Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»





НазваниеСпециализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»
страница1/2
Дата публикации23.10.2014
Размер328 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор Ярыгин Н.В.

__________________________

«___» _______________ 2011г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



По дисциплине специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»

Для студентов дневного отделения факультета «Клинической психологии»

По специальности 030302 – «Клиническая психология»

Кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

5 курс

9 семестр
Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая психология».
Программа рассмотрена на Заседании кафедры «Психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии» МГМСУ

«____»______________2011г., протокол №_____________________________

Зав. кафедрой: профессор _____________________________ / Малыгин В.Л./
Рабочая программа одобрена на Заседании учебно-методической комиссии факультета клинической психологии по специальности 030302 – «Клиническая психология»

«___»_____________2011г., протокол № __________

Председатель комиссии: профессор ______________________ /Сирота Н.А./
Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «____»_____________2011г., протокол №__________

Председатель ЦМС: член-корр. РАМН, профессор _________ /Луцевич Э.В./

Введение
Аддиктивное (зависимое) поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения, характеризующаяся стремлением уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через прием некоторых веществ (или погружение в определенные виды деятельности, которые вызывают интенсивные эмоции). Актуальность проблемы аддиктивных расстройств связана с значительной распространенностью их в популяции и серьезным ущербом для здоровья многочисленных групп населения. В своей профессиональной деятельности клинические психологи часто сталкиваются с различными проявлениями аддиктивного поведения. В тоже время в настоящий период в рамках учебных программ рассматриваются преимущественно химические аддикции (зависимость от алкоголя или наркотиков). Впервые в настоящую учебную программу включены поведенческие аддикции, в частности патологический гемблинг, зависимость от интернета и компьютерных игр, столь актуальные для современного российского общества.

Впервые в учебной программе для студентов факультета клинической психологии рассматривается систематика химических и нехимических видов зависимого поведения, а также их промежуточных формы, в частности нарушения пищевого поведения. Рассматриваются вопросы критериев диагностики, распространенности и коморбидности их с другими расстройствами.

Значительное время в программе обучения уделяется принципам психологической коррекции аддиктивных форм поведения, обучению студентов умению формировать цели и задачи коррекционной работы.

Одной из инновационных форм обучения является самостоятельная работа студентов по клинико-психологическому исследованию пациента с аддиктивным поведением. Важным в данной работе является умение формировать целостное представление о болезни и личности пациента, в рамках пятиосевой системы диагноза, что позволяет формировать клиническое мышление психолога. Даная работа сдается в письменном виде, с планом разработанной психокррекционной программы.

1. Цель и задачи дисциплины:

Цель дисциплины:

Профессиональная теоретическая и практическая подготовка будущих психологов к проведению психологической диагностики по выявлению факторов риска аддиктивного поведения и психологической коррекции характерологических и личностных свойств, способствующих формированию зависимого поведения.
Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  1. Овладение теоретическими основами современной аддиктологии:

- понятие об аддиктивном поведении, химические и нехимические виды зависимостей.

- эпидемиология, значение расовых и гендерных факторов в формирования аддикции.

- роль биологических, макро- и микро- социальных факторов в формировании аддикции.

- характерологические и личностные свойства как факторы риска формирования аддиктивного поведения.

- мотивационная сфера: первичные и вторичные мотивы формирования аддиктивного поведения при химических и нехимических аддикциях.

- особенности копинг-стратегий аддикта.

- психоаналитические и бихевиоральные концепции формирования аддиктивного поведения.

2.Освоение современных методов психологической диагностики социальных и характерологических факторов риска формирования аддиктивного поведения.

3. Принципы психологической коррекции аддиктивного поведения.

- значение психологических защитных механизмов в терапии аддиктивного поведения, принципы коррекции защитных механизмов, препятствующих терапии.

- роль семьи в терапии аддиктивного поведения, понятие о созависимости, психопатологические нарушения у созависимых и их коррекция.

- принципы имажинальной терапии, гипнотические техники, современные психоаналитические, эмотивно-когнитивные и бихевиоральные техники в терапии аддиктивного поведения. Гештальт-терапия , телесно-ориентированная терапия.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


а) Студент должен знать и уметь использовать

  • Особенности, функциональные обязанности, задачи и принципы организации рабочего психолога в наркологической клинике

  • Критерии диагностики и классификацию форм аддиктивного поведения (химические, нехимические и переходные формы зависимого поведения.).

