Скачать 361.94 Kb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, Профессор Ярыгин Н.В. ____________________________ «___»___________________2011г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии»для студентов дневного факультета клинической психологиидля специальности 030302 - «Клиническая психология».Кафедра Клинической психологииКурс 3 Семестр 5 Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «____» ______________2011г., протокол № ______ Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология» «___» _________ 2011 г., протокол № ______ Председатель комиссии: Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2011 г., протокол №_____ Председатель ЦМС: Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич Цель и задачи дисциплины: усвоение студентами базовых теорий и методов психотерапии в их приложении к задачам клинической психологии, изучение методологических основ и теоретических проблем психотерапии, ознакомление с основными психотерапевтическими техническими приемами, обсуждение практических задач, стоящих перед клиническими психологами, использующими в своей деятельности различные теории, методы и приемы психотерапии, а также создание условий для роста профессионального самосознания студентов. Курс в методическом плане представляет собой сочетание лекционных занятий, групповых дискуссий, элементов психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой. Задачи дисциплины: Обеспечить развитие у студентов коммутативной и психологической компетентности, коммуникативных навыков, а также усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: - Основные теоретические концепции и методы современной психотерапии в клинической психологии - Базовые понятия, стратегии и техники психотерапевтической работы - Психотерапия при личностных расстройствах - Проблемы эффективности психотерапии. Критерии и методы ее оценки. - Этические основы психотерапии - Основные принципы и задачи различных направлений психотерапии - Проблемы психотерапии к клинической психологии - Сущность и цели психотерапии - Психотерапевтическое взаимодействие психотерапевта и пациента - Психотерапевтический процесс - Психотерапевтический контакт - Гуманистические личностно-профессиональные качества психотерапевта и их развитие - Развитие моральных и нравственных качеств специалиста - Создание эмоционально прочувственного отношения к изучаемому предмету, достижение перевода основных идей в «личностное знание», запускание в действие механизмов профессионального самосознания и самоисследования Требования к уровню освоения содержания дисциплины. А) Студент должен знать и уметь использовать: - Личностные и профессиональные качества эффективного психотерапевта. - Этические и правовые аспекты психотерапии. - Стадии и психотерапии и основные теоретические подходы. - Содержание работы психотерапевта. - Интердисциплинарный и интегративный характер психотерапии. - Взаимоотношения клинического психолога и пациента (клиента) в психотерапии. - Основные базовые теории и методы психотерапии. Их классификация и подходы. - Специальные вопросы и психотерапии (психотерапия в различных областях медицины: психиатрии и наркологии, в неврологии, в соматической медицине, в хирургии и стоматологии, психотерапия в детском, подростковом возрасте, в геронтологической практике). - Организационные вопросы и психотерапии. - Роль врача и клинического психолога в психотерапии. Б) Студент должен иметь навыки: - Овладения принципами и методами и методами психотерапии. - Обоснованного выбора адекватного психотерапевтического подхода. - Составления обоснованного плана психотерапии. - Заключения психотерапевтического контракта. - Диагностики и оценки состояния пациента (клиента). - Анализа эффективности и адекватности проводимой психотерапии. - Узнавания сопротивления и реагирования на сопротивление. - установления психотерапевтических отношений (психотерапевтического альянса). - Проведения начальной, средней и заключительной фаз психотерапии. - Навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем-разрешающего и социально-поддерживающего поведения. - Критического анализа изменений собственного мышления, эмоционального состояния и поведения в процессе психотерапии. - Контроля над собственным психическим состоянием и реакциями в процессе психотерапии. - Узнавания и отделения от процесса психотерапии собственных психологических проблем. В) Студент должен иметь представление о: - Индивидуальной и групповой психотерапии. - Основных направлениях современной терапии в том числе: - Психодинамической психотерапии (классическом психоанализе З. Фрейда, динамической психотерапии, Юнгианской психотерапии, психотерапии по Адлеру, динамически ориентированном интегративном подходе, психотерапии, основанной на эмоциях, коммуникативном подходе к психоанализу и психотерапии, ограниченной во времени динамической психотерапии, краткосрочной психотерапии с использованием метода провоцирования тревоги, современных направлениях неопсихоанализа); - Гуманистической и экзистенциальной психотерапии (психотерапии, центрированной на клиенте, экзистенциально-гуманистической психотерапии, экспериенциальной психотерапии, гештальт-терапии); - Поведенческой психотерапии; - Когнитивной психотерапии; - Когнитивно-поведенческой психотерапии; - Системной семейной психотерапии; - Супружеской терапии; - Кататимно-имажинативной психотерапии; - Групповой психотерапии; - Гипнотерапии и эриксоновской терапии; - Аутотренинге; - Телесно-ориентированной терапии; - Арт-терапии; - Игротерапии; - Сказкотерапии; - Терапии искусством и творческим самовыражением; - Музыкотерапии; - Супервизии в психотерапии - Балинтовских группах 3. Объем дисциплины в виде учебной работы. Вид учебной работы Всего часов Общая трудоемкость дисциплины 90 Аудиторные занятия: 51 Лекции 15 Практические занятия (СЗ) 36 Самостоятельная работа (СР) 39 Экзамены Консультации Формы текущего контроля: Тестовый контроль (письменная контрольная работа). Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения). Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия. Предоставление рефератов схем, выполненных студентом самостоятельно. Супервизия практической работы выполняемой студентами по парам или в группе. 4. Содержание дисциплины. 4.1 Разделы дисциплины в виде занятий.
4.2 Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Психотерапия. Ее цели, задачи и основные направления. Тема 1. Цели, задачи и подходы в психотерапии. Теория и процесс психотерапии Данная тема предполагает усвоение студентами общей цели психотерапии как избавление пациента от эмоционального дистресса, помощь в изменении тех личностных особенностей и моделей поведения, которые препятствуют реализации внутреннего потенциала для плодотворной работы и созданию зрелых отношений с другими людьми, «использование профессиональных отношений для избавление от страданий и для личностного роста», помощи пациентам в том, чтобы справиться с рядом патологических симптомов и синдромов, а также предупредить переход донозологических состояний в нозологические, развиваться в направлении здоровья, а не болезни. Студенты должны усвоить, что параллельно с общей целью психотерапии, каждый ее вид имеет свои специфические цели, которые рассматриваются в соответствующих разделах. Студенты должны осознать, что при работе с пациентом общая цель психотерапии дифференцируется на ряд задач, а именно:
При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам.
Студенты должны уяснить, что, несмотря на различия в теориях, целях и процедурах, психотерапия сводится к тому, что один человек пытается помочь другому (даже в случаях, когда речь идет о групповой терапии). Все методы лечения имеют некоторые общие составляющие.
В данной теме студент получает первое представление об основных направлениях в психотерапии, как то психодинамическом подходе, феноменологическом подходе, поведенческом подходе, когнитивной и когнитивно-поведенческой терапии, поведенческой терапии, гуманистической, экзистенциальной и клиент-центрированной терапии. Даются общие представления о разнообразии подходов и методов в психотерапии. Приводятся примеры. Студенту необходимо получить ясное представление о процессе психотерапии и о базовых теориях психотерапевтического процесса. Студенты знакомятся с динамической теорией личности, понятиями «бессознательное», «конфликт и защитные механизмы», уясняют себе суть самопереживания и самонаблюдения, раскрывающей и соподдерживающей психотерапии, стратегии и тактики в психотерапии. Эта же тема предусматривает усвоение студентами понятий «пациент» и «терапевт», а также уяснение таких вопросов как: При каких обстоятельствах и почему люди обращаются к психотерапевту? Представления пациента о психотерапии; Надежды и опасения пациента на момент начала психотерапии; Характеристики пациента, от которых зависит исход психотерапии; Характеристики, не связанные с результатом психотерапии; Что такое «хороший» психотерапевт? Навыки межличностного взаимодействия психотерапевта; Личностные характеристики психотерапевта; Характер взаимодействия психотерапевта и пациента. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив)... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Программа включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре... Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»... | Рабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности... Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической... В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с | Рабочая учебная программа по дисциплине ««психиатрия и наркология»... «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», освоить принципы его применения на практике | ||
Психофизиологические особенности адаптации студентов средних специальных... ... | Осипов В. Перевод с английского: Темергалиева Э. Редактор: Чевтпаева... Яньшин П. В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – Спб : Питер, 2004. – 336 с: ил. – (Серия «Практикум... | ||
Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» Кафедра детских болезней педиатрического факультета с курсом детской неврологии и медицинской генетики | Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Опд государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Психология»,... | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности |