Скачать 213.47 Kb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, Профессор Ярыгин Н.В. ____________________________ «___»___________________2007 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Суицидология» (электив)для студентов дневного факультета клинической психологиидля специальности 030302 - «Клиническая психология».Кафедра Клинической психологииКурс 3 Семестр 6 Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «____» ______________2007г., протокол № ______ Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология» «___» _________ 2007 г., протокол № ______ Председатель комиссии: Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2007 г., протокол №_____ Председатель ЦМС: Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич
Актуальной темой клинической психологии является профилактика суицидального поведения. И хотя данные статистики до сих пор неутешительны (800 тыс. завершённых суицидов и от 8 до 30 млн. попыток суицида за один год по всему миру), в то же время в нашей стране и за рубежом открываются и активно работают по предупреждению суицидоопасного поведения различные службы (кризисные центры, телефоны доверия и т.п.). Совершенствуются методы диагностики суицидальных намерений, анализируются причины и факторы суицидального поведения, разрабатываются психотерапевтические и психокоррекционные программы для работы с людьми, которые относятся к группе риска. Известно, что попытки самоубийства чаще совершают психически здоровые люди, находящиеся в трудоспособном возрасте. При этом, по мнению ведущих специалистов, суицидальное поведение не всегда и не всецело определяется тяжестью жизненной ситуации. Развитие суицидальных реакций, а нередко и самих психотравмирующих ситуаций, связано с наличием внутриличностных факторов, определенных неадаптивных установок, которые в неблагоприятных условиях могут провоцировать возникновение межличностных конфликтов и суицидального поведения. Таким образом, прогнозирование суицидального поведения с целью первичной и вторичной профилактики суицида становятся одной из основных задач медицинских, образовательных и социальных учреждений. Крайне важно, не только своевременное выявление лиц с высокой вероятностью совершения суицида, но и оценка уровня суицидального риска у лиц, уже совершивших попытку самоубийства. Следовательно, введение курса «Суицидология» является необходимым при подготовке клинических психологов. Данная дисциплина изучается на 3 курсе в 6-ом семестре и завершается зачётом. В процессе обучения обеспечивается контроль теоретических и практических знаний на основе балльно-рейтинговой системы, которая позволяет оценить результаты учебной деятельности студентов на лекциях, семинарах, практических занятиях, в освоении практических навыков, в контрольных и самостоятельных работах. II. ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СУИЦИДОЛОГИЯ» Программа подготовлена и составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология». 1. Цель и задачи дисциплины. 1.1 Целью дисциплины является усвоение слушателями базовых теорий и методов cуицидологии в их приложении к задачам клинической психологии, изучение методологических основ суицидологии, ознакомление с основными психотерапевтическими техническими приемами в работе с суицидом, обсуждение практических задач, стоящих перед клиническими психологами, использующими в своей деятельности современные практические методы и приёмы. Курс в методическом плане представляет собой практические занятия в сочетании с лекционными элементами, групповые дискуссии, психологические тренинги с демонстрацией практических упражнений. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой. 1.2 Задачи дисциплины. 1. Обеспечить усвоение учащимися теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
2. 1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. А. Учащиеся должны знать и уметь использовать:
Б. Учащийся должен иметь навыки:
3. Объем дисциплины в виде учебной работы.
Формы текущего контроля:
4. Содержание дисциплины. 4.1 Разделы дисциплины в виде занятий.