  • Основные теоретические подходы отечественной и основных зарубежных школ к этиологии и патогенезу аддиктивного поведения.

  • Биологические, социальные и личностные факторы риска формирования аддиктивного поведения. Психоаналитические и бихевиоральные теории формирования аддикции.

  • Методы психологической диагностики личностных факторов риска формирования аддиктивного поведения.

  • Особености семейного воспитания аддиктивной личности. Понятие о дисфункциональной семье и созависимости.

  • Особенности клиники и течения зависимости при различных формах зависимости.

  • Принципы психотерапевтической интервенции на различных этапах течения зависимости.

  • Основные психотерапевтические подходы к коррекции аддиктивного поведения.

  • Понятие о психологических защитах, динамике копинг-стратегий зависимой личности. Преодоление сопротивления, договор на лечение (комплаенс).

б) Студент должен иметь навыки:

  • Психологической диагностики личностных особенностей пациента с аддиктивным поведением. Оценки макро и микро социальных факторов риска формирования аддиктивного поведения.

  • Сбора анамнеза, его анализа и оформления истории болезни в рамках клинической психологии.

  • Выявления целей-мишеней психокоррекионной работы.

  • Использования основных техник преодоления сопротивления лечению.

  • Освоить основные навыки психокоррекции аддиктивного поведения в рамках эмоционально-когнитивной терапии, транзактного анализа, гештальт-психологии, психосинтеза, символодрамы. Освоить приемы суггестивной терапии.

Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

  • Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: анатомии ЦНС, введению в профессию, введению в общую психологию, математике, возрастной психологии


3. Уровень компетентности:
Целостное представление о принципах и задачах аддиктологии, как области знаний о зависимом поведении; об основных методологических подходах психологической коррекции аддиктивного поведения.
4. Коммуникативность:
Знать и понимать роль клинического психолога в профилактике и коррекции аддиктивных форм поведения.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.



Вид учебной работы

Всего часов

По семестрам


Общая трудоемкость дисциплины




IX




120

120

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • практические занятия (ПЗ)

68

20

48

68

20

48

Самостоятельная работа (СР)

52

52

Формы текущего контроля




Формы текущего контроля:

Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

Собеседование

Предоставление протокола мотивационного консультирования.

Супервизия практической работы, выполняемой студентами по парам или в группе.

Супервизия практической работы с клиентами и пациентами, выполняемой студентами.

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов. Составление протокола психологического исследования больного. Составление плана психокоррекционных мероприятий.

Вид итогового контроля

Экзамен





  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconРабочая учебная программа дисциплины «психологическая коррекция аддиктивного поведения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconПсихологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные...
Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconOcr by rsi ua
В этой повести нет приключений. Повесть эта — психологическая. Она психологическая не потому, что про псов. Да и пес-то в ней только...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Социально-психологическая эффективность рекламы»
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 менеджмент организации специализация менеджер рекламного...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconОрганизационно-управленческая деятельность Вопросы для рассмотрения...
Инновационные подходы в профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconВолков Ю. Г. Глава Подготовительный этап работы над диссертацией Выбор темы диссертации
Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 12. Психолого-педагогическая коррекция
Целью курса “Психолого-педагогическая коррекция” является изучение и практическое освоение способов психологической помощи детям,...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» icon«Соци­ально-психологическая реабилитация семьи, имеющей ре­бенка...
Творческая мастерская для детей и родителей: социаль­но-психологическая адаптация семьи / [под ред. Т. П. Медведе­вой]. — Москва...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconКонспект нужен для того, чтобы: научиться перерабатывать любую информацию,...
Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный конкурс на лучшее образовательное учреждение по организации работы по профилактике правонарушений, семейному неблагополучию,...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconПравила подготовки рукописей для публикации в журнале «Психологическая наука и образование»
Правила регламентируют отношения Автор→ Рецензент→ Редактор→ Издатель→ Читатель в журнале «Психологическая наука и образование» в...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconРуководство для молодежи и специалистов, работающих с молодежью москва...
Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconРеферат по курсу «Социально-психологическая адаптация личности» на...
Статистика свидетельствует, что наибольшее количество принятых на работу уходят именно в это время. Основные причины — несовпадение...
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconГ. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей
Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» iconУчебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция...
Данный курс изучает закономерности и отклонения психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск