Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии»





Скачать 155.48 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии»
Дата публикации20.11.2014
Размер155.48 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Курс _1_, семестр _1_, форма обучения очная

Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6



Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Введение
Философские основы психотерапии особая отрасль знания, имеющая собственный предмет, который нельзя смешивать с предметом философии, равно как и психотерапией.

Если определения предмета изучения философии и психотерапии известны, то философские основы психотерапии это, прежде всего восстановление преемственности двух дисциплин которые мы стали, вынуждены рассматривать как самостоятельные образования совсем не давно.

Философские основы психотерапии - особая область знания. Именно философия всегда являлась основой для исследования феномена человеческой психики. Закономерно, что возникновение нового виденья в философии неминуемо приводило к смене привычного строя мышления о человеке. Именно поэтому философские основы психотерапии это исследование эволюции философских взглядов на устройство человеческой души, получившие свое отражение в одной из самых захватывающих
и драматических областей клинической психологии и медицины - психотерапии.

Предлагаемая программа «Философские основы психотерапии» подготовлена для студентов младших курсов факультета клинической психологии. Знакомит студентов с историческими, культурными и социальными предпосылками возникновения той или иной философской традиции. Представляет обзор разнообразия направлений философских школ от античности до наших дней, знакомит с авторами философских школ и направлений. Знакомит с авторами современных направлений психотерапии, при этом особое внимание предается научным, культурным, социально-экономическим условиям на фоне которых появилось то или иное направление психотерапии Обозначение параллели между философской концепцией и психотерапевтическим направлением которая на него опирается. Дает общее представление о современных направлениях психотерапии.

Инновационным в настоящей программе является возвращение
к университетскому стилю представления материала, который ставит своей задачей создание у слушателей системного взгляда на предлагаемый предмет.

Преследуя эту цель, авторы программы особое внимание уделяют внутренней логике подачи материала, исследовании преемственности идей философии
и психотерапии.
1. Цель и задачи дисциплины.

 

Цель дисциплины:

    1. Знать основные исторические и философские аспекты, ставшие основой для формирования психотерапии как отдельной дисциплины.

    2. Видеть преемственность в развитии системы философских знаний и их влияние на развитие психологии

    3. Ориентироваться в основных направлениях современной психотерапии.


   Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение слушателями теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  1. Знать исторические и философские предпосылки возникновения основных направлений в психотерапии.

  2. Уметь сопоставить взгляды отдельных философских школ с направлениями психологии и психотерапии

  3. Видеть сходства и различия в отдельных направлениях психотерапии.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 


   а) Слушатель должен знать и уметь использовать

  1. Теоретические основы и главные направления директивной и недерективной психотерапии.

  2. Умело оперировать основными фундаментальными понятиями той или иной традиции психотерапии.

  3. Знать авторов и основоположников главных направлений психотерапии. Знать основные их биографические данные, научные труды, эволюцию взглядов, библиографию. 


б) Слушатель должен иметь навыки:

  1. Полемики и обсуждения полученного материала на практических занятиях.

  2. Самостоятельной работы с рекомендуемой на лекциях литературой.

  3. Уметь составлять справки и рефераты.

  4. Уметь представлять их другим слушателям и с помощью преподавателя проводить дискуссию в группе.


в) Знания, необходимые для изучения дисциплины: 

Семинар ориентирован на студентов младших курсов.
3. Уровень компетентности:

1. Представление о основных направлениях психотерапии, истории возникновении, развития в исторической перспективе.

2. Знание основоположников основных направлений психотерапии, их биографии, истории возникновения идей и их развития.

3. Филосовские основы возникновения и развития того или иного направления в психотерапии.
4. Коммуникативность:

Формирование представления об основных направлений психотерапии с учетом исторического, культурного, социально-политического контекста их возникновения. Знакомство с филосовскими школами и учениями, получившими свое развитие в психотерапии.  
5. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы


 Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

60

 




Аудиторные занятия:


    • лекции

    • практические занятия (ПЗ)



    • самостоятельная работа

60

10

28

22


Формы текущего контроля

Собеседование (обсуждение лекции,

рекомендованных статей).

Вид итогового контроля

Зачет

 
 (4)

 

6. Содержание дисциплины

6.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего


Лекции

ПЗ

СР

1.

История возникновения психоанализа. З.Фрейд, биография, исторические и культурные аспекты предшествующие возникновению психоаналитической теорий. Эволюция психоаналитической теории. А.Шопенгауер. Ф.Ницше. Философская мысль на стыке 19 и 20 века.

2

4

2

8

2.

Аналитическая психология и психотерапия. К.Г.Юнг. Биография . Основные положения учения Юнга. Немецкая классическая философская традиция и К.Г.Юнг. Учение о архетипах и коллективное бессознательное.

1

4

4

9

3.

ХХ век и появление гештальт-терапии. Ф. Перлз – автор гештальт-терапии. Концептуальная база гештальт-терапии, источники. Холистическая доктрина и идеи гештальттерапии. Понятие о процессуальности в психотерапии.

1

2

2

5

4.

Гипноз история возникновения и развития гипноза. Исторические данные о применении гипноза в медицине. Бернгейм и Шарко и их влияние на развитие гипносуггестологии. Эра «Нового гипноза». М. Эриксон. Биография, основные положения учения.

1

4

4

9

5.

Баррхуз Скиннер и бихевиоризм. Предшественники Скиннера (Уотс, Павлов и другие). Биография Скиннера возникновение и развитие идей бихевиоризма. Исторический очерк. Основные положения бихевиоризма. Скиннер и его представление об идеальном обществе.

1

4

4

9

6.

Групповая психотерапия.

Социокультуральные аспекты возникновение групповой психотерапии. Карл Роджерс, биография и взгляды. Основные положения учения гуманистической психотерапии.

1

4

2

7

7.

Философские основы экзистенциально-гуманистический психотерапии и ее основные направления. С Керкегор, М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж.П.Сартр - идеи и их отражение в философии и психологии 20 века

2

4

2

8

8.

Психотерапия использующая выразительные средства искусства. Историческая перспектива и предпосылки возникновения (арттерапия, танцедвигательная терапия, и др.)

1

2

2

5

Отчетность: зачет

 

 




             Итого (по отчетности):

 

 




 

 

Итого

10

28

22

60


 

6.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1.

История возникновения психоанализа. З.Фрейд, биография, исторические и культурные аспекты предшествующие возникновению психоаналитической теорий. Эволюция психоаналитической теории. А.Шопенгауер. Ф.Ницше. Философская мысль на стыке 19 и 20 века.
Тема 2. 

Аналитическая психология и психотерапия. К.Г.Юнг. Биография. Основные положения учения Юнга. Немецкая философская традиция и К.Г.Юнг. Учение о архетипах и коллективное бессознательное.
Тема 3.

ХХ век и появление гештальт-терапии. Ф. Перлз – автор гештальт-терапии. Концептуальная база гештальт-терапии, источники. Холистическая доктрина и идеи гештальттерапии. Понятие о процессуальности в психотерапии.
Тема 4.

Гипноз история возникновения и развития гипноза. Исторические данные о применении гипноза в медицине. Бернгейм и Шарко и их влияние на развитие гипносуггестологии. Эра «Нового гипноза». М. Эриксон. Биография, основные положения учения.
Тема 5.

Баррхуз Скиннер и бихевиоризм. Предшественники Скиннера (Уотс, Павлов и другие). Биография Скиннера возникновение и развитие идей бихевиоризма. Исторический очерк. Основные положения бихевиоризма. Скиннер и его представление об идеальном обществе.

Тема 6. 

Групповая психотерапия. Социокультуральные аспекты возникновение групповой психотерапии. Карл Роджерс, биография и взгляды. Основные положения учения гуманистической психотерапии.
Тема 7.

Философские основы экзистенциально-гуманистический психотерапии и ее основные направления. С Керкегор, М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж.П.Сартр - идеи и их отражение в философии и психологии 20 века
Тема 8.

Психотерапия использующая выразительные средства искусства. Историческая перспектива и предпосылки возникновения (арттерапия, танцедвигательная терапия, и др.)
6.3.Тематический план лекций  

Лекция 1

История возникновения психоанализа. З.Фрейд, биография, исторические и культурные аспекты предшествующие возникновению психоаналитической теорий. Эволюция психоаналитической теории. А.Шопенгауер. Ф.Ницше. Философская мысль на стыке 19 и 20 века.
Лекция 2.

Аналитическая психология и психотерапия. К.Г.Юнг. Биография . Основные положения учения Юнга. Исторический экскурс. Понятие об интроверсии и экстраверсии. Психические функции.
Лекция 3.

Ф. Перлз – автор гештальт-терапии. Осознавание. Концептуальная база гештальт-терапии, источники, отношения гештальт-терапии с другими психологическими и психотерапевтическими подходами.
Лекция 4.

Гипноз история возникновения и развития гипноза. Исторические данные о применении гипноза в медицине. Бернгейм и Шарко и их влияние на развитие гипносуггестологии. Эра «Нового гипноза». М. Эриксон. Биография, основные положения учения.

Лекция 5.
Баррхуз Скиннер и бихевиоризм. Предшественники Скиннера (Уотс, Павлов и другие). Биография Скиннера возникновение и развитие идей бихевиоризма. Исторический очерк. Основные положения бихевиоризма. Скиннер и его представление об идеальном обществе.
Лекция 6

Групповая психотерапия. Социокультуральные аспекты возникновение групповой психотерапии. Карл Роджерс, биография и взгляды. Исторический очерк. Социальные отношения. Терапия центрированная на клиенте. Личность терапевта. Группы встреч.
Лекция 7

Философские основы экзистенциально-гуманистический психотерапии и ее основные направления. С Керкегор, М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж.П.Сартр - идеи и их отражение в философии и психологии 20 века
Тема 8.

Психотерапия, использующая выразительные средства искусства. Историческая перспектива и предпосылки возникновения (арттерапия, танцедвигательная терапия, и др.). Культура и средства искусства. Исторический очерк.
6.4. Тематический план практических занятий (практикумы).

1. История возникновения психоанализа. З.Фрейд, биография, исторические и культурные аспекты предшествующие возникновению психоаналитической теорий. Эволюция психоаналитической теории. А.Шопенгауер. Ф.Ницше

2. Основные положения учения Юнга. Понятие об интроверсии и экстраверсии. Психические функции. Понятие о коллективном бессознательном. Архетипы. Структура личности по Юнгу. Индивидуальная и аналитическая психотерапия

3. Концептуальная база гештальт-терапии, источники, отношения гештальт-терапии с другими психологическими и психотерапевтическими подходами. Отработка навыков самонаблюдения. Упражнение на отработку стратегий контакта.

4. Гипноз история возникновения и развития гипноза. Исторические данные о применении гипноза в медицине. Бернгейм и Шарко и их влияние на развитие гипносуггестологии. Эра «Нового гипноза». М. Эриксон. Биография, основные положения учения.

5. Основные положения бихевиоризма. Научный анализ поведения. Обуславливание и подкрепление. Объяснительные функции. Управление поведением. Социальные отношения.

6. Групповая психотерапия. Основные положения. Самость Социальные отношения. Терапия центрированная на клиенте. Личность терапевта. Группы встреч.

7. Основные положения экзистенцальной терапии. Чувство бытия. Свобода и ответственность. Смысл и бессмысленность. Экзистенциальные данности.

8. Основные положение арттерапии. Психотерапия и другие выразительные средства искусства: драматерапия, библиотерапия, танцедвигательная терапия и др.
6.5. Самостоятельная работа студентов


№ п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

часы

1.

История возникновения психоанализа.

1. Эволюция психоаналитической теории. А.Шопенгауер. Ф.Ницше. Философская мысль на стыке 19 и 20 века.

Реферат, доклад

4

2.

Аналитическая психология и психотерапия. К.Г.Юнг. Биография .

  1. Работа с литературой.

  2. Подготовка докладов по материалам лекций и дополнительной литературы.

  3. Основные положения учения Юнга. Учение о архетипах и коллективное бессознательное

реферат, представление докладов.

4

3.

ХХ век и появление гештальт-терапии. Ф. Перлз – автор гештальт-терапии..

1. Работа с литературой.

2. Концептуальная база гештальт-терапии, источники.

3. Холистическая доктрина и идеи гештальттерапии.


Обсуждение, доклады

2

4.

Гипноз история возникновения и развития гипноза. Исторические данные о применении гипноза в медицине.

1.Работа с литературой.

2. Эра «Нового гипноза». М. Эриксон. Биография, основные положения учения.

Подготовить доклады

4

5.

Баррхуз Скиннер и бихевиоризм. Предшественники Скиннера (Уотс, Павлов и другие). Основные положения бихевиоризма.

1.Работа с литературой.

2. Биография Скиннера возникновение и развитие идей бихевиоризма.


Обсуждение

2

4.

Групповая психотерапия.

Социокультуральные аспекты возникновение групповой психотерапии.

1. Работа с литературой.

2. Карл Роджерс, биография и взгляды.

3. Основные положения учения гуманистической психотерапии


Подготовить доклады, рефераты.

2

5.

Философские основы экзистенциально-гуманистический психотерапии и ее основные направления

1.Работа с литературой.

2. С Керкегор, М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж.П.Сартр - идеи и их отражение в философии и психологии 20 века

Представление доклада, реферата

2

6.

Психотерапия использующая выразительные средства искусства.

1. Работа с литературой.

2. Историческая перспектива и предпосылки возникновения (арттерапия, танцедвигательная терапия, и др.)


Представление докладов, рефераты

2




Всего

22



7. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.
Общие:

  1. Знать исторические и философские предпосылки возникновения основных направлений в психотерапии.

  2. Уметь сопоставить взгляды отдельных философских школ с направлениями психологии и психотерапии

  3. Видеть сходства и различия в отдельных направлениях психотерапии.



Конкретные знания:

  1. Теоретические основы и главные направления директивной и недерективной психотерапии.

  2. Умело оперировать основными фундаментальными понятиями той или иной традиции психотерапии.

  3. Знать авторов и основоположников главных направлений психотерапии. Знать основные их биографические данные, научные труды, эволюцию взглядов, библиографию.


8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
8.1. .Литература 

3.5.1. Основная литература

  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.

3.5.2. Дополнительная литература

  1. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.


8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература.

  3. Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы


9. Материально-техническое обеспечение.

  1. Учебные классы.

  2. Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном, для просмотра учебных видеофильмов

  3. Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

   В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа ориентирована на изучение философских основ психотерапии и практические занятия, направленные на усвоение полученного материала в дискуссионном режиме.

Подобное изложение материала, позволяет студентам быть включенными в занятие, последовательно приобретая и закрепляя полученные знания

Рабочая учебная программа по дисциплине «Философские основы психотерапии» составлена старшим преподавателем кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Шевченко Д.В. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» icon«Философские основы психотерапии»
Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая...
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconРабочая учебная программа дисциплины «основы поведенческой психотерапии»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconРабочая программа учебной дисциплины
Философские основы культурологии 033000. 68 Культурология Форма подготовки – Очная
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы групповой психотерапии психически больных»
Казьмина Ольга Юрьевна «Основы групповой психотерапии психически больных». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 18 с
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания»...
Изучение дисциплины «Философские проблемы естествознания» направлено формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя,...
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconРабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники...
Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических...
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconК. А. Врыганова философские и психологические основы невербальной коммуникации
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconКафедра философии и психологии
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы психокоррекции и психотерапии» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030300....
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре...
Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Методы психотерапии»...
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"...
Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет...
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconРабочая программа дисциплины «методы когнитивной психотерапии»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconРабочая программа дисциплины «практикум по психологической коррекции и психотерапии»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconРабочая программа по дисциплине «Философские основы науки и современного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconРабочая программа дисциплины ен. Ф. 01
«философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс
Рабочая программа дисциплины «философские основы психотерапии» iconРабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск