Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии





Скачать 361.94 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
страница1/4
Дата публикации23.10.2014
Размер361.94 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования­­­­­­­­­­­­­­­­

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

Профессор Ярыгин Н.В.

____________________________

«___»___________________2011г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии»

для студентов дневного факультета клинической психологии

для специальности 030302 - «Клиническая психология».




Кафедра Клинической психологии


Курс 3 Семестр 5
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«____» ______________2011г., протокол № ______

Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота


Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология»

«___» _________ 2011 г., протокол № ______
Председатель комиссии:

Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота


Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета

(ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2011 г., протокол №_____
Председатель ЦМС:

Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич
Цель и задачи дисциплины: усвоение студентами базовых теорий и методов психотерапии в их приложении к задачам клинической психологии, изучение методологических основ и теоретических проблем психотерапии, ознакомление с основными психотерапевтическими техническими приемами, обсуждение практических задач, стоящих перед клиническими психологами, использующими в своей деятельности различные теории, методы и приемы психотерапии, а также создание условий для роста профессионального самосознания студентов.
Курс в методическом плане представляет собой сочетание лекционных занятий, групповых дискуссий, элементов психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой.
Задачи дисциплины:

Обеспечить развитие у студентов коммутативной и психологической компетентности, коммуникативных навыков, а также усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

- Основные теоретические концепции и методы современной психотерапии в клинической психологии

- Базовые понятия, стратегии и техники психотерапевтической работы

- Психотерапия при личностных расстройствах

- Проблемы эффективности психотерапии. Критерии и методы ее оценки.

- Этические основы психотерапии

- Основные принципы и задачи различных направлений психотерапии

- Проблемы психотерапии к клинической психологии

- Сущность и цели психотерапии

- Психотерапевтическое взаимодействие психотерапевта и пациента

- Психотерапевтический процесс

- Психотерапевтический контакт

- Гуманистические личностно-профессиональные качества психотерапевта и их развитие

- Развитие моральных и нравственных качеств специалиста

- Создание эмоционально прочувственного отношения к изучаемому предмету, достижение перевода основных идей в «личностное знание», запускание в действие механизмов профессионального самосознания и самоисследования
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
А) Студент должен знать и уметь использовать:

- Личностные и профессиональные качества эффективного психотерапевта.

- Этические и правовые аспекты психотерапии.

- Стадии и психотерапии и основные теоретические подходы.

- Содержание работы психотерапевта.

- Интердисциплинарный и интегративный характер психотерапии.

- Взаимоотношения клинического психолога и пациента (клиента) в психотерапии.

- Основные базовые теории и методы психотерапии. Их классификация и подходы.

- Специальные вопросы и психотерапии (психотерапия в различных областях медицины: психиатрии и наркологии, в неврологии, в соматической медицине, в хирургии и стоматологии, психотерапия в детском, подростковом возрасте, в геронтологической практике).

- Организационные вопросы и психотерапии.

- Роль врача и клинического психолога в психотерапии.
Б) Студент должен иметь навыки:

- Овладения принципами и методами и методами психотерапии.

- Обоснованного выбора адекватного психотерапевтического подхода.

- Составления обоснованного плана психотерапии.

- Заключения психотерапевтического контракта.

- Диагностики и оценки состояния пациента (клиента).

- Анализа эффективности и адекватности проводимой психотерапии.

- Узнавания сопротивления и реагирования на сопротивление.

- установления психотерапевтических отношений (психотерапевтического альянса).

- Проведения начальной, средней и заключительной фаз психотерапии.

- Навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем-разрешающего и социально-поддерживающего поведения.

- Критического анализа изменений собственного мышления, эмоционального состояния и поведения в процессе психотерапии.

- Контроля над собственным психическим состоянием и реакциями в процессе психотерапии.

- Узнавания и отделения от процесса психотерапии собственных психологических проблем.
В) Студент должен иметь представление о:

- Индивидуальной и групповой психотерапии.

- Основных направлениях современной терапии в том числе:

- Психодинамической психотерапии (классическом психоанализе З. Фрейда,

динамической психотерапии, Юнгианской психотерапии, психотерапии по Адлеру, динамически ориентированном интегративном подходе, психотерапии, основанной на эмоциях, коммуникативном подходе к психоанализу и психотерапии, ограниченной во времени динамической психотерапии, краткосрочной психотерапии с использованием метода провоцирования тревоги, современных направлениях неопсихоанализа);

- Гуманистической и экзистенциальной психотерапии (психотерапии, центрированной на клиенте, экзистенциально-гуманистической психотерапии, экспериенциальной психотерапии, гештальт-терапии);

- Поведенческой психотерапии;

- Когнитивной психотерапии;

- Когнитивно-поведенческой психотерапии;

- Системной семейной психотерапии;

- Супружеской терапии;

- Кататимно-имажинативной психотерапии;

- Групповой психотерапии;

- Гипнотерапии и эриксоновской терапии;

- Аутотренинге;

- Телесно-ориентированной терапии;
- Арт-терапии;

- Игротерапии;

- Сказкотерапии;

- Терапии искусством и творческим самовыражением;

- Музыкотерапии;

- Супервизии в психотерапии

- Балинтовских группах

3. Объем дисциплины в виде учебной работы.
Вид учебной работы Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины 90

Аудиторные занятия: 51

Лекции 15

Практические занятия (СЗ) 36

Самостоятельная работа (СР) 39

Экзамены

Консультации

Формы текущего контроля: Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов схем, выполненных студентом самостоятельно.

Супервизия практической работы выполняемой студентами по парам или в группе.
4. Содержание дисциплины.
4.1 Разделы дисциплины в виде занятий.


№п\п

Вид учебной работы

Количество часов

Всего

Наименование разделов и тем курса

Лекции

ПЗ

СЗ

1.

