Андреева Г. М. Социальная психология





Скачать 126.14 Kb.
НазваниеАндреева Г. М. Социальная психология
Дата публикации14.04.2015
Размер126.14 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Психология > Литература
Планы практических занятий по дисциплине «Юридическая психология»

для студентов заочной формы обучения на 2014-2015 уч.год
Тема 5. Психология криминальной среды и преступных сообществ – 1 час.

Вопросы

1. Социальная психология: предмет, разделы, задачи. Понятие группы, ее основные характеристики. Классификация социальных групп. Методики исследования социальных групп (социометрия, референтометрия).

2. Понятие преступной группы. Типология преступных групп.

3. Структура преступной группы: содержание и функции. Преступные организации за рубежом и в России.

Темы рефератов

  1. Методы исследования социальной психологии.

  2. Типология социальных групп.

  3. Характеристика организованных сообществ за рубежом и в России

Задания для самостоятельной подготовки

1. Составление словаря психологических терминов.

2. Составление плана ответа на вопросы практического занятия.

3. Самостоятельное изучение вопроса «Преступные организации за рубежом и в России» по рекомендуемой литературе.

4. Подготовка реферативных сообщений.

5. Решение рекомендуемых задач по теме.

6. Работа с тестами самоконтроля.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

2. Антонян Ю. М., Пахомов В. Д. Организованная преступность и борьба с ней // Сов. государство и право. 1989. №7.

3. Быков В. М. Преступная группа: криминалистические проблемы. – Ташкент, 1991.

4. Васильев В. Л. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2010.

5. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М., 1990.

6. Дикселиус М., Константинов А. Преступный мир России. – СПб, 1995.

7. Еникеев М. И. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2009.

8. Еникеев М. И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология: Крат. Энцикл. Словарь. – М.: Юрид. Лит., 1997.

9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 1997.

10. Минна Р. Мафия против закона. – М., 1988.

11. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

12. Ратинов А. Р., Лукашевич В. Г., Ратинов В. А. Личность в преступной группе. – М., 1998.

13. Романов В. В. Юридическая психология. – М.: Юрист, 2010.

14. Самонов А. П. Психология преступных групп. – Пермь: Пермское книжное изд-во, 1991.

15. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология. – М., 2010.

16. Устинов В. С. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности. – Н. Новгород, 1993.

17. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2009.

18. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. – М.: Зерцало, 2010.

Задачи

1. Назовите социально-психологические параметры группы, которые исследуют методом социометрии. В чем слабые стороны этого метода при изучении личности в коллективе. Ответ обоснуйте.

2. Назовите преступные группы, выделенные по признаку организованности. Чем эти группы отличаются друг от друга?
Тема 13. Пенитенциарная психология – 1 час.

Вопросы

1. Предмет, задачи пенитенциарной психологии. История развития пенитенциарной психологии.

2. Психолого-правовая характеристика средств исправления осужденных. Особенности жизнедеятельности осужденных.

3. Психологическая характеристика личности и групп осужденных. Психологическое обеспечение ресоциализации осужденных.

4. Психологический аспект повышения эффективности пенитенциарной системы.

Темы рефератов

1. Криминальная субкультура осужденных.

2. Особенности адаптации осужденных к местам лишения свободы.

3. Психологический анализ проблем пенитенциарной системы страны.

Задания для самостоятельной подготовки

1. Составление словаря психологических терминов.

2. Составление плана ответа на вопросы практического занятия.

3. Самостоятельное изучение вопроса «Психологический аспект повышения эффективности пенитенциарной системы» по рекомендуемой литературе.

4. Подготовка реферативных сообщений.

5. Решение рекомендуемых задач по теме.

6. Работа с тестами самоконтроля.
Литература

1. Антонян Ю.М., Бойко И.Б., Верещагин В.А. Насилие среди осужденных. – М., 1994.

2. Бронников А. Г. Тайные способы связи преступников: Учеб.-метод. пособие. – Пермь, 1996.

3. Бронников А. Г. Тело-вернисаж: татуированная преступность. – Пермь, 1998.

4. Васильев В. Л. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2010.

5. Гарнет М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. – М., 1925.

6. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. – Рязань, 1985.

7. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. – М.: Юрист, 1996.

8. Ковалев О. Г., Тимошин Н. П., Суслов Э. А. Психологические проблемы суицидального поведения осужденных в пенитенциарных учреждениях России // Психологический журнал. 1998. № 5.

9. Олейник А. Н. Тюремная субкультура в России: От повседневной жизни до государственной власти. – М., 2001.

10. Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. – М., 2000.

11. Поздняков В. М. Психология в практике зарубежных стран XX столетия. – М., 2000.

12. Романов В. В. Юридическая психология. – М.: Юрист, 2010.

13. Сухов А. П. Криминогенное общение в среде осужденных. – Рязань, 1993.

14. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. – Рязань, 2000.

15. Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. – М., 1991.

16. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 2010.
Задачи

1. В начале века к Л.Толстому в Ясную Поляну приехал итальянец Чезаре Ломброзо. Он был известен тем, что предложил теорию “прирожденного преступника”. По его мнению, есть люди, которые от рождения предрасположены к совершению преступлений. Изоляция таких людей от общества - естественный акт самозащиты. “Все это бред! Всякое наказание преступно!” - резко возразил Толстой.

Приведите аргументы в пользу точки зрения Ч. Ломброзо о необходимости изоляции преступников от общества.

Приведите аргументы в пользу точки зрения Л. Толстого.

2. Определите круг психологических особенностей личности осужденного (психических состояний, свойств личности, особенностей общения и др.), которые формируются в процессе адаптации к условиям изоляции. Поясните, почему формируются именно эти особенности.
Тема 14. Общение в профессиональной деятельности юриста – 1 час.

Вопросы

1. Понятие общения. Психологическая структура общения. Виды и функции общения.

2. Особенности профессионального общения юриста с различными категориями граждан.

3. Представление об индивидуальном стиле общения. Психотехника использования речевых и неречевых средств в профессиональной деятельности юриста.

Темы рефератов

1. Вербальные и невербальные способы общения.

2. Психология общения и межличностных отношений.

3. Психотехники общения и их использование в профессиональной деятельности.
Задания для самостоятельной подготовки

1. Составление словаря психологических терминов.

2. Составление плана ответа на вопросы практического занятия.

3. Самостоятельное изучение вопроса «Особенности профессионального общения юриста с различными категориями граждан».

4. Подготовка реферативных сообщений.

5. Решение рекомендуемых задач по теме.

6. Работа с тестами самоконтроля.

Литература

1. Аврамцев В. В. Профессиональное общение в деятельности юриста: Учеб. пособие. - Н. Новгород, 2000.

2. Бодалев А. А. Личность и общение. – М., 1983.

3. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 1999.

4. Васильев В. Л. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2010.

5. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: Академия, 1995.

6. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986.

7. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 1992.

8. Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М., 1990.

9. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб, 2009.

10. Морозов А. В. Психология влияния. - СПб: Изд. «Питер», 2000.

11. Наумкин Ю. В. Психология. Педагогика. Этика. – М., 2002

12. Носков В. А. Психотехника общения. – Н. Новгород, 1997.

13. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 1990.

14. Психология: Учеб. / Под ред. В. Н. Дружинина. - СПб: Питер, 2002.

15. Романов В. В. Юридическая психология. – М.: Юрист, 2010.

16. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология. – М., 2010.

17. Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста. – М.: Юрайт, 2001.

Задачи

1. Напишите краткую психологическую характеристику хорошо знакомого человека. Подготовьте психологические рекомендации, направленные на наиболее эффективные способы общения с ним.

2. В каких ситуациях профессиональной деятельности могут использоваться знания по психологии общения?
Тема 15. Установление сотрудниками юридических органов психологического контакта с гражданами

при решении служебных задач – 1 час.

Вопросы

1. Понятие психологического контакта. Основные стадии установления психологического контакта.

2. Использование знаний структуры общения при установлении психологического контакта.

3. Психологические барьеры и их влияние на установление психологического контакта.

Темы рефератов

1. Использование различных психотехник общения при установлении психологического контакта.

2. Индивидуальный подход при установлении контакта.

Задания для самостоятельной подготовки

1. Составление словаря психологических терминов.

2. Составление плана ответа на вопросы практического занятия.

3. Самостоятельное изучение вопроса «Использование знаний структуры общения при установлении психологического контакта».

4. Подготовка реферативных сообщений.

5. Решение рекомендуемых задач по теме.

6. Работа с тестами самоконтроля.

Литература

1. Аврамцев В. В. Профессиональное общение в деятельности юриста: Учеб.пособие. - Н. Новгород, 2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2010.

3. Еникеев М. И. Практикум по юридической психологии. – М.: Норма, 2001.

4. Морозов А. В. Психология влияния. - СПб: Изд. «Питер», 2000.

5. Наумкин Ю. В. Психология. Педагогика. Этика. – М., 2002

6. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М.: Владос, 2009.

7. Носков В. А. Психотехника общения. – Н. Новгород, 1997.

8. Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. - М., 1996. 144 с.

9. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. – М.: Юрлитинформ, 2001.

10. Романов В. В. Юридическая психология. – М.: Юрист, 2010

11. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология. – М., 2010.

12. Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста. – М.: Юрайт, 2001.

13.Травин В. В., Магура М. И. Курбатова М. Б. Деловое общение – М.: Дело, 2004.

14. Филонов Л. Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. – М., 1983.

15. Чуфаровский Ю. В. Психология в оперативно-розыскной деятельности: установление и развитие контактов с субъектами заинтересованности – М., 1996.

16. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. – М.: Зерцало, 2010.

Задачи

1. Для каждой из акцентуаций характера подготовьте практические рекомендации по установлению психологического контакта.

Гипертимный –

Гипотимный –

Циклоидный –

Лабильный –

Психастенический –

Астено-невротический –

Истероидный –

Сензетивный –

Шизоидный –

Эпилептоидный –

Неустойчивый –

Конформный –

Паранояльный –

2. Назовите основные стадии конфликтного взаимодействия по Л. Б. Филонову. Какие приемы установления контакта используются на каждой стадии.
Тема 16. Предупреждение и разрешение конфликтов в деятельности юристов. Психолого-педагогические основы обеспечения личной безопасности юриста – 2 часа.

Вопросы

1. Понятие конфликта. Виды и причины конфликтов.

2. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Выбор стратегии поведения в конфликте.

3. Психологические особенности экстремальных ситуаций в юридической деятельности.

Темы рефератов

1. Использование эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности.

2. Риск в деятельности юриста. Психологические аспекты обеспечения безопасности в юридической деятельности.

Задания для самостоятельной подготовки

1. Составление словаря психологических терминов.

2. Составление плана ответа на вопросы практического занятия.

3. Самостоятельное изучение вопроса «Предупреждение и разрешение конфликтов в деятельности юристов. Психолого-педагогические основы обеспечения личной безопасности юриста».

4. Подготовка реферативных сообщений.

5. Решение рекомендуемых задач по теме.

6. Работа с тестами самоконтроля.

Литература

1. Алексеева А. И., Васильев Ю. В., Смирнов Г. Г. Как защитить себя от преступника. – М.: Знание, 1990.

2. Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. – М., 1997.

3. Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. – М.: Аквариум, 1994.

4. Васильев В. Л. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2010.

5. Котик М. А. Психология и безопасность. - Таллин: Валгус, 1987.

6. Морозов А. В. Психология влияния. - СПб: Изд. «Питер», 2000.

7. Олейник О. Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях конфликта. – М., 1992.

8. Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. - М., 1996.

9. Папкин А. И. Личная безопасность: как не стать жертвой криминального нападения. Серия «Право и юридическая психология». – М., 1995.

10. Петренко А. Безопасность в коммуникациях делового человека. – М., 1994.

11. Пищелко А. В. Личность в конфликте. – М., 1999.

12. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. В 5 частях / Под ред. А. С. Батышева. – М., 1993.

13. Романов В. В. Юридическая психология. – М.: Юрист, 2010.

14. Социально-психологический климат в служебных коллективах: Методическое пособие / Под ред. М. И. Марьина, Е. А. Мешалкина. – М.: ЦОКП МВД России, 2001.

15. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология. – М., 2010.

16. Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста. – М.: Юрайт, 2001.

17. Травин В. В., Магура М. И. Курбатова М. Б. Деловое общение – М.: Дело, 2004.

18. Тутушкина М. К. Психология безопасности труда // Практическая психология: Учебник. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1997.

19. Чуфаровский Ю. В. Психология в оперативно-розыскной деятельности: установление и развитие контактов с субъектами заинтересованности – М., 1996.

Задачи

1. Приведите примеры ситуаций профессиональной деятельности юриста, которые можно отнести к:

  1. экстремальным;

  2. конфликтным;

  3. опасным.

Ответ обоснуйте.

2. Приведите примеры конфликтных ситуаций профессиональной деятельности юриста, в которых наиболее эффективными способами поведения будет:

  1. соперничество;

  2. сотрудничество;

  3. приспособление;

  4. избегание;

  5. компромисс.

Ответ обоснуйте.
Тема 17. Характеристика негативных психических состояний личности юриста и их профилактика – 2 часа.

Вопросы

1. Понятие психического состояния. Общая характеристика психических состояний и их классификация.

2. Негативные психические состояния личности юриста. Причины возникновения негативных психических состояний и их динамика.

3. Методики изучения и воздействия на психические состояния.

Темы рефератов

1. Профессиональная деформация личности юриста. Формы, причины и возможные пути предупреждения.

2. Профилактика негативных состояний личности юриста.

Задания для самостоятельной подготовки

1. Составление словаря психологических терминов.

2. Составление плана ответа на вопросы практического занятия.

3. Самостоятельное изучение вопроса «Методики изучения и воздействия на психические состояния».

4. Подготовка реферативных сообщений.

5. Решение рекомендуемых задач по теме.

6. Работа с тестами самоконтроля.

Литература

1. Бодров В. А. Информационный стресс: Учеб. пособие для вузов. – ПЭР СЭ, 2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2010.

3. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. - М., Политиздат, 1987.

4. Еникеев М. И. Юридическая психология. – СПб: Питер, 2009.

5. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.

6. Кнопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (Структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1.

7. Королюк Н. И. Психология саморегуляции сотрудников органов внутренних дел. – М., 1997.

8. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

9. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. – Ленинград, 1986.

10. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб, 2009.

11. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М.: Владос, 2010.

12. Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. - М., 1996.

13. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

14. Рогачевский Д. А. Эмоции и преступление. - Л., 1984.

15. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига, 1992.

16. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1998. № 2.

17. Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. – М., 1995.

Задачи

1. Какие психические состояния из перечисленных ниже относятся к адекватным (в пределах нормы), а какие – к неадекватным (пограничным и болезненным)?

Боль, страх, забывание, фрустрация, патологический аффект, распределение внимания, амнезия, стресс, физиологический аффект, задумчивость, иллюзии восприятия, сверхотвлекаемость.

2. Из числа приведенных ниже приемов регуляции состояния психического стресса с целью его оптимального влияния на деятельность, составьте комбинацию, благоприятную для человека с сильной нервной системой, малотревожного, эмоционально маловозбудимого и комбинацию для человека со слабой нервной системой, тревожного, эмоционально возбудимого:

1. дозирование мотивации (снижение) с целью устранения гипертрофированного чувства ответственности);

2. психорегулирующая тренировка (вариант «Мобилизация»);

3. повышение уровня притязаний вселения уверенности в свои силы;

4. дозирование мотивации (повышение) с целью повышения чувства ответственности);

5. повышение социального статуса в группе;

6. снижение уровня притязаний в целях устранения излишней тревожности:

7. мобилизирующий массаж.

Дайте обоснование своего выбора.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Андреева Г. М. Социальная психология iconАндреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп
Тематический план и сетка часов по курсу «Социальная психология для школьников» с. 8 13
Андреева Г. М. Социальная психология iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Андреева Г. М. Социальная психология iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Андреева Г. М. Социальная психология iconКурса «Социальная психология»
«Социальная психология». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных...
Андреева Г. М. Социальная психология iconСоциальная психология конспект лекций
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Андреева Г. М. Социальная психология iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Андреева Г. М. Социальная психология iconУчебный курс «Социальная психология»
Специализации: организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая психология, юридическая...
Андреева Г. М. Социальная психология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Андреева Г. М. Социальная психология iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Андреева Г. М. Социальная психология iconУчебно-методический комплекс по курсу «Социальная психология» для...
Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу «социальная психология»
Андреева Г. М. Социальная психология iconПригово р именем российской федерации
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Андреева Г. М. Социальная психология iconЕжемесячная независимая школьная газета
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Андреева Г. М. Социальная психология iconРабочая программа дисциплины Социально-психологические аспекты управления....
Дисциплина «Социальная психология» входит в вариативную часть профессионального цикла
Андреева Г. М. Социальная психология iconГендерные различия в эффективности гипотензивной терапии лозартаном...
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Андреева Г. М. Социальная психология iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология»
Андреева Г. М. Социальная психология iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск