и различия представлений о предмете психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Донаучная психология и учение о душе. Психологическое знание в обыденной жизни. Примеры описаний, интерпретации и объяснительных принципов индивидуальных психологических различий, способов поведения в донаучной психологии. Античная философия и ее вклад в развитие представлений о душе. Аристотель, Гераклит, Демокрит и развитие учений о душевной субстанции. Философия Платона и психология. Проблема изучения сознания в философии Нового Времени. Открытие рефлекса. Рене Декарт. Ассоциативный объяснительный принцип (Спиноза Д. Локк). Интроспективный и объективный способ познания психических явлений. Проблема объективного метода в психологии. Основы научной психологии В. Вундта. Предмет и задачи психологии поведения. Основная схема изучения поведения в бихевиоризме, представление о научении. Переход к изучению сознания. Психология как наука о поведении. Порождение и функционирование сознательных (психических) представлений в реальном процессе жизни людей. Неосознаваемые процессы в поведении человека. Проблема бессознательного в психологии и его значение для развития современной психологической науки и практики. Тема 6. Современные представления о психологии и отрасли психологической науки и практики. Психология и общественные науки. Психология и педагогическая практика. Психология и управление человеческими ресурсами. Психология и экономика. Педагогическая психология. Возрастная психология. Психология пренатального развития. Детская психология. Специальная психология. Геронтологическая психология. Психология труда и эргономика. Инженерная психология. Космическая психология. Психология управления персоналом. Организационная психология. Экономическая психология. Социальная психология. Психология воздействия. Психология социального познания. Психология общения. Психология групп. Психология маркетинга. Корпоративная психология. Психология рекламы. Политическая психология. Психология и имеджиология. Психология PR. Прикладная психология. Консультативная психология. Служба психологической помощи и поддержки населения. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Телефон доверия. Психологическое консультирование и психотерапия. Практический психолог как психотерапевт. Психологические тренинги. Психологическое просвещение в целях оказания самопомощи. Юридическая психология. Пенитенциарная психология. Превентивная психология. Клиническая психология. Медицинская психология. Психология и фармакология. Нейрофармакология. Хронобиология. Хрономедицина и хронопсихолоия. Экологическая психология. Психология окружающей среды. Психология здоровья. Социальная экология. Видеоэкология. Тема 7. Возникновение и развитие психики. Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Проблема выделения критериев психического. Гипотеза о возникновении чувствительности как элементарной формы психического отражения. Психика как ориентировочная деятельность субъекта. Представление об эволюции психического отражения. Филогенез. Основные стадии развития психики и поведения животных: элементарная сенсорная, перцептивная психика. Общая характеристика инстинкта и примеры исследования инстинктивного поведения животных. Индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект. Понятие операции. Исследование интеллекта животных, функциональное использование орудий. Сравнение психики животных и человека. Этапы исторического развития психики. Совместная (трудовая) деятельность людей: ее основные характеристики и их филогенетические предпосылки. Трудовые действия и необходимость общественного сознания. Определение действия и его смысла. Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Материальная культура. Знаковая речь и развитие мышления. Этап онтогенетического развития психики. Врожденное приобретенное и врожденное наследственное. Биогенетические и социогенетические теории онтогенеза. Культурно-историческая теория развития психики в онтогенезе. Социализация личности и ее особенности в онтогенезе. Тема 8. Человек как субъект познания. Специфика психологического изучения познания. Деятельность, сознание, познание. Образ (представление) мира как условие деятельности человека. Познание и мотивация. Познавательная потребность. Познание как процесс, познавательные действия. Проблема адекватного познания реальности. Проблема выделения познавательных процессов. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Перцептивный образ и понятийный смысл. Психические процессы: память, внимание, воображение. Психология познания и когнитивная психология. Познавательная сфера человека и ее основные характеристики. Примеры фундаментальных проблем общей психологии. Психофизическая проблема. Культура и познание. Возможности и ограничения психологического знания. Тема 9. Методологические основы психологии. Общее представление о методологии науки. Методология психологии. Теория, метод и методика. Парадигма, классическая и постклассическая парадигма науки. Специфика психологического знания. Научное и ненаучное психологическое знание. Проблема объективности. Категории психологии: деятельность, отражение, личность, сознание и общение. Основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность. Структура психологических учений. Понятие о практической психологии. Инновационный смысл деятельности практического психолога, ее диалектический характер. Практическая психодиагностика и ее инструментарий. Психологические тесты: возможности и ограничения применения. Коррекционная и развивающая работа. Психологическая экспертиза и консультирование. Тема 10. Естественно-научные основы психологии. Место психологии в ряду естественнонаучных дисциплин. Основные понятия, единицы и структура внутреннего мира человека. Психология как наука XXI века. Элементы внешнего и внутреннего мира человека: от клетки Вирхова к нейронам Рамона-и-Кахаля, Хебба и далее - к нейрокомпьютерам. Нейропсихология как синтетическая дисциплина: вклад генетики, нейробиологии и психологии в ее становление. Взгляд на картину внутреннего мира человека - в ее пространственной и временной развертке. Кажущаяся ортогональность замыслов М. Н. Ливанова и Е. Н. Соколова. Вклад А. И. Опарина и В. И. Вернадского в эволюционную картину развития глобальных экосистем и человека. Информационная сфера, биосфера, ноосфера и человек. Тема 11. Психологические законы и константы. Долгий путь от феноменов и закономерностей к законам и константам психологии. Вильгельм Вундт и открытия экспериментальной психологии. Первые успехи (дробь Вебера, закон Фехнера) и открытия психофизиологии. Психологические закономерности в работах Меркеля, Дондерса, Эббингауза. Изучение памяти в экспериментальной психологии. Математические корреляты в экспериментальной психологии. Объемы внимания, памяти. Относительность константы Дж. Миллера. Закон скорости обработки информации У. Хика. Ограниченная сфера его действия. Законы психологии, определяющие поведение человека, и их идентичность законам физики. Г. Челпанов и отечественная психология. И. П. Павлов, В. М. Бехтерев и их роль в естественно-научном обосновании психологической науки. Тема 12. Специфика научного исследования.Житейски-эмпирическое, диагностическое и научное познание, их особенности, сходство и различие. Отличительные признаки научного познания: наличие специальных методов исследования; точность получаемых данных; воспроизводимость результатов; их новизна. Основные принципы научного познания: единство сознания и деятельности; психофизическое единство; объективность психологического исследования; генетический принцип; социально-исторический анализ деятельности человека; связь между теорией и практикой; ситуативный характер психологического исследования; влияние различных помех на результаты экспериментальных исследований в психологии. Тема 13: Элементы понятийного аппарата научного исследования. Измерения в психологии.Структура научного исследования: актуальность, объект, предмет, проблема (или цель), гипотеза, задачи, методика, новизна результатов, практическая значимость. Особенности диагностического обследования, структура диагностического обследования. Измерения в психологии. Шкалирование. Тестирование. Понятие репрезентативности, валидности, объективности. Надежность и достоверность исследований. Базовые методы исследования. Значение математических методов при обработке данных. Основные этапы организации психологического исследования. Тема 14. Классификация методов психологии. Группы методов – организационные, эмпирические, собственно практические методы психологии, методы описательной психологии, методы обработки данных. Особенности организационных методов, их способность устанавливать связи и зависимости между явлениями различного типа, дифференцирование организационных методов: сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Краткая характеристика и особенности применения эмпирических методов – общенаучных (наблюдение, эксперимент) и конкретно-научных (тесты, анализ продуктов деятельности, опрос). Система собственно практических методов - психологическая консультация, психологическая коррекция, психотерапия, психотренинг). Специфика методов описательной психологии – интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, интуиция, герменевтика. Количественный и качественный анализ материала и особенности интерпретации полученных данных. Тема 15. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования.Житейское, эмпирическое и научное наблюдение. Требования к научному наблюдению: целенаправленность, наличие плана, схемы или программы, систематичность, объективно выраженные показатели. Особенности научного наблюдения: а) возможность изучать психическое явление в естественных условиях его протекания; б) изучение психического явления в его целостности. Субъективизм как основной недостаток метода наблюдения. Эксперимент как основной метод научного исследования. Значение экспериментального метода для научной психологии. Особенности эксперимента (активность, моделирование, использование специальной аппаратуры). Содержательное многообразие типов эксперимента. Виды эксперимента. Недостатки эксперимента (искусственность экспериментальной ситуации, опасность установочных или фальсифицированных ответов). Устройство В. А. Петровского как пример использования специальных методических приемов при проведении эксперимента. Тема 16. Достоверные и артефактные выводы в экспериментальном исследовании. Понятие точности научных данных. Динамические (жесткие) и статистические (вероятностные) закономерности. Артефакты в экспериментальном исследовании: 1) Эффект плацебо. 2) Эффект Хоторна. 3) Эффект аудитории. 4) Эффект Пигмалиона или Розенталя. 5) Эффект первого впечатления. 6) Эффект Барнума. Тема 17. Дополнительные методы исследования в психологии. Экспериментально-генетический метод. Метод поперечных срезов. Лонгитюдные исследования. Формирующий эксперимент. Нейропсихологические и патопсихологические методы экспериментальных исследований (А. Р. Лурия). Метод синдромного анализа. Проективные методы исследования. Стимульный материал. Особенности интерпретации. Личностные опросники. Тест-опросники. Биографическая анкета-опросник. Опросники интересов. Интервьюирование и его особенности. Интервью свободное и структурированное или стандартизированное интервью. Тематика семинарских и практических занятий к темам 1,2,3,4. 1. Основные значения термина "психология". Определения психологии как науки Специфика психологии в системе наук о человеке.. 2. Описательная характеристика психических явлений: психические свойства, психические состояния, психические процессы, психосоматика. 3. Сравнение научной и житейской психологии, их взаимоотношение. 4. Место психологии в системе естественных, гуманитарных и точных наук. Значение научно-психологического знания в социально-экономическом развитии общества. 5. Психология и практика. Связь фундаментальных и прикладных психологических исследований. Прикладная психология и ее значение. Тематика семинарских и практических занятий к темам 5,6 .
2. Сознание как первый предмет научной психологии. Метафоры сознания. Явления и свойства сознания, примеры их исследования. 3. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения в психологии. Разновидности метода интроспекции. Субъективный отчет в исследованиях сознания и поведения. 4. Поведение как предмет психологии. Основные понятия, методы и задачи изучения поведения в психологии. 5. Сознательное и бессознательное в психологии. Бессознательное: его проявления. Явление и понятие установки. Тематика семинарских и практических занятий к теме 7,8,9.1. Принципы выделения отраслей психологического знания. 2. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности. 3. Профессиональные и этические принципы деятельности практического психолога. 4. Современная экологическая психология. Видеоэкология и проблемы урбанизации. 5. Специфические особенности сознательной деятельности. Познание и сознание: проблема образа мира. 6. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе: определение чувствительности (А.Н.Леонтъев). Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин). 7. Проблемы филогенеза. Элементарная (сенсорная) психика и инстинктивное поведение животных. 8. Перцептивная психика и индивидуально-изменчивое поведение живот-ных. Навыки интеллект, их характеристика.
Тематика семинарских и практических занятий к теме 10,11.1. Зарождение психологии как научно-естественной дисциплины. 2. Рефлекторная теория: Декарт, Сеченов, Бехтерев, Павлов. 3. Критика рефлекторной теории: Н.А.Бернштейн, И.С. Бериташвили, П.К. Анохин. 4. Структурная единица деятельности мозга – нейрон, его строение, закономерности функционирования. 5. Простая сенсомоторная реакция, реакции выбора - ключ к законам психики. 6. Трудности оценки объема памяти и ее быстродействия. 7. Константы и психологические закономерности: константа Тетсуняна, квант времени Гайсслера, формула Вебера – Фехнера, формула Стивенса. Тематика семинарских и практических занятий к темам 12,13,14.
Тематика семинарских и практических занятий к темам 15,16,17.
Самостоятельная работа студентов (тематика эссе, рефератов и контрольных работ)*:
15. Профессиональные и этические принципы деятельности психолога.
*Примечание: отдельные темы рефератов и эссе могут выбираться студентами самостоятельно по согласованию с преподавателем. Литература к 1 разделу: Основная: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997. 2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.,1992.
Дополнительная: 1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. (ридер) 2. Квин В. Прикладная психология. М., СПб., 2000. 3. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М., 2002. 4. Болотова А. К., Макарова И. В., Прикладная психология. М., 2001. 5.Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.
10. Петровский А. В. Краткий психологический словарь. М., 1997.
23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. М., 1981. 24. Зорина З. А.. Полетаева И. И. Зоопсихология. М., 2001. 25. Тинберген Н. Поведение животных М., 1980. Гл.6 (ридер). 26. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 2001. 27. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. 2-е изд. М., 1994. РАЗДЕЛ 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Тема 1. Человек как субъект познания. Специфика психологического изучения познания. Деятельность, сознание, познание. Образ (представление) мира как условие деятельности в нем и основа его познания. Познание и мотивация. Познавательная потребность. Познание как процесс, познавательные действия. Проблема адекватного познания реальности. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Чувственная ткань и предметное значение образа. Перцептивный образ и понятийный смысл. Универсальные психические процессы: память, внимание, воображение. Психология познания и когнитивная психология. Понятие когнитивной схемы. Познавательная сфера человека и ее основные характеристики. Культура и познание. Возможности и ограничения психологического знания. Тема 2. Ощущения и перцептивная деятельность. Ощущение как психическое явление. О природе ощущений. Особенности сенсорной и перцептивной сферы человека. Общая картина сенсорно-перцептивной сферы психики человека. Понятие об ощущении; его значение в деятельности человека. Понятие депривации и феномен сенсорного голода. Условия и механизм построения чувственного образа. Ощущения и перцептивная деятельность. Строение и функции анализатора. Традиционные и нетрадиционные виды ощущений. Общие свойства ощущений. Интермодальные ощущения. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений. Качество, продолжительность, интенсивность ощущений. Пространственная локализация ощущений. Чувствительность и ее измерение. Пороги чувствительности и активность субъекта. Адаптация и ее виды. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестизия. Упражнение и развитие сенсорных умений. Человек. Цвет. Пространство. Цветопсихология. Восприятие цвета. Цветовая динамика. Воздействие цвета на организм. Контрасты теплого и холодного в архитектуре. Цветовые рефлексы. Чередование цветов со временем. Из практики прикладной цветопсихологии. Важнейшие данные из учения о цвете и цветопсихологии. Цветовой круг и цветовая последовательность. Цветовой тест Люшера. |
Программа дисциплины физиология центральной нервной системы для направления 521000 Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | ||
Программа дисциплины Общая психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"... | Программа дисциплины Общая психология Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | ||
Программа дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68... | Программа и методические указания к курсу «Основы медицинских знаний»... «Основы медицинских знаний» для студентов специальности: 020400 «Психология», 031300 «Социальная педагогика» направление: 521000... | ||
Программа дисциплины «Общая психология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030900. 62... | Учебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины... Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,... | ||
Программа дисциплины Экономическая психология для направления 030300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | ||
Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... |