Скачать 172.52 Kb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, Профессор Ярыгин Н.В. ____________________________ «___»___________________2007 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Психология реабилитации и восстановления ВПФ»для студентов дневного факультета клинической психологиидля специальности 030302 - «Клиническая психология».Кафедра Клинической психологииКурс 3 Семестр 6 Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «____» ______________2007г., протокол № ______ Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология» «___» _________ 2007 г., протокол № ______ Председатель комиссии: Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2007 г., протокол №_____ Председатель ЦМС: Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич Введение В дисциплине впервые освещаются общие вопросы реабилитации с определениями в медицинском, социальном и психологическом аспектах. Особенностями реабилитационного обследования и диагноза. Впервые представлены дифференцированные представления о мозговом инсульте, черепно-мозговых травмах и последствиях постоперационного периода. Кроме того, инновацией программы является организация реабилитационной помощи в зависимости от возраста (у детей, взрослых, и лиц пожилого возраста).
Цель: ознакомление студентов с нейропсихологической реабилитацией больных с органическими поражениями мозга различной этиологии (опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы, инсульты и др.) и обучение принципам восстановления нарушенных патологическим процессом мозга высших психических функций – речи и мышления, внимания и восприятия, памяти и конструктивной деятельности и др. Методы восстановления и диагностики динамики восстановления. Задачи: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
Коммуникативность
Компетентность
а) Студень должен знать и уметь использовать:
б) Студент должен иметь навыки:
в) Студент должен иметь представление о:
г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: анатомии ЦНС, общей психологии, введению в клиническую психологию, нейропсихологии, психиатрии, неврологии.
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Общие вопросы восстановления психических процессов и нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями ВПФ. Морфофизиологическая и функциональная организация головного мозга. Краткий анализ разных форм нарушения ВПФ, зависимость клинической картины, механизма и синдрома нарушения от топики поражения мозга. Раздел 2. Учение о восстановлении ВПФ. История и современный подход. Теоретические концепции и практика. История развития учения о локализации ВПФ в головном мозге и решение проблемы возможностей и путей восстановления ВПФ. Функциональные блоки в структуре мозга. Раздел 3. Нейропсихологическая реабилитация больных с нарушением психических процессов. История развития проблемы реабилитации. Проблемы терминологии. Системный подход в реабилитации Раздел 4. Анализ и характеристики нарушений ВПФ: виды нарушений, синдромы, факторы, системность. Научные основы восстановительного обучения. Современные представления о генезисе и строении ВПФ. Принципы восстановительного обучения. История развития технологии и методов восстановительного обучения. Раздел 5. Психология речи. Афазия. Слово и его роль в речи и психике человека. Речь и мозг: локализация речи, функциональные системы. Принципы выделения форм афазии. Раздел 6. Восстановительное обучение: методологические и теоретические основы. Научные методы восстановительного обучения. Новое учение о локализации ВПФ в головном мозге (о системной и динамической локализации). Принципы восстановительного обучения. Анализ современного подхода к возможности восстановления речи при афазии. Раздел 7.Пути восстановления Снятие диашиза, викариат, методы восстановительного обучения. Направленность, адекватность и научная обоснованность методов. Социально-психологический аспект восстановительного обучения. Тематический план лекций. 2 курс, 4 семестр 1. Краткий анализ разных форм нарушения ВПФ, зависимость клинической картины, механизма и синдрома нарушения от топики поражения мозга. Социальный аспект восстановления нарушенных ВПФ. 2. Теоретические концепции и практика восстановления ВПФ. История развития учения о локализации ВПФ в головном мозге. Современное учение о системной динамической локализации ВПФ. Пути восстановления высших психических процессов после локальных поражений мозга. 3.История развития проблемы реабилитации. Терминология. 5. Функции речи. Материальные основы и виды речи. Речь и невербальные формы общения. Речь и язык. Речь и мозг: локализация речи, функциональные системы. Афазия. Другие виды нарушений речи. 6. Научные основы восстановительного обучения. Поведенческие функциональные системы и их характеристики. История развития учения о системной и динамической локализации ВПФ в головном мозге. Теоретико-методологические принципы восстановительного обучения (по Л.С.Цветковой). История развития методик (технологии) и методов (техники) восстановительного обучения. Анализ современного подхода а возможности восстановления речи при афазии. Влияние афазии на личность, поведение и систему отношений больного. 7. Адекватность нейропсихологических методов восстановительного обучения механизму и структуре дефекта. Анализ методов восстановления устной экспрессивной и импрессивной речи при моторных и сенсорных формах афазии. Эмпирический и научный подход к восстановлению функций. 4.3. Тематический план практических занятий по семинарам. 3 курс, 6 семестр
4.5. Самостоятельная работа студентов
Не предусмотрен.
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет (в конце 6 семестра). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию. Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации и восстановления ВПФ» Петраковой Т.И., доцентом кафедры клинической психологии факультета клинической психологии с использованием программы, используемой на факультете психологии МГУ им.М.В.Ломоносова. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив)... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности... Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№... | Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Опд государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Психология»,... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «психология реабилитации и восстановления впф» Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова | Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» Кафедра детских болезней педиатрического факультета с курсом детской неврологии и медицинской генетики | ||
Кафедра общей и клинической психологии Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М. Е. Волчанский, В. В.... | Рабочая учебная программа по дисциплине ««психиатрия и наркология»... «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», освоить принципы его применения на практике | ||
Социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский... Методические указания предназначены для студентов отделения Клиническая психология и отделения Социальна работа Факультета социальной... | Учебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности» | ||
Программа дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения... | Программа включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре... Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»... |