Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
_______________________________________________________________________
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Образования»Московский государственный медико-стоматологический
Университет
“УТВЕРЖДАЮ”
Проректор по учебной работе профессор
/Ярыгин Н.В../
“_____”______________2011 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине “Физиология ЦНС”
для специальности 030302 - “Клиническая психология”
Кафедра нормальной физиологии
Курс –1-й, семестр- 2-й
Рабочая программа обсуждена и утверждена на методическом совещании кафедры“__”_____ 2011 г (протокол №) Зав. кафедрой нормальной физиологии, профессор /В.П.Дегтярев/ Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“__ ” _________2011г(.протокол№ )
Председатель комиссии профессор /Сирота Н.А. /
Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета
(ЦМС)МГМСУ» «_____________2011г(.протокол№ )
Председатель ЦМС:член-корр.РАМН,профессор /Э.В.Луцевич/
г.Москва-2011г.
1. Цели и задачи дисциплины В связи с этим преподавание нормальной физиологии должно быть приближено к практическим задачам медицины в этой области. Преподавание физиологии должно быть построено не только в плане уплотнения информации за счет единого системного подхода во всех разделах (что облегчает усвоение материала), но и с учетом перераспределения материала со смежными дисциплинами. Для клинического психолога очень важны практические умения, которые необходимо формировать с первых курсов обучения. Изложение общей физиологии человека, частной физиологии всех систем, а также профилизация в преподавании нормальной физиологии уже на младших курсах будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого клиническому психологу. Предлагаемая программа по физиологии центральной нервной системы для студентов факультета клинической психологии МГМСУ содержит необходимый объем информации с учетом необходимости профилирования преподавания.
1.1. Целью преподавания дисциплины является:
представление об основных функциях и закономерностях функционирования центральной нервной системы, других систем организма и механизмах их регуляции;
формирование философского понимания сущности физиологических процессов и общих биологических законов,
формирование у студентов знаний и умений, необходимых при изучении последующих дисциплин.
1.2. Задачи дисциплины:
обучение системному подходу в понимании физиологических закономерностей организации функций,
дать представление о физиологических механизмах, лежащих в основе нормального функционирования центральной нервной системы, других систем организма, а также при некоторых патологических состояниях;
способствовать усвоению студентами базисного характера физиологических знаний среди медико-биологических дисциплин.
1.3.Коммуникативность
Понимать и уметь использовать знания о жизнедеятельности организма как целого в динамике жизненных процессов;
Понимать роль нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций;
Уметь использовать некоторые методы функциональных клинических исследований, используемых с целью диагностики
1.4.Уровень компетентности
Знание особенностей особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиологических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой.
Знание законов теории управления физиологическими системами организма с
позиции системного подхода.
Методы изучения предмета:
- теоретический (на лекциях, семинарах и практических занятиях),
- экспериментальный (проведение практических работ).
проведение виртуальных задач с помощью компьютерных программ
- демонстрация учебных видеофильмов по всем разделам
- контроль исходного уровня знаний студентов: собеседование, входной программированный контроль. Контроль и учет результатов усвоения материала предмета
- входной программированный контроль на каждом практическом занятии.
- выходной программированный контроль по завершению каждой темы и раздела физиологии.
- экзамен:
форма проведения: 1) тестовый контроль; 2) вопросы + ситуационные задачи. 2.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины 2.1.Студент должен иметь представление о современных
методах исследования: 1. Электроэнцефалография.
2. Стереотаксическая методика .
3. Хронорефлексометрия.
4. Термометрия
5. Спирография
6. Исследование энергетических затрат человека
7. Методы оценки функций эндокринных желез человека
8. Общий анализ мочи и крови.
9.Электромиография. 2.2 Студент должен иметь навыки в определении:
1. параметров жизненной емкости легких;
2. должных величин основного обмена;
3. проприоцептивных рефлексов;
2.3. Перечень дисциплин и разделов, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины:
Наименование
дисциплины
| Перечень тем, необходимых для изучения физиологии центральной нервной системы
| 1.Философия
| Темы: Мировоззренческая и методологическая функция философии. Основные законы и категории философии. Познание как отражение действительности. Методы и формы научного познания. Различные концепции познания. Религиозное, атеистическое, моральное сознание, наука и культура. Материя и сознание. Философские аспекты работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина и др.
| 2. Латинский язык
| Терминология
| 3. Биология
| Темы: Биология клетки. Генотип и фенотип. Индивидуальное развитие, типы, периоды развития. Элементарные процессы организма. Старение организма. Гомеостаз. Общие проблемы здоровья человека. Регенерация как структурная основа гомеостаза. Принципы эволюции органов, функций. Экология. Специфичность экологии человека. Биосфера. Ноосфера.
| 4. Химия
| Темы: Осмотическое и онкотическое давление, основные классы природных органических соединений, их обмен (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды). Витамины, ферменты, гормоны. Общие пути катаболизма. Биологическое окисление.
| 5.Физика
| Темы: Термодинамика открытых систем, потоки вещества, энергии, энтропии, информации. Гомеостаз. Гомеокинез. Переходные процессы. Биофизика клеточных мембран. Основы электрогенеза. Электрические свойства нервных проводников. Биофизика синаптических процессов. Биофизика мышечного сокращения и расслабления. Элементы теории информации. Элементы теории управления. Организм как система автоматического управления. Гидродинамика, биомеханика. Акустика, оптика, электричество. Статистика, информатика, кибернетика.
| 6.Нормальная анатомия
| Темы: Строение периферической и центральной нервной системы – неврология. Строение костей черепа. Морфо-функциональная характеристика систем организма: сердечно – сосдистой, дыхательной, пищеварительной, мышечной, мочеполовой.
| 7.Гистология с эмбриологией и цитологией
| Темы: Эмбриология, цитология. Эпителиальная, соединительная ткани. Кровь. Мышечная и нервная ткани. Нервная система. Сердечно- сосудистая, эндокринная, дыхательная, пищеварительная, выделительная и половая системы, органы чувств, кроветворения.
|
3.Объем дисциплины и виды учебной работы
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
|
II СЕМЕСТР
| Общая трудоемкость диcциплины
| 120
| Аудиторные занятия:
| 76
| Лекции
| 20
|
Практические занятия
|
56
| Самостоятельная работа
| 44
| Формы текущего контроля
| Опрос, программированный контроль
| Виды итогового контроля
| Экзамен
| 4.Содержание дисциплины
2-ой СЕМЕСТР “ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС”
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
№
| Разделы дисциплины
| Лекции
| Практические
| Самостоят.работа
| Всего
| 1
| ВВЕДЕНИЕ Основные понятия
физиологии
| 1
| --
| --
| 1
| 2
| Физиология возбудимых тканей
| 3(3)
| 4(12)
| 15
| 30
| 3
| Физиология ЦНС
| 11(11)
| 9(27)
| 15
| 45
| 4
| Нейро-эндокринная
регуляция организма
| 1(1)
| 1(3)
| 4
| 8
| 5
| Нейро-гуморальная
регуляция системы
крови
| 1(1)
| 2(6)
| 5
| 12
| 6
| Нейро-гуморальная
регуляция дыхания
| 1(1)
| 1(3)
| 1
| 5
| 7
| Нейро-гуморальная
регуляция обмена веществ,
энергии, выделения, термо-
регуляции
| 2(2)
| 2(5)
| 4
| 11
|
|
Итого:
|
20
|
56
|
44
|
120
| 4.2.Содержание разделов дисциплины
|