Раздел 1. Психотерапия. Ее цели, задачи и основные направления.

Тема 1. Цели, задачи и подходы в психотерапии. Теория и процесс психотерапии.

Тема 2. Фазы психотерапии и структура взаимоотношений психотерапевта и клиента. Факторы лечебного действия психотерапии. Эффективность психотерапии. Интегративный характер психотерапии.

Тема 3. Медицинская и психологическая модели психотерапии

Тема 4. Психотерапия как предмет исследования

3
0.5

0.5
1
1

6
1

1
2
2





9
1.5

1.5
3
3


2.

Раздел 2. Базовые теории и техники психотерапии.

Тема 1 Концепции традиционной и модифицированной психоаналитической психотерапии

Тема 2. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия – основные понятия и методы

Тема 3. Гуманистическое и экзистенциальное направление психотерапии.

9
3

3
3

20
8

6
6




29
11

9
9

3.

Раздел 3. Виды психотерапии.

Тема 1.Патогенетическая психотерапия. Индивидуальная и групповая формы.

Тема 2. Групповая психотерапия.

Тема 3. Системная семейная психотерапия. Супружеская психотерапия.

Тема 4. Возрастные аспекты психотерапии. Психотерапия детей и подростков. Геронтологические аспекты психотерапии.

Тема 5. Место клинического психолога, осуществляющего психотерапевтическую практику в психиатрическом, неврологическом, наркологическом, кардиологическом, терапевтическом, хирургическом стационаре и в поликлинике. Стоматология и психотерапия.

3
0.5

0.5

0.5
0.5

1

10
2

2

2
2

2




13
2.5

2.5

2.5
2.5

3

Итого:

15

36




51



4.2 Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Психотерапия. Ее цели, задачи и основные направления.
Тема 1. Цели, задачи и подходы в психотерапии. Теория и процесс психотерапии

Данная тема предполагает усвоение студентами общей цели психотерапии как избавление пациента от эмоционального дистресса, помощь в изменении тех личностных особенностей и моделей поведения, которые препятствуют реализации внутреннего потенциала для плодотворной работы и созданию зрелых отношений с другими людьми, «использование профессиональных отношений для избавление от страданий и для личностного роста», помощи пациентам в том, чтобы справиться с рядом патологических симптомов и синдромов, а также предупредить переход донозологических состояний в нозологические, развиваться в направлении здоровья, а не болезни.

Студенты должны усвоить, что параллельно с общей целью психотерапии, каждый ее вид имеет свои специфические цели, которые рассматриваются в соответствующих разделах.

Студенты должны осознать, что при работе с пациентом общая цель психотерапии дифференцируется на ряд задач, а именно:

  1. психотерапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы;

  2. устранить эмоциональный дискомфорт;

  3. поощряет свободное выражение чувств;

  4. обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;

  5. помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам.

  1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Поддержка заключается в том, чтобы осознать и использовать свои силы и умения.

  2. Второй метод психотерапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.

  3. Третий метод заключается в том, что психотерапевт содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации) пациента, в результате чего пациент начинает лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

Студенты должны уяснить, что, несмотря на различия в теориях, целях и процедурах, психотерапия сводится к тому, что один человек пытается помочь другому (даже в случаях, когда речь идет о групповой терапии). Все методы лечения имеют некоторые общие составляющие.

  1. Человек, который страдает и ищет облегчения от своей проблемы. Это – клиент, или пациент.

  2. Человек, который, благодаря обучению или опыту воспринимается, как способный воспринимать помощь. Это – терапевт.

  3. Теория, которая используется для объяснения проблем пациента.

  4. Набор процедур для решения проблем пациента.

  5. Специально социальное отношение между клиентом и терапевтом, которое является помогающим и позволяет пациенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Отношение является фактором, характерным для всех форм лечения. В психотерапии фактор отношения является наиболее важным, чем другие факторы.

В данной теме студент получает первое представление об основных направлениях в психотерапии, как то психодинамическом подходе, феноменологическом подходе, поведенческом подходе, когнитивной и когнитивно-поведенческой терапии, поведенческой терапии, гуманистической, экзистенциальной и клиент-центрированной терапии. Даются общие представления о разнообразии подходов и методов в психотерапии. Приводятся примеры.

Студенту необходимо получить ясное представление о процессе психотерапии и о базовых теориях психотерапевтического процесса. Студенты знакомятся с динамической теорией личности, понятиями «бессознательное», «конфликт и защитные механизмы», уясняют себе суть самопереживания и самонаблюдения, раскрывающей и соподдерживающей психотерапии, стратегии и тактики в психотерапии. Эта же тема предусматривает усвоение студентами понятий «пациент» и «терапевт», а также уяснение таких вопросов как: При каких обстоятельствах и почему люди обращаются к психотерапевту? Представления пациента о психотерапии; Надежды и опасения пациента на момент начала психотерапии; Характеристики пациента, от которых зависит исход психотерапии; Характеристики, не связанные с результатом психотерапии; Что такое «хороший» психотерапевт? Навыки межличностного взаимодействия психотерапевта; Личностные характеристики психотерапевта; Характер взаимодействия психотерапевта и пациента.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив)...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре...
Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности...
Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconУчебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине ««психиатрия и наркология»...
«Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», освоить принципы его применения на практике
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconПсихофизиологические особенности адаптации студентов средних специальных...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconОсипов В. Перевод с английского: Темергалиева Э. Редактор: Чевтпаева...
Яньшин П. В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – Спб : Питер, 2004. – 336 с: ил. – (Серия «Практикум...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconУчебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология»
Кафедра детских болезней педиатрического факультета с курсом детской неврологии и медицинской генетики
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии...
Опд государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Психология»,...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск