Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии





Скачать 213.47 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии
Дата публикации05.11.2014
Размер213.47 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования­­­­­­­­­­­­­­­­

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

Профессор Ярыгин Н.В.

____________________________

«___»___________________2007 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Суицидология» (электив)

для студентов дневного факультета клинической психологии

для специальности 030302 - «Клиническая психология».




Кафедра Клинической психологии


Курс 3 Семестр 6
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«____» ______________2007г., протокол № ______

Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота


Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология»

«___» _________ 2007 г., протокол № ______
Председатель комиссии:

Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота


Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета

(ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2007 г., протокол №_____
Председатель ЦМС:

Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич


  1. ВВЕДЕНИЕ.

Актуальной темой клинической психологии является профилактика суицидального поведения. И хотя данные статистики до сих пор неутешительны (800 тыс. завершённых суицидов и от 8 до 30 млн. попыток суицида за один год по всему миру), в  то же время в нашей стране и за рубежом открываются и активно работают по предупреждению  суицидоопасного поведения различные службы (кризисные центры, телефоны доверия и т.п.). Совершенствуются методы диагностики суицидальных намерений, анализируются причины и факторы суицидального поведения, разрабатываются психотерапевтические и психокоррекционные программы для работы с людьми, которые относятся к

группе риска.
    Известно, что попытки самоубийства чаще совершают психически здоровые люди, находящиеся в трудоспособном возрасте.

При этом, по мнению ведущих специалистов, суицидальное поведение не всегда и не всецело определяется тяжестью жизненной ситуации. Развитие суицидальных реакций, а нередко и самих психотравмирующих ситуаций, связано с наличием внутриличностных факторов, определенных неадаптивных установок, которые в неблагоприятных условиях могут провоцировать возникновение межличностных конфликтов и суицидального поведения. Таким образом, прогнозирование суицидального поведения с целью первичной и вторичной профилактики суицида становятся одной из основных задач медицинских, образовательных и социальных учреждений. Крайне важно, не только своевременное выявление лиц с высокой вероятностью совершения суицида, но и оценка уровня суицидального риска у лиц, уже совершивших попытку самоубийства.

Следовательно, введение курса «Суицидология» является необходимым при подготовке клинических психологов.

Данная дисциплина изучается на 3 курсе в 6-ом семестре и завершается зачётом.

В процессе обучения обеспечивается контроль теоретических и практических знаний на основе балльно-рейтинговой системы, которая позволяет оценить результаты учебной деятельности студентов на лекциях, семинарах, практических занятиях, в освоении практических навыков, в контрольных и самостоятельных работах.

II. ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СУИЦИДОЛОГИЯ»

Программа подготовлена и составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».

1. Цель и задачи дисциплины.

1.1 Целью дисциплины является усвоение слушателями базовых теорий и методов cуицидологии в их приложении к задачам клинической психологии, изучение методологических основ суицидологии, ознакомление с основными психотерапевтическими техническими приемами в работе с суицидом, обсуждение практических задач, стоящих перед клиническими психологами, использующими в своей деятельности современные практические методы и приёмы.

Курс в методическом плане представляет собой практические занятия в сочетании с лекционными элементами, групповые дискуссии, психологические тренинги с демонстрацией практических упражнений. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой.

1.2 Задачи дисциплины.

1. Обеспечить усвоение учащимися теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • История суицидологии .

  • Типология самоубийств.

  • Классификация суицидального поведения.

  • Характеристики совершающих самоубийство.

  • Типы личностного смысла, мотивы суицицидального поведения.

  • Особенности суицидального поведения детей и подростков.

  • Оценка вероятности суицида. Предупреждающие знаки.

  • Терапевтическая беседа в пресуициде.

  • Беседа по телефону в пресуициде.

  • Беседа после суицидной попытки (постсуицид).

  • Методы, снижающие уровень агрессивности и негативных эмоциональных переживаний.

  • Методы, направленные на работу с кризисным состоянием личности. Пересмотр ценностей.

  • Переформирование негативных убеждений.

  • Тренинговая программа построения позитивного будущего.

  • Поиск внутренних и внешних ресурсов. Техники активизирующие ресурсные состояния.

  • Профилактика повторных суицидов. Обучение самопомощи.

  • Социальное единство и личностное самоопределение.

  • Работа с семьёй суицидной личности.

  • Медико-психологическое сотрудничество.

  1. Развивать компетентность у студентов в современных теоретических и практических вопросах суицидологии.




  1. Воспитывать коммуникативность в процессе обучения, которая позволит студентам позитивно взаимодействовать с педагогами, с медицинским персоналом, с коллегами, с клиентами.



2. 1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

А. Учащиеся должны знать и уметь использовать:

  • основные психотерапевтические методы в работе с суцидальными личностями;

  • взаимоотношения клинического психолога и суицидного пациента (клиента) в психотерапии;

  • личностные и профессиональные качества эффективного психотерапевта;

  • этические и правовые аспекты психотерапии;

  • организационные вопросы в суицидологии;

  • роль врача и клинического психолога в работе с суицидом.

Б. Учащийся должен иметь навыки:

  • оценки и диагностики состояния пациента (клиента);

  • критического анализа своих профессиональных и личностных возможностей в работе с каждым случаем суицида;

  • овладения принципами и методами в работе с суицидом;

  • обоснованного выбора адекватного психотерапевтического подхода;

  • составления обоснованного плана интенсивной психотерапии;

  • контроля за собственными психическими состояниями и реакциями в процессе психотерапии;

  • анализа эффективности и адекватности проводимой психотерапии;

  • навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем-разрешающего и социально-поддерживающего поведения;

  • критического анализа изменений собственного мышления, эмоционального состояния и поведения в процессе психотерапии;



3. Объем дисциплины в виде учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

53

Аудиторные занятия

34

Лекции

10

Практические занятия (ПЗ)

24

Самостоятельная работа (СР)

19

Зачёт





Формы текущего контроля:

  1. Тестовый контроль (ситуационные задачи).

  2. Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

  3. Супервизия практической работы выполняемой учащимися по парам или в группе.

4. Содержание дисциплины.

4.1 Разделы дисциплины в виде занятий.



п\п

Вид учебной работы

Количество часов

Наименование разделов и тем курса

Л

ПЗ

Всего

1

Раздел 1. Теория суицидологии.

8




8

1.1

Тема 1. Введение в суицидологию. История вопроса.

4




4

1.2

Тема 2. Типология самоубийств.


4




4

2

Раздел 2. Психодиагностика суицидной личности.

10

10

20

2.1

Тема 1. Характеристики совершающих самоубийство. Факторы риска.

2

2

4

2.2

Тема 2. Классификация суицидального

поведения.

4

2

6

2.3

Тема 3. Особенности суицидального поведения детей и подростков.

2

2

4

2.4

Тема 4. Оценка вероятности суицида. Предупреждающие знаки.

2

4

6

3

Раздел 3. Психотерапия и психокоррекция в суицидологии.

10

23

33

3.1

Тема 1.Терапевтическая беседа в пресуициде.

2

4

6

3.2

Тема 2. Беседа по телефону в пресуициде.

2

4

6

3.3

Тема 3. Беседа после суицидной попытки (постсуицид).

2

4

6

3.4

Тема 4. Методы, снижающие уровень агрессивности, негативных эмоциональных, травмирующих переживаний.

2

3

5

3.5

Тема 5. Методы, направленные на работу с кризисным состоянием личности. Пересмотр ценностей.

2

4

6

3.6

Тема 6. Переформирование негативных убеждений.

2

1

3

3.7

Тема 7. Тренинговая программа построения позитивного будущего.

2

1

3

3.8

Тема 8. Поиск внутренних и внешних ресурсов. Техники активизирующие ресурсные состояния.

2

1

3

3.9

Тема 9. Профилактика повторных суицидов. Обучение самопомощи.

2

1

3

4

Раздел 4. Социальная адаптация как метод восстановления.

4

7

11

4.1

Тема 1. Социальное единство и личностное самоопределение.

2

1

3

4.2

Тема 2. Работа с семьёй суицидной личности.

2

2

4

4.3

Тема 3. Медико-психологическое сотрудничество.




2

2

4.4

Тема 4. Итоговый разбор примеров суицида (видео).




2

2




Итоговый контроль













Итого часов по учебному плану

32

40

72


4.2 Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Теория суицидологии.

