|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
| Кафедра ПСИХИАТРИИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Учебно-методический комплекс по дисциплине СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Основная образовательная программа
030401 «Клиническая психология»
Утверждено на заседании
кафедры:
Протокол № 7___
«23_» _03_______ 2012__ г.
Зав. кафедрой психиатрии и
кл.психолгии,
профессор, академик РАМН
________________П.И.Сидоров
Автор-составитель:
Ст.преподаватель кафедры психиатрии и клинической психологии СГМУ к.пс.н. О.А.Харькова
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО»
Зав.кафедрой психиатрии и
клинической психологии
профессор, академик РАМН
____________П.И.Сидооров
«22» апреля 2012г.
|
| «УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета клинической псигологии и социальной работы
к.б.н., доцент
_______________С.В.Маруняк
«23» апреля 2012г.
| Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол № 7
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине Социальная психология
По направлению подготовки клиническая психология
Курс II
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен
Кафедра психиатрии и клинической психологии
Трудоемкость дисциплины 108 (час.)/ 3 (зач. ед.)
Архангельск, 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины
| Целью дисциплины является ознакомление студентов с предметом изучения социальной психологии, как самостоятельной науки, с методологией, а также с теоретическими и практическими наработками.
| 2. Место дисциплины в структуре ООП
| Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401 «Клиническая психология»
| 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК №
| Общекультурные компетенции:
| ОК № 3
| - способностью и готовностью к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений
| ОК № 6
| - способностью и готовностью к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности
| ОК № 7
| - способностью и готовностью к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности
| ОК № 9
| - способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей
| ОК № 12
| - способностью и готовностью к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений
| ПК №
| Профессиональные компетенции:
| ПК № 22
| - владением навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром
| ПК № 23
| - владением навыками подготовки и презентации программ психического здоровья для общественных и государственных организаций, программ раннего психологического вмешательства для групп повышенного риска психологической дезадаптации в различных ее формах
| ПК № 25
| - владением основными методами руководства: постановки и распределения задач, делегирования и контроля, обратной связи и оценки исполнения, обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений
|
|
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
| Знать:
- методологические основы социальной психологии
- основные теоретические школы и направления
- понятийный аппарат психологии малой группы и психологии больших социальных групп, психологии общения, социальной психологии личности, пр
| Уметь:
- планировать социально-психологическое исследование
- применять методы исследования социальной психологии, методы диагностики и воздействия на личность
- анализировать конфликты и конфликтные ситуации
- анализировать научно-популярную литературу по социально-психологическим вопросам
| Владеть:
- методами исследования, диагностики и воздействия
- содержанием дисциплины
| 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
| Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы:
| Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| Аудиторные занятия (всего), в т.ч.:
| 42
| III
| лекции (Л)
| 14
|
| практические занятия (ПЗ)
| 28
|
| семинары (С)
| -
|
| лабораторные практикумы (ЛП)
| -
|
| клинические практические занятия (КПЗ)
| -
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 30
| III
| Экзамен
| 36
| III
| Общая трудоемкость (всего)
| 108
|
|
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины:
| №
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Теоретические основы и практическое значение социальной психологии
| Тема 1. Социальная психология как самостоятельная дисциплина
Тема 2. Концептуальные основы социальной психологии
| 2.
| Социальная психология личности
| Тема 3. Индивид и личность
Тема 4. Социализация личности
Тема 5. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности
Тема 6. Институты социализации
Тема 7. Механизмы социализации
| 3.
| Социальное мышление
| Тема 8. Я в социальном мире
Тема 9. Социальная установка
Тема 10. Социальный стереотип. Предрассудки и суеверия
| 4.
| Социальная психология общения
| Тема 11. Общение как социально-психологическое явление
Тема 12. Коммуникативная сторона общения
Тема 13. Интерактивная сторона общения
Тема 14. Перцептивная сторона общения
Тема 15. Межличностные отношения
| 5.
| Социальная психология малой группы
| Тема 16. Содержание и психологические характеристики малой группы
Тема 17. Групповая динамика, ее механизмы
Тема 18. Лидер и руководитель, теории лидерства
| 6.
| Социальная психология больших групп и массовых социальных процессов
| Тема 19. Содержание и психологические характеристики больших социальных групп
Тема 20. Психология толпы
Тема 21. Психология массы
| 7.
| Прикладная социальная психология
| Тема 22. Особенности прикладного исследования в социальной психологии
|
| 5.2. Разделы дисциплины и виды занятий
| №
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| С
| ЛП
| КПЗ
| СРС
| Ʃ
| 1.
| Теоретические основы и практическое значение социальной психологии
| 2
| 2
| -
| -
| -
| 3
| 7
| 2.
| Социальная психология личности
| 2
| 4
| -
| -
| -
| 5
| 11
| 3.
| Социальное мышление
| 2
| 4
| -
| -
| -
| 2
| 8
| 4.
| Социальная психология общения
| 2
| 6
| -
| -
| -
| 5
| 13
| 5.
| Социальная психология малой группы
| 2
| 4
| -
| -
| -
| 5
| 11
| 6.
| Социальная психология больших групп и массовых социальных процессов
| 2
| 6
| -
| -
| -
| 5
| 13
| 7.
| Прикладная социальная психология
| -
| 2
| -
| -
| -
| 5
| 7
|
| 6. Интерактивные формы проведения занятий
| №
| Наименование раздела дисциплины
| Интерактивные формы проведения занятий
| Длительность (час.)
| 1.
| Теоретические основы и практическое значение социальной психологии
| Работа в мини-группах с последующей дискуссией (схематичное представление теоретических основ социальной психологии)
| 1
| 2.
| Социальная психология личности
| Ролевая игра (Асоциализация. Десоциализация. Ресоциализация)
| 3
| 3.
| Социальное мышление
| Ролевая игра (социальная установка)
| 1
| 4.
| Социальная психология общения
| Тренинг (эмпатия, идентификация)
Case-study (типы собеседников)
| 3
| 5.
| Социальная психология малой группы
| Дискуссия (лидер и руководитель)
| 1
| 6.
| Социальная психология больших групп и массовых социальных процессов
| Дискуссия (психология толпы и массы)
| 2
| 7.
| Прикладная социальная психология
| Дискуссия (особенности прикладного исследования в социальной психологии)
| 1
| Итого (час.)
| 12
| Итого (% от аудиторных занятий)
| 42,8
|
|
| 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
| №
| Наименование раздела дисциплины
| Виды самостоятельной работы
| Форма контроля
| 1.
| Теоретические основы и практическое значение социальной психологии
| Доклад
| Мультимедийная презентация
| 2.
| Социальная психология личности
| Реферат
| Устная презентация
| 3.
| Социальное мышление
| Конспект
| Письменная презентация
| 4.
| Социальная психология общения
| Доклад / Эссе
| Устная / Письменная презентация
| 5.
| Социальная психология малой группы
| Реферат
| Устная презентация
| 6.
| Социальная психология больших групп и массовых социальных процессов
| Реферат
| Устная презентация
| 7.
| Прикладная социальная психология
| Доклад
| Мультимедийная презентация
|
|
| 8. Формы контроля
| 8.1. Формы текущего контроля
| - устные (собеседование, доклад)
- письменные (проверка тестов, контрольных работ, курсовых работ, эссе, рефератов, конспектов, решение задач)
| 8.2. Формы промежуточной аттестации
| - экзамен
| 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
| 9.1. Основная литература
| 1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006
2. Андриенко Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М., 2003
3. Крысько В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. Учеб. для студ. высш.учеб.заведений.- М., 2002
4. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. 3-е междунар.изд. – СПб.: Прайм-Еврознак: Нева, М.: ООЛМа-Пресс, 2010
5. Немов Р.С. Социальная психология / Р.С.Немов, И.Р.Алтунин. – СПб.: Питер, 2008
6. Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: Питер, 2007
7. Руденский Е.В. Социальная психология / Е.В. Руденский. - Новосибирск, - 1996
8. Сухов А.Н. Социальная психология: учеб.пособие для высших уч.заведений / А.Н. Сухов. – М.: Академия, 2007
9. Сидоров П.И. Введение в клиническую психологию / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. Учебник для студентов медицинских вузов. – М., 2000
10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. – М., 1999
| 9.2. Дополнительная литература
| 1. Аминов И.И. Проксемика и пространственные условия общения / И.И.Аминов // Элитариум – центр дистанционного обучения [Электронный ресурс] http://www.elitarium.ru/2005/08/17/proksemika_i_prostranstvennye_uslovija_obshhenija.html
2. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В.Антонова // Вопросы психологии, 1996. - № 1. - С.131-143
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э.Берн. – М., 2006
4. Волкова А.И. Психология общения / А.И.Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
5. Дружба. Гуманитарные науки: социология // Онлайн энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/DRUZHBA.html
6. Кузнецов И.Н. Этикет невербального общения / И.Н.Кузнецов // Элитариум – центр дистанционного обучения [Электронный ресурс] http://www.elitarium.ru/2005/08/17/proksemika_i_prostranstvennye_uslovija_obshhenija.html
7. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения / А.П.Назаретян. М., 2001
8. Ольшанский Д.В. Основные теории лидерства [Электронный ресурс] http://psyfactor.org/lib/lidertheory.htm
9. Пушкарев Е. Различные чувства: любовь и влюбленность [Электронный ресурс] www.lyubi.ru
10. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П.Экман. – СПб.: Питер., 2010
| 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
| Ноутбук, мультимедийный проектор, методички
| 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «Социальная психология» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
|
Автор:
Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| Ст.преподаватель кафедры психиатрии и клинической психологии, к.пс.н.
| Харькова О.А.
|
| Рецензент (ы):
Место работы
| Занимаемая должность
| Фамилия, инициалы
| Подпись
| СГМУ
| Доцент кафедры психиатрии и кл.психологии
| Ложкина Л.И.
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
Учебная дисциплина – Социальная психология
Направление подготовки – Клиническая психология
Семестр – III
Курс – II
№ лекции
| Тема лекции
| Количество
(час.)
| Л-1
| Социальная психология как самостоятельная дисциплина. Концептуальные основы социальной психологии
| 2
| Л-2
| Социализация личности
| 2
| Л-3
| Социальная установка
| 2
| Л-4
| Общение как социально-психологическое явление
| 2
| Л-5
| Стороны общения
| 2
| Л-6
| Содержание и психологические характеристики малой группы
| 2
| Л-7
| Содержание и психологические характеристики большой социальной группы
| 2
| ИТОГО
| 14
| Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________
«____» __________________ 20__ г.
протокол № ____________
Зав. кафедрой _________________________________________________________
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Учебная дисциплина – Социальная психология
Направление подготовки – Клиническая психология
Семестр – III
Количество часов, отведенное на группу – 28 час.
Курс – II
№ занятия
| Тема занятия
| Количество
часов
| ПЗ-1
| Социальная психология как самостоятельная дисциплина. Концептуальные основы социальной психологии
| 2
| ПЗ-2
| Индивид и личность. Социализация личности
| 2
| ПЗ-3
| Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности. Институты социализации. Механизмы социализации
| 2
| ПЗ-4
| Социальная установка
| 2
| ПЗ-5
| Социальный стереотип. Предрассудки и суеверия
| 2
| ПЗ-6
| Общение как социально-психологическое явление. Коммуникативная сторона общения
| 2
| ПЗ-7
| Интерактивная и перцептивная сторона общения
| 2
| ПЗ-8
| Межличностные отношения
| 2
| ПЗ-9
| Содержание и психологические характеристики малой группы. Групповая динамика, ее механизмы
| 2
| ПЗ-10
| Лидер и руководитель, теории лидерства
| 2
| ПЗ-11
| Содержание и психологические характеристики больших социальных групп
| 2
| ПЗ-12
|
| 2
| ПЗ-13
| Психология массы
| 2
| ПЗ-14
| Особенности прикладного исследования в социальной психологии
| 2
| ИТОГО
| 28
|
Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________
«___» __________________ 20___ г.
протокол № ____________
Зав. кафедрой ___________________________________________________________ |