Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология»





Скачать 352.37 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология»
страница1/4
Дата публикации11.06.2015
Размер352.37 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3   4



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37.03.01. «Психология» подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Факультет истории


Программа дисциплины «Социальная история»
для направления 37.03.01. «Психология» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Польской С.В. канд. ист. н., доц. spolskoy@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры политической «__»____________2014 г.

истории
Зав. кафедрой А.Б.Каменский.
Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2014 г.

Председатель Е.Б.Смилянская
Утверждена УС факультета истории «__»____________2014 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 37.03.01. «Психология», обучающихся по бакалаврской программе.

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.
2. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Социальная история» - изучить основные тенденции развития, этапы становления и формы существования российского общества

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с теоретическими проблемами, связанными с определением понятий «общество» и «государство», пониманием происхождения различных форм социальности, выявлением типологии социальных групп в отечественной истории.

- рассмотреть основные факты и явления, характеризующие особенности развития российского общества в IX-XX вв.

- проанализировать основные историографические точки зрения по важнейшим проблемам истории российской общественной жизни.

- овладеть базовыми навыками анализа источников по истории России с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. 

 В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать основные факты и явления, характеризующие особенности развития российского общества в IX-XX вв.

- знать основные историографические мнения по важнейшим проблемам истории России в IX-XX вв.

- уметь анализировать источники по истории России с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.

- уметь обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

     Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции

Способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого

СЛК-1

Знает основные факты и явления, характеризующие особенности развития общества

Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.

Способность к критическому восприятию концепций различных научных школ исторической науки

ПК-8

Знает основные историографические мнения по важнейшим проблемам истории российского общества

Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.

Способность работать с информацией из различных типов и видов источников

ИК-7

Умеет анализировать источники по истории общества с целью извлечения информации о социально-значимых явлениях и процессах.

Семинарские и практические занятия, написание контрольных работ и реферата.

Способность понимать существо исторических процессов и явлений; роль человека в историческом процессе, особенности социальной, политической и экономической организации общества и развития культуры в различные исторические эпохи

ПК-5

Умеет обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам,  
используя для аргументации исторические сведения.

Лекции, семинарские и практические занятия, дискуссии, написание контрольных работ и реферата.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к блоку профессиональных дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку.

5. Тематический план  учебной дисциплины



Название раздела

Лекции

Семинары, практикум

Всего

1

Социальная история: предмет, задачи, функции. Основные категории и понятия социальной истории

8

4

12

2

Основные этапы трансформации социального порядка: от традиционного общества к современности

8

4

12

3

Характеристики европейского и русского средневекового общества

8

4

12

4

Трансформации социальной структуры в России XVIII-XIX вв. Сословная парадигма в русской истории.

8

4

12

5

Модернизация русского общества в XIX-начала XX вв.

8

4

12

6

Социальная структура советского строя.

4

6

10

7

Кризис советского общества и основные тенденции общественного развития в 1990-е гг.

4

6

10

 

48

32

80

6. Формы контроля знаний студентов. 

Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Параметры

Промежуточный

Реферат

КПИ 

 3 модуль

Итоговый

Экзамен

КПИ

 4 модуль


6.1. Критерии оценки знаний, навыков

 Реферат – владение первичными навыками рецензирования научной литературы, а также умение анализировать источники по истории российского общества с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.

Экзамен – знание основных фактов и явлений, характеризующих особенности развития российского общества, основных историографических мнений по дискуссионным проблемам, а также умение обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. 


  1. Содержание дисциплины

Тема 1. Социальная история: предмет, задачи, функции. Основные категории и понятия социальной истории (8 часов)

История как социальная наука. История, ее предмет, цели, задачи и функции. Историческое сознание и историческая память. Особенности исторического знания. Событие и факт. Исторический факт и критерии его установления. Двойная субъективация. Научно-исторический факт. Исторический источник. Классификация и характеристика основных видов исторических источников. Историческая концепция и своеобразие исторических подходов. Метаистория: основные идеи философии истории от античности до современности. Критерии научности в историческом знании.

Социальная история: предмет, задачи, функции. Социальная история в широком и узком смыслах слова. Традиции изучения социальных структур и социальных иерархий. Классические и новые источники по социальной истории. «Новая» социальная история, социальная история культуры, «культурная история социального».

Основные категории социальной истории. Общество и его историческое значения. Власть и общество. Социальный порядок и способы самоорганизации общества. Социальные корпорации. Крестьянская община и ее значение. Понятие «народ» в русской истории. Чины, сословия и классы в русской истории. Общество и «публика». Становление и развитие «публичной сферы» в Европе и России. Гендер, брак, семья и детство как социальные явления.
Основная литература к теме 1.

  1. Репина Л.П., Зверева В.В, Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учеб. пособие. М., 2013.

  2. Зидер Р. Что такое социальная история? Преемственность в освоении социального // Thesis. Вып. 1. М., 1993. С. 163–181.

  3. Зелдин Т. Социальная история как история всеобъемлющая // Thesis. Вып. 1. М., 1993. С. 154–162.

  4. Репина Л. П. Новая историческая наука» и социальная история. М., 2009.



Тема 2. Основные этапы трансформации социального порядка: от традиционного общества к современности

Формы организации социального порядка в Европе: от раннего средневековья к Новому времени. Семья. Племя. Корпорация. Конфессиональные объединения. Классы и сословия. Конфессиональное единство и его утрата в раннее Новое время. Новые формы социальной классификации. Иерархии и виды социальных общностей: приход, сельская община, городской квартал, корпорация, коммуна, королевство. Линьяжи, кланы и семьи. Эволюция положения женщин. Маргинальные слои. «Изобретение» тюрем, работных домов, больниц для умалишенных. Новые формы социальности: салоны, клубы, кофейни. Тайные общества: масонские ложи, конгрегации. Образовательная революция. Социальный протест: протестующая толпа и организованная оппозиция. «Военная революция» и ее значение. Роль войны и армии. Социальные лифты и социальные барьеры. Социальные регуляторы и социальный контроль. «Процесс цивилизации».

Движение населения в Центральной и Западной Европе в XVIII-XX вв. Эволюция типов семьи. Демографический переход, миграции, урбанизация. Изменение материальной среды обитания человека: городское жилье, транспорт, изменение ландшафта, появление массового производства и концентрированной продажи товаров повседневного спроса. Гражданское общество как социально-исторический феномен. Политические партии и неполитические ассоциации как формы добровольной организации людей по убеждениям и по интересам. Специфика социальной истории на примере изучения труда. Изменение занятости. Появление новых мужских, женских и детских профессий. Развитие профессионального образования, роль школ и армии. Принцип карьеры. Наемный труд, трудовые отношения, безработица. Разделение труда и досуга, дома и работы, трудовой жизни и пенсии. Рабочий класс, крестьянство, служащие, предприниматели как социальные группы. Профсоюзы и другие профессиональные организации. Пресса. Классы. Нации.
Основная литература к теме 2.

  1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. М., 2001.

  2. Арриги Дж. Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени. М., 2006.

  3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с фр. Екатеринбург, 1999.

  4. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности М, 2003.

  5. Болезнь и здоровье: новые подходы к истории медицины / Под общей ред. Ю. Шлюмбома, М.  Хагнера, И. Сироткиной. СПб., 2008.

  6. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. В 3-х тт. / Пер. с фр. М., 1986–1992.

  7. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

  8. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры / Пер. с англ. М. 2002.

  9. Зелдин Т. Франция. 1848–1945. Екатеринбург, 2004.

  10. История женщин на Западе в 5 т. / Под. ред. Ж. Дюби, М. Перро / Пер. с фр. Т. 2-3.

  11. Любарт М. К. Семья во французском обществе XVIII –начало XX века. М., 2005.

  12. Рюде Дж. Народные низы в истории 1730–1848 / Пер. с англ. М., 1984.

  13. Тилли Ч. Принуждение, капитал и европейские государства. 1000–1992 / Пер. с англ. М., 2009.

  14. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. М., 1999.

  15. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб., 1998.

  16. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. В 2-х тт. / Пер. с нем. СПб., 2001.

  17. Burke P .Popular Culture in Early Modern Europe. Farnham, 2009.

  18. Jacob M. Living the Enlightenment: Freemasonry and Politics in Eighteenth-Century Europe. N.Y., 1991.

  19. Thompson E.P. Customs in Common L., 1991.


Тема 3. Особенности развития европейского и русского средневекового общества (8 часов)

Средневековое общество: корпорации, иерархия, менталитет. Особенности организации социальной жизни в Восточной Европе. Восточнославянские племенные союзы. Древнейшие институты власти восточных славян: вече, князь, дружина. Легенда о призвании варягов и споры «норманистов» и «антинорманистов». Историографические дискуссии об особенностях социально-политического устройства Древней Руси. Удельный порядок на Руси. Галицко-Волынское княжество: особенности политического развития Юго-Западной Руси. Новгородская республика: вече, новгородские бояре и их вотчины. Владимиро-Суздальское княжество: историко-географическая характеристика и особенности политического развития. Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия. Система татарского ига. Потеря политической самостоятельности князей. Ярлыки на княжение. Великое княжение Владимирское. Институт баскачества. Историографические дискуссии о влиянии ордынского ига на развитие русской средневековой государственности. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Историографические дискуссии о причинах возвышения Москвы. Развитие вотчинного и поместного землевладения. Политический упадок Золотой Орды и этапы борьбы русских князей с ордынским игом.

Государев двор и его место в социальной структуре Московского царства. Боярская дума. Приказная система. Дьяки и подьячие. Земские соборы и их особенности. Система местного управления: наместники и волостели. Губная и земская реформы. Поместная система и поместное войско. Система налогообложения в Московском государстве: посошная и подворная подать. Государственные службы посадских людей. Соборное уложение.

Государь и земля: социальные отношения в московском царстве. Государь и «государьство». Сакрализация царской власти в Московском государстве. Государь и патриарх. Взаимоотношения государя и подданных в московском царстве. Местничество и его значение. Понятие «честь» в Московском государстве и система общественных представлений. Социальная структура: сословия, «чины», корпорации. Социальные движения Московского государства.

Основная литература к теме 3.

  1. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма / Отв. ред. З. В. Удальцова. Т. 1-3. М., 1986.

  2. Горский А.А., Кучкин В.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. Древняя Русь: очерки политического и социального строя. М., 2008.

  3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.

  4. Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1. (Древняя Русь). М., 2000.

  5. Правящая элита Русского государства IX - начала XVIII в.: Очерки истории / Отв. ред. А.П. Павлов. 2004. С. 10-63.

  6. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

  7. Коллманн Н. Ш. Соединенные честью. Государство и общество в России раннего нового времени. М.: "Древнехранилище", 2001.

  8. Кром М.М. "Вдовствующее царство": Политический кризис в России 30-40-х годов XVI века. М., 2010.

  9. Правящая элита Русского государства IX - начала XVIII в.: Очерки истории / Отв. ред. А.П. Павлов. 2004. С. 151-308.

  10. Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2008.

  11. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.

  12. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconПрограмма дисциплины Социальная психология  для направления 080100. 62 «Мировая экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconПрограмма дисциплины Социальная психология  для направления 031900....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconПрограмма дисциплины Социальная психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconПрограмма дисциплины Социальная психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconПрограмма дисциплины Социальная психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconПрограмма дисциплины Социальная психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре...
Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Прикладная социальная психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconСоциальная психология конспект лекций
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Программа дисциплины «Социальная история» для направления 37. 03. 01. «Психология» iconУчебно-методический комплекс для магистрантов направления подготовки...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск