Скачать 229.03 Kb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, Профессор Ярыгин Н.В. ____________________________ «___»___________________2007 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Психология зависимости»для студентов дневного факультета клинической психологиидля специальности 030302 - «Клиническая психология».Кафедра Клинической психологииКурс 4 Семестр 7 Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «____» ______________2007г., протокол № ______ Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология» «___» _________ 2007 г., протокол № ______ Председатель комиссии: Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2007 г., протокол №_____ Председатель ЦМС: Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич 1.Инновационость программы, цель и задачи дисциплины. Разработанная программа по специальности «Психология зависимости» является отражением нового направления в медицинской психологии и наркологии, расширяющим проблемное поле этих специальностей и воплощением на практике новой идеи о роли совладающего с зависимостью поведения в адаптации к социальной среде. Она обеспечивает студентов необходимой инновационной информацией для овладения определенными знаниями и умениями в области психологии зависимости, необходимыми для профессиональной деятельности по специальности» медицинская психология». Целью дисциплины является усвоение студентами основных положений и методов психологии зависимости в их приложении к задачам клинической психологии; изучение методологических основ и теоретических проблем психологии зависимого поведения; ознакомление с основными психотехническими приемами в работе с зависимыми и созависимыми лицами, обсуждение практических задач, стоящих перед клиническими психологами, работающими в наркологии и использующими в своей деятельности различные приемы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Курс в методическом плане представляет собой сочетание лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Клинико – психологические разборы больных, психологическая диагностика, групповые дискуссии, элементы психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений являются ведущими компонентами в освоении изучаемой дисциплины. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой. Задачи дисциплины. Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: - базовые теоретические положения психологии зависимости; - основные виды зависимого поведения; - нефармакологические варианты зависимого поведения; - личность и зависимость от психоактивных веществ; -зависимость как проблема психологической адаптации, совладающего поведения; - методы психологической диагностики зависимости; - зависимость как проблема мотивации; - психологическое консультирование и психотерапия зависимых и созависимых лиц; - введение в терапию зависимости и психологию лечебного процесса; - реабилитация больных с зависимостью. 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины. А. Студент должен знать и уметь: - использовать основные теоретические положения психологии зависимости; - определять основные виды и степень выраженности зависимого поведения; - выявлять личностные особенности, психологические ресурсы и адаптационные возможности больных; - использовать личностные и профессиональные качества клинического психолога во время работы в наркологической клинике; - соблюдать правовые и этические аспекты работы с зависимыми лицами; - применять личностные и профессиональные качества эффективного консультанта и психотерапевта; - дифференцировать роль врача и клинического психолога в психокоррекции и психотерапии. Б. Студент должен иметь навыки: - применять на практике основные методы психологической диагностики зависимости; - обоснованного выбора адекватных психодиагностических методик и психокоррекционного подхода; - овладения принципами и методами психологического консультирования, психокоррекции, а также некоторыми принципами и методами психотерапии больных с разными видами зависимого поведения; - взаимодействия клинического психолога с зависимыми лицами и их ближайшим микросоциальным окружением; -организации работы клинического психолога и взаимодействия с медицинским персоналом в наркологических учреждениях; - навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем - разрешающего и социально-поддерживающего поведения в работе с зависимыми лицами. В. Студент должен иметь представление о: - диагностических критериях психических и поведенческих расстройств вследствие употребления психоактивных веществ; - основных направлениях фармакотерапии и немедикаментозных методах терапии зависимости; - принципах построения комплексного психологического портрета зависимых лиц; - индивидуальном, групповом и телефонном консультировании, краткосрочной психотерапии зависимых лиц; - терапии, укрепляющей мотивацию, Миннесотской модели и терапии базирующейся на 12 шаговой модели; - когнитивно – поведенческой психотерапии, семейной (супружеской) психотерапии и терапии социальными сетями; - экзистенциальной психотерапии, логотерапии, гештальт – терапии и эмоционально – стрессовой психотерапии («кодирование» по А.Р.Довженко); - гипнотерапии, эриксоновском гипнозе, НЛП и интегративной психотерапии в наркологии. Г.Уровень компетентности студента - получать и адекватно интерпретировать информацию о психологических факторах зависимого поведения, влияющих на возникновение и динамику заболевания, а также определяющих стратегию лечения и профилактики. Д. Уровень комммуникативности студента - осмысленно осуществлять социальное взаимодействие с пациентом и другими участниками лечебного процесса и реабилитации (медперсонал, консультанты по смежным специальностям, родственники пациента, другие члены социальных сетей и т.д.). Е. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и другим дисциплинам, в том числе по психиатрии, наркологии, неврологии, психологии личности, психофизиологии, психодиагностике, введении в клиническую психологию, психологии ощущения, восприятия, памяти, психологии внимания, мышления, воображения, психологии развития и возрастной психологии 3. Объем дисциплины в виде учебной работы.
Формы текущего контроля: 1.Опрос по теме практического занятия. 2.Тестовый контроль (письменная контрольная работа, ситуационные задачи). 3.Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения). 4.Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия. 5.Предоставление рефератов, выполненных студентом самостоятельно. 6. Супервизия практической работы выполняемой студентами по парам или в группе. 4. Содержание дисциплины. 4.1 Разделы дисциплины в виде занятий.
4.2.Содержание тем дисциплины. Тема 1. Введение в психологию зависимости. Зависимость как предмет клинической психологии. Исторические аспекты развития психологии зависимости. Основные понятия. Аддиктивное и саморазрушающее поведение. Синдромология зависимостей. Зависимость психическая, физическая, групповая и индивидуальная. Синдром отмены (абстинентный синдром). Виды влечения к психоактивным веществам. Стадии зависимости. Теории зависимости: биологический, психологический, интегративный подходы. Тема 2. Основные виды зависимого поведения. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (V-раздел международной классификации болезней-МКБ-10). Химические и нехимические формы зависимого поведения. Зависимость вследствие употребления алкоголя, опиатов, каннабиноидов, седативных или снотворных веществ, кокаина и других стимуляторов, галлюциногенов, табака и летучих растворителей. Иньекционные наркотики, психостимуляторы и ВИЧ/СПИД. Тема 3. Нехимические формы зависимого поведения. Классификация. Патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг). Пищевые аддикции (переедание и голодание). Технологические зависимости. (интернет – зависимость, зависимость от компьютерных игр). Проблемное использование компьютера и мобильного телефона. Работоголизм. Компульсивный шоппинг. Компульсивное влечение к чрезмерному накоплению.Зависимость от физических упражнений. Психология созависимости. Сочетанные формы зависимого поведения. (интернет-казино, киберсекс). Тема 4. Зависимость как проблема психологической адаптации. Психологические ресурсы и адаптационные возможности человека. Совладание со стрессом (coping behavior). Трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга Р.Лазаруса. Копинг – стратегии и копинг – ресурсы. Первичная и вторичная самооценка, переоценка. Стратегии разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания. Проактивный копинг. Ресурсы преодоления - Я-концепция, локус контроля, самоэффективность, эмпатия, аффилиация, компетентность, цели и ценностные ориентации. Базисные потребности, мотивация и копинг. Концепция социальной поддержки – модель основного эффекта и буферная модель. Социально – поддерживающий процесс. Зависимость как проблема саморегуляции и малоадаптивное совладающее поведение. Модели адаптивного функционального, псевдоадаптивного и дисфункционального совладающего поведения. Тема 5. Личность и зависимость от психоактивных веществ. Роль личности в развитии зависимости. Основные клинико-психологические направления исследования личности зависимых. Личностный выбор, свобода, направленность, активность. Проблема контроля и ответственность личности. Ценностные ориентации, цели жизни. Акцентуации характера.Я - концепция зависимых. Эмоциональные и волевые нарушения. Тема 6. Методы психологической диагностики зависимости. Психодиагностические задачи клинического психолога в наркологической клинике. Методы измерения мотивации в наркологии (мотивация на воздержание от употребления ПАВ и употребления ПАВ; ценностные ориентации, цели и смысл жизни; самоэффективность; готовность к изменению поведения, стадии и процесс изменения поведения, степень готовности к изменению поведения, баланс решений, мотивация на лечение). Психодиагностика личностных особенностей и межличностных отношений зависимых от психоактивных веществ. Методы исследования нарушенной адаптации (психологические стратегии и ресурсы преодоления стресса, механизмы психологической защиты) у лиц, зависимых от психоактивных веществ. Психодиагностика психических состояний (нарушения эмоциональной сферы, патология влечения и контроля. Проективные тесты. Принципы построения комплексного психологического портрета зависимых. Тема 7. Зависимость как проблема мотивации. Теории мотивации. Ценностные ориентации,цели и смысл жизни. . Когнитивные, эмоциональные и поведенческие предикторы мотивации. Внешняя и внутренняя мотивация. Амбивалентность. Самоэффективность. Психология патологического влечения к психоактивным веществам. Мотивация на воздержание от употребления психоактивных веществ. Мотивация на употребление психоактивных веществ. Мотивация к лечению. Методы измерения мотивации в наркологии. Тема 8. Введение в терапию зависимости и психологию лечебного процесса. Введение в фармакотерапию зависимости. Детоксикация. Аверсивная терапия. Немедикаментозные методы терапии (рефлексотерапия, управляемая гипертермия). Субъективный фактор в лечении (внутренняя картина болезни, активная позиция, ответственность, приверженность терапии (adherence to treatment, compliance). Психология лечебного процесса в наркологии. Длительность и интенсивность лечения, цели терапии. Активность, ответственность в процессе лечения. плацебо (эффект, реактивность, терапия). Недобровольное лечение. Стигматизация. Оценка эффективности лечения. Организационные вопросы работы клинического психолога в наркологии. Тема 9. Психологическое консультирование и психотерапия. Психологические и психотерапевтические интервенции в медицине. Индивидуальное и групповое консультирование лиц, зависимых от психоактивных веществ. Телефонное консультирование. Краткосрочная психотерапия. Индивидуальная и групповая психотерапия.
Тема 10. Реабилитация больных с зависимостью (клинико – психологические аспекты). Основные положения реабилитации в наркологии. Модель поэтапных изменений Д.Прочаски и К.ДиКлементе. Определение стадий изменения. Готовность к изменению поведения. Модель рецидива. Факторы, способствующие рецидивированию. Профилактика рецидивов. Срыв. Ремиссии (этапы формирования, клинико-психологические особенности формирования, прогноз). Терапия средой, занятостью. Работа с семьей. Терапевтические сообщества. Группы самопомощи. Роль принуждения в лечении. Снижение вреда и заместительная терапия. Процесс выздоровления. Социальная работа в наркологии. 4.3.Тематический план лекций. 1. Введение в психологию зависимости. 2. Основные виды зависимого поведения. 3. Нехимические формы зависимого поведения. 4. Зависимость как проблема психологической адаптации. 5. Личность и зависимость от психоактивных веществ. 6. Методы психологической диагностики зависимости. 7. Зависимость как проблема мотивации. 8. Введение в терапию зависимости и психологию лечебного процесса. 9. Психологическое консультирование и психотерапия. 10. Реабилитация больных с зависимостью. 4.4.Тематический план практических занятий. 1.Синдром измененной реактивности. Психология патологического влечения к психоактивным веществам. 2.Патологическая склонность к азартным играм. 3. Совладающее поведение больных наркоманией. 4. Методы исследования личности больных, зависимых от алкоголя. 5. Методы исследования ценностных ориентаций и смысла жизни. 6. Внешняя и внутренняя мотивация на лечение. 7. Психология лечебного процесса в наркологии. 8. Терапия, укрепляющая мотивацию. 9. Консультирование лиц, зависимых от алкоголя 10. Модель поэтапных изменений поведения. 4.5.Самостоятельная работа студентов.
Обязательная литература. 1.Братусь Б.С.Аномалии личности. – М.: Мысль. 1998. – 301с. « Класс», 1999. -576с. 2.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология, - Новосибирск, изд. – во «Олсиб», 2001. – 251с. 3.Марсер Д.Е., Вуди Дж. Индивидуальное консультирование наркозависимых /Пер. с англ. – Варшава, 2001.- 232с. 4.Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании ( пособие для врачей, психологов и родственников больных). М.: « Анахарсис», 2002.-С.212. 5.Моховиков А.Н.Проблемы аддикции //Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001. Глава 22.- c.379 – 436. 6.Немчин Т.А., Цыцарев С.В.Личность и алкоголизм.- Л.: Издательство ЛГУ.:1989. -192с. 7.Психология зависимого поведения / Под ред. С.Доулинга / Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс»,2000. – 240с. - (Библиотека психологии и психотерапии, вып.85). 8.Психосоциальные вопросы саморазрушающего поведения у молодежи./Социальная психиатрия: фундаментальные и прикладные исследования. Материалы симпозиума, 4-5 октября1989,Ленинград. Институт им. В.М.Бехтерева, 1990,с75 -89. 9.Поттер – Эфрон Р.Т. Стыд, вина и алкоголизм: клиническая практика. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.- 416с. (Серия: «Лечение зависимостей»). 10.Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / Завьялов В.Ю. –Новосибирск: Наука. Сиб. отд – ние,1988. -198с. 11.Саморазрушающее поведение у подростков. Сборник научных трудов, том 128, изд. Лен. НИПсихоневрологического института им В.М.Бехтерева. –Ленинград, 1991.- 140с. 12.Современная психология мотивации / под редакцией Д.А.Леонтьева, - М.: Смысл, 2002 – 343с. 13.Сирота Н.А., Ялтонский В.М.Профилактика алкоголизма и наркомании: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. -176с. 14.Сирота Н.А.Основные положения реабилитации в наркологии. Глава 2 , параграф 2.4.// Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ./Под ред. Валентика Ю. В. и Сирота Н.А. – М. Литера -2000, 2002. -с.52 – 63. 15.Сирота Н.А., Ялтонский В.М.Работа с мотивацией, Глава 3. // Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ./Под ред Валентика Ю.В. и Сирота Н.А. – М. Литера -2000, 2002. -с.93 – 124. 16.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика рецидивов. Глава 4, параграф 5. // Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ./Под ред. Валентика .Ю.В. и Сирота Н.А. – М. Литера -2000, 2002. -с.171 – 191. 16.Ферст Р. Расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ //Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У. Баумана.» 2-е международное издание. Пер. с нем. – СПб.: Питер, 2002. –Глава 34.с.962 -1005. 17.Худик В.А. Работа психолога в наркологическом стационаре. К.: Здоровья, 1989. – 96с. Рекомендуемая литература. 1.Альтшуллер В.Б. Патологическое влечение к алкоголю: вопросы терапии и клиники. «М.: Имидж»,1994. – 216с. 2.Баллюзек Ф.В. и др. Управляемая гипертермия. – СПб «Невский диалект» , 2001, 123с. 3.Березин Ф.Б.Психическая и психофизиологическая адаптация адаптация человека. –Л.: Наука,19888. – 270с. 4.Березин Ф.Б., Мирошников М.П. Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). - М., Фолиум,1994, с.195. 5.Бехтель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. – М.: Медицина, 1986. – 272с. 6.Бодров В.А. Психологический стресс : развитие учения и современное состояние проблемы.М.: Институт психологии РАН, 1995, 126с. 7.Бутров А.В., Гофман А.Г., Цимбалов С.Г. Купирование опийного абстинентного синдрома антагонистами опиатов под общей анестезией.:Пособие для врачей.- Москва. 2000 г.- 17с. 8.Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб.:прайм –ЕВРОЗНАК.2003. -352с. 9.Воронович Б.Алкоголизм: природа, лечение, выздоровление./ Пер. с польского. М.: ИНФОРМ -12,1999, -192с. 10.Глейтман Г. Основы психологии: Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2001. -1247с. 11.Дудко Т.Н. Дифференцированная система реабилитации в наркологии. Методические рекомендации. – М.: НИИ Наркологии , 2001. – 38с. 12.Ермакова О.М., Лафи С.Г. Психологические аспекты работы с наркозависимыми. Учебно – методическое пособие. – Омск, Изд-во ОмГПУ1998. – 89с. 13.Ерышев О.Ф., Рыбакова Т.Г., Шабанов П.Д. Алкогольная зависимость. Формирование течение, противорецидивная терапия. Руководство для врачей. - СПб.: Издательство «ЭЛБИ – СПб», 2002. -192. 14.Зайцев В.В.Как избавиться от пристрастия к азартным играм. – СПб.: Издательский Дом « Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис,2003. – 128с. 15.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д.Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапиии. – СПб.: Речь, 2001. – 176с. 16.Иванец Н.Н.и др. Лечение алкоголизма, наркоманий и токсикоманий (краткое клиническое руководство)- М.1998.- 60с. 17.Кабанов М.М., Личко А.Е., В.М.Смиров. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983. -312с. 18.Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного.-Л.,Медицина,1980. -184с. 19.Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек./ Пер. с англ. – М.: Независимая фирма « Класс» , 1998. -192с. 20.Ковалев С.В.Семь шагов от пропасти. НЛП - терапия наркотических зависимостей. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2001. – 192с. («Библиотека психолога»). 21.Корнетов А.Н. и др. Этология в психиатрии. - Киев, «Здоровья»,1990. – 214с. 22.Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство. – Л.:Медицина,1991.-304с. 23.Мирошниченко Л.Д., Пелипас В.Е.Наркологический энциклопедический словарь. Часть 1.Алкоголизм, М.: Изд- во «Анахарсис», 2001. -192с. 24.Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л «Наука», Ленинградское отделение, 1983.240 с. 25.Платонов К.К. Методологические проблемы медицинской психологии.-М,Медицина,1977,95с. 26.Руководство по наркологии. / Под редакцией Н.Н.Иванца.В двух томах. Том 1. – М.: Медпрактика – М, 2002. -444с. 27.Психологическая энциклопедия. 2-изд. / Под ред. Р. Корзини, А.Ауэрбаха. – СПб,2003. -1096c. 28.Психология отклоняющегося поведения. Глава 16 / Клиническая психология : учебник / Под ред Б.Д. Карвасарского.-СПб.: Питер, 2002.- c.535-562. 28.Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1994. – 544с. 29.Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи, Издательство «Талант»,1990, -144с. 30.Руководство по работе по шагам в анонимных наркоманах.- Анонимные Наркоманы, 2001.- 128с. 31.Сиволап Ю.П., Савченков В.А.Фармакотерапия в наркологии/ Под ред. Н.М.Жарикова. – М.: Медицина, 2000. -352с. 32.Современная психология мотивации / под редакцией Д.А.Леонтьева, - М.: Смысл, 2002 – 343с. 33.Сирота Н.А. Копинг поведение в подростковом возрасте: Автореф. дисс. ….д-ра мед.наук.- СПб.1994. -51с. 34.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике.- М.: Генезис, 2001. - 216с. 35.Собчик Л.Н.Введение в психологию индивидуальности, - М., Институт прикладной психологии, 1997. – 480с. 36.Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л.: Медицина, 1984. – 192с. 37.Терапевтические подходы к алкогольным проблемам // Хитер Н./Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия № 65, 204с. 38.Уайнхольд Б., Уайнхольд Дж. Освобождение от созависимости / Пер. с англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 2003. 224с. 39.Чепмен А., Чепмен – Сантана М. Проблемно – ориентированная психотерапия. – СПб.: Питер,2001. -240с. 40.Энтин Г.М. Опосредованная психотерапия больных алкоголизмом. Пособие для наркологов и психотерапевтов. – Москва,1997.-100с. 41.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. - М.: Независимая фирма « Класс», 1999. -576с. 42.Ялтонский В.М. Копинг поведение здоровых и больных наркоманией: Автореф. дисс. на соиск. ………д-ра мед. наук.- СПб, 1995. - 48с. 43. Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ (на модели опийной наркомании). –М.: Научный мир, 2004. – 348с.. 5. Средства обеспечения усвоения дисциплины:
6. Материально-техническое обеспечение:
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия и тренинги, входящие в структуру практических занятий, а также самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является практической дисциплиной, где формируются навыки и умения будущих специалистов. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Особое значение имеет тренинговая часть занятия, где студент получает «обратную связь» - определенные критические замечания или позитивную поддержку по поводу практических навыков и умений в области собственного поведения, саморефлексии, развития личностно-профессиональных качеств, навыков и умений психотерапевтической работы. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям, и контрольными работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, один раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составление резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, то есть ведения научно-исследовательской работы. Контроль теоретических знаний и практических навыков проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, демонстрации навыков и умений на тренинговых занятиях. В процессе изучения дисциплины проводится зачёт. Автор программы: профессор кафедры клинической психологии, доктор медицинских наук В.М. Ялтонский. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология реабилитации... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психофармакотерапия» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Суицидология» (электив)... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности... Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№... | Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Опд государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Психология»,... | ||
Учебной дисциплины неврология для специальности: 030302. 65 «Клиническая психология» Кафедра детских болезней педиатрического факультета с курсом детской неврологии и медицинской генетики | Кафедра общей и клинической психологии Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М. Е. Волчанский, В. В.... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине ««психиатрия и наркология»... «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», освоить принципы его применения на практике | Социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский... Методические указания предназначены для студентов отделения Клиническая психология и отделения Социальна работа Факультета социальной... | ||
Учебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности» | Программа дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения... | ||
Программа включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре... Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»... | Социальная психология Ст преподаватель кафедры психиатрии и клинической психологии сгму к пс н. О. А. Харькова |