Скачать 328 Kb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, профессор Ярыгин Н.В. __________________________ «___» _______________ 2011г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПо дисциплине специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» Для студентов дневного отделения факультета «Клинической психологии» По специальности 030302 – «Клиническая психология» Кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии 5 курс 9 семестр Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая психология». Программа рассмотрена на Заседании кафедры «Психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии» МГМСУ «____»______________2011г., протокол №_____________________________ Зав. кафедрой: профессор _____________________________ / Малыгин В.Л./ Рабочая программа одобрена на Заседании учебно-методической комиссии факультета клинической психологии по специальности 030302 – «Клиническая психология» «___»_____________2011г., протокол № __________ Председатель комиссии: профессор ______________________ /Сирота Н.А./ Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «____»_____________2011г., протокол №__________ Председатель ЦМС: член-корр. РАМН, профессор _________ /Луцевич Э.В./ Введение Аддиктивное (зависимое) поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения, характеризующаяся стремлением уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через прием некоторых веществ (или погружение в определенные виды деятельности, которые вызывают интенсивные эмоции). Актуальность проблемы аддиктивных расстройств связана с значительной распространенностью их в популяции и серьезным ущербом для здоровья многочисленных групп населения. В своей профессиональной деятельности клинические психологи часто сталкиваются с различными проявлениями аддиктивного поведения. В тоже время в настоящий период в рамках учебных программ рассматриваются преимущественно химические аддикции (зависимость от алкоголя или наркотиков). Впервые в настоящую учебную программу включены поведенческие аддикции, в частности патологический гемблинг, зависимость от интернета и компьютерных игр, столь актуальные для современного российского общества. Впервые в учебной программе для студентов факультета клинической психологии рассматривается систематика химических и нехимических видов зависимого поведения, а также их промежуточных формы, в частности нарушения пищевого поведения. Рассматриваются вопросы критериев диагностики, распространенности и коморбидности их с другими расстройствами. Значительное время в программе обучения уделяется принципам психологической коррекции аддиктивных форм поведения, обучению студентов умению формировать цели и задачи коррекционной работы. Одной из инновационных форм обучения является самостоятельная работа студентов по клинико-психологическому исследованию пациента с аддиктивным поведением. Важным в данной работе является умение формировать целостное представление о болезни и личности пациента, в рамках пятиосевой системы диагноза, что позволяет формировать клиническое мышление психолога. Даная работа сдается в письменном виде, с планом разработанной психокррекционной программы. 1. Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины: Профессиональная теоретическая и практическая подготовка будущих психологов к проведению психологической диагностики по выявлению факторов риска аддиктивного поведения и психологической коррекции характерологических и личностных свойств, способствующих формированию зависимого поведения. Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
- понятие об аддиктивном поведении, химические и нехимические виды зависимостей. - эпидемиология, значение расовых и гендерных факторов в формирования аддикции. - роль биологических, макро- и микро- социальных факторов в формировании аддикции. - характерологические и личностные свойства как факторы риска формирования аддиктивного поведения. - мотивационная сфера: первичные и вторичные мотивы формирования аддиктивного поведения при химических и нехимических аддикциях. - особенности копинг-стратегий аддикта. - психоаналитические и бихевиоральные концепции формирования аддиктивного поведения. 2.Освоение современных методов психологической диагностики социальных и характерологических факторов риска формирования аддиктивного поведения. 3. Принципы психологической коррекции аддиктивного поведения. - значение психологических защитных механизмов в терапии аддиктивного поведения, принципы коррекции защитных механизмов, препятствующих терапии. - роль семьи в терапии аддиктивного поведения, понятие о созависимости, психопатологические нарушения у созависимых и их коррекция. - принципы имажинальной терапии, гипнотические техники, современные психоаналитические, эмотивно-когнитивные и бихевиоральные техники в терапии аддиктивного поведения. Гештальт-терапия , телесно-ориентированная терапия.
а) Студент должен знать и уметь использовать
б) Студент должен иметь навыки:
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе. в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
3. Уровень компетентности: Целостное представление о принципах и задачах аддиктологии, как области знаний о зависимом поведении; об основных методологических подходах психологической коррекции аддиктивного поведения. 4. Коммуникативность: Знать и понимать роль клинического психолога в профилактике и коррекции аддиктивных форм поведения.
|
Рабочая учебная программа дисциплины «психологическая коррекция аддиктивного поведения» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Основные... Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция... Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей... | Ocr by rsi ua В этой повести нет приключений. Повесть эта — психологическая. Она психологическая не потому, что про псов. Да и пес-то в ней только... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Социально-психологическая эффективность рекламы» Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 менеджмент организации специализация менеджер рекламного... | Организационно-управленческая деятельность Вопросы для рассмотрения... Инновационные подходы в профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде | ||
Волков Ю. Г. Глава Подготовительный этап работы над диссертацией Выбор темы диссертации Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России | Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 12. Психолого-педагогическая коррекция Целью курса “Психолого-педагогическая коррекция” является изучение и практическое освоение способов психологической помощи детям,... | ||
«Социально-психологическая реабилитация семьи, имеющей ребенка... Творческая мастерская для детей и родителей: социально-психологическая адаптация семьи / [под ред. Т. П. Медведевой]. — Москва... | Конспект нужен для того, чтобы: научиться перерабатывать любую информацию,... Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районный конкурс на лучшее образовательное учреждение по организации работы по профилактике правонарушений, семейному неблагополучию,... | Правила подготовки рукописей для публикации в журнале «Психологическая наука и образование» Правила регламентируют отношения Автор→ Рецензент→ Редактор→ Издатель→ Читатель в журнале «Психологическая наука и образование» в... | ||
Руководство для молодежи и специалистов, работающих с молодежью москва... Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России | Реферат по курсу «Социально-психологическая адаптация личности» на... Статистика свидетельствует, что наибольшее количество принятых на работу уходят именно в это время. Основные причины — несовпадение... | ||
Г. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие | Учебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция... Данный курс изучает закономерности и отклонения психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования... |