МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ
| «Утверждаю»
Проректор по учебной работе
профессор, С.Т. Сохов
« 03 » июня 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Курс _1_, семестр _1_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология» При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)
Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6
Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
«____»___________20 ___ года Протокол №___
Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии
« 23 » мая 2013 года Протокол № 9
Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета
« 30 » мая 2013 года Протокол № 34
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич Введение Философские основы психотерапии особая отрасль знания, имеющая собственный предмет, который нельзя смешивать с предметом философии, равно как и психотерапией.
Если определения предмета изучения философии и психотерапии известны, то философские основы психотерапии это, прежде всего восстановление преемственности двух дисциплин которые мы стали, вынуждены рассматривать как самостоятельные образования совсем не давно.
Философские основы психотерапии - особая область знания. Именно философия всегда являлась основой для исследования феномена человеческой психики. Закономерно, что возникновение нового виденья в философии неминуемо приводило к смене привычного строя мышления о человеке. Именно поэтому философские основы психотерапии это исследование эволюции философских взглядов на устройство человеческой души, получившие свое отражение в одной из самых захватывающих и драматических областей клинической психологии и медицины - психотерапии.
Предлагаемая программа «Философские основы психотерапии» подготовлена для студентов младших курсов факультета клинической психологии. Знакомит студентов с историческими, культурными и социальными предпосылками возникновения той или иной философской традиции. Представляет обзор разнообразия направлений философских школ от античности до наших дней, знакомит с авторами философских школ и направлений. Знакомит с авторами современных направлений психотерапии, при этом особое внимание предается научным, культурным, социально-экономическим условиям на фоне которых появилось то или иное направление психотерапии Обозначение параллели между философской концепцией и психотерапевтическим направлением которая на него опирается. Дает общее представление о современных направлениях психотерапии.
Инновационным в настоящей программе является возвращение к университетскому стилю представления материала, который ставит своей задачей создание у слушателей системного взгляда на предлагаемый предмет.
Преследуя эту цель, авторы программы особое внимание уделяют внутренней логике подачи материала, исследовании преемственности идей философии и психотерапии. 1. Цель и задачи дисциплины.
Цель дисциплины:
Знать основные исторические и философские аспекты, ставшие основой для формирования психотерапии как отдельной дисциплины.
Видеть преемственность в развитии системы философских знаний и их влияние на развитие психологии
Ориентироваться в основных направлениях современной психотерапии.
Задачи дисциплины:
Обеспечить усвоение слушателями теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
Знать исторические и философские предпосылки возникновения основных направлений в психотерапии.
Уметь сопоставить взгляды отдельных философских школ с направлениями психологии и психотерапии
Видеть сходства и различия в отдельных направлениях психотерапии.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
а) Слушатель должен знать и уметь использовать
Теоретические основы и главные направления директивной и недерективной психотерапии.
Умело оперировать основными фундаментальными понятиями той или иной традиции психотерапии.
Знать авторов и основоположников главных направлений психотерапии. Знать основные их биографические данные, научные труды, эволюцию взглядов, библиографию.
б) Слушатель должен иметь навыки:
Полемики и обсуждения полученного материала на практических занятиях.
Самостоятельной работы с рекомендуемой на лекциях литературой.
Уметь составлять справки и рефераты.
Уметь представлять их другим слушателям и с помощью преподавателя проводить дискуссию в группе.
в) Знания, необходимые для изучения дисциплины:
Семинар ориентирован на студентов младших курсов. 3. Уровень компетентности:
1. Представление о основных направлениях психотерапии, истории возникновении, развития в исторической перспективе.
2. Знание основоположников основных направлений психотерапии, их биографии, истории возникновения идей и их развития.
3. Филосовские основы возникновения и развития того или иного направления в психотерапии. 4. Коммуникативность:
Формирование представления об основных направлений психотерапии с учетом исторического, культурного, социально-политического контекста их возникновения. Знакомство с филосовскими школами и учениями, получившими свое развитие в психотерапии. 5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов
| Общая трудоемкость дисциплины
| 60
|
|
| Аудиторные занятия:
лекции
практические занятия (ПЗ)
самостоятельная работа
| 60
10
28
22
| Формы текущего контроля
| Собеседование (обсуждение лекции,
рекомендованных статей).
| Вид итогового контроля
Зачет
| (4)
|
6. Содержание дисциплины
6.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
| Виды учебной работы
| Количество часов
| Всего
| Лекции
| ПЗ
| СР
| 1.
| История возникновения психоанализа. З.Фрейд, биография, исторические и культурные аспекты предшествующие возникновению психоаналитической теорий. Эволюция психоаналитической теории. А.Шопенгауер. Ф.Ницше. Философская мысль на стыке 19 и 20 века.
| 2
| 4
| 2
| 8
| 2.
| Аналитическая психология и психотерапия. К.Г.Юнг. Биография . Основные положения учения Юнга. Немецкая классическая философская традиция и К.Г.Юнг. Учение о архетипах и коллективное бессознательное.
| 1
| 4
| 4
| 9
| 3.
| ХХ век и появление гештальт-терапии. Ф. Перлз – автор гештальт-терапии. Концептуальная база гештальт-терапии, источники. Холистическая доктрина и идеи гештальттерапии. Понятие о процессуальности в психотерапии.
| 1
| 2
| 2
| 5
| 4.
| Гипноз история возникновения и развития гипноза. Исторические данные о применении гипноза в медицине. Бернгейм и Шарко и их влияние на развитие гипносуггестологии. Эра «Нового гипноза». М. Эриксон. Биография, основные положения учения.
| 1
| 4
| 4
| 9
| 5.
| Баррхуз Скиннер и бихевиоризм. Предшественники Скиннера (Уотс, Павлов и другие). Биография Скиннера возникновение и развитие идей бихевиоризма. Исторический очерк. Основные положения бихевиоризма. Скиннер и его представление об идеальном обществе.
| 1
| 4
| 4
| 9
| 6.
| Групповая психотерапия.
Социокультуральные аспекты возникновение групповой психотерапии. Карл Роджерс, биография и взгляды. Основные положения учения гуманистической психотерапии.
| 1
| 4
| 2
| 7
| 7.
| Философские основы экзистенциально-гуманистический психотерапии и ее основные направления. С Керкегор, М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж.П.Сартр - идеи и их отражение в философии и психологии 20 века
| 2
| 4
| 2
| 8
| 8.
| Психотерапия использующая выразительные средства искусства. Историческая перспектива и предпосылки возникновения (арттерапия, танцедвигательная терапия, и др.)
| 1
| 2
| 2
| 5
| Отчетность: зачет
|
|
|
| Итого (по отчетности):
|
|
|
|
|
| Итого
| 10
| 28
| 22
| 60
|
6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1.
История возникновения психоанализа. З.Фрейд, биография, исторические и культурные аспекты предшествующие возникновению психоаналитической теорий. Эволюция психоаналитической теории. А.Шопенгауер. Ф.Ницше. Философская мысль на стыке 19 и 20 века. Тема 2.
Аналитическая психология и психотерапия. К.Г.Юнг. Биография. Основные положения учения Юнга. Немецкая философская традиция и К.Г.Юнг. Учение о архетипах и коллективное бессознательное. Тема 3.
ХХ век и появление гештальт-терапии. Ф. Перлз – автор гештальт-терапии. Концептуальная база гештальт-терапии, источники. Холистическая доктрина и идеи гештальттерапии. Понятие о процессуальности в психотерапии. Тема 4.
Гипноз история возникновения и развития гипноза. Исторические данные о применении гипноза в медицине. Бернгейм и Шарко и их влияние на развитие гипносуггестологии. Эра «Нового гипноза». М. Эриксон. Биография, основные положения учения. Тема 5.
Баррхуз Скиннер и бихевиоризм. Предшественники Скиннера (Уотс, Павлов и другие). Биография Скиннера возникновение и развитие идей бихевиоризма. Исторический очерк. Основные положения бихевиоризма. Скиннер и его представление об идеальном обществе.
Тема 6.
Групповая психотерапия. Социокультуральные аспекты возникновение групповой психотерапии. Карл Роджерс, биография и взгляды. Основные положения учения гуманистической психотерапии. Тема 7.
Философские основы экзистенциально-гуманистический психотерапии и ее основные направления. С Керкегор, М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж.П.Сартр - идеи и их отражение в философии и психологии 20 века Тема 8.
Психотерапия использующая выразительные средства искусства. Историческая перспектива и предпосылки возникновения (арттерапия, танцедвигательная терапия, и др.) 6.3.Тематический план лекций
Лекция 1
История возникновения психоанализа. З.Фрейд, биография, исторические и культурные аспекты предшествующие возникновению психоаналитической теорий. Эволюция психоаналитической теории. А.Шопенгауер. Ф.Ницше. Философская мысль на стыке 19 и 20 века. Лекция 2.
Аналитическая психология и психотерапия. К.Г.Юнг. Биография . Основные положения учения Юнга. Исторический экскурс. Понятие об интроверсии и экстраверсии. Психические функции. Лекция 3.
Ф. Перлз – автор гештальт-терапии. Осознавание. Концептуальная база гештальт-терапии, источники, отношения гештальт-терапии с другими психологическими и психотерапевтическими подходами. Лекция 4.
Гипноз история возникновения и развития гипноза. Исторические данные о применении гипноза в медицине. Бернгейм и Шарко и их влияние на развитие гипносуггестологии. Эра «Нового гипноза». М. Эриксон. Биография, основные положения учения.
Лекция 5. Баррхуз Скиннер и бихевиоризм. Предшественники Скиннера (Уотс, Павлов и другие). Биография Скиннера возникновение и развитие идей бихевиоризма. Исторический очерк. Основные положения бихевиоризма. Скиннер и его представление об идеальном обществе. Лекция 6
Групповая психотерапия. Социокультуральные аспекты возникновение групповой психотерапии. Карл Роджерс, биография и взгляды. Исторический очерк. Социальные отношения. Терапия центрированная на клиенте. Личность терапевта. Группы встреч. Лекция 7
Философские основы экзистенциально-гуманистический психотерапии и ее основные направления. С Керкегор, М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж.П.Сартр - идеи и их отражение в философии и психологии 20 века Тема 8.
Психотерапия, использующая выразительные средства искусства. Историческая перспектива и предпосылки возникновения (арттерапия, танцедвигательная терапия, и др.). Культура и средства искусства. Исторический очерк. 6.4. Тематический план практических занятий (практикумы).
1. История возникновения психоанализа. З.Фрейд, биография, исторические и культурные аспекты предшествующие возникновению психоаналитической теорий. Эволюция психоаналитической теории. А.Шопенгауер. Ф.Ницше
2. Основные положения учения Юнга. Понятие об интроверсии и экстраверсии. Психические функции. Понятие о коллективном бессознательном. Архетипы. Структура личности по Юнгу. Индивидуальная и аналитическая психотерапия
3. Концептуальная база гештальт-терапии, источники, отношения гештальт-терапии с другими психологическими и психотерапевтическими подходами. Отработка навыков самонаблюдения. Упражнение на отработку стратегий контакта.
4. Гипноз история возникновения и развития гипноза. Исторические данные о применении гипноза в медицине. Бернгейм и Шарко и их влияние на развитие гипносуггестологии. Эра «Нового гипноза». М. Эриксон. Биография, основные положения учения.
5. Основные положения бихевиоризма. Научный анализ поведения. Обуславливание и подкрепление. Объяснительные функции. Управление поведением. Социальные отношения.
6. Групповая психотерапия. Основные положения. Самость Социальные отношения. Терапия центрированная на клиенте. Личность терапевта. Группы встреч.
7. Основные положения экзистенцальной терапии. Чувство бытия. Свобода и ответственность. Смысл и бессмысленность. Экзистенциальные данности.
8. Основные положение арттерапии. Психотерапия и другие выразительные средства искусства: драматерапия, библиотерапия, танцедвигательная терапия и др. 6.5. Самостоятельная работа студентов
№ п/п
| Наименование темы
| Содержание
самостоятельной работы
| Вид контроля
| часы
| 1.
| История возникновения психоанализа.
| 1. Эволюция психоаналитической теории. А.Шопенгауер. Ф.Ницше. Философская мысль на стыке 19 и 20 века.
| Реферат, доклад
| 4
| 2.
| Аналитическая психология и психотерапия. К.Г.Юнг. Биография .
| Работа с литературой.
Подготовка докладов по материалам лекций и дополнительной литературы.
Основные положения учения Юнга. Учение о архетипах и коллективное бессознательное
| реферат, представление докладов.
| 4
| 3.
| ХХ век и появление гештальт-терапии. Ф. Перлз – автор гештальт-терапии..
| 1. Работа с литературой.
2. Концептуальная база гештальт-терапии, источники.
3. Холистическая доктрина и идеи гештальттерапии.
| Обсуждение, доклады
| 2
| 4.
| Гипноз история возникновения и развития гипноза. Исторические данные о применении гипноза в медицине.
| 1.Работа с литературой.
2. Эра «Нового гипноза». М. Эриксон. Биография, основные положения учения.
| Подготовить доклады
| 4
| 5.
| Баррхуз Скиннер и бихевиоризм. Предшественники Скиннера (Уотс, Павлов и другие). Основные положения бихевиоризма.
| 1.Работа с литературой.
2. Биография Скиннера возникновение и развитие идей бихевиоризма.
| Обсуждение
| 2
| 4.
| Групповая психотерапия.
Социокультуральные аспекты возникновение групповой психотерапии.
| 1. Работа с литературой.
2. Карл Роджерс, биография и взгляды.
3. Основные положения учения гуманистической психотерапии
| Подготовить доклады, рефераты.
| 2
| 5.
| Философские основы экзистенциально-гуманистический психотерапии и ее основные направления
| 1.Работа с литературой.
2. С Керкегор, М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж.П.Сартр - идеи и их отражение в философии и психологии 20 века
| Представление доклада, реферата
| 2
| 6.
| Психотерапия использующая выразительные средства искусства.
| 1. Работа с литературой.
2. Историческая перспектива и предпосылки возникновения (арттерапия, танцедвигательная терапия, и др.)
| Представление докладов, рефераты
| 2
|
| Всего
| 22
|
7. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины. Общие:
Знать исторические и философские предпосылки возникновения основных направлений в психотерапии.
Уметь сопоставить взгляды отдельных философских школ с направлениями психологии и психотерапии
Видеть сходства и различия в отдельных направлениях психотерапии.
Конкретные знания:
Теоретические основы и главные направления директивной и недерективной психотерапии.
Умело оперировать основными фундаментальными понятиями той или иной традиции психотерапии.
Знать авторов и основоположников главных направлений психотерапии. Знать основные их биографические данные, научные труды, эволюцию взглядов, библиографию.
8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 8.1. .Литература
3.5.1. Основная литература
Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.
Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.
3.5.2. Дополнительная литература
Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.
8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
Учебные комнаты.
Учебно-методическая литература.
Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы
9. Материально-техническое обеспечение.
Учебные классы.
Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном, для просмотра учебных видеофильмов
Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа ориентирована на изучение философских основ психотерапии и практические занятия, направленные на усвоение полученного материала в дискуссионном режиме.
Подобное изложение материала, позволяет студентам быть включенными в занятие, последовательно приобретая и закрепляя полученные знания
Рабочая учебная программа по дисциплине «Философские основы психотерапии» составлена старшим преподавателем кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Шевченко Д.В. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».
|