4.2 Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Теория суицидологии. Тема 1. Введение в суицидологию. История вопроса. Учащимся необходимо изучить основные теории и историю суицидологии для того, чтобы помочь выявлению и пониманию людей с суицидальными тенденциями. Слушателям даётся представление, что по вопросу о суицидах не существует полного согласия даже между религиями и крупными теоретиками в разных исторических эпохах и в современности. Представители различных научных направлений, последователи многочисленных психологических школ рассматривают его под различными углами зрения: Зигмунд Фрейд, Карл Меннингер, Альфред Адлер, Карл Юнг, Джеймс Хиллмен, Герри Стек Салливен, Карен Хорни, Эмиль Дюркгейм, Норман Фейбероу, Эдвин Шнейдман, А. Альварес, Элизабет Кюблер-Росс и др. Тема 2. Типология самоубийств. Учащиеся изучают различные типы суицида. Учатся выделять ненамеренный, полунамеренный, намеренный суицид; хроническую форму самоубийства; локальное самоубийство; органическое самоубийство (СПИД, онкология и др.). Рассматривают в понятиях суицидологии такие явления, как автоцид, алкоголизм, наркомания. Знакомятся со статистикой и демографией самоубийств, с выбором метода суицидентами, с историческими и современными данными, точками зрения по данному вопросу. Раздел 2. Психодиагностика суицидной личности. Тема 1. Характеристики совершающих самоубийство. Факторы риска. Учащимися изучаются следующие вопросы на теоретическом и практическом материале: Суицидальные факторы: стресс, психотравма; прогрессирующая болезнь; экономические неурядицы; потеря близкого; семейные факторы; эмоциональные нарушения; нарушение поведения; психические заболевания. Группа риска по суициду. Суицидально опасная референтная группа. Учащиеся анализируют схемы обследования, составляют анкеты, вопросы к беседе для диагностики факторов риска суицидального поведения. Тема 2. Классификация суицидального поведения. Учащиеся изучают классификацию суицидального поведения. Антивитальное переживание. Внутреннее суицидальное поведение: Пассивные суицидальные мысли. Суицидальные замыслы. Суицидальные намерения. Внешние формы суицидального поведения: Подготовка к суициду. Суицидальная попытка. Завершенный суицид. Суицидальная угроза, манипуляция. Типы личностного смысла, мотивы: Протест, месть. Призыв. Избегание (наказания, страданий). Самонаказание. Отказ. Типы суицидоопасных личностных реакций: пессимистическая, реакция отрицательного баланса, реакция дезорганизации, реакция эмоционального дисбаланса, реакция демобилизации, реакция оппозиции. Учащиеся определяют факторы защиты от суицида; работают в группах по пять человек, обсуждают и объединяют факторы защиты в единый список. Тема 3. Особенности суицидального поведения детей и подростков. Учащимися изучаются следующие вопросы на теоретическом и практическом материале: Восприятие жизни и смерти в онтогенезе. Суицидные угрозы у маленьких детей. Подростковый суицид. Наследственность, отсутствие привязанности, импульсивность, нарушение функции самоконтроля, патологические зависимости. Детские и подростковые депрессии. Различные девиации и психические нарушения в подростковом периоде. Учащиеся составляют «Устав жизнестойкого подростка», учитывая факторы защиты, возрастные особенности. Тема 4. Оценка вероятности суицида. Предупреждающие знаки. На практическом занятии учащимися анализируются: Динамика суицида. Пресуицид. Особенности пресуицида. Значение суицидальной попытки. Постсуицидальное состояние, виды постсуицида: Критический. Манипулятивный. Аналитический. Суицидально-фиксированный. Ближайший, ранний, поздний. Учащимися определяются предупреждающие знаки: знаки, показывающие предпосылки к формированию суицидального поведения; знаки, требующие психологического вмешательства. Раскрываются сложности профилактики повторных суицидов. Рассматривается использование письменного договора, помощи других специалистов. Предлагается анализ материала видиопособия «Как работать с суицидальными детьми и подростками» доктор соц. работы Патрисия Бэйкер (США) Раздел 3. Психотерапия и психокоррекция в суицидологии. Тема 1. Терапевтическая беседа в пресуициде. Тренинг позволяет учащимся в беседе создавать позицию личной свободы и ответственности за принятие решения у клиента. Используются приёмы: выслушивания; снятия синдрома исключительности; эстетический подход; напоминания о детях, родителях; обесценивание ситуации в масштабах жизни; взвешивание; метод контрастирования; использование опыта решения проблем; рациональная терапия (структурирование); уверенность в потенциале; перемена масштаба (доведение до абсурда); провокативный метод; позитивное будущее (терапия надеждой); помощь другим; расширение круга интересов. Тема 2. Беседа по телефону в пресуициде. Учащиеся на тренинге получают опыт использовать метод беседы в телефонном разговоре, учатся использовать вербальные и невербальные, осознаваемые и неосознаваемые техники для снижения негативных эмоциональных переживаний. Учащиеся исследуют по аудиозаписям тип личности, перспективы разговора; учатся создавать терапевтическую динамику в разговоре с клиентом по телефону, сохраняя эмоциональную стабильность и психологическую устойчивость собственной личности.Тема 3. Беседа после суицидной попытки (постсуицид). Тренинг позволяет у слушателей сформировать представление о различиях в типах постсуицидов на примерах беседы. Они учатся задавать косвенные вопросы по исследованию состояний и намерений клиента. Учащиеся знакомятся с техниками из программы «Лицом к лицу со смертью», с медитативными техниками, с построением программы «Возрождение и возвращение в жизнь». Тема 4. Методы, снижающие уровень агрессивности, негативных эмоциональных, травмирующих переживаний. Учащиеся на практическом занятии учатся использовать метод кататимного переживания образов; метод десенсибилизаии и переработки движением глаз (Ф.Шапиро, 1987). Упражнения проводятся в тройках: психотерапевт, клиент, супервизор. Учащиеся учатся рефлексировать себя и других; анализировать и обсуждать процесс и методы интенсивной психотерапии учитывая этические требования группы. Тема 5. Методы, направленные на работу с кризисным состоянием личности. Пересмотр ценностей. Тренинг помогает учащимся использовать клиентцентрированную (роджеровскую) психотерапию для работы по профилактике суицида. Уделяется внимание полной проработке четырёх этапов субъективного переживания кризиса. Использование техник гештальт-терапии эффективно в работе с тревожными, фобическими и депрессивными расстройствами. Основная особенность техник- переход в психологическом плане на противоположный полюс (техника разотождествления, психодраматические техники и др.). Тема 6. Переформирование негативных убеждений. Учащиеся практически отрабатывают техники когнитивной и рациональной терапии в пресуициде и постсуициде. Используют составление метафор в различных схемах. Учатся принимать убеждения клиента, находить вместе с ним уязвимые места, иррациональность. Практикуются в техниках ведения клиента без подавления и осуждения. Учитывая этапы и личностную готовность. Тема 7. Тренинговая программа построения позитивного будущего. Используются методы визуальной терапии, техники НЛП. Учащиеся учитывают и включают в построение программы общение с близкими, просмотр позитивных фильмов, чтение книг, помощь другим людям с суицидальными намерениями. Используют детские мечты, творческие занятия для расширения интересов, круга общения (рисование, хор и пр.). Учащиеся ориентируют тренинговые программы на суицидентов с зависимостями. Тема 8. Поиск внутренних и внешних ресурсов. Техники активизирующие ресурсные состояния. Учащиеся знакомятся с интегративной трансперсональной психотерапией, в основе которой лежит интеграция элементов дыхательных техник, телесноориентированной терапии, арттерапии и психосинтеза, которые взаимодополняют друг друга, что позволяет вести работу на глубинном уровне, добиваться отреагирования на телесном и эмоциональном уровне. Работа с суициндентами ВИЧ-инфицированными, с онкологическими заболеваниями. Тема 9. Профилактика повторных суицидов. Обучение самопомощи. Учащиеся изучают вопросы относящиеся к риску повторных суицидов, учатся использовать методы самопомощи в эмоциональном кризисном и депрессивном состоянии. Применяют психо-физиологические приёмы (дыхание в состояние аффекта, точечный массаж, аромотерапию), а также методы самовнушения, вербальных установок, аутогенную тренировку и др. Раздел 4. Социальная адаптация как метод восстановления. Тема 1. Социальное единство и личностное самоопределение. Учащиеся изучают социально-психологическую дезадаптацию, нарушение механизмов взаимосвязи личности и среды, внутриличностные изменения, изменения в сфере ближайшего окружения. В докладах представлены исторические, религиозные направления по данному вопросу. Учащиеся участвуют в диспуте о роли социума в личностном самоопределении. Тема 2. Работа с семьёй суицидной личности. Коммуникативная функция семьи. Семейная диагностика: выявление супружеских или семейных нарушений, “патогенных семейных отношений”. Возникновение в семье суицидальной ситуации. Выяснения причин: рождение или смерть членов семьи, заключение брака, изменение экономического статуса семьи, переезд в другой город, болезнь и т.д. Суицидоопасные ситуации в семье (позиция человека, оказавшегося в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родственников; чувство изолированности, когда человек сам старается отстоять свою автономию и др.). Тема 3. Медико-психологическое сотрудничество. Отношение медицины к суициду. Эвтаназия: «за» и «против». Учащимся необходимо знать, что для полного понимания проблемы необходим системный анализ взаимоотношений человека и его жизненного финала, построение модели всего комплекса условий и факторов (наследственно-биологических, психологических и др.) суицида в их развитии. Помочь суицидентам может психолог и врач, используя свои профессиональные знания и умения, дополняя друг друга, применяя психотерапевтические методы и медикоментозное лечение. Учащиеся изучают этические, юридические и психологические стороны сотрудничества. Тема 4. Итоговый разбор примеров суицида (видео). Используется демонстрация видопособия «Как работать с суицидальными детьми» ЦПП «Катарсис». Предлагается фрагмент разбора примера суицида девочки-подростка и терапия. Ведущие: Доктор психологии Мэри Алворд (США), доктор соц. работы Патрисия Бэйкер (США). А так же рабочие видеоматериалы тренингов с суицидентами. 4.3. Тематический план лекций.
4.4 Тематический план практических занятий.
4.5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература.
1990. –с. 123 – 142.
5. Средства обеспечения усвоения дисциплины:
6. Материально-техническое обеспечение:
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. В процессе обучения учащихся основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия и тренинги, входящие в структуру практических занятий, а также самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является практической дисциплиной, где формируются навыки и умения специалистов. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы учащихся с литературой и лекционным материалом. Особое значение имеет тренинговая часть занятия, где учащийся получает «обратную связь» - определенные критические замечания или позитивную поддержку по поводу практических навыков и умений в области собственного поведения, саморефлексии, развития личностно-профессиональных качеств, навыков и умений психотерапевтической работы. Для успешного освоения дисциплины каждый учащийся должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям, и контрольными работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Контроль теоретических знаний и практических навыков проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, демонстрации навыков и умений на тренинговых занятиях. В процессе изучения дисциплины проводится зачёт. Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» составлена кандидатом психологических наук, старшим преподавателем кафедры клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ Панфиловой М.А. в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 030302 «Клиническая психология». |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности... Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№... | Рабочая учебная программа по дисциплине ««психиатрия и наркология»... «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», освоить принципы его применения на практике | ||
Психофизиологические особенности адаптации студентов средних специальных... ... | Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» Кафедра детских болезней педиатрического факультета с курсом детской неврологии и медицинской генетики | ||
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Опд государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Психология»,... | Рабочая учебная программа по дисциплине онкология для специальности... Зав кафедрой лучевой диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии, д м н., профессор Вальков М. Ю | ||
Кафедра общей и клинической психологии Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М. Е. Волчанский, В. В.... | Социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский... Методические указания предназначены для студентов отделения Клиническая психология и отделения Социальна работа Факультета социальной... | ||
Ээг-корреляты вербальных операций: психогенетический подход Работа выполнена на кафедре психофизиологии и клинической психологии факультета психологии Южного федерального университета | Учебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической... В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с |