Скачать 3.49 Mb.
|
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Учебно - методический комплексПо специальности: 030302Клиническая психология РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» Специальность: Клиническая психология ОГЛАВЛЕНИЕ
3. 4. 1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий 3. 4. 2. Содержание разделов 3. 4. 3. Темы лекций
Учебная программа дисциплины «Психология личности» является составляющей учебно-методического комплекса «Клиническая Психология». Предлагаемая учебная программа содержит общие сведения о том, что предстоит делать при освоении теории и практики психологии личности. В программе также указан список основной и дополнительной литературы по всему курсу. Первый список поможет подобрать книги, в большей степени, охватывающие все темы, а второй пригодится при самостоятельной работы студента для более глубокого проникновения в суть некоторых положений дисциплины «Психология личности» и подготовки курсовой работы.
Слушатель должен:
3 Примерная учебная программа дисциплины Пояснительная записка Психология личности – одна из основных учебных дисциплин общепрофессионального блока и базовый курс для подготовки психологов и клинических психологов в ряду таких дисциплин как «Общая психология», «Антропология», «Социальная психология», «История психологии», «Социология», «Психодиагностика». Психология личности отличается от всех остальных дисциплин тем, что здесь предпринимаются попытки синтезировать и интегрировать принципиальные положения других областей психологии, применять философскую и педагогическую антропологию для описания психических феноменов. Психология личности ставит задачу понимания поведения человека во всей его многоплановости, показать особенности каждой теории личности в объяснении поведения и его мотивов. Психология личности представляет собой зону пересечения исследований социального и интеллектуального развития, психопатологии и самореализации, научения и межличносных отношений. Ключевым моментом в психологии личности являются теории личности, развивающие различные подходы к пониманию важнейших личностных образований, развития, мотивации и поведения. Они объясняют и предсказывают поведение. Та или иная теория личности обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать всё, что нам известно о соответствующем классе событий (чувства, влечения, переживания, сомнения, действия, активность, мотивы, поступки, тенденции и др). Она также обеспечивает основу для прогнозирования результатов и событий, которые ещё не наступили. В этом отношении теории личности открыты для проверки своих положений, могут подтверждаться и находить подтверждения. Теории личности дают возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия). С позиции функции предсказания теории намечают направления, в которых плановое исследование может привести к новым открытиям во многих неизведанных областях. Основные компоненты психологии личности представлены в понятиях феноменальности, субъектности, индивидуальности, универсальности, мотивации, структуры личности, развитии личности, психопатологии, психическое здоровье, изменение личности при терапевтическом воздействии. Представленная в теориях психология личности раскрывает мотивационные аспекты функционирования личности от младенчества до зрелости и старости, предлагает стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека, дает ответы на вопрос о том, что такое личность на основе частных эмпирических представлений, описанных на основе определенной концептуальной системы. Психология личности развивается в русле современной академической психологии и представлена выдающимися персонологами ХХ века – отечественными и зарубежными. Среди них З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, А. Бандура, Ф. Скиннер, Дж. Роттер, А. Леонтьев, Л. Божович, Б. Ананьев, Д. Узнадзе, А. Асмолов, В. Мерлин, В. Слободчиков и другие не менее известные теоретики. 3.1 Цель преподавания: Показать сложность духовной и душевной жизни человека, разнообразие психологических феноменов, носителем которых является личность, раскрыть мотивационную основу личности на основе той или иной теории, вызвать интерес у будущих психологов к сложности и многообразию индивидуальных проявлений, их истолкованию на основе разных теоретических подходов. Раскрыть студенту закономерности становления науки о личности, формировать потребность интегрировать различные концепции в объяснении психических феноменов. Ввести в проблематику развития теорий личности, их сложность и противоречивость. Показать многообразие категориального аппарата, раскрыть сущность методов исследования личности и дать им характеристику. Показать значение теории для развития практической деятельности психолога в сферах психодиагностики, психотерапии и консультирования. 3.2. Задачи изучения дисциплины: 3.2.1. Изучение методологических основ психологии личности, ее предмета, объекта, роли в познании мотивационно-поведенческой основы личности. 3.2.2. Закладка базовых, ключевых понятий, составляющих основу для понимания проблематики психологии личности, с опорой на междисциплинарные подходы, вовлекающие данные смежных наук: истории, персонологии, социологии, философии, антропологии, искусствознания, педагогики этики и др. 3.2.3. Знакомство с максимально – широким кругом концепций и представлений о личности, сложившихся в мировой науке, исходя из принципов сравнительной психологии, в основании которой – идея диалога. 3.3. В результате изучения данной дисциплины студент должен ЗНАТЬ:
УМЕТЬ: 3.3.6. проводить аналогии между поведением личности, основными психологическими свойствами и описывающими их теориями; 3.3.7. применять психологическое знание в профессиональной работе психолога информатика; 3.3.8. понимать основы различных подходов к описанию психологических феноменов личности, владеть специальной терминологией и категориальным аппаратом. 3.4 Объем дисциплины и виды учебной работы
3.5 Содержание дисциплины
|
Рабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности... Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология зависимости»... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив)... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология» Удачина Елена Геннадьевна, Клиническая психология – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 37 с | «Философские основы психотерапии» Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | ||
Специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения» Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая... | Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» Кафедра детских болезней педиатрического факультета с курсом детской неврологии и медицинской генетики | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... О. И. Дубровина. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология».... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности... |