Скачать 304.42 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебная программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 240801.65 «Машины и аппараты химических производств» Саратов 2006 ВВЕДЕНИЕ Методические указания по курсу «Безопасность жизнедеятельности» разработаны в соответствии с рекомендациями Минобразования России «Программа дисциплины БЖД для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования» 2000 г. Необходимым условием существования общества является деятельность, формы которой могут быть различны: трудовая, духовная, интеллектуальные процессы и процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, научной и других сферах жизни. Опыт показывает, что любой вид деятельности потенциально опасен. Поэтому с древних времен люди стремились обеспечить свою безопасность на производстве, в быту, во время отдыха и при общении с природой. В настоящее время проблемы безопасности обострились как никогда ранее. Современный человек живет в мире природных, техногенных, антропогенных, экологических, социальных и др. видов опасностей. Опасности подстерегают человека почти повсеместно, в любых условиях обитания и формах деятельности. Хозяйственная деятельность общества неразрывно связана с природопользованием, нарушением законов которого привело в ряде регионов к чрезмерному загрязнению атмосферы и водоемов, накоплению жидких и твердых отходов, изменению климата, истощению природных ресурсов (в том числе уменьшению численности и видового состава животных и растительности, сокращению лесных и сельскохозяйственных угодий) и др. Анализ причин несчастных случаев, ЧС, пожаров, экологических региональных кризисов и др. негативных явлений показывает, что большинство из них имеет организационно-психологический характер. Вот почему изменению сознания через различные формы просвещения, образования и воспитания придается большое значение в создании предпосылок для усвоения и практического использования новых идей и знаний в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Значительную роль в этом призвана сыграть профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях. Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" дает специалисту следующие знания: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек — среда обитания"; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию; средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий, способы защиты от них. Изучение курса основывается на знании как общетехнических дисциплин (физики, химии, сопротивления материалов, электротехники), так и специальных дисциплин технологического и экономического циклов и слагается из самостоятельной работы студента, лекций, лабораторных работ и консультаций, разработки мероприятий по безопасности жизнедеятельности в дипломном проекте. Самостоятельная работа студента над курсом заключается в систематическом изучении рекомендуемой учебной литературы, решении задач и примеров, выполнении практических работ и контрольных заданий. Порядок изучения тем курса рекомендуется следующий: внимательно прочесть в основной литературе материал, относящийся к изучаемой теме; программный материал, отсутствующий в основной литературе, проработать по дополнительной; прочитанный материал кратко законспектировать. Для усвоения формул, характерных схем, графиков и конструкций необходимо по прочтении повторить их без книги и конспекта по памяти. Для облегчения проверки усвоения теоретического материала по каждой теме приведены вопросы для самопроверки. Ответы должны быть полными, конкретными и в необходимых случаях сопровождаться эскизами, графиками и расчетами. Ответы на вопросы в институт не высылаются. После изучения материала курса студент выполняет один из вариантов контрольного задания и высылает в институт на рецензию. При положительной оценке за контрольную работу студент допускается к лабораторным работам и экзамену. Если при изучении курса возникнут вопросы, то рекомендуется обратиться к преподавателю кафедры для получения консультации в устной или письменной форме. Целесообразно получать консультации по месту работы — у главного инженера, инженера по охране труда предприятия, в соответствующих проектных и других организациях в зависимости от специфики вопроса. В течение учебного года и в период экзаменационной сессии в институте или на учебно-консультационном пункте читаются обзорные лекции по основным разделам курса. Эти лекции позволяют подробно разобрать те вопросы, которые недостаточно освещены в литературе или сложны в усвоении. В этот же период проводятся групповые и индивидуальные консультации, а также лабораторные работы. Примерный перечень лабораторных работ: 1.Определение освещенности на рабочих местах и расчет систем освещения. 2. Исследование загазованности воздушной среды. 3. Исследование параметров микроклимата. 4. Исследование интенсивности теплового излучения и эффективности теплозащитных экранов. 5. Измерение параметров шума, исследование его спектров. 6. Исследование явлений при стекания тока в землю. 7. Исследование запыленности воздушной среды. Во время экзамена студент должен показать глубокие знания по всем теоретическим и прикладным вопросам изучаемого курса. Экзамен является проверкой подготовленности студентов к самостоятельной инженерной деятельности. В дипломном проекте мероприятия по БЖД выделяются в самостоятельный раздел. |
Методические указания и контрольные задания для студентов первого... Английский язык: Методические указания и контрольные задания для студентов первого | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа | Методические указания по его изучению и по выполнению контрольных... Л. К. Коростелёва Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения... | ||
Программа, методические указания и контрольные задания Н. В. Химия в строительстве. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов направления 270800. 62 «Строительство»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические указания и задания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Промышленная экология» для студентов заочной формы... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Методические указания составлены в соответствии с с примерной программой по дисциплине "Оборудование нефтегазоперерабатывающего производства"... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... ... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине "Грузоподъемные механизмы и транспортные средства"... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности... Методические указания и контрольные задания для студентов по специальности №140613 «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Методические указания составлены в соответствии и примерной (рабочей) программой профессионального модуля пм. 03. Выполнение работ... | Методические указания для подготовки к экзамену по математике для студентов заочного отделения Методические указания и контрольные задания по курсу «Линейная алгебра» для студентов вечернего и заочного факультетов. – Спб.: Изд-во... |