Скачать 173.85 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАННИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛЕКЦИОННОМУ И СЕМИНАРСКОМУ КУРСУ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ третий семестр Волгоград 2007 УДК ББК Составитель: к.с.н. Волчанский М.Е. Рецензенты: Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии, изучающим курс общей психологии. Пособие включает основные разделы по курсу общей психологии, составленные в соответствии с типовой учебной программой дисциплины «Общая Психология» федерального компонента цикла ОПД Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Психология», специальностям «Психология», «Клиническая психология», рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ в 2001 году. Данное учебное пособие знакомит студентов, изучающих общую психологию, с основными разделами базового категориального аппарата современной психологической науки, необходимой для самостоятельной работы студента литературой, указывает на последовательность прохождения фундаментальных основ дисциплины общепрофессионального блока, способствует успешному освоению учащимся учебной программы третьего семестра по курсу общей психологии. Утверждено Цикловой Учебно-Методической комиссией по специальностям 040101 Социальная работа и 030302 Клиническая психология протокол №___ от «____»_________________200___г. Программа дисциплины ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗДЕЛ «СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ» ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ Программа лекций и семинарских занятий рассчитана на один семестр и предназначена для студентов дневного отделения факультета психологии. В программу включены три взаимосвязанные части курса общей психологии: методологическое введение в предметную область психологии как науки, историческое введение в предметную область психологии как науки и эволюционное введение в предметную область психологии как науки. По каждой части читаются лекция и проводятся семинарские занятия. Часть материала выносится на самостоятельную проработку. Кроме того, учащийся может выбрать тему для реферата или доклада по рекомендованной или дополнительной литературе. В течение семестра выполняется два реферата в качестве обязательной внеаудиторной самостоятельной работы студента (СРС) из предложенного списка. К итоговому экзамену, проводимому в период экзаменационной сессии, допускаются студенты, сдавшие в срок с положительной оценкой промежуточные отчётности. Успешная сдача экзамена предполагает, как минимум, знание основной литературы, в которую включаются материалы, выносимые на обсуждение на семинарах, а также самостоятельно изученные источники. Кроме того, необходимо знать содержание лекций. Подчеркнём, что содержание, объём, место, и временные ограничения данного курса предъявляют особые требования, как к студентам, так и к преподавателям. Посещение лекций и семинаров, а также своевременная текущая подготовка к ним являются обязательными. Только при этом условии студенты могут отвечать на вопросы данной программы. Источники рекомендуемой литературы и дополнительной литературы предоставляют возможность более широкого освещения материалов курса. Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие» РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ» ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ТЕМА 1. Общее представление об ощущении и восприятии 2часа Человек как субъект познания. Сознание и познание. Гностический потенциал личности. Когнитивная психология. Специфические и универсальные когнитивные процессы. Общее представление об ощущениях и восприятиях. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений и рецепторов. Различные представления о стимуле: проксимальный и дистальный стимул. Вопросы к семинарским занятиям
Вопрос к госэкзамену: Определение ощущения и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов. Литература Основная: 1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» / Под ред. С.А. Капустина, А.Н. Гусева М., 1999. С. 10-22 (Логвиненко) (к вопр. 1-4,6), 23-32 (Оллпорт), 43-44 (Липер), 45 (Сийпола), 46-48 (Уоллах), 49-51 (Мишотт) (к вопр. 2), 33-42 (Грегори) (к вопр. 2,3), 4-9 (Леонтьев), 52-55 (Стрэттон) (к вопр. 3). 2. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания / Под ред В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С. 13-17 (Величковский и др.), 18-21 (Шеррингтон), 22-24 (Бернштейн) (к вопр. 5). 4 (Хольт), 5-7 (Выготский), 8-9 (Симмел).
Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие» или:
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 133-140 (к вопр. 3).
Дополнительная:
4. Остер Г. Фосфены // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Часть 3. Душанбе, 1973. С.80-96 ТЕМА 2. Перцептивная система человека. 2 часа Когнитивная сфера психики. Системность познавательной сферы человека. Роль восприятия в общей системе когнитивных процессов. Восприятие как процесс отражения объективного мира и как форма представления знаний субъекта о нём. Категория образа в психологии. Основные свойства образов восприятия. Виды образов: фосфен, послеобраз, эйдетический образ, фантом, синестезия, галлюцинация, псевдогаллюцинация, и др. Феноменология восприятия. Классификация феноменов восприятия. Вопросы к семинарским занятиям
Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие» в ряду других видов образов.
Вопрос к госэкзамену: Виды образных явлений. Литература Основная: 1. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» / Под ред. С.А. Капустина, А.Н. Гусева М., 1999. С. 10-22 (Логвиненко) (к вопр. 1-4), 23-32 (Оллпорт), 43-44 (Липер), 45 (Сийпола), 46-48 (Уоллах), 49-51 (Мишотт) (к вопр. 2), 33-42 (Грегори) (к вопр. 2,3), 4-9 (Леонтьев), 52-55 (Стрэттон) (к вопр. 3). 2. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания / Под ред В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С. 13-17 (Величковский и др.), 18-21 (Шеррингтон), 22-24 (Бернштейн) (к вопр. 5), 4 (Хольт), 5-7 (Выготский), 8-9 (Симмел) (к вопр. 2). Или:
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 133-140 (к вопр. 4).
Дополнительная:
Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие» ТЕМА 3. Теории восприятия 4часа Основные подходы к объяснения восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Критерии различения этих подходов. Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория, гештальттеория. Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений, теория категоризации, теория перцептивного цикла. Теории относящиеся к контактному подходу. Вопросы к семинарским занятиям
Вопрос к госэкзамену: Теории восприятия. Литература Основная: 1. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С. 93-96 (Хохберг) (к вопр. 1), 97-98 (Коффка), 99-103 (Осгуд), 104-109 (Осгуд) (к вопр. 2), 126-133 (Гибсон) (к вопр. 6), 110-119 (Гельмгольц) (к вопр. 3), 120-125 (Брунер) (к вопр. 4), 9-12 (Норман), 134-141 (Найссер) (к вопр. 5). Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие» или:
Дополнительная:
ТЕМА 4. Развитие восприятия 2 часа Проблема врождённого и приобретённого в восприятии: нативистическая (натуралистическая психология) и эмпиристическая точки зрения. Примеры экспериментальных исследований в бихевиоризме на новорожденных животных, младенцах, прозревших слепых. Развитие восприятия и научение. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Вопросы к семинарским занятиям
Вопрос к госэкзамену: Проблема врождённого и приобретённого в восприятии. Теории перцептивного научения. Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие» Литература Основная:
2. Хрестоматия по общей психологии. Вып.З. Субъект познания / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С. 50-57 (Рок), 58 (Зенден) (к вопр. 1), 59-64 (Гибсон) (к вопр. 2), 41-42 (Ярбус), 43-43 (Запорожец) (к вопр. 3). или:
Дополнительная:
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ТЕМА 5. Психофизика и измерение ощущений Предмет и задачи психофизики. Косвенное измерение ощущений. Закон Бугера-Вебера. Постулат Фехнера. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса. Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие» Определение измерения. Типы измерительных шкал. Теория вероятностного обнаружения сигналов. Вопросы к семинарским занятиям
Вопросы к госэкзамену: 1. Психофизика: законы Фехнера и Стивенса. Основные положения теории вероятностного обнаружения сигналов. 2. Методы шкалирования ощущений. Типы шкал. Литература Основная:
или:
Дополнительная:
Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие»
ТЕМА 6. Восприятие пространства, движения, времени 2 часа Признаки восприятия удалённости и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие движения. Иллюзии восприятия. Экологический подход к восприятию, пространства и движения. Вопросы к семинарским занятиям
Вопрос к госэкзамену: Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины. Системы восприятия реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира (константности). Иллюзии восприятия. Литература Основная:
Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие» -222 (Гибсон), 225-228 (Гибсон) (к вопр.2). или:
Дополнительная: 1. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М., 1981. С. 97-177 (к вопр.1-2). 2. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. Кн. 1. С. 98-144, 207-248, 267-307 (к вопр.1-2). Кн. 2. С. 5-39 (к вопр.1). ТЕМА 7. Свойства и закономерности восприятия Свойства и закономерности восприятия: предметность, осмысленность, категориальность. Константность восприятия. Феномены инвертированного зрения. Проблема перцептивной адаптации к инвертированному зрению. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Вопросы к семинарским занятиям
Вопрос к госэкзамену: Константность восприятия. Основные результаты исследований восприятия в условиях оптических искажений. Литература Основная:
Программа лекций и семинарских занятий по курсу общей психологи: «Ощущение и восприятие» / Под ред. ВВ. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 1998. С. 217-218 (Логвиненко) (к вопр.1), 215-216 (Вудвортс), 218-220 (Логвиненко) (к вопр.2), 222-225 (Гибсон) (к вопр.2). или:
Дополнительная:
Вопросы к итоговому контролю – зачёту и экзамену по Общей Психологии познавательных процессов
|
Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... | Методические указания для студентов факультета психологии санкт-петербург Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки по курсу «Управленческое консультирование (психологический аспект)»... | ||
Методические указания к выполнению курсовых работ по курсу «Общая... ... | Методические указания и контрольные задания для студентов специальности 240801. 65 Методические указания по курсу «Безопасность жизнедеятельности» разработаны в соответствии с рекомендациями Минобразования России... | ||
Методические указания для клинических интернов к практическому и... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая... Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные... | ||
Методические рекомендации по курсу социальной психологии и социологии... Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб.... | Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | И социальному развитию РФ волгоградский государственный медицинский университет Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... | ||
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов... Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб.... | Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию | ||
Методические указания для подготовки к экзамену по математике для студентов заочного отделения Методические указания и контрольные задания по курсу «Линейная алгебра» для студентов вечернего и заочного факультетов. – Спб.: Изд-во... | Методические указания к спецкурсу «Теория и практика нейролингвистического... Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | ||
Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов волгоград, 2004 Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп и перераб.... | Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... |