Тема 1. Введение в суицидологию. История вопроса.

Учащимся необходимо изучить основные теории и историю суицидологии для того, чтобы помочь выявлению и пониманию людей с суицидальными тенденциями. Слушателям даётся представление, что по вопросу о суицидах не существует полного согласия даже между религиями и крупными теоретиками в разных исторических эпохах и в современности. Представители различных научных направлений, последователи многочисленных психологических школ рассматривают его под различными углами зрения: Зигмунд Фрейд, Карл Меннингер, Альфред Адлер, Карл Юнг,

Джеймс Хиллмен, Герри Стек Салливен, Карен Хорни, Эмиль Дюркгейм,

Норман Фейбероу, Эдвин Шнейдман, А. Альварес, Элизабет Кюблер-Росс и др.

Тема 2. Типология самоубийств.

Учащиеся изучают различные типы суицида. Учатся выделять ненамеренный, полунамеренный, намеренный суицид; хроническую форму самоубийства; локальное самоубийство; органическое самоубийство (СПИД, онкология и др.). Рассматривают в понятиях суицидологии такие явления, как автоцид, алкоголизм, наркомания.

Знакомятся со статистикой и демографией самоубийств, с выбором метода суицидентами, с историческими и современными данными, точками зрения по данному вопросу.

Раздел 2. Психодиагностика суицидной личности.

Тема 1. Характеристики совершающих самоубийство. Факторы риска.

Учащимися изучаются следующие вопросы на теоретическом и практическом материале: Суицидальные факторы: стресс, психотравма; прогрессирующая болезнь; экономические неурядицы; потеря близкого; семейные факторы; эмоциональные нарушения; нарушение поведения; психические заболевания. Группа риска по суициду. Суицидально опасная референтная группа.

Учащиеся анализируют схемы обследования, составляют анкеты, вопросы к беседе для диагностики факторов риска суицидального поведения.

Тема 2. Классификация суицидального поведения.

Учащиеся изучают классификацию суицидального поведения. Антивитальное переживание. Внутреннее суицидальное поведение: Пассивные суицидальные мысли. Суицидальные замыслы. Суицидальные намерения. Внешние формы суицидального поведения: Подготовка к суициду. Суицидальная попытка. Завершенный суицид. Суицидальная угроза, манипуляция.

Типы личностного смысла, мотивы: Протест, месть. Призыв. Избегание (наказания, страданий). Самонаказание. Отказ.

Типы суицидоопасных личностных реакций: пессимистическая, реакция отрицательного баланса, реакция дезорганизации, реакция эмоционального дисбаланса, реакция демобилизации, реакция оппозиции.

Учащиеся определяют факторы защиты от суицида; работают в группах по пять человек, обсуждают и объединяют факторы защиты в единый список.

Тема 3. Особенности суицидального поведения детей и подростков.

Учащимися изучаются следующие вопросы на теоретическом и практическом материале:

Восприятие жизни и смерти в онтогенезе. Суицидные угрозы у маленьких детей. Подростковый суицид. Наследственность, отсутствие привязанности,

импульсивность, нарушение функции самоконтроля, патологические зависимости. Детские и подростковые депрессии.

Различные девиации и психические нарушения в подростковом периоде.

Учащиеся составляют «Устав жизнестойкого подростка», учитывая факторы защиты, возрастные особенности.

Тема 4. Оценка вероятности суицида. Предупреждающие знаки.

На практическом занятии учащимися анализируются:

Динамика суицида. Пресуицид. Особенности пресуицида. Значение суицидальной попытки. Постсуицидальное состояние, виды постсуицида: Критический. Манипулятивный. Аналитический. Суицидально-фиксированный. Ближайший, ранний, поздний.

Учащимися определяются предупреждающие знаки: знаки, показывающие предпосылки к формированию суицидального поведения; знаки, требующие психологического вмешательства. Раскрываются сложности профилактики повторных суицидов. Рассматривается использование письменного договора, помощи других специалистов.

Предлагается анализ материала видиопособия «Как работать с суицидальными детьми и подростками» доктор соц. работы Патрисия Бэйкер (США)

Раздел 3. Психотерапия и психокоррекция в суицидологии.

Тема 1. Терапевтическая беседа в пресуициде.

Тренинг позволяет учащимся в беседе создавать позицию личной свободы и ответственности за принятие решения у клиента. Используются приёмы: выслушивания; снятия синдрома исключительности; эстетический подход; напоминания о детях, родителях; обесценивание ситуации в масштабах жизни; взвешивание; метод контрастирования; использование опыта решения проблем; рациональная терапия (структурирование); уверенность в потенциале; перемена масштаба (доведение до абсурда); провокативный метод; позитивное будущее (терапия надеждой); помощь другим; расширение круга интересов.

Тема 2. Беседа по телефону в пресуициде.

Учащиеся на тренинге получают опыт использовать метод беседы в телефонном разговоре, учатся использовать вербальные и невербальные, осознаваемые и неосознаваемые техники для снижения негативных эмоциональных переживаний. Учащиеся исследуют по аудиозаписям тип личности, перспективы разговора; учатся создавать терапевтическую динамику в разговоре с клиентом по телефону, сохраняя эмоциональную стабильность и психологическую устойчивость собственной личности.


Тема 3. Беседа после суицидной попытки (постсуицид).

Тренинг позволяет у слушателей сформировать представление о различиях в типах постсуицидов на примерах беседы. Они учатся задавать косвенные вопросы по исследованию состояний и намерений клиента. Учащиеся знакомятся с техниками из программы «Лицом к лицу со смертью», с медитативными техниками, с построением программы «Возрождение и возвращение в жизнь».

Тема 4. Методы, снижающие уровень агрессивности, негативных эмоциональных, травмирующих переживаний.

Учащиеся на практическом занятии учатся использовать метод кататимного переживания образов; метод десенсибилизаии и переработки движением глаз (Ф.Шапиро, 1987).

Упражнения проводятся в тройках: психотерапевт, клиент, супервизор.

Учащиеся учатся рефлексировать себя и других; анализировать и обсуждать процесс и методы интенсивной психотерапии учитывая этические требования группы.

Тема 5. Методы, направленные на работу с кризисным состоянием личности. Пересмотр ценностей.

Тренинг помогает учащимся использовать клиентцентрированную (роджеровскую) психотерапию для работы по профилактике суицида. Уделяется внимание полной проработке четырёх этапов субъективного переживания кризиса.

Использование техник гештальт-терапии эффективно в работе с тревожными, фобическими и депрессивными расстройствами. Основная особенность техник- переход в психологическом плане на противоположный полюс (техника разотождествления, психодраматические техники и др.).

Тема 6. Переформирование негативных убеждений.

Учащиеся практически отрабатывают техники когнитивной и рациональной терапии в пресуициде и постсуициде. Используют составление метафор в различных схемах. Учатся принимать убеждения клиента, находить вместе с ним уязвимые места, иррациональность. Практикуются в техниках ведения клиента без подавления и осуждения. Учитывая этапы и личностную готовность.

Тема 7. Тренинговая программа построения позитивного будущего.

Используются методы визуальной терапии, техники НЛП. Учащиеся учитывают и включают в построение программы общение с близкими, просмотр позитивных фильмов, чтение книг, помощь другим людям с суицидальными намерениями. Используют детские мечты, творческие занятия для расширения интересов, круга общения (рисование, хор и пр.).

Учащиеся ориентируют тренинговые программы на суицидентов с зависимостями.

Тема 8. Поиск внутренних и внешних ресурсов. Техники активизирующие ресурсные состояния.

Учащиеся знакомятся с интегративной трансперсональной психотерапией, в основе которой лежит интеграция элементов дыхательных техник, телесноориентированной терапии, арттерапии и психосинтеза, которые взаимодополняют друг друга, что позволяет вести работу на глубинном уровне, добиваться отреагирования на телесном и эмоциональном уровне.

Работа с суициндентами ВИЧ-инфицированными, с онкологическими заболеваниями.

Тема 9. Профилактика повторных суицидов. Обучение самопомощи.

Учащиеся изучают вопросы относящиеся к риску повторных суицидов, учатся использовать методы самопомощи в эмоциональном кризисном и депрессивном состоянии. Применяют психо-физиологические приёмы (дыхание в состояние аффекта, точечный массаж, аромотерапию), а также методы самовнушения, вербальных установок, аутогенную тренировку и др.

Раздел 4. Социальная адаптация как метод восстановления.

Тема 1. Социальное единство и личностное самоопределение.

Учащиеся изучают социально-психологическую дезадаптацию, нарушение механизмов взаимосвязи личности и среды, внутриличностные изменения, изменения в сфере ближайшего окружения. В докладах представлены исторические, религиозные направления по данному вопросу.

Учащиеся участвуют в диспуте о роли социума в личностном самоопределении.

Тема 2. Работа с семьёй суицидной личности.

Коммуникативная функция семьи. Семейная диагностика: выявление супружеских или семейных нарушений, “патогенных семейных отношений”. Возникновение в семье суицидальной ситуации. Выяснения причин: рождение или смерть членов семьи, заключение брака, изменение экономического статуса семьи, переезд в другой город, болезнь и т.д. Суицидоопасные ситуации в семье (позиция человека, оказавшегося в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родственников;

чувство изолированности, когда человек сам старается отстоять свою автономию и др.).

Тема 3. Медико-психологическое сотрудничество.

Отношение медицины к суициду. Эвтаназия: «за» и «против». Учащимся необходимо знать, что для полного понимания проблемы необходим системный анализ взаимоотношений человека и его жизненного финала, построение модели всего комплекса условий и факторов (наследственно-биологических, психологических и др.) суицида в их развитии. Помочь суицидентам может психолог и врач, используя свои профессиональные знания и умения, дополняя друг друга, применяя психотерапевтические методы и медикоментозное лечение. Учащиеся изучают этические, юридические и психологические стороны сотрудничества.

Тема 4. Итоговый разбор примеров суицида (видео).

Используется демонстрация видопособия «Как работать с суицидальными детьми» ЦПП «Катарсис». Предлагается фрагмент разбора примера суицида девочки-подростка и терапия. Ведущие: Доктор психологии Мэри Алворд (США), доктор соц. работы Патрисия Бэйкер (США). А так же рабочие видеоматериалы тренингов с суицидентами.

4.3. Тематический план лекций.

  1. Ведение в суицидологию. История вопроса.

  2. Типология самоубийств.

  3. Характеристики совершающих самоубийство. Факторы риска.

  4. Классификация суицидального поведения.

  5. Особенности суицидального поведения детей и подростков.

  6. Оценка вероятности суицида. Предупреждающие знаки.

  7. Терапевтическая беседа в пресуициде.

  8. Беседа по телефону в пресуициде.

  9. Беседа после суицидной попытки (постсуицид).

  10. Методы, снижающие уровень агрессивности, негативных эмоциональных, травмирующих переживаний.

  11. Методы, направленные на работу с кризисным состоянием личности. Пересмотр ценностей.

  12. Переформирование негативных убеждений.

  13. Тренинговая программа построения позитивного будущего.

  14. Поиск внутренних и внешних ресурсов. Техники активизирующие ресурсные состояния.

  15. Профилактика повторных суицидов. Обучение самопомощи.

  16. Социальное единство и личностное самоопределение.

  17. Работа с семьёй суицидной личности.

4.4 Тематический план практических занятий.

  1. Характеристики совершающих самоубийство. Факторы риска.

  2. Классификация суицидального поведения.

  3. Особенности суицидального поведения детей и подростков.

  4. Оценка вероятности суицида. Предупреждающие знаки.

  5. Терапевтическая беседа в пресуициде.

  6. Беседа по телефону в пресуициде.

  7. Беседа после суицидной попытки (постсуицид).

  8. Методы, снижающие уровень агрессивности, негативных эмоциональных, травмирующих переживаний.

  9. Методы, направленные на работу с кризисным состоянием личности. Пересмотр ценностей.

  10. Переформирование негативных убеждений.

  11. Тренинговая программа построения позитивного будущего.

  12. Поиск внутренних и внешних ресурсов. Техники активизирующие ресурсные состояния.

  13. Профилактика повторных суицидов. Обучение самопомощи.

  14. Социальное единство и личностное самоопределение.

  15. Работа с семьёй суицидной личности.

  16. Медико-психологическое сотрудничество.

  17. Итоговый разбор примеров суицида (видео).

4.5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература.

  1. Аутоагрессивное поведение/ Менделевич В.М.Психология девиантного поведения.:Учебное пособ. – М.: МЕДпресс,2001. –с.91 -96.

  2. Вагин И. Психология жизни и смерти. СП-б. 2002

  3. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь СПб, 2004

  4. Ефремов В.С. Основы суицидологии . СПб 2004Зиновьев С.В. Суицид. Попытка системного анализа.СП-б. 2002

  5. Короленко Ц.П., Донских Т.А., Почему люди отказываются от жизни. Глава в книге «Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире» / –Новосибирск: Наука. Сиб.отд –ние,

1990. –с. 123 – 142.

  1. Кэрол У. Пэрриш-Хара Смерть и умирание: новый взгляд на проблему. М. 2003

  2. Менингер К.Война с самим собой / Перевод Ю.Бондарева. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. - 480 с. (Серия « Психология. ХХ век »).

  3. Моховиков Д.Н. Суицидология в трудах зарубежных учёных. М., 2003

  4. Напрасная смерть: причины и профилактики самоубийств, под ред. Дануты Вассерман, М.2005

  5. Пурич – Пейакович Йу., Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков: Пер. с сербск – М.: МЕДИЦИНА, 2000. – 168с.

  6. Пушкарёв А.Л., Домарацкий В.А., Гордеева Е.Г. «Посттравматическое стрессовое расстройство. Диагностика и лечение» М, 2000

  7. Рязанцев С. Танатология. Тайна смерти» СПб 2005

  8. Старшенбаум Г.В. «Суицидология и кризисная психотерапия» М., «Когито-Центр»2005

  9. Суицидальное поведение. Глава 21./ Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001. с.288 -378.

  10. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М., « Когито - Центр», 2001. -569с.

  11. Хиллман Д. Самоубийство и душа, М., 2004

  12. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2001. – 315с.

5. Средства обеспечения усвоения дисциплины:

    • учебные комнаты;

    • комната для проведения тренингов;

    • наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, видеофильмы, обучающие компьютерные программы.

6. Материально-техническое обеспечение:

  • учебные классы;

  • видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном;

  • видеокамера;

  • музыкальный центр;

  • комната для проведения тренингов;

  • компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации работы специалистов.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения учащихся основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия и тренинги, входящие в структуру практических занятий, а также самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является практической дисциплиной, где формируются навыки и умения специалистов.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:

  • проверка исходных знаний;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • просмотр видеофильмов;

  • тренинговая часть практического занятия, на котором отрабатываются навыки самопознания и психотерапевтической работы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы учащихся с литературой и лекционным материалом. Особое значение имеет тренинговая часть занятия, где учащийся получает «обратную связь» - определенные критические замечания или позитивную поддержку по поводу практических навыков и умений в области собственного поведения, саморефлексии, развития личностно-профессиональных качеств, навыков и умений психотерапевтической работы.

Для успешного освоения дисциплины каждый учащийся должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям, и контрольными работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Контроль теоретических знаний и практических навыков проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, демонстрации навыков и умений на тренинговых занятиях. В процессе изучения дисциплины проводится зачёт.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» составлена кандидатом психологических наук, старшим преподавателем кафедры клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ Панфиловой М.А. в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 030302 «Клиническая психология».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности...
Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине ««психиатрия и наркология»...
«Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», освоить принципы его применения на практике
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconПсихофизиологические особенности адаптации студентов средних специальных...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconУчебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология»
Кафедра детских болезней педиатрического факультета с курсом детской неврологии и медицинской генетики
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии...
Опд государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Психология»,...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине онкология для специальности...
Зав кафедрой лучевой диагностики, лучевой терапии и клинической онкологии, д м н., профессор Вальков М. Ю
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconКафедра общей и клинической психологии
Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М. Е. Волчанский, В. В....
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconСоциальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский...
Методические указания предназначены для студентов отделения Клиническая психология и отделения Социальна работа Факультета социальной...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconЭэг-корреляты вербальных операций: психогенетический подход
Работа выполнена на кафедре психофизиологии и клинической психологии факультета психологии Южного федерального университета
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив) для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология». Кафедра Клинической психологии iconУчебно-методический комплекс по курсу «Проективные методы в клинической...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск